Интерактивные методы в музыкальном развитии детей в условиях дополнительного образования

Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит в условиях постоянной активизации и взаимодействии всех обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Интерактивные методы в  музыкальном развитии детей  в условиях дополнительного образования»

 

Мустафина А. Р.-МАУДО ДДТ «Балкыш»

Педагог дополнительного образования

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..……...3

Глава I. Цель и задачи интерактивного метода обучения детей в условиях дополнительного образования…………………………………………...……5

Обязательные условия организации интерактивного обучения………………6

Глава II. Интерактивные методы обучения в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………….....6

Необходимость интерактивных методов в образовательном процессе……………………………………………………………………….…10

Сравнение традиционного занятия    от   занятия   с    интерактивными

методами…………………………………………………………………….…...10

Основные методические принципы интерактивного обучения……………...11

Ожидаемые результаты обучающихся на музыкальных занятиях с методами интерактивного обучения……………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………… …………………14

Список литературы………...…………………………………………………….15

Введение.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации: преподаватель информирует, демонстрирует,  ученик слушает, запоминает и далее воспроизводит. Иногда такая система нарушается обучающимся, который уточняет, задает вопросы, тем самым образуя двухстороннюю коммуникацию. Такая организация познавательной деятельности, при котором не только один участник, а все участники взаимодействуют с друг другом, обмениваются информацией, совместно участвуют в ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаясь в творческое сотрудничество, является интерактивным обучением.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.

Слово « интерактив » произошло от английского слова «interact». « Inter»-взаимный, «act»-действовать. Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы. Следовательно, интерактивное обучение -это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся, где активность педагога уступает активности обучаемых, а задачей педагога путем интерактивных методов и приемов, создать благоприятные условия для проявления инициативы и творческой рабочей атмосферы на занятии.

Метод - (от греч. –путь, способ исследования, обучения) совокупность приемов познания и практической деятельности.

Прием - относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре, способ педагогических действий в определенных условиях.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит в условиях постоянной активизации и взаимодействии всех обучающихся. Происходит постоянное сотрудничество и взаимообучение: воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок. С помощью интерактивных методов, в доброжелательной и творческой обстановке, дети учатся мыслить, общаться и  принимать решения.

Глава I.     Цели и задачи интерактивного метода обучения детей в условиях дополнительного образования.

 Цель  интерактивного обучения состоит в  создании благоприятной, творческой атмосферы, при котором обучаемый развивает чувства успешности и интереса к музыкальному предмету.

Задачи :

  • Доверительные, позитивные отношения между обучающимися и педагогом;
  • Сотрудничество обучающихся между собой;
  • Включения в учебный процесс ярких фактов, музыкальных примеров;
  • Использование многообразных форм и методов представлении информации , а также форм проявления деятельности обучающихся и творческие решения;

Результативность интерактивного обучения на занятиях, развивает обучающих:

  • Активно-познавательной  деятельности;
  • Развитию умений и навыков анализа прослушиваемой и обсуждаемой информации;
  • Развитию  коммуникативных и личностно-деловых качеств;
  • Умению самостоятельного изучения и самостоятельной работы с информацией;

Обязательные условия организации интерактивного обучения.

  доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

 демократический стиль;

 сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

  опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

 многообразие форм и методов представления информации;

  включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Глава II. Интерактивные методы обучения детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

  1. Интерактивный урок:

Представляет собой выступление преподавателя перед обучающимися с применением активных приемов обучения как беседу, мозгового штурма, демонстрации слайдов- презентации, фрагментов учебного фильма, музыкального ролика, прослушивание аудио записей. Каждый материал анализируется, обсуждается и закрепляется в конце занятия.

  1. Коллективное решение творческих задач.

Под творческой задачей принимаются задания, которые требуют от обучающихся  творческих решений и идей, проявления артистических способностей и работы в коллективе. Такие решения, как правило используются в создании новой вокальной распевки и в проговаривании скороговорок. Задается тема для распевки, обучающиеся предлагают варианты исполнения с игровыми или театрализованными элементами. (Распевки «Один дома», «В осеннем лесу», «В зоопарке», «Ждем гостей», «Новый год» и т.д.)

  1. Цепочка:

 Или «червячок», где исполнение песни  происходит поочередно, построчно разделяя на мотивы. Где активизируется внимание каждого «певчего», в целях вовремя успеть подхватить следующий мотив.

  1. Мини-выступления:

На протяжении всего занятия,  каждый успевает побыть солистом в индивидуальном или в ансамблевом исполнении (дуэт, трио). Тем самым укрепляя музыкальные, ведущие индивидуальные качества. Помогает перебороть чувства страха перед зрителем, хоть и в малой форм.

  1.  Викторина:

Музыкальные «угадайки», видео вопросы или в виде «музыкальной битвы»  двух команд.

  1. Театральные постановки:

Разучивание музыкальной сказки с большим количеством музыкальных персонажей.  С последующим исполнением в костюмах, декорациями и соответствующим музыкальным оформлением (фонограмма или инструментальный аккомпанемент). Примеры музыкальных сказок: «В стране Музыкалии», «Сказка про озорного мышонка».

