Методическая разработка «Профессиональная компетентность концертмейстера хореографического коллектива: обобщение личного опыта с позиций современной педагогической науки»

Шабалина Татьяна Леонидовна

Все профессиональные компетентности концертмейстера хореографического коллектива направлены на эффективность, результативность и качество. От того, каким будет современный педагог-концертмейстер, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры ученика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр детского творчества «Радуга»

Методическая разработка

по теме:

«Профессиональная компетентность концертмейстера хореографического коллектива: обобщение личного опыта с позиций современной педагогической науки»

Выполнено: Шабалиной

Татьяной Леонидовной,

концертмейстером высшей

квалификационной категории

Кирово-Чепецк

                                                                                        

Оглавление

                                                                                                                             Стр.

Краткий реферат разработки……………………………………………………3                                                                              

Введение………………………………………………………………………….6  

                                                                                                             

Глава I. Профессиональные компетенции современного педагога………......9  

               

  1. Функции современного педагога………………………………………..10
  2. Комплекс требований к современному педагогу………………………13

1.3. Функции современного педагога музыки………………………………...16

1.4. Комплекс требований к современному педагогу музыки……………….18

ГлаваII. Профессиональные компетенции педагога-концертмейстера

               хореографического коллектива………………………………………22

2.1. Функции и требования к концертмейстеру хореографического

        коллектива………………………………………………………………..22      

2.2. Функция музыкально-эстетического воспитания танцоров…………...26

  2.3. Функция взаимодействия концертмейстера с руководителем

         хореографического коллектива…………………………………………..29            

  2.4. Функция повышения уровня исполнительского мастерства…………...31

  2.5. Функция систематизации музыкального репертуара…………………...32

Библиография……………………………………………………………………33

Приложение……………………………………………………………………...36

           

 

        Краткий реферат разработки

        Цель данной методической разработки – выявить основы педагогической компетентности концертмейстера хореографического коллектива.

        Задачи разработки:

  1. Определить функции  и требования к современному педагогу.
  2. Сформулировать функции и требования к современному учителю музыки.
  3. Рассмотреть педагогические функции и требования к концертмейстеру хореографического коллектива и выявить их особенности.

        Методы исследования. Для написания данной работы использовался поисково-информационный метод исследования и метод сравнительного анализа литературы и документов ЦДТ «Радуга». Также автором применялся метод анализа собственного опыта с помощью системного подхода (См. Приложение).   

       Для написания данной работы были использованы: научные статьи А. В. Хуторского, О. Е. Лебедева, В. М. Авдеева, И. А. Зимней и др. В этих работах анализируется сущность компетентностного подхода и рассматриваются ключевые компетенции. Автор данного исследования использовал также научные работы И. П. Подласого, Л. О. Филатовой, А. В. Баранникова, А. Г. Каспржака, Р. Ланг, К. Г. Митрофанова, Д. Равен, М. В. Рыжакова, М. Холстед и др. для рассмотрения ключевых компетенций современного педагога, их характерных признаков и функций. Для написания практической части работы автор использовал статьи С. Л. Старобинского и Г. П. Сергеевой о педагогическом мастерстве, статьи Е. И. Кубанцевой о содержании концертмейстерской деятельности и М. И. Мироедовой о педагогической направленности деятельности концертмейстера, нормативные документы МОУ ДОД ЦДТ «Радуга» г. Кирово-Чепецка, обобщение педагогического опыта работы концертмейстера ЦДТ «Радуга» Булдаковой О. Е., а также свой личный опыт работы как концертмейстера хореографического коллектива «Ритм».

         Проанализировав научно-методическую литературу, автор выяснила, что компетентностный подход изучали следующие авторы: Бермус А.Г., Бершадский М.Е., Ковалева Т.М., Фрумин И.Д., Болотов В.А., Эльконин Б.Д., Башев В.В., Аронов А.М., Щедровицкий П.Г., Хуторской А.В, И. Осмоловская, И. Я. Лернер и др.

