Сценарий концерта «Великие композиторы - детям»

Гапурова Зухра Амоновна

Сценарий концерта «Великие композиторы - детям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gapurova.docx30.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий концерта «Великие композиторы - детям»

Автор сценария:

Гапурова Зухра Амоновна – заведующая теоретическим отделом, преподаватель теоретических дисциплин детской школы искусств п.Ильинский.

Цель: Познакомить детей с творчеством композиторов, которые писали музыку для детей и составом камерного оркестра.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представления о творчестве композиторов Й.Гайдна и К.Сен-Санса;

- обозначить какие бывают ансамбли и оркестры;

- уточнить представления детей о звучании музыкальных инструментов;

- закрепить знания о музыкальных произведениях.

Развивающие:

− развивать познавательную и творческую активность;

− способствовать развитию творческого и ассоциативного мышления;

− развивать представление о  тембрах музыкальных инструментов.

Воспитывающие:

− воспитывать слушание музыки посредством звучания на различных музыкальных инструментах;

− воспитывать любовь к музыке, разнообразить музыкальные впечатления детей.

Предварительная работа:

-  изучение инструментов камерного оркестра.

− слушание пьес из «Карнавала животных» К.Сен-Санса и «Детской симфонии» Й.Гайдна.

− рассматривание иллюстраций и изобразительная деятельность по прослушанным произведениям;

− знакомство со стихотворным текстом, подобранным к музыкальным произведениям;

− восприятие эмоционально-образного содержания услышанной музыки.

Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады вновь приветствовать вас в нашем концертном зале на интересном и познавательном концерте «Великие композиторы - детям».

Многие композиторы писали и пишут музыку для детей.

Величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его “музыкальными детьми” станут дети всего мира. Ведь музыка великого Баха до сих пор является прекрасной и незаменимой школой для начинающих музыкантов.

Немало замечательной музыки для детей создано и отечественными композиторами С.С.Прокофьевым, Д.Д.Шостаковичем, А.И.Хачатуряном, Д.Б.Кабалевским, А.Н. Пахмутовой, Г.В. Свиридовым и другими композиторами. Их музыка – верный спутник детских праздников, их можно услышать в мультфильмах, в спектаклях, в концертах для детей.

И сегодня на нашем концерте будут звучать музыкальные произведения, написанные для детей в исполнении ансамбля скрипачей и камерного оркестра преподавателей и учащихся ДШИ п.Ильинский.

        Открывает наш концерт ансамбль скрипачей. А что такое ансамбль?

(Ответы детей из зала)

Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтомтрио (терцетом), квартетомквинтетомсекстетсептет, октет.

Итак, открывает наш концерт секстет скрипачей: Кочкарева Ярослава, Никонова Яна, Блохин Савелий, Митрушкина Анастасия, Шехольцева Людмила, Шевчук Натан класс преподавателя Тумановой Валентины Александровны, концертмейстер Титова Людмила Анатольевна. Они исполнят танец - Мазурку композитора Натальи Баклановой.

А теперь давайте подумаем, что такое «симфония»?

 (Ответы детей из зала).

Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία - «созвучие, стройное звучание, стройность») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава - симфонического, но существуют и симфонии для струнного, камерногодухового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Мы послушаем Детскую симфонию или Симфонию игрушек. Это оригинальное шуточное камерное произведение приписывалась Йозефу Гайдну, однако часть исследователей считают, что её автором был Леопольд Моцарта – отец того самого, знаменитого Вольфганга Амадея Моцарта.  

Происхождение этого произведения связывается с городом Берхтесгаден, центром производства игрушек, а само сочинение было создано в рекламных целях.

Кроме струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — свистулька, кукушка, детский барабан, трещотка, труба, треугольник, партии которых исполнят учащиеся 1 класса нашей школы – Ставицкий Тимофей, Ставицкая Варя, Александров Александр, Юраньева Арина, Кабинова Майя (2 класс), Тюлин Юрий (4 класс).

Сейчас мы услышим «Детскую симфонию» в исполнении ансамбля преподавателей и учащихся ДШИ п.Ильинский, дирижер – Савинов Константин Вячеславович.  

Следующее произведение написал знаменитый пианист, органист (по мнению Листа, крупнейший в мире), дирижер, композитор, освоивший все возможные стили и жанры от мессы до комической оперы, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, член Французского астрономического общества, критик, поэт, педагог — это все он, Камиль Сен-Санс. Мы послушаем несколько произведений из его сюиты для камерного ансамбля из 14 номеров «Карнавал животных» или как с юмором и иронией сам Сен-Санс ее называл «Зоологическая фантазия».

        «Карнавал животных» — произведение  наполненное юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки, либо просто ведётся подражание голосам животных.                  «Карнавал животных» при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться.

Состав исполнителей в сюите не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста.

Состав ансамбля преподавателей:

1 рояль – Дамбрава Юлия Эдвардовна,

2 рояль – Иодловская Анна Валентиновна,

Скрипки – Шашкина Маргарита Алексндровна, Савинова Гульназ Саловатовна,

Альт – Туманова Валентина Александровна.

Виолончель –Варданян Анжелика Арсеновна,

Флейта – Максимович Ирина Игоревна, Кофанов Владимир Андреевич,

Кларнет – Левкин Вениамин Александрович,

Колокольчики  - Титова Людмила Анатольевна,

Ксилофон – Малиновский Петр Викторович,

Дирижер – Савинов Константин Вячеславович.

Открывает  «Большую зоологическую  фантазию» «Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием  - «рычит» фортепиано!  

На марш настройтесь, белки, совы! –        

Дает команду дирижер.                                

Прославят карнавал веселый                      

Большой оркестр и птичий хор!                  

А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? (Ответы из зала)

Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… искрометного танца - канкана из оперы «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, только в несколько раз медленнее.

     Едва ли доводилось вам                                

     Смотреть на медленный канкан,              

     Где вместо пляски огневой                          

     Плетется танец, сам не свой…                      

Друзья! Порадует ли нас

Такой канкан: два шага в час?

А черепашкам жарко. «Ох!» –

После балета – долгий вздох!

Отгадайте загадку:

Безобиден, травояден,
Нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост,
Плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару
Любит рыжий … (Кенгуру) – автор - Синючкова Ж.

Правильно «Кенгуру» - именно так называется следующее произведение. Здесь прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

Следующая пьеса - «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся волшебные, переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты и струнных.

Дальше у нас идет «Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы подумали. Крики «иа» забавно переданы чередованием очень высоких и очень низких звуков.  

     Свивая длинные рулады,                          

     Смежая веки от тоски,                              

     Поют прекрасную балладу…                  

     А кто? Да снова ослики!  

Еще одна загадка:

Что за птичка на суку
Нам поёт ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она подружка,
А зовут её - …  (кукушка)  автор - В.Стручков.

«Кукушка в глубине леса» - так называется следующая пьеса, основанная на  звукоподражании. «Кукует» кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами), а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

«Пианисты», представляет еще один вид упрямых «животных». Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Это

был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Шарлю Лебуку. Ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу, как исполнителю, так и композитору. На протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки. Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

             

Завершает сюиту и наш концерт - «Финал». Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов определенную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

Наш концерт подошел к концу. Мы благодарим вас за внимание. До новых встреч! До свидания!

При составлении сценария использовались:

интернет-ресурсы:

Литература:

  • Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — М.: Советский композитор, 1970
  • Музыкальный словарь в рассказах / Михеева Л. — М., 1986 г. 176 с.
  • Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. — СПб.: ООО «Диамант», 2001. 576 с.