  1. Образовательная экспедиция.

Групповое посещение театров, музыкальных концертов и музеев. С последующим анализом впечатлений на занятии, подведению выводов.

  1. Публичное  исполнение:

Результатом активной работы на занятиях - исполнение на мероприятиях, концертах и конкурсах. Где несомненно происходит адаптация к концертным условиям: пространство сцены, качество звука и психологическое давление со стороны зрителя.

  1. Творческое задание.

Каждый праздник не проходит бесследно в «детском коллективе». Несомненно, это подготовка  к тематическому мероприятию, оформление музыкального зала и проведению тематического чаепития. Каждый обучающийся старается проявить свою индивидуальность, делится идеями на занятии при подготовке.

  1.  Игры.

Наиболее подходящий метод обучения с дошкольниками. Характерное отличие ролевой игры - условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры - развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств

Необходимость интерактивных методов в образовательном процессе.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • повышаются требования к обновлению дошкольного образования обучающихся;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования обучающихся;
  •  изменяются требования к качеству дошкольного образования, как к подготовке профессиональному обучению.

Сравнение традиционного занятия от занятия с интерактивными методами.

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы. Переход в преподавании от коммуникативного подхода к его подвиду, интерактивному подходу, предполагает, что обучение происходит вовремя и в процессе участия. Основной целью интерактивной методики является привитие навыков самостоятельного поиска ответов и обучения через взаимодействие. При этом основной упор должен быть сделан на взаимодействие учащихся друг с другом. Через взаимодействие ученики могут увеличить свой музыкальный кругозор, музыкальный словарный запас в процессе занятия и самостоятельного изучения.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.

Интерактивное обучение, путь нестандартного   креативного мышления, где активизируются и раскрываются индивидуальные способности обучающегося. Умение взаимодействовать в коллективе прививает коммуникативные качества и уважение к ближнему.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активности педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса. При интерактивном обучении учебный процесс осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Интерактивное обучение эффективно способствует созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия на музыкальных занятиях.

Основные методические принципы интерактивного обучения.

  • Тщательный подбор рабочего материала и методов обучения;
  • Всесторонний анализ конкретных практических примеров  музыкальной  деятельности, применение сравнительного и слухового анализа;
  • Поддержание со всеми обучающимися  непрерывного визуального контакта;        
  • Активное использование технических средств, в том числе раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;
  • Постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей;

Ожидаемые результаты обучающихся на музыкальных занятиях с методами интерактивного обучения.

  1. Расширение представлений и формирование целостного представления о картине современного музыкального мира;
  2. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  3.  Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  4. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  5.  Наличие и дальнейшее развитие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  6. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, в частности - в сфере вокального исполнительства;
  7. Совершенствование умения сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов, решать коллективно и индивидуально различные музыкально-творческие задачи.

  1. Развитие умения анализировать результаты собственной творческой деятельности и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов (на основе слухового анализа);
  2.  Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  3. Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  4.  Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  5.  Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  6. Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  7. Участие в жизни объединения, учреждения, района и т.д., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации в услових дополнительной общеобразовательной программы являются: концерты, тематические и благотворительные вечера, конкурсы (муниципального, регионального, республиканского, всероссийского и международного) ,открытые занятия, контрольные уроки, самостоятельные творческие работы. 

Заключение.

Отсюда вывод – педагог должен ставить перед собой задачу обеспечения самостоятельной творческой и мыслительной деятельности на занятии, в синтезе с интерактивными технологиями, разнобразить музыкальный урок. Ребенок- открытый, гибкий «материал», готовый внимать и развиваться. Сл

Музыкальные занятия  способствующая развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей.  Через вокальную деятельность, воспитанники приобщаются к различным видам искусства, как литература, хореография, театр. У ребят развивается необычное, креативное мышление, творческий подход в самостоятельной работе, эмоциональное восприятия и образное мышление.  

Также, это дополнительная подготовка и проверка социально-адаптационных качеств воспитанника. Формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества. Дополнительное образование является хорошей школой развития коммуникативной и социально- успешной личности.

Список литературы.

1.  Булгаков В. Д.Русская хоровая педагогика конца 19- первой половины 20 столетия /учебное пособие/Казань 2001

2.  Варшавская Н. П.  /Некоторые принципы вокальной методики / Казань 2007

3.  Вашкевич А. В. Основы музыкальной педагогики /Программно – методический комплекс по курсу /Казань 2003

4.   Горностаева М.Е. «Вокальная азбука здоровья» /методические материалы/Н.Челны 2009

5.   Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений /Москва 2007

6.   Макшанцева Е. Д. Детские забавы/Москва 1991

7. Нигматуллина Ю. Г. Критерий художественности в литературе и искусстве/Казань 1984

8. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А «. Особенности интерактивного обучения в начальной школе»   // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.