Открытый урок на тему "Формирование начального навыка вибрато" 2020

Резакова Ольга Александровна

Помощь в работе над вибрато

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nachalnogo_navyka_vybrato.docx21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

г. Смоленска

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  4.02.2020 г.

преподавателя отделения  струнно-смычковых инструментов

Резаковой Ольги Александровны

В проведениии урока принимает участие концертмейстер

 Черненкова Елена Викторовна

Тема урока: «Формирование начального навыка вибрато»

                                 

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе

                    с обучающейся 4 класса

Цель урока: Освоение обучающейся Cтельмашок Верой

                     начального  навыка вибрато и использование

                     его в произведениях малой формы.

           

Обоснование цели: Вибрато - один из выразительных приемов скрипичного исполнительства. Владение им - показатель скрипичного мастерства исполнения. Формирование основ начинается со второго года обучение. На третьем году обучения происходит формирование навыка и его применение в произведениях различных направлений, стилей и форм.

Задачи:

1.  Познавательная задача:

- знакомство с формами применения Вибрато, особенностями его использования;

- знакомство с видами Вибрато и их характерными звуковыми особенностями.

2. Воспитательная задача:

-  воспитание понимания значения Вибрато, как художественного средства исполнительства, их различия при решении технических и  художественных задач.

3.  Развивающая задача:

- развитие практических навыков исполнения Вибрато;

- практическое приспособление левой руки к исполнения Вибрато, коррекция постановки, развитие эластичности и гибкости кисти и пальцев левой руки.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Скрипка, фортепиано, пульт, метроном, нотный материал (Хрестоматия для скрипки 2-3 класс, Хрестоматия для скрипки 3-4 класс),    методическая литература (В. Григорьев «Методика обучение игре на скрипке» тема "Вибрато"), наглядное пособие (А. Баринская "Начальное обучение на скрипке").

Используемые педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

- личностно-ориентированное;

- разноуровневое;

- развивающие;

- профессиональные.

Содержание /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

   ПЛАН:

1. Подготовка класса к занятию - до урока;

2.  Теоретическое вступление – 3 мин.;

3. Разыгрывание - 4 мин.

4. Повторение упражнений на развитие навыка Вибрато - 3 мин.

5. Работа над пьесой К.Вебера "Хор охотников" с использованием Вибрато - 10 мин.

6. Работа над пьесой  Й. Гайдн "Менуэт" с использованием Вибрато - 15 мин.

7. Подведение итогов и домашнее задание – 5 мин.

1. Подготовить класс к занятию: поставить пульт, подготовить клавиры для концертмейстера, подготовить инструктивный материал для разыгрывания, подготовить наглядные пособия (изображения) по исполнению Вибрато.

2. В музыкальном исполнении «вибрато» является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру. Даже нетренированные слушатели замечают большую разницу между звуком вибрирующим и звуком, лишенным вибрато. Вибрация в этом отношении тесно связана с эмоциональным подъемом исполнения и с эмоциональным воздействием на слушателя. Вибрато бывает трех видов: локтевое, кистевое и вращательное – это уже в зависимости от индивидуальности и особенностей постановки. Большей частью встречаются смешанные виды вибрато. Вращательное вибрато чаще встречается у виолончелистов.  Кистевая форма вибрации характеризуется сгибанием – разгибанием в кистевом комбинированном суставе, в виде небольших по размаху ритмических движений, управляемых главным образом мышцами предплечья. Остальные части руки не могут при этом сохранить неподвижность. Наряду с этим в процесс вибрирования вовлекается в небольшой мере вращательный сустав предплечья.

Локтевая форма вибрации характеризуется сгибательно-разгибательными движениями в локтевом суставе. Но также движения наблюдаются не только в одном локтевом суставе,  хотя они здесь являются основными и руководящими всем процессом вибрации. Активному вибрационному движению руки, необходима известная «мягкость» пальцев, своего рода, «податливость» пальцевых суставов. «Жесткие» пальцы менее приспособлены для «скрипичной» вибрации, недели «мягкие».

