Открытый урок на тему :"Смена позиций как художественный прием исполнения" 2022

Резакова Ольга Александровна

Работа над сменой позиций в художественных произведениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_22.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им М.А. Балакирева» г. Смоленска

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  30 ноября 2022 года

преподавателя отделения «Струнные инструменты»

Резаковой Ольги Александровны

Тема урока: «Смены позиций  как художественный прием исполнения»

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе

                    с обучающейся 4 класса Коржаковой Лидией

                    В проведении урока принимает участие концертмейстер

                    Черненкова Е.В.  

Цель урока: Освоение обучающейся Коржаковой Лидией

                      навыка смен позиций и применение его  

                      в произведении  как художественный прием.

                 

Обоснование цели: Смена позиции – один из необходимых приемов игры на струнно – смычковом инструменте, в то же время, это один из выразительнейших средств исполнения. Владение качественной сменой позиций как одного из важнейших технических приемов исполнения – залог успешной исполнительской деятельности.

Задачи:

1.  Познавательная задача:

-    знакомство с видами переходов, особенностями их исполнения;

- знакомство характерными особенностями каждого вида переходов;

2. Воспитательная задача:

-  воспитание понимания значения работы над переходами в струнно-смычковом исполнительстве, решении технических и  художественных задач.

3.  Развивающая задача:

- развитие практических навыков исполнения всех видов переходов;

- практическое приспособление рук, координация рук при исполнении смен позиций, коррекция постановки, развитие эластичности и гибкости кисти и пальцев левой руки.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Скрипка, фортепиано, пульт, нотный материал

Используемые педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

- нравственно – эстетические;

- личностно-ориентированные;

- развивающие;

- профессиональные.

Содержание /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

   ПЛАН:

1. Подготовка класса к занятию - до урока;

2.  Теоретическое вступление – 3 мин.;

3. Разыгрывание - 5 мин.

4. Игра упражнений и этюдов на все виды переходов - 15 мин.

5. Реласкпауза – 2 мин;

6. Работа над пьесой Р.Хофмана «Ариетта»  - 10 мин.

7. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание – 5 мин.

1. Подготовить класс к занятию: поставить пульт, подготовить инструктивный материал для разыгрывания.

2. «Игра только в одной позиции - вещь настолько элементарная, что с трудом может оправдать употребление термина «техника» в наиболее распространенном смысле этого слова. Я начинаю рассмотрение техники левой руки лишь с перемены позиций…» (Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»).

Для достижения высокого уровня владения скрипкой важно как можно раньше приступать к освоению грифа, но не ранее, чем освоены навыки свободной и интонационно-чистой игры в первой позиции. Этот навык необходимо развивать с элементарных игровых приемов игры - смены позиций.

В скрипичной методике позицией подразумевают положение левой руки относительно шейки грифа скрипки.

В современной скрипичной педагогике выделяют четыре вида переходов, в соответствии с приемами их выполнения.

1 вид - переходы через открытую струну.

Выполнение переходов этого вида достаточно простое. Изменение позиции происходит во время звучания открытой струны, потому не вызывает никаких трудностей

Прежде всего, осваивается свободное скольжение левой руки вдоль грифа из первой в третью позицию и обратно. Следить за свободой большого пальца, за плавностью движения руки. После такого подготовительного упражнения можно приступать к изучению переходов.

2 вид - переходы, которые осуществляются одним и тем же пальцем.

Этот вид перехода не является наиболее сложным. В момент перехода нужно несколько ослабить нажим пальца на струну, чтобы глиссандо получилось мягкое и певучее.

Следим за тем, чтобы не было излишнего нажима пальца на струну, так как это мешает плавному переходу.

3 вид - переходы с нижележащего пальца на вышележащий (и обратно).

Скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент стоит на струне. При этом образуется вспомогательная нота, которая нужна только как временный ориентир. По мере усвоения навыка, надобность в ней постепенно отпадает.

4 вид - переходы с вышележащего пальца на нижележащий (и наоборот).

Это самый сложный вид перехода и требует большой тренировки. Скользит палец, стоящий перед переходом и только тогда, когда вся рука достигла нужной позиции, он незаметно подменяется нижележащим. Этот вид перехода встречается в каждой гамме. Он особенно важен при исполнении гаммаобразных последовательностей. Его следует особо тщательно и последовательно укреплять на этюдах, гаммах и пьесах.

Относительно этого вида переходов, как и предыдущего, существует две противоположных точки зрения о целесообразности использования вспомогательных нот. Можно начинать изучать этот вид переходов, используя вспомогательные ноты, постепенно уменьшая их использование вплоть до полного исчезновения, а можно сразу учиться плавным переходам без лишних нот. Во всяком случае, следует достичь плавного перехода за счет замещения одного пальца другим.

3. Разыгрывание.

Практическая работа.

Налаживание игрового аппарата, настройка слуха:

- исполнение "Лесенок" на всех струнах в 1 позиции;

- исполнение «Лесенок» на всех струнах во 2 позиции;

- исполнение «Лесенок» на всех струнах в 3 позиции.

4. Игра упражнений на все виды переходов

Практическая работа.

- А Комаровский Этюд 5 (переход через открытую струну);

- А Комаровский Этюд 14  (переход одним пальцем);

- М. Гарлицкий «Шаг за шагом» упр.№24  (переход с нижележащего на вышележащий);

- М. Гарлицкий «Шаг за шагом» упр.№33,34  (переход с вышележащего  на нижележащий);

5. Релакспауза.

- упражнение «Деревце»; - упражнение «Вертушка».

6. Работа над пьесой Р.Хофмана «Ариетта»

Практическая работа:

- исполнение пьесы (под аккомпанемент);

- нахождение мест со сменами позиций;

- определение видов переходов;

- отработка этих мест отдельно от пьесы (под аккомпанемент);

- проигрывание пьесы целиком с использованием необходимого вида перехода (под аккомпанемент);

- анализ исполнения и обсуждение дальнейших форм работы.

7. Подведение итогов, рефлексия  и домашнее задание.

По окончании урока обучающаяся Коржакова Лидия должна знать виды переходов на струнно – смычковых инструментах и уметь их исполнить на материале упражнений, этюдов. Знать и понимать художественно – выразительные качества каждого из переходов. Знать вид перехода в исполняемой пьесе и уметь его исполнить отдельно и в пьесе целиком  как художественно – выразительное средство. Знать методы и приемы работы над совершенствованием смен позиций и уметь их применять.

Рефлексия-

1.Узнала ли ты что-то новое на этом уроке?

2. С какими столкнулась трудностями?

3. Что удалось сделать? Что не получилось?

4. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Запись домашнего задания.

                                                                                                       

Список используемой литературы:

 1. Ю.И. Янкелевич.  Педагогическое наследие. Москва 1993

 2. М. Либерман, М. Берлянчик . «Культура звука скрипача» Москва «Музыка» 1983

3. В.Руденко, Н.Руденко. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности. Москва 1986

                                                                          --------------------/Резакова О.А.