Открытый урок на тему "Особенности работы над пьесами различных стилей" 2019

Резакова Ольга Александровна

как работать с учащимся над пьесами различных стилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_2019.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

г. Смоленска

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  14.11.2019г.

преподавателя

струнно-смычкового отделения

Резаковой Ольги Александровны

Тема урока: «Особенности работы над пьесами различных стилей»

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе

                    с учащимся  8 класса Стельмашок Тимофеем.

Цель урока: Освоение средств музыкальной  выразительности и их стилистических особенностей исполнения на примере изучаемых произведений.

Задачи:

1.  Образовательная задача:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,  динамика);

-продолжить формирование практических навыков: игра различными штрихами и видами техники (аккордовая, двойных нот),  работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе;

2. Воспитательная задача:

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать усидчивость, собранность;

3.  Развивающая задача:

-  развитие слуха;

 - координация движений;

 -активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности;

-развитие навыка исполнения произведений с определенными стилистическими особенностями.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Скрипка,    фортепиано ,пульт, 2 стула, нотный материал (Г. Шрадик «Упражнения», А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки», И. Маттесон «Ария», К. Корчмарев «Испанский танец»), ноутбук, иллюстрации, аудиозаписи.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц;

 - чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется  повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

План урока:

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Разминка (упражнения, направленные свободу двигательного аппарата)  - 5 мин.

3. Работа с музыкальным материалом – 30 мин.

4. Итог урока– 5 мин.

5. Домашнее задание – 3 мин.

Содержание /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- озвучивание темы урока, задач;

- настройка инструмента;

- подготовка пульта и нотного материала к работе с концертмейстером.

2.  Разминка:

- игра упражнений Г. Шрадика раздел 1-2 (проверка постановки, настройка слуха, налаживание игровых движений);

- игра однооктавных гамм на одной струне ( настройка слуха, координация движений при игре в позициях).

3.  Работа с музыкальным материалом:

И. Маттесон «Ария»

Иоганн Маттесон музыкант и музыкальный писатель (1681 – 1764). Родился и умер в г. Гамбурге. Получил отличное образование: выучился петь и играть почти на всех оркестровых инструментах. Знал много языков и юриспруденцию (право). В течении жизни служил певцом, капельмейстером, дирижером, преподавателем – воспитателем, каноником собора. Поразительна та рабочая сила, которую  проявил этот многосторонне занятой человек. Он написал 8 опер,   24 оратории и кантаты, мессу, фортепиманные сюиты, 12 сонат для флейты и прочее. При жизни почти все его произведения издавались (печатались). Особенно важны его теоретические труды.

Маттесон И. — автор первой оперы на русский сюжет «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (на собственный текст, 1710; впервые исполнена лишь в 2007 году).

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Пишутся арии как самостоятельные произведения, но чаще это номера из опер, ораторий, кантат. Изначально «ария» означало просто песню и писалась как песня в простой куплетной или трехчастной форме.

Исполнение Арии И. Маттесона и практическая работа над каждым разделом.

Ария И. Маттесона (обработка для скрипки и фортепиано В.Бурмейстера) написана в старинной 3х частной форме:   а b а1

признаки      - первая часть  - период (8 тактов);

- вторая часть развивающая музыка, пропорциональная первой, в

конце нет полной совершенной каденции (16 тактов);

- третья часть: точное или неточное повторение периода (8 тактов).

В барочном вокальном искусстве существовали определенные правила сугубо технического характера, определяющие стилистику исполнения,в связи с этим исполнение скрипичных штрихов и выбор выразительных приемов  исполнительства должен полностью исходить из стиля и характера произведения,  художественно-выразительной стороны исполнения старинной музыки, эстетике того времени.

В барочной музыке был распространен термин «инструментальное пение», поэтому рекомендуется заранее настроиться учащейся на исполнение ровной, мягкой, кристально чистой, тянущейся звуковой линии.

Главной целью исполнения ставили донесение смысла произведения слушателям и пробуждение в них множества разнообразных аффектов. Не следует путать с эмоцией: «… качество, свойственное аффекту в отличие от эмоции, – масштабность высказывания, требовавшая сольного номера достаточной протяженности, не афористичного, а полновесного выражения».Аффекты необходимо было передавать различными интонациями голоса. От конкретного аффекта зависели различные динамические, темповые, артикуляционные и орнаментальные детали исполнения.Наряду с соразмерностью голоса, важным требованием в исполнении было«гибкость» звука.

Работа над  звуком (проведение и смены смычка), над качеством штрихов легато и деташе и их видами .Нахождение выразительных приемов музыкального интонирования.

