«Формирование устойчивого позитивного отношения к учёбе на народном отделении ДШИ в современных условиях»

Раева Ольга Анатольевна

Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является особым видом дополнительного образования детей, цель которого состоит в подготовке образованных музыкантов-любителей (слушателей и исполнителей) академической музыки и предпрофессионального обучения наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов музыкального искусства.

Процесс модернизации не прошел мимо детских школ искусств. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное  учебное заведение, имеющее огромный потенциал  и  возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и  образование детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Петровская детская школа искусств»

Доклад:

 «Формирование устойчивого позитивного отношения к учебе                                                                              на народном отделении ДШИ в современных условиях»

Раева Ольга Анатольевна

Преподаватель МБУ ДО «Петровская ДШИ»

с. Петровское 2019

Содержание :

1.Условия обучения учащегося в сельской детской школе искусств

2.Индивидуальный подход к обучению

3.Профессиональная деятельность педагога

4.Формирование мотивации к обучению

5.Проблемы и пути решения отсева учащихся в детской школе  

искусств

1.Условия обучения учащегося в сельской детской школе искусств

Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является особым видом дополнительного образования детей, цель которого состоит в подготовке образованных музыкантов-любителей (слушателей и исполнителей) академической музыки и предпрофессионального обучения наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов музыкального искусства.

Процесс модернизации не прошел мимо детских школ искусств. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное  учебное заведение, имеющее огромный потенциал  и  возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и  образование детей.

В настоящее время существует большая проблема: какие создать условия для обучения учащихся и каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньше желающих обучаться в ДШИ, выпускники составляют только около 50% от поступивших  учащихся. Особенно это касается наших сельских музыкальных школ, хотя   в городах эта проблема также актуальна. Многие дети не хотят обучаться в музыкальной школе, так  как  считают, что музыка -это скучно, неинтересно. Другой причиной, по которой родители не отдают детей в музыкальную школу, может являться финансовый вопрос, так как обучение в школе, как правило, платное. Также, у некоторых  учащихся, посещающих детскую школу искусств, часто нет заинтересованности  в учебном процессе. Например: родители очень хотели, чтобы он обучался музыке и отдали его в школу против его воли, или у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не  получается, пропадает интерес к учебе, а также причиной может быть неправильно выстроенный учебный процесс, многое зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятиях, в общем, причин очень много.

2.Индивидуальный подход к обучению

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся  первостепенными.

3.Профессиональная деятельность педагога

Дополнительное образование является сложной педагогической системой.  Его деятельность,  главным образом, зависит  от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только а процессе саморазвития личности учителя, происходящего на основе самообразования и самовоспитания.

          Самообразование педагога влияет не только на формирование его профессиональных умений, а также на формирование его профессиональной позиции, на его отношение к своей педагогической деятельности, формирует характер, развивает интеллект. Самообразовательная деятельность это самостоятельная познавательная деятельность по приобретению знаний из различных источников информации, систематизации и обобщению этих знаний.

Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей. Он является  равноправным  участником совместной деятельности с детьми, способствующий их развитию.

В современных условиях педагог – мастер,  это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей - творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

Мастерство убеждения;

Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

Мастерство владения педагогической техникой.

4.Формирование мотивации к обучению

В 80-е годы главной проблемой для меня, начинающего педагога, была проблема как научить ученика тому, что умею сама. Пройдя 30-тилетний путь в профессии, я теперь пытаюсь решить для себя гораздо более трудную, как выяснилось, проблему: как мотивировать учеников на занятия искусством в наше время?

Снижение мотивации к образованию одно из наиболее ощутимых про-явлений кризиса. Все решаемо, если ученик мотивирован. Но мотивировать его к обучению, особенно в области серьёзного классического искусства, сейчас очень сложно. Социальные обстоятельства, связанные с кризисом престижности науки и культуры в нашем обществе, отсутствием когда-то традиционного и заслуженного уважения к школе и культуре, как на уровне  способствуют формированию мотивации к приобретению профессиональных навыков в сфере классической музыки. Тем не менее, необходимо учитывать, что кризис несет в себе не только негативные, но и позитивные моменты. Кризисное состояние заставляет активизироваться и искать новые пути. В решении проблемы мотивации необходим комплексный подход, аккумулирующий научный опыт в сфере педагогики, психологии и социологии.

Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен в качестве разных мотивов. Именно поэтому в разные периоды обучения педагогу необходимо учитывать специфику мотивации, определяемую возрастными потребностями.

В общей педагогике выделяют мотивацию к учёбе двух видов: внешнюю и внутреннюю. Большинство родителей, как правило, используют внешнее мотивирование. К его числу относится материальный стимул, когда родители предлагают детям за успешное усвоение знаний материальные ценности или карманные деньги.

Также к внешней мотивации относят различные методы повышения интереса к процессу обучения музыкой. Здесь идёт речь об использовании различных игровых и компьютерных технологий, наглядных пособий, новых форм обучения и т.д.

Кроме того, на некоторых детей хорошо влияет создание ситуации соревнования. Неотъемлемой частью современной системы музыкального образования в нашей стране стали всевозможные конкурсы и фестивали. Чем шире и демократичней будет эта система, тем больше шансов реализоваться, пережив психологическое состояние успеха, будет у каждого, даже не самого одаренного ученика. Убеждение как средство для мотивирования, столь излюбленное педагогами и родителями, с современным ребенком работает малоэффективно.

В организации внутренней мотивации необходимо создавать для ребёнка состояние успеха. Для этого важно отмечать все моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получается. Это будет отличным стимулом к учёбе. Проявляя интерес к успехам и неуспехам ученика, нужно вместе с ним проанализировать, что способствовало тому или иному результату.

Педагогу-музыканту очень важно для формирования мотивации к учёбе ученика знать особенности каждого возрастного периода.

Дошкольный период.

В плане мотивации это как раз наиболее благополучный период, представляющий собой огромное поле для совместного детско-педагогического творчества.

 Для него характерны:

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в учении как новой деятельности;

- потребность заслужить похвалу взрослых или как не печально, избежать родительского наказания;

-  потребность стать лучшим, стать отличником.

Методы работы: использование новых интересных авторских методик (наряду с классическими, апробированными временем), наглядных пособий, компьютерных технологий, расширение репертуара за счет введения импровизационных музыкальных и внемузыкальных компонентов, насыщенная внеклассная жизнь и т.д.

Начальная школа.

Для этого периода остаются актуальными все вышеперечисленные методы. Но очень важно знать, что в этот период чувство долга возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию. Поэтому здесь необходимо в разумных пределах включать дисциплинарные меры и воспитывать чувство ответственности.

Средние классы.

В музыкальной школе этот период является переломным. К 3-4 классу резко возрастает престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот период ученики либо бросают обучение музыке, либо у них происходит резкий качественный скачок в профессиональном развитии.

Причины: физиологические (начинается гормональная перестройка), психологические. Если к этому периоду ученик не добился определённых успехов, а занятия музыкой приобретают все более стрессовый характер, срабатывает защитная психологическая защита и ученик уходит из школы.

Старшие классы

Период очень интересный, но по-своему сложный. Здесь происходят процессы активной персонификации личности и стремление образовать своё, недоступное для взрослых, пространство. Попытки самоутверждения могут приводить к протестным действиям. Необходима дифференциация в использовании педагогических методов воздействия по гендерному принципу. Девочки требуют щадящего критического отношения. С мальчиками можно быть жёстче. Здесь в мотивации учеников заметно усиливаются прагматичные тенденции.

Педагогическая система сильно страдает от того, что большинство педагогов тяготеют к авторитарности, считая себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим. Важно не забывать, что чужая правда трудно становится своей.

 Очень важно сомневаться и признавать свои ошибки.

Но, самое главное, помнить всегда о том, что только личная убеждённость педагога способна вызвать ответную реакцию ученика. Для того,  чтобы «влюбить» ребёнка в музыку, надо быть самому беззаветно преданным ею.  