   Ориентация на освоение умений, способов деятельности и обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователи. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Работы С. Т. Шацкого и его последователей, теория и практика развивающего обучения Эльконина-Давыдова были фактически предтечами компетентностного подхода. Близкие идеи разрабатывались дидактической школой Скаткина-Лернера-Краевского, где в содержание образования были введены как самостоятельные компоненты опыт творческой деятельности и опыт эмоционального отношения. Ими была предложена идея опыта как самостоятельного результата, наравне со знаниями и умениями.

   Многие ученые и практики в российском образовании занимаются анализом этого подхода в различных сферах его применения в обучении. На уровне теории эта тема исследуется в КГПУ на кафедре информатики, в РГУФК спорта и туризма на кафедре педагогики, в аспирантуре и докторантуре РГГУ, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, в МГОПУ им. Шолохова и мн. др.

    На уровне практики тему исследовали Хлебинская Г. Ф., учитель русского языка и литературы государственного образовательного учреждения физико-математического лицея № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана, М. И. Мироедова – директор Дома творчества им. Дубинина, Л. К. Голубева – зам. Директора по учебно-воспитательной работе музыкально-хоровой школы «Радость», заслуженная артистка РФ и мн. др.

 В конце работы автор пришел к следующим основным результатам:

 1. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит главная функция – управление педагогическим процессом.

    Профессиональный потенциал педагога объединяет в себе многие разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя: профессиональные, гражданские, производственные и личностные. При этом все они должны быть сформированы на наивысшем уровне. По сути это главная характеристика педагога.

   2. Функции современного учителя музыки представляют собой целый комплекс разнообразных способностей: педагогических и специальных. Результативность деятельности учителя музыки зависит от высокого уровня педагогических способностей и подчинения им других специальных способностей.  Показателем профессионализма в педагогической деятельности является - овладение  и сформированность системой профессионально значимых умений, что в свою очередь является необходимым условием для становления профессионального мастерства. Значительную роль играет творческая личность учителя музыки.

   4. Самая важная в сфере дополнительного образования функция концертмейстера хореографического коллектива – музыкально-эстетическое воспитание. Концертмейстер в хореографическом коллективе – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности последнего не выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников и формирование их эстетического вкуса.

   5. Рассмотрев функцию взаимодействия концертмейстера с руководителем хореографического коллектива, выявилась главная параллель: оба специалиста находятся в едином творческом процессе. Для качественного осуществления этого процесса концертмейстеру необходим целый комплекс знаний и умений, касающихся музыкальной и хореографической сферы. Не  менее важно взаимопонимание с хореографом.

       Концертмейстеру необходимо постоянно повышать свой исполнительский уровень. Для этого нужно приобретать особые исполнительские навыки.

      7. Первостепенное значение в деятельности концертмейстера имеет функция подбора и систематизации музыкального репертуара. В процессе этой деятельности необходим системный подход.

   Вывод: Компетентность концертмейстера хореографического коллектива интегрирует несколько компетентностей: педагогических, в области хореографии, музыкальных и исполнительских. При этом все профессиональные компетентности концертмейстера хореографического коллектива направлены на эффективность, результативность и качество. От того, каким будет современный педагог-концертмейстер, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры ученика.

Ключевые слова:

МР – методическая разработка

КП – компетентностный подход

ПК – профессиональная компетентность

ПМ – педагогическое мастерство

ППП – профессиональный потенциал педагога

      Введение.

   Вопрос  о профессиональной компетентности педагога обсуждается в литературе с 90-х годов прошлого века. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.

   Тема смещения  акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию в последнее время активно обсуждается в научных кругах. К вопросам модернизации современного образования на компетентностной основе обращены взгляды российских и зарубежных ученых в области педагогики и психологии. Уже появились и постоянно появляются новые крупные научно-теоретические и научно-методические работы. А. В. Хуторский в статьях «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования», «Ключевые компетенции. Технология конструирования» и т. д., В.  Гузеев в работе «Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов», И. Осмоловская в работе «Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования», В. В. Лебедев в работе «Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования» - все они рассматривали сущность компетентностного подхода в образовании и проблемы формирования ключевых компетенций.

     Актуальность: Профессиональная компетентность становится достаточно актуальной темой в современном обществе, а в частности в области образования.

