Разработка индивидуальной траектории развития одаренных детей в условиях дополнительного образования на уроках индивидуального вокала

Индивидуальные уроки вокала, являются хорошей возможностью развития одаренности. Но только в совокупности с усердем, терпением, одаренность принесет результаты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка индивидуальной траектории развития одаренных детей в условиях дополнительного образования на уроках индивидуального вокала.

Мустафина Айгуль Радиковна

Педагог академического вокала и хора

МАУДО ДДТ «Балкыш»

Высокогорский район, с. Высокая Гора

У каждого человека есть талант, только у всех он разный. Обучающиеся, как правило, всегда проявляет активность, любопытство, но все в разной степени. Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность выбрать свой предмет, направление, где он в полной мере может выразить свои способности. Также, в условиях дополнительного образования, возможен индивидуальный подход, который развивает творческие способности и дает возможность обучаться в собственно-заданном темпе.

Что представляет собой одаренный ребенок? На первый взгляд, его и не отличишь от способного или старательного, но стоит увлечь и заинтересовать его, и путь к совершенствованию проходит в разы быстрее и стремительнее, нежели у ребенка со способностями.  Нестандартный подход, на котором акцентируется внимание в процессе работы, обогащает вокальные приемы исполнения, новые решения интерпретации произведения. Несомненно, с таким учеником занятия становятся увлекательным творческим процессом, так как нет предела совершенства. Индивидуальные вокальные занятия – это идеальные условия развития одаренности. Задача педагога, найти методические ключи, приемы воздействия на воспитанника.

При грамотном планировании индивидуальной рабочей программы не только педагог будет вдохновлять и мотивировать ученика, но и ученик будет вдохновлять и мотивировать педагога в методических поисках приемов исполнения. Успех занятий зависит не только от педагога, но и от ученика. Обучение –процесс двухсторонний. Итальянский педагог У. А. Мазетти говорил, что не все ученики равноценно усваивают предлагаемые знания, одни берут все, другие лишь два процента. Недостаточно быть одаренным, чтобы достичь результата необходимы регулярные занятия, усердие в сочетании с даром может принести успех. Как говорил известный ученый и изобретатель Томас Эдисон: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

Много найдется примеров одаренных личностей так и не проявивших себя и не нашедших себе применение в творчестве. Очень важен набор индивидуальных человеческих качеств в проявлении одаренности. Момент социализации, адаптации, раскрепощения порой становится ключевым в работе с одаренными детьми. Вокальные занятия, выступления, конкурсная деятельность- идеальные условия развития и укрепления этих качеств.

Большинство методик по вокалу предлагают постепенный и последовательный принцип усложнения вокально-технических задач. Да, такой метод применим с начинающими вокалистами, где эксперименты будут пагубно влиять на развитие вокалиста. С одаренными детьми такой подход может «затушить» интерес и увлеченность ребенка. При этом, вводить в репертуар виртуозно-сложное произведение, также не выход для решения. Размеренная общая вокальная программа, применяемая для всех вокалистов, может стать источником вдохновения, так и "серой" рутиной для эмоционального и чувствительного порой ребенка. Правильно подобранный репертуар очень важен и необходим, как возможности проявления и «овладевания» техническими навыками дальнейшее применение в импровизации. Жанровое и стилевое многообразие произведений разных эпох в репертуаре, может послужить хорошим помощником в работе с одаренными и способными ребятами. Эксперименты с жанрами в исполнительской технике и новизна вокальных приемов, только заинтересуют одаренного вокалиста, обострив лишь "аппетит" на более крупные и сложные произведения. Как в пословице говорится "глаза боятся, а руки делают". Исполнение произведений в разных жанрах: духовные мотеты, баркароллы, вокализы, романсы, арии, фольклорные произведения и жанры современного стиля закаливают и адаптируют вокальные возможности вокалиста к разным исполнительским условиям. Каждому стилю присущи свои исполнительские приемы. Барочный стиль с присущей им орнаментированностью, пышностью, помпезностью, требует грациозного опорного звука. Романтические произведения-ждут вдохновения, эмоционального подъема и длиной кантилены. Вокалисту требуется легкое, нежное, экономное звучание с элементами филигранности. Произведения композиторов 20 века, требуют ярко выраженного слова и соответственно атаки звука. Современные композиции в стиле джаз, рэп, блюз и другие направления, при умелом использовании стилевых особенностей, станут вдохновением и хорошей базой развития вокальной импровизационности и свободы интерпретации, тем самым прививая эстетический вкус и индивидуальный стиль исполнения. Каждый стиль имеет свое настроение, характер, образность и подачу. Вот с такими сложностями встречается вокалист при работе над репертуаром.

Наша цель: не поиск звука для подачи произведения, а поиск образа, стиля и внутренних ощущений для обрамления вокального звука.

Несомненно, важно знать вокальный аппарат, его работу и возможности. Но все же важно помнить, при работе над извлекаемым звуком, активность мысли и создание эмоционального образа, более правдивый, искренний и правильный путь в нахождении вокального звука и вокальной краски. Голосовые связки, лишь инструмент, на котором играют, манипулируют, исполнитель же — это сам человек и его сознание.

Литература:

  1. Дополнительное образование и воспитание № 10 (192)/ А.И.Бабурян, А.О.Гетманенко «Методы и приемы обучения пению одаренных детей», с. 21
  2. Дополнительное образование и воспитание № 8 (178)/ М. А. Марченкова «Работа с одаренными детьми в условиях вокального коллектива»,  с. 24
  3. Дополнительное образование и воспитание № 5 (151)/ О.Н. Сазанович «Влияние музыки на развитие детей»,с.35
  4. Г. М. Егоровна «Вокальная азбука здоровья», г. Н. Челны 2009
  5. Н. П. Варшавская «Некоторые принципы вокальной техники".