Вызывает беспокойство и снижение контингента обучающихся в последние годы, которое обусловлено рядом причин. Несмотря на усилия педагогов по популяризации  русской инструментальной музыки (участие в концертах на различных уровнях: от детских садов, школ и различных культурных учреждений до конкурсов и городских мероприятий), народные инструменты не выдерживают конкуренции с такими традиционно популярными инструментами, как фортепиано,  клавишный синтезатор. Это является огромным препятствием по формированию профессиональных классов. Вопрос набора учеников  для большинства преподавателей стоит остро.  А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения. Только при определенной массовости обучения игре на этих инструментах возможны качественные изменения в уровне подготовки выпускников.

Ввиду отсутствия конкурса, мы вынуждены принимать в контингент обучающихся практически всех желающих, и поэтому в последние годы на народных инструментах занимаются дети не только с хорошими или средними, но и с минимальными музыкально-слуховыми способностями, а это приводит к тому, что учащиеся часто не справляются с освоением образовательных программ.

К  вышеизложенным фактам следует добавить: распространено ошибочное мнение, что народные инструменты легки в освоении. В действительности подлинное постижение игры представляет для многих серьезное препятствие, отталкивающее от занятий. Это и несоответствие размера инструмента физическим параметрам ребёнка, индивидуальная приспособляемость. Зону «особого риска» представляют изменения в кадровом потенциале отделения народных инструментов. Преподаватели старшего поколения, покинув в силу возраста рабочее место, не оставили после себя кадровой смены, что привело к сокращению преподавательского состава народного отделения и, следовательно, к сокращению контингента учащихся.

Безусловно, обеспокоенность вызывают недостаточно реализованные потребности учащихся в коллективном общении.  В условиях народного отделения ДШИ, где основная форма работы – индивидуальное обучение в классе  специального инструмента, ответственным за воспитание учащихся в первую очередь является преподаватель по специальности. Несмотря на объективные преимущества такой формы работы,  индивидуальные занятия не имеют в то же время целого ряда возможностей воздействия преподавателя на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами. Кроме того, ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навыки саморегуляции, умения   добиваться общей цели.

В практической направленности обучения, осуществляющейся в непосредственной исполнительской деятельности через коллективное творчество в составе школьного ансамбля или оркестра народных инструментов. Оркестр – это не только возможность реализации коммуникативных потребностей, но и  обеспечение возможности самореализации и социального творчества каждому учащемуся, обеспечение развития его индивидуальности. Девиз ансамбля  «Успех ученика – успех всего коллектива» отражает взаимоответственность, сопричастность к успеху и личностному развитию каждого учащегося.

5. Проблемы и пути решения отсева учащихся в детской школе  

искусств

Потенциал для становления и развития ключевых компетенций заключается:

1. В разнообразной,  многоуровневой системе представления результатов учебного процесса (смотры, конкурсы, фестивали, концерты, просветительские мероприятия), ориентированной на включение обучающихся в реальную исполнительскую и просветительскую деятельность.

2. В оптимизации социального и психологического сопровождения учебного процесса: в  «субъект – субъектной»  системе построения взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве и сотворчестве. Это положение должно стать реальным построением отношений, в основе которого лежит свобода ребёнка в выборе преподавателя с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.

3. В  уникальности кадрового  состава, основу которого составляют профессионалы, обладающие новым мышлением и передовыми педагогическими технологиями. Это коллектив творчески увлечённых музыкантов – «народников», стремящихся пропагандировать национальное искусство через личную исполнительскую деятельность, активную включённость в музыкально – просветительскую работу.

4. В активизации профориентационной деятельности. Преподавателю, как проводнику народного инструментального искусства, важно целенаправленно вводить народные музыкальные традиции в комплекс учебно-воспитательной деятельности по формированию у учащихся музыкальной и эстетической культуры. Но не только, необходимо создавать проблемные учебные ситуации по формированию внутренней мотивации, в которых учащийся оказывался бы в роли преподавателя, имел возможность применить и оценить свои практические навыки.

5. Особую значимость мы видим в расширении социального партнёрства с образовательными и культурными учреждениями  села и города.

Всё этот позволяет утверждать, что в самой системе учебно - воспитательного процесса на отделении народных инструментов заложена возможность разрешения возникших противоречий, а значит переход к компетентному подходу для преподавателей  - народников естественен и не столь проблематичен.