Структура открытого урока с обучающейся 3 класса "Работа над техникой"

Кравцова Елена Николаевна

Конспект открытого урока с обучающейся 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kravtsovoy.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура открытого урока с обучающейся 3 класса

«Работа над техникой»

Дата проведения: 15.12.2017

Продолжительность урока: 40 минут

Возраст обучающейся: 9 лет (3 класс) 

Инструмент: фортепиано

Задачи:

  • Образовательная: овладеть определёнными техническими навыками.
  • Воспитательная: расширить музыкальный кругозор, побудить обучающуюся к самостоятельной работе, привить любовь к инструменту.
  • Развивающая: обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт обучающейся.

Тип урока: Комбинированный

  1. Систематизация знаний, умений и навыков.

Методы проведения урока: 

  • рассказ
  • объяснение
  • беседа
  • показ
  • упражнение

Методический материал: ноты, методическая информация на электронном носителе.

Музыкальные произведения: 

К. Черни  – Этюд C-dur (ред.Г.Гермер) № 15

К. Черни  – Этюд G-dur соч. 261 № 16

К. Черни  – Этюд C-dur соч. 599 № 61

Цель урока: Формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов обучающейся.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Цели и задачи: дать теоретические знания, заинтересовать обучающуюся предстоящей работой на уроке.

Объявление темы урока. Краткое знакомство с творчеством К.Черни. Значение жанра этюда. Композиторы, пишущие в жанре этюда.

Тема нашего урока: «Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни». Прежде чем начать работу над этюдом, познакомимся  с творчеством австрийского пианиста, педагога, композитора (1791-1857). Это один из известных фортепианных педагогов первой половины XIX века, игре на фортепиано учился у Л.Бетховена. Бетховен доверил К.Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.

Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины XIXв. трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист.

Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Он написал также учебник композиции Полное теоретико-практическое учение о композиции (Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), Очерк истории музыки (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851) и мемуары.

Такие известные сочинения Черни, как Ежедневные упражнения (40 tägliche Studien, op. 337), Большая фортепианная школа (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), Школа беглости (Schule der Geläufigkeit, ор. 299), Школа беглости пальцев (Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740), навсегда останутся бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов, показывая пути решения технических проблем, которые встают в процессе обучения.

-   Мы будем работать над жанром этюда. Что такое этюд?
–  Быстрая        пьеса.
–  Не только!! Каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для        их        преодоления. Такие трудности – триоли, пунктирный ритм, различные виды арпеджио, аккордов, гаммаобразные пассажи, хроматические гаммы, октава, скачки и т.д.

Жанр этюда известен с XVII века. Наиболее известные композиторы и педагоги, писавшие в жанре этюда: Анри Лемуан. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал школу игры на фортепиано и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога».
Людвиг Шитте – датский композитор и пианист. Большой популярностью пользовались лёгкие пьесы Шитте, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ.
Елена Гнесина – русская пианистка и педагог. Автор фортепианных пьес и упражнений.
Герман Беренс – шведский пианист, дирижёр, композитор и педагог. Широко до сегодняшних дней распространён сборник его фортепианных этюдов «Новейшая школа беглости». В основном этюды этих композиторов проходят учащиеся в музыкальной школе.

II. Основная часть

Цели и задачи: доступно и грамотно объяснить учащимся основные этапы работы над этюдом, настроить их на активную работу на уроке, показать на практике и закрепить некоторые технические приёмы.

В ходе урока предстоит сделать:

–        определить        характер
–        определить        форму
–        взаимосвязь        характера        и        формы
–        определить        оттенки
–        определить        штрихи
–        определить        лад,        тональность,        размер
–        определить        основные        технические        трудности
–        провести        работу                над        штрихам
–         определить роль каждой руки

Пример: К.Черни, Этюд C-dur, ред.Г.Гермера № 15

Обучающаяся исполняет Этюд. Этюд находится на начальной стадии работы. Чтобы иметь более ясное представление об этюде,        педагог проигрывает        этюд        сам.
Обучающаяся  характеризует этюд: светлый, мелодичный, похожий на весенний ручеек. Сравниваем мелодию с тихим весенним дождиком, который становится тише в среднем разделе, ярче и активнее в конце.

