Импровизация в балетном классе.

Свириденко Светлана Федоровна

В данной статье рассматривается вопрос музыкальной импровизации в работе коцертмейстера хореографического класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx13.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Импровизация в балетном классе.

     Исторически так сложилось, что аккомпанемент в хореографическом классе носит, как правило, импровизационный характер. Этим он родственен комбинаторной природе хореографических комбинаций. Комбинации, которые педагог задает, должны исполняться мгновенно, без подготовки, сразу после того, как педагог перечислит порядок движений и покажет их.                            Многие педагоги высоко оценивают способность музыканта мгновенно улавливать связь движения и музыки. Так в своей повседневной работе педагог тоже импровизирует, создавая хореографические комбинации.

     Аккомпаниатор, не умеющий импровизировать, знает, как правило, значительное количество музыкальных отрывков, которые подходят на то или иное движение. Но отразит ли данный отрывок все нюансы заданной комбинации? Кроме того, существует возможность бесконечным повторением одних и тех же отрывков превратить творческий процесс в механический, лишенный сиюминутного взаимодействия.

     Зачастую музыкальный материал, представленный в хрестоматиях, может не совпадать по художественной сопоставимости с заданной комбинацией. Например, отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена и отрывок тренажерной комбинации. Тем не менее использование классической музыки в балетном классе необходимо. Прежде всего это воспитание музыкально-эстетического вкуса, приобретение учащимися широкого кругозора. Но все это требует и соответствующего серьезного отношения. В данном случае педагог хореографии выступает как балетмейстер – и здесь уже не музыка подбирается к учебному заданию, а наоборот хореография стремится выразить содержание музыки.

     В каждодневной практике обычно музыка «приспосабливается» к хореографическим задачам. Главенствующая роль хореографии здесь очевидна, так как в балетном классе идет процесс обучения искусству хореографии, а не музыки. В этой ситуации именно музыканту необходимо сделать творческие усилия.

     Создание импровизации на заданную хореографом комбинацию можно уподобить творческой работе балетмейстера, сочиняющего движения на заданную музыку. Поливариантность хореографических комбинаций создает возможность многообразного, художественно-образного музыкального решения. Импровизационное воплощение каждый раз реализует лишь одну из возможностей. Воплощение методических требований хореографии не сводится к формальным заданиям, преследующим лишь механические цели.   Выразительный элемент заложен в любом движении экзерсиса, в каждом па классического танца. Добиваясь на уроке хореографии силы ног, пластичности движений, педагог ставит перед собой и задачи со стремлением к пластической ясности, одухотворенности.

     Импровизация аккомпаниатора, конечно, зависит от широты его музыкального кругозора, степени подготовленности, одаренности и способности быстро реагировать. Даже при скромных результатах образцы прикладного вида музыкального творчества представляют интерес уже самим фактом выполнения своей функции при слиянии двух видов искусств. Обучение импровизации обогащает пианиста-исполнителя, развивая его вкус, приобщая к тайнам композиторского ремесла. Исторически традиция воспитания музыканта предполагала развитие способности к импровизации.