КВЕСТ – КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Филиппова Марина Александровна

Рассмотрение идеи квеста, в основу которого положена организация сотрудничества   групп обучающихся в форме игрового занятия с решением мини-задач исследовательски-познавательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_m.a._kvest.docx22.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КВЕСТ – КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

Филиппова М.А.,

педагог дополнительного образования

СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный»

Ни для кого не секрет, что музыкально-теоретические предметы достаточно часто не очень любимы обучающимися. Они считают их сложными, не совсем понимают их необходимость, не чувствуют связи с другими музыкальными занятиями.

Именно поэтому многими преподавателями разрабатывались и разрабатываются игровые занятия  на основе хорошо известных телевизионных интеллектуальных игр, таких как  «Своя игра», «Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «Клуб знатоков» и т.д.

Опробовав  многое из вышеперечисленного, наиболее привлекательной и интересной показалась идея квеста, в основу которого положена организация сотрудничества   групп обучающихся в форме игрового занятия с решением мини-задач исследовательски-познавательного характера.

Хочется пояснить данный выбор. Работая более 20 лет с обучающимися разного возраста,  приходится констатировать тот факт, что современные дети и подростки в большинстве своем не научены самому главному  – умению учиться.   Не просто запоминанию значительного объема информации  (и чаще всего его забыванию сразу после контрольной), а умению анализировать, выводить  закономерности,  выбирать из обилия  данных самое главное, умению сделать по образцу, применить теорию к практике и наоборот. Все это достаточно часто и не позволяет успешно писать музыкальные диктанты или уверенно определять на слух, не смотря на наличие хороших музыкальных данных.   Кроме того, в современном мире существует проблема межличностного общения,  умения говорить и договариваться со сверстниками.

По версиям различных  энциклопедий   понятие  «квест»  имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:

«Квест  (англ. quest  – поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета) – один из способов построения сюжета в мифологии и литературе, включающий в себя путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или 12 подвигов Геракла). Выполнение квестов часто связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности о рыцарях Круглого Стола и их поисках Святого Грааля» [1, c.182]

«Квест – компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач» [2, с. 134]

В результате в СПб ГБ ПОУ были проведены несколько квестов с обучающимися разного возраста, опыт проведения которых и хотелось бы осветить в данной статье.

Наиболее важным видится подготовительный этап мероприятия, так как именно здесь и формулируется тема квеста, и разрабатывается весь контент.  В  нашем случае это было мероприятие с участием нескольких групп обучающихся, руководителя и двух преподавателей.

В момент начала квеста  руководитель информирует учащихся о регламенте и проводит жеребьевку для формирования  команд. Так как одной из задач  квеста является организация сотрудничества между  разными обучающимися, часто незнакомыми, поэтому при формировании команд обязательно должен использоваться элемент случайности.

Классический квест всегда имеет свою легенду или загадку,  решение которой  и является итогом данной  игры.  Такую игру можно подготовить и как итоговую по какой-нибудь теме, тогда для прохождения используется пройденный материал.

         Руководитель проекта разрабатывает маршрут движения обучающихся для игры. Оптимальной будет схема, при которой  обучающиеся выходят из пункта назначения, проходят несколько промежуточных и в завершении игры сходятся  в конечном пункте.

        В нашем случае были задействованы классы музыкально-теоретических дисциплин, фойе второго и третьего этажа, библиотека, актовый зал.

Для организации соревновательного момента на игре, желательно предусмотреть движение команд на промежуточных этапах в разной последовательности, не допуская пересечений на этапах.  

Виды заданий для прохождения этапов и поиска пути к следующему из них могут быть самыми разными – это музыкальные ребусы, кроссворды, выбор нужного портрета композитора или исполнителя, музыкальные загадки, таинственные карты с поиском фрагментов артефакта и многое-многое другое.

Удивительно, но самыми трудными для обучающихся стали задания, в которых предлагалось  найти по описанию то место в здании колледжа, из которого необходимо начать движение, сделать определенное количество шагов, повернуть в нужную сторону.

После завершения игры необходимо обязательно предусмотреть форму рефлексии для обучающихся. Это может быть как открытое обсуждение итогов и того, что особенно понравилось/не понравилось,  а также  закрытая форма в виде анкеты или опроса.  

         Совершенно очевидно, что подобные мероприятия не должны быть частыми, но, как показывает практика, они сразу же становятся любимыми и востребованными у обучающихся.

        На основании вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что подобные игры позволяют преподавателям  решать несколько задач.

        Среди них:

Познавательные – уметь находить информацию, использовать разные виды чтения (смысловое, просмотровое, ознакомительное, изучающее), анализировать,  обобщать, сравнивать, находить аналогии, устанавливать-причинно-следственные связи;

Регулятивные – определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень достижения цели;

Коммуникативные – излагать свое мнение, понимать позицию другого человека, различать в речи оппонента доказательства и факты, корректировать свое мнение, использовать речевые средства;

Личностные – идти на взаимные уступки, адекватно выражать и контролировать свои эмоции.

        Все вместе это позволяет лучше узнать своих обучающихся, определить их темперамент, тип памяти и мышления, отношение к предмету. Соответственно в дальнейшем педагогу легче будет подбирать способы подачи материала,  формы  контроля пройденного, находить оригинальные способы визуализации  информации, чтобы максимально использовать своеобразное «клиповое» мышление современных детей и подростков.

Таким образом, квест может послужить одним из  способов активизации познавательной деятельности на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также  способствовать их популяризации среди обучающихся.

        

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Поль Зюмтор. Опыт построения средневековой поэтики. — СПб.: 2002
  2. http://freeonline.pp.ru Словарь игровых терминов