Определяем на слух форму этюда – период, где первая и вторая часть разделены репризой. Находим эти части в нотном тексте. Учащаяся сама быстро их находит и уточняет, что в этюде основные оттенки: p, mF и F.

Педагог        спрашивает:
–        Что        создаёт        иллюзию        дождя?
–        Стаккато в конце музыкальной фразы и пассажи из мелких        длительностей.
–        Как        называется        штрих        в        этих        пассажах        ты        знаешь?
–        Легато.
–        Какой штрих играется несвязно, но не отрывисто?
–   Нон легато.

–   Покажи, где он применяется в Этюде?

–   В аккордах, в левой.

Важно выдержать весь этюд в одном штрихе. (Надо постараться не переходить на штрих нон легато – исходим из характера этюда – лёгкий дождик {стаккато}, не превращающийся в тяжёлые «градинки» [нон легато])

Определяем с обучающейся, что пьеса написана в мажорном ладу. Определяем основную тональность C-dur. Уточняем по тексту: 1 и 3 части написаны в C-dur. Смотрим вместе, в какой тональности написана 2 часть: G-dur (находим фа#, определяем границы тональности, затем обращаем внимание на знаки альтерации, интервал ми бемоль – фа #, который звучит немного с грустью и разрешается в светлый тонический аккорд G-dur.)
Закрепляем тональности – проигрываем гаммы C-dur и G-dur, аккорды – T, T6, T64, S, S6, S64. Следим за правильностью аппликатуры в аккордах.

Определяем размер – 6/8 (танцевальный характер обучающаяся определила в самом начале урока). Сравниваем размер 3/4 и 6/8 (более мелкие длительности и отсюда более подвижный темп, на танцевальную первую долю приходится 6 нот, а не 3).

В самом начале мы говорили, что каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для её преодоления.

– Какая техническая трудность в этом этюде?
– Игра аккордами.
– Давай с тобой определим, к какому виду техники относятся аккорды?
– К крупной технике.

Перечисляем, что относится к крупной технике, здесь же уточняем, что относится к мелкой технике.
Играем аккорды в правой руке (определяем – звучат 2 вида аккордов – T и S.). Тоническое трезвучие – в последовательности T-T64, субдоминантовое трезвучие в последовательности – S64-S6.
В конце первой части – ломанные аккорды.

Главное в аккордах – полная одновременность звучания, ровность всех звуков. Прошу обучающуюся сыграть начальные аккорды медленно, всей рукой. Следим, чтобы рука не зажималась, снимаем аккорд свободным локтём.
Чтобы полностью слышать аккорд, играем поочередно: два крайних звука, два верхних звука и т.д.
Группируем аккорды по 2. Второй аккорд как бы исходит из 1 аккорда, первый аккорд берётся с большим весом руки, второй – с меньшим.
Чтобы запомнить комбинацию из 2 аккордов, проигрываем их в разных октавах. Пробуем играть их разными оттенками. Замечаем что аппликатура в аккордах такая же, какую мы играли в гаммах.
Прошу обучающуюся спеть основную мелодию этюда. Обучающаяся поёт мелодию верхнего звука аккорда. Уточняем, что аккорд содержит мелодию в верхнем голосе. Проигрываем эту мелодию отдельно, затем играем эту мелодию пятым пальцем (т.е. тем пальцем, который в аккорде). Теперь играем аккорды, прислушиваясь и контролируя мелодию в верхнем голосе. Верхний голос должен звучать ярче, два других более матово. Пятый палец прижимает более плотно клавишу, а другие с меньшей силой.
Определяем с обучающейся ещё одну трудность – игра аккордов штрихом стаккато. Существует два приёма стаккато: по принципу ударных и по принципу щипковых. Показываю эти варианты, прошу обучающуюся повторить.

– Как ты считаешь, какой вариант больше подходит к нашему этюду?
– К 1 и 3 части – второй вариант (щипковый), ко второй части – 1 вариант (ударный)
(Опять же исходим из характера этюда).