3. Разыгрывание. Налаживание игрового аппарата, настройка слуха.

Практическая работа:

- исполнение "Лесенок" на всех струнах в 1 позиции (под аккомпанемент);

- исполнение однооктавных гамм на одной струне с переходами в позиции;

- исполнение "Занимательных гамм"(под аккомпанемент).

4. Повторение упражнений на развитие навыка Вибрато.

Практическая работа (сборник А. Баринской):

- выполнение упражнений на формирование навыков вибрато.

5. Работа над пьесой К. Вебера "Хор охотников" с использованием Вибрато.

Барон Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (18 или 19 ноября 1786Ойтин — 5 июня 1826Лондон) — немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Один из первых композиторов-романтиков, создатель немецкой романтической оперы, организатор национального музыкального театра. Музыкальные способности Вебер унаследовал от отца, оперного капельмейстера и антрепренёра, игравшего на многих инструментах.

Писал оперы симфонии, фортепианные сонаты, кантату, дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

"Хор охотников" - фрагмент из оперы "Волшебный стрелок"

«Вольный стрелок» ( в русском переводе также неточно — «Волшебный стрелок») — романтическая опера Карла Марии фон Вебералибретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре

Практическая работа:

- исполнение пьесы (под аккомпанемент);

- нахождение мест (нот), которые  необходимо исполнить с применением Вибрато;

- определение характера Вибрато;

- отработка этих мест отдельно от пьесы (под аккомпанемент);

- проигрывание пьесы целиком с использованием Вибрато (под аккомпанемент с записью на видеокамеру);

- анализ исполнения и обсуждение дальнейших форм работы.

6. Работа над пьесой Й. Гайдна   "Менуэт" с использованием Вибрато

Франц Йо́зеф Гайдн ( 31 марта 1732[10] — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

Родители обнаружили в мальчике музыкальные способности и Йозефа забрал его дядя и увез его в город, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. Гайдн очень хотел быть учеником Никола Порпоры, но его уроки стоили очень больших денег. Поэтому Гайдн договорился с ним о том, что во время уроков он будет сидеть за занавеской и слушать не мешая никому. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции.  Он служил при дворе князей Эстерхази.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

Практическая работа:

- исполнение пьесы (под аккомпанемент);

- нахождение мест (нот), которые  необходимо исполнить с применением Вибрато;

- определение характера Вибрато;

- отработка этих мест отдельно от пьесы (под аккомпанемент);

- проигрывание пьесы целиком с использованием Вибрато (под аккомпанемент с записью на видеокамеру);

- анализ исполнения и обсуждение дальнейших форм работы.

7. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также  функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию. О воздействии вибрато говорит музыкальный критик А.Углов «Если у смычковых инструментов «отнять» эту особенность, то он лишится главной прелести, омертвеет… Только в вибрации смычковый инструмент имеет свое «цветение», в ней заключена главная сила воздействия на слушателя, именно она обладает способностью потрясти и покорить аудиторию». Именно это качество резко отличает пение и игру на смычковых инструментах от игры на инструментах с невибрирующим звуком. Если вибрато не совпадает с характером музыки, оно может крайне отрицательно сказываться на исполнении.

Работая над Вибрато надо учитывать:

- возникшую эстетическую слуховую потребностью в вибрато, как в звуковой краске.

-  отсутствие лишних напряжений в игровом аппарате.

При наличии этих предпосылок находятся нужные движения самостоятельно.

Весь дальнейший процесс развития вибрато должен руководствоваться задачей максимального расширения средств музыкальной выразительности.

Запись домашнего задания.

Результат: По окончании урока обучающаяся Стельмашок Вера  должна знать область применения исполнительского приема Вибрато, его выразительные свойства, использовать его в изучаемых произведениях, знать методы и приемы работы над совершенствованием  данного приема исполнения.