О важности взаимодействия педагогов музыкальной школы и родителей в деле воспитания гармоничной личности.

Яшенева Наталья Владимировна

Данный материал кратко раскрывает важную тему сотрудничества школы и семьи в деле формирования юного музыканта. В работе изложены основные взгляды автора на то, как совместными усилиями педагогов

и родителей можно достигнуть результатов в воспитании духовно обогащенной личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О важности взаимодействия педагогов музыкальной школы
и родителей в деле воспитания гармоничной личности

     Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом
и личностном развитии ребенка. Именно здесь складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении
к окружающим, к материальным и духовным ценностям. В семье прививаются чувства любви, долга, ответственности, справедливости. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного
и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
     Стремление помочь своим детям в выборе их жизненного пути свойственно заботливым родителям. Современные родители стремятся дать всевозможные знания ребенку практически с пеленок. Многие родители отчётливо осознают  значимость разностороннего развития ребёнка для успешного вхождения в мир взрослой, самостоятельной жизни. Понимая, что выбор занятий в первую очередь связан с индивидуальностью ребенка, родители стараются уже в раннем возрасте выявить природные склонности детей, окунуть их в ту или иную развивающую среду. И здесь в помощь семье выступают всевозможные учреждения дополнительного образования, ориентированные на творческое развитие. Cреди них особое место занимают детские музыкальные школы.
      В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Задачей музыкальной школы является – сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в школе: ведь музыкальное воспитание должны получать и дети со средними природными данными. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки - активным слушателем, участником школьного и домашнего музицирования. Решить эту задачу можно только сообща, включив в процесс обучения всё ближайшее окружение ребёнка.
      Часто, отдав ребенка в музыкальную школу, познакомившись
с учебными программами и убедившись в достаточно высоком уровне профессионализма педагогов, работающих с детьми, многие родители считают на этом свою функцию выполненной: ребёнок пристроен «в хорошие руки», его свободное время заполнено полезным творческим делом. Остаётся только ждать результатов обучения. Однако опытным педагогам хорошо известно, что далеко не каждый ребенок способен активно включиться в творческий процесс. И дело здесь не только в умении или неумении педагога создать соответствующую обстановку во время уроков. Значительную роль играет установка самого ребенка на серьезные занятия музыкой. И вот здесь решающим образом могут помочь родители. Именно от них в значительной мере зависит то, с каким усердием их чадо будет заниматься, и какую роль
в его жизни сыграет музыка. Дети, делая первые шаги на пути к искусству, нуждаются в поддержке и помощи самых близких им людей.
      Очень важно на начальном этапе обучения формировать  не только
у детей, но и у их родителей интерес к музыке. С первых же дней пребывания ребенка в школе педагоги должны поддерживать атмосферу успешного сотрудничества школы, детей, а также родителей, у которых формируется ориентация на достижение их ребенком положительного результата в учебе. Юного же музыканта важно убедить в том, что он непременно научится хорошо играть на инструменте в классе по специальности, а посещая другие занятияв музыкальной школе, узнает много нового и интересного.
       Основа учебы в ДМШ - индивидуальный урок. Процесс овладения
инструментом очень длительный, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы увлечь ребенка музыкальными занятиями. Уроки должны проходить динамично, а новый материал подаваться в увлекательной форме. Нельзя
с первых же уроков нагружать ребенка слишком объемными домашними заданиями. Первые пьесы должны быть образными («Мышка», «Кукла», «Облачко», «Паровозик»).  Каждый педагог знает, что проигрывание и прослушивание подобных пьес вызывает у детей яркие положительные эмоции. В атмосфере подобных занятий процесс обучения станет для ребенка радостным. А необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Первое время родители могут присутствовать на уроках и вместе со своим ребенком постигать азы музыкальной грамоты, чтобы при выполнении домашних заданий суметь помочь малышу.
      Все мы знаем, что добиться первых успехов в музыке сложнее, чем
