Главные вкладки

    Литературно-музыкальная постановка "Созвездие Сайдашева"

    Головачева Зульфия Мансуровна

    Литературно-музыкальная постановка "Созвездие Сайдашева"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturno-muzykalnaya_postanovka_sozvezdie_saydasheva.docx16.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная постановка

     «Созвездие Сайдашева»

    Звучит марш Сайдашева, под который выходят участники хора, ведущие, и выстраиваются для исполнения его песни «Школьный вальс». Несколько пар танцует, а в конце песни и танца двое становятся на места ведущих.

    Слова песни-вальса (муз. С. Сайдашева):

    Белоснежной, светлой, нежной,

    Яркой искрой снег блестит.

    Серебристыми кистями

    Иней с веточек висит.

    Припев:

    Спой, Билал, нам в этот вечер,

    С нами ты, Лэйла, дружи!

    В быстром танце, в легком вальсе

    Белой бабочкой кружись.

    Поглядите: все ребята

    Так нарядны и дружны.

    Этим праздничным весельем

    Все они окружены.

    Припев.

    Их, веселых и задорных,

    Верим: любит весь народ.

    Смело будущему счастью

    Детвора привет свой шлет.

    Припев.

    1 ведущий. В эти дни народ Татарстана, все любители настоящей музыки отмечают большой праздник – 105-летие со дня рождения композитора-новатора, основоположника татарской профессиональной музыки, солнечного Салиха Сайдашева. Сама дата рождения композитора символична: через 40 дней после его появления на свет дни стали прибавляться и светлеть, и начался новый, XX век!

    2 ведущий. Композитор Джаудат Файзи говорил, что Сайдашев писал свои сочинения новым, только ему присущим музыкальным языком. Они звучали по новому тогда и звучат современно по сей день. Писатель Адель Кутуй давно сказал, что Сайдашев для татарской музыки то же самое, что Тукай для татарской поэзии. Поэт Мухаммет Садри повторил:»Если нашим классиком в поэзии является Тукай, то классиком музыки – Сайдашев». Гази Кашшаф дополнил: «Мы, писатели, хорошо знаем Сайдашева и в музыке считаем его нашим Тукаем. И весь наш народ преданно, глубоко их любит и в равной мере гордится, называя их «наш Тукай, наш Сайдаш»…

    1 ведущий. Маленький Салих с детства тянулся к музыке: мог целыми днями сидеть и играть на гармони. Потом родители купили ему рояль, наняли учителя музыки.

    2 ведущий. Прошло много лет, и Салих начал проявлять себя не только как талантливый пианист, не только как дирижер оркестра, но и как новатор, реформатор в музыке. Он расширил традиционный в музыке лад пентатоники, нарушил одноголосие и ввел многоголосие, основал новый жанр – музыкальной драмы и создал целый клад оригинальных музыкальных произведений.

    Звучит «Восточный балет» из драмы «Тахир и Зухра».

    1 ведущий. О композиторе Салихе Сайдашеве невозможно говорить, не вспоминая о татарском театре.Ведь театр стал для него таким местом, где он сформировался как новый тип композитора с особым дарованием. Такое дарование мы видим в музыке Легара, Кальмана, Штрауса, и Сайдашев относится к этой плеяде композиторов, у которых сцена и музыка существуют только вместе. Почти все, что он писал, было музыкой для сценического действия, и все это проникнуто духом татарского народа, сохраняет его традиции.

    В исполнении чтеца звучит стихотворение Г. Тукая «Театр»:

    Театр – и зрелище, и школа для народа.

    Будить сердца людей – вот в чем его природа!

    На путь неправедный он не дает свернуть,

    Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

    Волнуя и смеша, он заставляет снова

    Обдумать прошлое и смысл пережитого.

    На сцене увидав правдивый облик свой,

    Смеяться будешь ты иль плакать над собой.

     Узнаешь: жизнь твоя светла иль неприглядна.

    Вот это верно в ней, а это в ней неладно.

    Развить захочешь ты достойные черты, -

    Так новой мудростью обогатишься ты…

    1 ведущий. Татарский зритель с неугасающим интересом смотрел в своем театре спектакли с музыкой Сайдашева. Спектакль «Голубая шаль» по пьесе К.Тинчурина стал для народа открытием, потрясением, сенсацией, только после него он узнал, что такое театральные аншлаги, и уже тогда, в 1927 году был сделан вывод, что это – вечный спектакль. Действительно, «Голубая шаль» не сходит со сцены Камаловского театра по сей день, и в этом огромная роль музыки Сайдашева.

    Звучит «Песня Майсары».

    2 ведущий. Совершенно особое место в творческой биографии Сайдашева заняла музыкальная драма «Наемщик» по пьесе Тази Гиззата. Это одна из самых лучших работ композитора, она вся насыщена его музыкой. В «Наемщике» представлены все виды музыкально-сценического искусства, начиная с песен, арий, дуэтов до развернутых оркестровых номеров, хореографических сцен, балетной сюиты и увертюры. Невольно возникает мысль, что этот «Наемщик» будто взял Сайдашева в наем и заставил реализовать лучшие стороны его таланта. Успех спектакля был неописуем, он стал коронным спектаклем театра.

    Исполняется Ария Батыржана.

    1 ведущий. К одиннадцатой годовщине Советской армии Сайдашев создал свой знаменитый марш. Он стал ныне музыкальным символом Казани. Это первые и последние музыкальные созвучия, которые слышат все приезжающие и отъезжающие поездом Москва – Казань.

    2 ведущий.  Сайдашев был очень дружелюбным, жизнерадостным человеком. Он любил татарские края, ее природу, детей, всегда здоровался с ними за руку, любил своих коллег-артистов, музыкантов. Он был добр с людьми всех национальностей. Эта многосторонняя любовь его звучит в неповторимой музыке «Адриатического моря».

    Исполняется песня «Адриатическое море».

    1 ведущий. Наш любимый композитор никогда не писал унылой музыки, песен о неразделенной любви, о страданиях и лишениях, хотя собственная жизнь его была вовсе не легкой, даже трагичной. Зато он много писал о строителях новой жизни, о героях-партизанах, батырах, о радостях любви и дружбы.

    2 ведущий. Такие люди, как Сайдашев, зачастую подвергаются различной критике, запретам, арестам. Всем известны сталинские репрессии 30-х годов. Тогда был арестован и потом расстрелян автор пьес и стихов Карим Тинчурин. Вместе с его произведениями была запрещена к исполнению музыка Сайдашева. На соловья татарской музыки тоже выпали серьезные критика и гонения.

    1 ведущий. Ответом на критику, на гонения является бесконечная любовь к музыке Сайдашева. Она не иссекает с годами, становясь только крепче.

    2 ведущий. Воплотив в своих произведениях душу татарского народа, его неповторимый «мон», Салих Сайдашев достиг интернационального, общечеловеческого признания. Но самой большой любовью и помнят его, конечно, на родине, в Татарстане.

    Звучит песня «Огни, зажженные нами»