   Это обусловило необходимость использования так называемого «компетентностного подхода» к формированию целей и оценке учебных достижений в деятельности современного педагога. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Суть этого подхода состоит в том, что цели обучения формулируются в виде триады – «умение действовать», «умение быть» и «умение жить», от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения» [№ 32, с. 58]. Изменение целепологания – основное требование XXI века, связанное с компетентностным подходом в системе образования.  

   Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности.     

      Идея автора МР – представить современный научный педагогический опыт по данной теме, а также свой собственный опыт, как самостоятельный результат, который может быть полезен для молодых специалистов и для концертмейстеров со стажем:

      - Молодым специалистам  данная разработка даст возможность уже на ранней стадии концертмейстерской деятельности в области хореографии яснее представить специфику профессионального мастерства.

      - Специалистам с опытом данная разработка поможет понять, каким требованиям должен соответствовать современный концертмейстер и каким образом необходимо осуществлять свою деятельность, чтобы соответствовать уровню профессиональной компетентности.

      Новизна. Научность и  системный подход в теоретическом обобщении данного опыта.  

      Особенность МР. Данная методическая разработка имеет социально-практическую значимость. Системой обобщения практического педагогического опыта могут пользоваться коллеги в МОУ ДОД ЦДТ «Радуга», а также педагоги-практики города Кирово-Чепецка.

  Характеристика структуры работы. В соответствии с целью и задачами определена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии. Обе главы содержат большое количество таблиц и схем, что указывает на системный подход автора.

   Первая глава является научно-теоретическим экскурсом, необходимым для того, чтобы разобраться в основных функциях современного педагога и учителя музыки, а также необходимых для их реализации требований. В начале главы автор опирается на компетентностную модель и ключевые компетенции доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии А. В. Хуторского, а также раскрывает понятие «ПК учителя». Педагогическая деятельность с многообразием функций рассматривается в аспекте социокультурной деятельности. Определяя педагогические функции, автор показывает, что в основе профессиональной педагогической деятельности лежит главная функция – управление педагогическим процессом. Также в главе выявлен системный характер учительского мастерства, который отражается в новом интегрированном понятии – «ППП». Сформулировав функции учителя музыки, автор обращает внимание на то, что они представляют собой целый комплекс разнообразных способностей: педагогических и специальных (музыкальных). Здесь автор опирался на взгляд С. Л. Старобинского на ПМ современного учителя музыки.

   Во второй главе, проведя анализ научных работ, автор переходит к практическому аспекту данного исследования. Деятельность концертмейстера в хореографическом коллективе рассматривается, как очень широкое понятие, в отличие от рядового аккомпаниатора. Задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников и формирование их эстетического вкуса. Среди многочисленных функций автор выделяет самую важную в сфере дополнительного образования функцию – музыкально-эстетическое воспитание. Кроме этой функции во второй главе автор рассматривает также ряд особо важных функций концертмейстера, работающего в хореографическом коллективе  - это функция взаимодействия концертмейстера с руководителем хореографического коллектива, функция повышения уровня исполнительского мастерства и функция систематизации музыкального репертуара.

   В заключении автор исследования обращает внимание на то, что компетентность концертмейстера хореографического коллектива интегрирует в себе несколько компетентностей: педагогических, в области хореографии, музыкальных и исполнительских. И все эти ПК концертмейстера хореографического коллектива направлены на эффективность, результативность и качество. От того, каким будет современный педагог-концертмейстер, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры ученика.

              В Приложении автор представляет показатели ПК концертмейстера в виде системной таблицы.

 

Глава I. Профессиональная компетенция современного педагога

   В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры ПК педагога. Хуторской А.В. выделяет группу ключевых образовательных компетенций (См. таблицу №1). [№31, С. 57]

  Таблица №1. Ключевые компетенции по А. В. Хуторскому

Название компетенций

Характеристика компетенций

1. Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция

включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция

владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7. Компетенция личностного самосовершенствования

направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

 Вторая группа, выделенная Хуторским - общепредметные (базовые) компетенции учителя.

   Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

   культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,

   умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя  ее  в  содержании  обучения  и  используя для самообразования,

   умением передавать свою информацию другим.