Играем аккорды легкими, «пружинистыми» движениями, пальцы при этом должны быть активными и словно схватывать аккорд. Это придаёт большую точность звукоизвлечения и отчётливость звучания.
Обращаю внимание обучающейся на штрих-акцент, который нужно играть подчёркнуто (ставим крепко палец, с замахом сверху).
Определяем с обучающейся темп allegretto (чуть медленнее чем allegro). Отмечаю, что стаккато единственный вид артикуляции, который имеет темповый потолок. Обращаем внимание на замедление – poco rall – в конце второй части.

Теперь рассмотрим партию левой руки:

– Из чего состоит партия левой руки?
– Из баса и аккорда.
– Левая рука выполняет роль аккомпанемента.
– Сыграй, пожалуйста, мелодию баса.

Обучающаяся играет мелодию баса (5 пальцем). Я играю аккорды. Затем обучающаяся играет бас левой рукой, аккорды правой. Затем обучающаяся играет бас и аккорды одной левой рукой. Бас – более глубоким звуком, погружаясь до глубины клавиши, аккорды – лёгкими пальцами, на «кистевом снятии».
Чтобы быстрее находить скачок между басом и аккордом, пробуем, как вариант проиграть с закрытыми глазами.
Чтобы углубить бас, пробуем взять на него «прямую» педаль. Сравниваем варианты с педалью и без неё. Обучающаяся отмечает, что бас с педалью звучит ярче, насыщеннее, легче подготовить руку к аккорду.
Пробуем играть этюд двумя руками. Это трудно! Обучающаяся ещё пока не охватывает и не может выполнить все требования сегодняшнего урока.
Отмечаем, что прежде чем соединить обе руки, обучающаяся должна хорошо знать партии обеих рук и уметь выполнять все требования, предъявляемые к каждой партии. Определяем роль каждой руки: левая рука – опорная, как бы лежащая всё время на клавиатуре, выполняет роль фундамента, правая – более подвижная, лёгкая, ведущая основную мелодическую линию.

III. Заключительная часть

Цели и задачи: закрепить пройденный на уроке материал, настроить обучающуюся на полноценную домашнюю работу.

– Отметить положительные моменты урока.
– Обратить внимание учащейся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить все основные моменты урока (над чем конкретно работали)
– Сделать запись в дневнике.

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над техникой» проводился с обучающейся 3 класса: Тип урока Комбинированный а) традиционный урок; б) повторение пройденного материала.

Форма проведения урока – занятие-мастерская.

Выбор данной темы считаю актуальной т.к. для того, чтобы обучающаяся умела самостоятельно работать над интересным, художественным нотным материалом и делала это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить техническо-исполнительскую базу (гаммы, этюды, технические упражнения, музыкальную терминологию и др.).

В связи с этим, учащиеся фортепианного отделения один раз в год сдают технические зачеты, совершенствуя раз от раза свое исполнительское мастерство.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: работа над техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни через развитие познавательных процессов учащегося. Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

  1. Научить учащегося детально анализировать музыкальное произведение (Этюд).
  2. Изучить виды техники.
  3. Научить применять различные приемы и способы игры  в наиболее технически  сложных тактах.

Развивающая:

Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.
  2. Создать атмосферу доброжелательности между обучающимся и преподавателем.

Использовались следующие методы обучения:

  • музыкально-иллюстративный;
  • метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации (к открытому уроку обучающейся было задано проблемное задание);
  • исследовательский метод, в результате которого обучающаяся устанавливала истину, новую только для неё. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).

Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание обучающейся.

Цели и задачи урока достигнуты.

Литература: 

  1. Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей.
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978 .
  3. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве Л. Муз 1985.
  4. Коган Г. У врат мастерства М. Классика – XXI. 2004 г.
  5. Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей.
  6. Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М. 1965.
  7. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой изд. М.: «Классика» – XXI. 2003.
  8. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Муз. 1991.
  9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика XXI. 1999.