Интерактивные методы в музыкальном развитии детей в условиях дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивные методы в условиях дополнительного образования | 23.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Интерактивные методы в музыкальном развитии детей в условиях дополнительного образования»
Мустафина А. Р.-МАУДО ДДТ «Балкыш»
Педагог дополнительного образования
Содержание.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава I. Цель и задачи интерактивного метода обучения детей в условиях дополнительного образования…………………………………………...……5
Обязательные условия организации интерактивного обучения………………6
Глава II. Интерактивные методы обучения в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………….....6
Необходимость интерактивных методов в образовательном процессе……………………………………………………………………….…10
Сравнение традиционного занятия от занятия с интерактивными
методами…………………………………………………………………….…...10
Основные методические принципы интерактивного обучения……………...11
Ожидаемые результаты обучающихся на музыкальных занятиях с методами интерактивного обучения……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………… …………………14
Список литературы………...…………………………………………………….15
Введение.
В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации: преподаватель информирует, демонстрирует, ученик слушает, запоминает и далее воспроизводит. Иногда такая система нарушается обучающимся, который уточняет, задает вопросы, тем самым образуя двухстороннюю коммуникацию. Такая организация познавательной деятельности, при котором не только один участник, а все участники взаимодействуют с друг другом, обмениваются информацией, совместно участвуют в ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаясь в творческое сотрудничество, является интерактивным обучением.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.
Слово « интерактив » произошло от английского слова «interact». « Inter»-взаимный, «act»-действовать. Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы. Следовательно, интерактивное обучение -это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся, где активность педагога уступает активности обучаемых, а задачей педагога путем интерактивных методов и приемов, создать благоприятные условия для проявления инициативы и творческой рабочей атмосферы на занятии.
Метод - (от греч. –путь, способ исследования, обучения) совокупность приемов познания и практической деятельности.
Прием - относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре, способ педагогических действий в определенных условиях.
Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит в условиях постоянной активизации и взаимодействии всех обучающихся. Происходит постоянное сотрудничество и взаимообучение: воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок. С помощью интерактивных методов, в доброжелательной и творческой обстановке, дети учатся мыслить, общаться и принимать решения.
Глава I. Цели и задачи интерактивного метода обучения детей в условиях дополнительного образования.
Цель интерактивного обучения состоит в создании благоприятной, творческой атмосферы, при котором обучаемый развивает чувства успешности и интереса к музыкальному предмету.
Задачи :
- Доверительные, позитивные отношения между обучающимися и педагогом;
- Сотрудничество обучающихся между собой;
- Включения в учебный процесс ярких фактов, музыкальных примеров;
- Использование многообразных форм и методов представлении информации , а также форм проявления деятельности обучающихся и творческие решения;
Результативность интерактивного обучения на занятиях, развивает обучающих:
- Активно-познавательной деятельности;
- Развитию умений и навыков анализа прослушиваемой и обсуждаемой информации;
- Развитию коммуникативных и личностно-деловых качеств;
- Умению самостоятельного изучения и самостоятельной работы с информацией;
Обязательные условия организации интерактивного обучения.
∙ доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
∙ демократический стиль;
∙ сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
∙ опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
∙ многообразие форм и методов представления информации;
∙ включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Глава II. Интерактивные методы обучения детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.
- Интерактивный урок:
Представляет собой выступление преподавателя перед обучающимися с применением активных приемов обучения как беседу, мозгового штурма, демонстрации слайдов- презентации, фрагментов учебного фильма, музыкального ролика, прослушивание аудио записей. Каждый материал анализируется, обсуждается и закрепляется в конце занятия.
- Коллективное решение творческих задач.
Под творческой задачей принимаются задания, которые требуют от обучающихся творческих решений и идей, проявления артистических способностей и работы в коллективе. Такие решения, как правило используются в создании новой вокальной распевки и в проговаривании скороговорок. Задается тема для распевки, обучающиеся предлагают варианты исполнения с игровыми или театрализованными элементами. (Распевки «Один дома», «В осеннем лесу», «В зоопарке», «Ждем гостей», «Новый год» и т.д.)
- Цепочка:
Или «червячок», где исполнение песни происходит поочередно, построчно разделяя на мотивы. Где активизируется внимание каждого «певчего», в целях вовремя успеть подхватить следующий мотив.
- Мини-выступления:
На протяжении всего занятия, каждый успевает побыть солистом в индивидуальном или в ансамблевом исполнении (дуэт, трио). Тем самым укрепляя музыкальные, ведущие индивидуальные качества. Помогает перебороть чувства страха перед зрителем, хоть и в малой форм.
- Викторина:
Музыкальные «угадайки», видео вопросы или в виде «музыкальной битвы» двух команд.