в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах. Там ребенку легче проявить творческое начало, и он раньше видит конкретные результаты своей работы. Специфика же учебы в музыкальной школе требует систематических домашних занятий. Они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует длительной тренировки. И здесь также помощь родителей неоценима. Именно они должны создать дома благоприятную обстановку для этих занятий. Это и покупка инструмента, и рациональный режим дня, и доброжелательная атмосфера в семье. Умение вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении трудностей – это и есть каждодневная забота родителей. Ведь ребенку так важно понять, что его самым близким людям интересно то, что интересно ему.
       Одним из удачных методических приемов в начале обучения может явиться участие детей и родителей в торжественном празднике «Посвящения
в музыканты». В этот день учащиеся первого класса впервые выступают на сцене: поют в хоре, читают стихи, участвуют вместе с родителями в веселых конкурсах, слушают выступления старших учащихся. Принимая участие
в этом концерте, новенькие как бы получают аванс на дальнейший творческий рост. У этого веселого и волнительного мероприятия есть и такая важная цель – заинтересовать творческим процессом родителей, пришедших вместе с детьми, сформировать у них положительное отношение к музыкальным занятиям, создать установку на моральную поддержку ребенка.
      В своей работе педагоги должны помнить о необходимости повышения музыкальной культуры не только ученика, но и членов его семьи. Таким образом,  создается благоприятная звуковая среда для юного музыканта. Для решения этой непростой задачи в школе должны регулярно проводиться музыкальные вечера, посвященные творчеству композиторов, произведениям различных жанров и стилей, тематические концерты, беседы, музыкальные викторины, конкурсы, концерты, приуроченные к тому или иному празднику. На эти мероприятия, в которых принимают участие дети и их преподаватели, приглашаются мамы и папы,  бабушки и дедушки юных исполнителей. А если они каким-то образом еще и участвуют, то этот день запоминается надолго. Такие встречи объединяют в совместном творчестве исполнителей
и слушателей, способствуя воспитанию музыкального вкуса тех и других.
       Нельзя не сказать и о пользе домашних концертов для формирования артистических навыков юного музыканта. Родители могут организовывать такие концерты к семейным праздникам, другим праздничным датам, а также в качестве генеральных репетиций перед школьными выступлениями или конкурсами. Дети любят такие концерты и готовятся к ним серьезно. Важно создать торжественную обстановку для проведения этого семейного мероприятия. Можно пригласить в качестве гостей школьных товарищей, родственников и даже соседей. Это повышает ответственность юного музыканта. Будет хорошо, если ребенок сделает своими руками пригласительные билеты и сам заранее вручит их гостям. Играет роль и форма одежды артиста. Да и гостям в «зале» тоже неплохо бы нарядиться.
И даже если выступление окажется не вполне удачным, зрители наградят его игру аплодисментами, скажут ободряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра приносит слушателям удовольствие.
       Взаимодействие педагога с родителями с первых же дней пребывания ребенка  в музыкальной школе значительно облегчает процесс его адаптации в новой для него творческой среде. Кроме того, эти контакты являются основой индивидуальной работы с ребенком для лучшего понимания педагогом особенностей его личности. Чтобы выстроить правильную линию поведения, педагог должен знать индивидуальные особенности ученика, его характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто
не знает лучше родителей. Конечно, и родители бывают разные:  контактные
и закрытые, активные и неуверенные, импульсивные и робкие, строгие и мягкие. Поэтому при общении  определяются формы и методы работы с ними с учетом особенностей семьи. И какими бы разными не были родители, педагоги должны решать задачу взаимопонимания взрослых и детей, создания комфортных, благоприятных условий развития ребенка в семье и школе.
      Плодотворное сотрудничество родителей и учителей в музыкальной школе расширяет сферу общения с детьми, повышает общий тонус школьной жизни, делая ее содержательнее, интереснее, эмоциональнее. На основе этих отношений формируется взаимопонимание, которое позволяет обеспечить максимальное использование положительного потенциала возможностей семьи и музыкальной школы в воспитании творческой и гармоничной личности. И пусть ребенок не станет в будущем профессиональным музыкантом, но это будет интеллигентный, образованный любитель музыки, завсегдатай концертных залов, умеющий понимать классическое искусство, неравнодушный и тонко мыслящий человек.
    «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил видный пианист и педагог Г. Нейгауз, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия. Таким образом, родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта  в деле приобщения ребенка к музыке.

                   Список использованной литературы:
1. Зимина А.Н.- «Основы музыкального воспитания и развития»
2. Зак А., Мадорский Л. - «Ваш ребенок – ученик музыкальной школы»
3. Байбородова Л.В. - «Взаимодействие школы и семьи»
4. Ветлугина Н,А. - «Музыкальное развитие ребенка»