Основой выражения аффектов является динамика. «Каждому знатоку известно, – писал И. Маттезон, – что в музыке слабое и сильное – подобно тому, как в живописи свет и тень, – являются важнейшими источниками, из которых человек искушенный может извлечь секрет, как наилучшим образом усладить своих слушателей.

Известный педагог XVIII столетия Манштейн сравнивал вокальный голос с «хорошим тестом», и далее добавлял: «Нужно, чтобы голос можно было уменьшить в объеме, делать из него, как из теста, тонкие нити и большие массы, подчинять его всевозможным формам».

Острой проблемой для современного исполнителя остается верное воспроизведение присущей музыке барокко динамики. Известно, что динамические обозначения здесь встречаются крайне редко. И это было обусловлено прежде всего вполне определенными требованиями к исполнителю, который должен был быть широко образован не только в сфере теории и истории музыки, но так же понимать законы акустики, физиологии и т. д. Ему самому следовало определить верную динамику музыкального произведения.

Естественно, к исполнению старинной музыки, должен знать некоторые основные принципы правильного распределения динамических оттенков.

Во-первых, к ним относится достаточно резкие противопоставления  forte и piano, ввиду отсутствия crescendo и diminuendo.К тому же следует помнить, что в исполнительском искусстве барочной эпохи считалось ошибкой ограничиваться лишь теми динамическими оттенками, которые выписаны в нотном тексте. Во-вторых, – принцип так называемой «ритмической динамики», когда медленному движению музыкального произведения чаще всего соответствует динамический нюанс piano и напротив быстрому – forte.В-третьих, эффект «эха», применяемый при повторении музыкального материала с целью динамического дифференцирования и изображения контраста звукового пространства.

Работа над динамикой и фразировкой каждого раздела ,формой всей пьесы.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты  головы (вправо, влево, вверх, вниз).

К. Корчмарев «Испанский танец»

Климентий Аркадьевич Корчмарев(1899 1958), советский композитор, заслуженный деятель искусств. Родился в г.Верхнеднепровск,  Днепропетровской  обл. (Украина)умер в г.Москве. В1919 окончил Одесскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. До1923 занимался педагогической работой и концертировал по Украине; с 1923 - в Москве. Входил вОбъединениереволюционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). Один из первых композиторов, обратившихся к советской   революционной  тематике. 

Его творчество многогранно: оперы, балеты, хоровая музыка, оркестровая и камерно-инструментальная музыка для различных составов, музыка к кино и мультфильмам («Тень у пирса», «Далекая невеста», «Поединок», «Сказка про белого бычка»).

Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танцевальные движения (па) ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Главными характеристиками танца являются ритм, рисунок, динамика. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. В Испании в настоящее время известно несколько разновидностей народных танцев: болеро, качуча, мунейра, сарабанда, фанданго, фламенко, сегидилья, сардана, хота.  В каждом танце имеются свои стилистические особенности. Это либо хороводный танец (сардана, мунейра), либо сольный или парный (фанданго, сегидилья). Каждый танец был посвящен определенному событию: сбору урожая, празднику свадьбы, танец соблазнения, празднику церковному и т.д.

В своем произведении «Испанский танец» К. Корчмарев не выказал определенного предпочтения какому-либо направлению, а использовал обобщающие черты национальной испанской музыки. Наиболее приближены интонации и характер звучания к двум танцам – сегидильи и хоте.

Оба парных танца исполняются в подвижных темпах, имеют 3-х дольный размер, исполняются под сопровождение кастаньет, гитар, лютней, барабанов, а иногда и волынки. Сегидилья более ранний танец, возник в XV—XVI веках. Хота появилась в XVIIIвеке.

«Испанский танец» написан в классической 3-х частной форме со вступлением и кодой. Пьеса насыщена множеством музыкально – выразительных приемов, иногда вызывающих технические сложности в исполнении (двойные ноты, аккорды, форшлаги, пассажная техника).

Исполнение пьесы целиком и определение границ формы, основных художественных задач и  способы их реализации (поиск верных приемов исполнения: звукоизвлечение, штрихов и пр.).

Испанский танец написан в романтическом стиле, а значит и выражение характера должен быть более чувственным, гибким, многогранным. Одной из черт романтизма было сочетание тем радости с темами тоски и одиночества. В музыке использовались средства изобразительности, способов выражения эмоций, красочности.

Работа над динамикой и формой.

4. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют  знания и умения применять музыкально-выразительные средства исполнения, соответствующие стилю и характеру исполняемых произведений.

Активная творческая работа по поиску приемов исполнения, анализ исполнения музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

5. Домашнее задание: 

Отработка исполнительских приемов исполнения на изучаемых пьесах, различных по стилю и характеру.