- Театральные постановки:
Разучивание музыкальной сказки с большим количеством музыкальных персонажей. С последующим исполнением в костюмах, декорациями и соответствующим музыкальным оформлением (фонограмма или инструментальный аккомпанемент). Примеры музыкальных сказок: «В стране Музыкалии», «Сказка про озорного мышонка».
- Образовательная экспедиция.
Групповое посещение театров, музыкальных концертов и музеев. С последующим анализом впечатлений на занятии, подведению выводов.
- Публичное исполнение:
Результатом активной работы на занятиях - исполнение на мероприятиях, концертах и конкурсах. Где несомненно происходит адаптация к концертным условиям: пространство сцены, качество звука и психологическое давление со стороны зрителя.
- Творческое задание.
Каждый праздник не проходит бесследно в «детском коллективе». Несомненно, это подготовка к тематическому мероприятию, оформление музыкального зала и проведению тематического чаепития. Каждый обучающийся старается проявить свою индивидуальность, делится идеями на занятии при подготовке.
- Игры.
Наиболее подходящий метод обучения с дошкольниками. Характерное отличие ролевой игры - условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры - развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств
Необходимость интерактивных методов в образовательном процессе.
Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:
- повышаются требования к обновлению дошкольного образования обучающихся;
- происходит дифференциация и индивидуализация образования обучающихся;
- изменяются требования к качеству дошкольного образования, как к подготовке профессиональному обучению.
Сравнение традиционного занятия от занятия с интерактивными методами.
В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы. Переход в преподавании от коммуникативного подхода к его подвиду, интерактивному подходу, предполагает, что обучение происходит вовремя и в процессе участия. Основной целью интерактивной методики является привитие навыков самостоятельного поиска ответов и обучения через взаимодействие. При этом основной упор должен быть сделан на взаимодействие учащихся друг с другом. Через взаимодействие ученики могут увеличить свой музыкальный кругозор, музыкальный словарный запас в процессе занятия и самостоятельного изучения.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Интерактивное обучение, путь нестандартного креативного мышления, где активизируются и раскрываются индивидуальные способности обучающегося. Умение взаимодействовать в коллективе прививает коммуникативные качества и уважение к ближнему.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активности педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса. При интерактивном обучении учебный процесс осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Интерактивное обучение эффективно способствует созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия на музыкальных занятиях.
Основные методические принципы интерактивного обучения.
- Тщательный подбор рабочего материала и методов обучения;
- Всесторонний анализ конкретных практических примеров музыкальной деятельности, применение сравнительного и слухового анализа;
- Поддержание со всеми обучающимися непрерывного визуального контакта;
- Активное использование технических средств, в том числе раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;
- Постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей;
Ожидаемые результаты обучающихся на музыкальных занятиях с методами интерактивного обучения.
- Расширение представлений и формирование целостного представления о картине современного музыкального мира;
- Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- Наличие и дальнейшее развитие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, в частности - в сфере вокального исполнительства;
- Совершенствование умения сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов, решать коллективно и индивидуально различные музыкально-творческие задачи.
- Развитие умения анализировать результаты собственной творческой деятельности и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов (на основе слухового анализа);
- Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- Участие в жизни объединения, учреждения, района и т.д., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Формы подведения итогов реализации в услових дополнительной общеобразовательной программы являются: концерты, тематические и благотворительные вечера, конкурсы (муниципального, регионального, республиканского, всероссийского и международного) ,открытые занятия, контрольные уроки, самостоятельные творческие работы.
Заключение.
Отсюда вывод – педагог должен ставить перед собой задачу обеспечения самостоятельной творческой и мыслительной деятельности на занятии, в синтезе с интерактивными технологиями, разнобразить музыкальный урок. Ребенок- открытый, гибкий «материал», готовый внимать и развиваться. Сл
Музыкальные занятия способствующая развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей. Через вокальную деятельность, воспитанники приобщаются к различным видам искусства, как литература, хореография, театр. У ребят развивается необычное, креативное мышление, творческий подход в самостоятельной работе, эмоциональное восприятия и образное мышление.
Также, это дополнительная подготовка и проверка социально-адаптационных качеств воспитанника. Формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества. Дополнительное образование является хорошей школой развития коммуникативной и социально- успешной личности.
Список литературы.
1. Булгаков В. Д.Русская хоровая педагогика конца 19- первой половины 20 столетия /учебное пособие/Казань 2001
2. Варшавская Н. П. /Некоторые принципы вокальной методики / Казань 2007
3. Вашкевич А. В. Основы музыкальной педагогики /Программно – методический комплекс по курсу /Казань 2003
4. Горностаева М.Е. «Вокальная азбука здоровья» /методические материалы/Н.Челны 2009
5. Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений /Москва 2007
6. Макшанцева Е. Д. Детские забавы/Москва 1991
7. Нигматуллина Ю. Г. Критерий художественности в литературе и искусстве/Казань 1984
8. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А «. Особенности интерактивного обучения в начальной школе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.