План открытого урока на тему:"Ансамбль как форма исполнительского мастерства" 2021

Резакова Ольга Александровна

Подготовка к выступлению струнного ансамбля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_kak_forma.docx18.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

г. Смоленска

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  24 ноября  2021 г.

преподавателя отделения  струнно-смычковых инструментов

Резаковой Ольги Александровны

Тема урока: «Ансамбль как форма исполнительского мастерства»

Вид урока:

-Групповое занятие в исполнительском классе

Цели урока:

-Применение различных форм работы для формирования навыков игры в ансамбле и подготовки к концертному выступлению».
-Освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения.

Задачи:    образовательная

- отработка ансамблевых моментов с использованием различных методов и приёмов;
-укрепление общей интонационной основы;
-контроль над четкостью ритма;

        воспитательная-

-     воспитание музыкально-художественный вкуса.
-     развитие активности внутреннего слуха, логического и образного мышления;
-     воспитание навыков самоконтроля в игре на скрипке.

       развивающая -
-     формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой.
-    развитие самостоятельности в работе над произведением.
-    развитие внимания и памяти.

Методическое обеспечение:

- скрипки, пульт;

- скрипичные партии изучаемых пьес;

-дневники

Содержание

 /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

ПЛАН:

1. Подготовка класса к занятию - до урока;

2.Организационный этап ( + настройка)                    - 3 мин.

3.Этап подготовки                                                        - 8 мин.

4. Основной этап – закрепление знаний                     - 22 мин.

5.Итоговый этап                                                            -  5 мин.

5.Домашнее задание                                                      - 2 мин

Организационный этап.

Сегодня мы  покажем процесс работы над двумя музыкальными произведениями:

А.Даргомыжский  Полька

А.Бекман  В лесу родилась елочка

Этап подготовки

Прежде чем приступить к работе над музыкальными произведениями, сначала разыграемся.

Давайте определим задачи: -слушаем себя и весь ансамбль в целом;

-поём про себя, и этим добиваемся чистоты интонации;

-считаем про себя, одновременно меняем смычки;

 Почему полезно разыгрываться?(Настраиваемся на тональность, настраиваем внутренний слух ,слушая соседа,………………………….

Будем играть гамму Ре Мажор сначала в унисон. Сначала играем пианиссимо, прислушиваясь друг к другу, подстраиваясь под общую интонацию.Исполнение.

Теперь разделимся на два голоса и сыграем гамму каноном(а что это такое?) от piano на crescendo к forte, затем diminuendo и piano. Исполнение.

Спасибо, можно приступать к работе над пьесами

Основной этап – закрепление знаний

Прежде чем мы приступим к работе над «Полькой» А. Даргомыжского, повторим материал прошлого урока. (Какой жанр этого произведения? Размер? Тональность? Форма? Характер?Какие штрихи здесь используются? Помогают ли они передать характер этой пьесы?) Молодцы!

Теперь давайте сыграем произведение.

Исполнение. Получилась ли сыграть ритмически правильно? Полька  прозвучала  легко, изящно? Динамика была ярко выражена или слабо?

Давайте сейчас сыграют только первые скрипки. В этой Польке мелодия у партий достаточно равноправная. Играем  небольшим отрезком смычка в средней его части, даже ближе к колодочке, чтобы получалось легко, прыгуче. Давайте сыграем еще раз. Уже лучше.

Теперь я попрошу 2-х скрипок  сыграть свою партию. Особое внимание обращаем на средний раздел. В данном эпизоде попрошу сыграть свои шестнадцатые ярче, смелее. Здесь вам нужно звучать ярче  первых скрипок, выделить этот мелодический ход. Давайте сыграем этот эпизод. Молодцы, вы очень отзывчивые и старательные. Теперь сыграем все вместе с самого начала.

Исполнение. Вы сыграли хорошо, но хочется более четкого исполнения пунктиров. Давайте будем внимательны к окончанию фраз – их нужно играть тише, мягче, не перетягивая длительности. И в конце небольшое ускорение. ,внимательно слушайте концертмейстера Давайте исполним произведение целиком. Исполнение.

Уже намного лучше стали ваши ансамблевые навыки: вы прислушиваетесь друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами в одной части смычка, делаете вместе динамическое развитие. Произведение начинает звучать лучше. Правда, пока не хватает сценической свободы, но этот важный навык вырабатывается не на уроке, а только в целой серии концертных выступлений. И у нас с вами есть такая цель – много выступать.

Двигаемся дальше. А.Бекман В лесу родилась елочка.

Давайте вспомним некоторые важные моменты: написана была эта детская песенка в начале 20 века, автор музыки Леонид Карлович Бекман.С тех пор без нее трудно представить новогодние праздники как у детей, так и у взрослых.Исполнение. 

Сегодня звучит лучше. Молодцы, поработали дома. Но пока звучим немного не вместе. Требование ко всем – четче ритм. Для этого нужно обязательно считать про себя, крупные длительности наполнять пульсацией восьмыми.

Особое внимание-на исполнение пунктиров. Для этого обязательно  надо проговаривать ритмический рисунок вслух дома…еще лучше-напевать. И конечно же добиваться легкого звучания в 1партии в то время, когда тема проходит у 2-х скрипок.

Итоговый этап:

В завершение урока предлагаю сконцентрировать все знания, умения и навыки , необходимые для коллективного музицирования и исполнить оба произведения. Помните, что скрипки и смычки поднимаем и опускаем одновременно. В конце выступления – одновременный поклон.

Исполнение 2 произведений

Ребята, большое спасибо вам за работу. Ваш труд я оценила на оценку «отлично». Все вы молодцы. Видно, что игра в ансамбле приносит вам большое удовольствие, и поэтому вы всегда работаете с полной самоотдачей.

И еще. Попрошу вас оценить свои усилия   на уроке, подвести некоторые итоги

5. Домашнее задание: Домашнее задание будет таким: проанализировать своё сегодняшнее исполнение, выявить все положительные и отрицательные моменты. Следующий урок мы начнем с совместного обсуждения. Дома еще раз повторите партии. Наш урок закончен. Всем спасибо!

Результат:

Ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя;  кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

 

 Т