        1. 1. Функции современного педагога

   ПК учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и  классификации ПК.

   Понятие ПК учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Наиболее приемлема точка зрения на компетентностную модель доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского (См. таблицу №2).

Таблица №2.

Система критериев компетентности

и компетенции по А.В. Хуторскому

                

компетентность

компетенция


критерии

1. совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности);

2. качественное и продуктивное действие по отношению к определенному кругу предметов и процессов

критерии

1. владение, обладание человеком соответствующей компетенцией;

2. личностное отношение к этой компетенции и предмету деятельности

                

        


   В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

- быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

- самостоятельно учиться;

- принимать решения и нести за них ответственность;

- адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

- нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

   Профессия педагога всегда была связана с социумом (являлась массовой профессией). Многообразие функций привносит в труд учителя компоненты многих специальностей: актера, режиссера, менеджера, аналитика, исследователя и селекционера. Педагогическая деятельность рассматривается в аспекте социокультурной деятельности.

   В основе профессиональной педагогической деятельности, так же как и деятельности менеджера, лежит главная функция -  управления. Педагог, как и менеджер – управленец. Только управляет он  процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т. е. педагогическими процессами.

   Любой педагог задумывает и доводит до конца определенное дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организация викторины, олимпиады, школьного праздника и др. Все эти дела можно обозначить понятием «педагогический проект».

    Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, - целеполагание. Сущность управленческого процесса заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель – результат.

   Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Для этого педагогу необходимо в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

    В неразрывной связи с диагностированием осуществляется  прогнозирование выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях. Исходя из этого, педагог определяет стратегию своей деятельности, оценивает возможности получения педагогического продукта.

   Получив диагноз и опираясь на прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих достичь цели. Также учитель выделяет конкретные этапы достижения цели, формирует для каждого из них частные задачи, определяет виды и формы оценки полученных результатов и т. д.

   На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Сущность информационной функции уже ясна из определения. Учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

    Организационная деятельность учителя связана с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

    Контрольная и оценочная функции необходимы педагогу для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс. Учителю в работе с непростыми современными школьниками нужно искать  и использовать более изощренные стимулы. При контроле и оценке качества протекания процесса становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок.

   На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию. Главным содержанием ее является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

     Коррекционная функция. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

 Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

           Итак, поставив задачу определить функции современного педагога, автор МР выявил, что в основе профессиональной педагогической деятельности лежит главная функция – управление педагогическим процессом (См. таблицу №3).

 

Таблица №3. Функции управления педагогическим процессом

                                                      Управление

         

   1. 2. Требования к современному педагогу.

   Особые профессиональные и общественные функции предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

     Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим, по результатам опросов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных. 

 Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей (См. таблицу №4). Выделены главные группы способностей.

     

 

Таблица №4. Необходимые педагогические способности по И.П. Подласому

Название педагогических способностей

  Характеристика педагогических способностей

1. Организаторские

Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические

Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно. Ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Перцептивные

проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики

4. Коммуникативные

способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения

5. Суггестивные

способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых

6. Исследовательские

способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы

7. Научно-познавательные

сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли

            Существует понятие педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональных умений, основанных на педагогических убеждениях. Основные критерии ПМ можно увидеть на таблице №5.

  Таблица №5. Основные критерии ПМ по И.П. Подласому

педагогическая направленность

профессиональные знания

педагогическая техника

стремление к совершенствованию человека, желание понять других, интерес к организации совместной работы, потребность в самоутверждении

психологии, педагогики, конкретного предмета / профиля деятельности и методики его преподавания

техника речи, пантомимическая техника, техника самореализации, организаторская техника, техника педагогического воздействия, техника контактного взаимодействия

           

             Профессионализм – это умение мыслить и действовать профессионально. Существует понятие «идеальный педагог» – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Идеальный педагог – образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии – профессиональный потенциал педагога (ППП). На таблице №6 представлена структура ППП.

Таблица №6. Структура ППП, выраженная через     понятие идеального педагога по И.П. Подласому

Идеальный педагог

специалист

работник

человек

Знание педагогической теории

Владение педагогическим мастерством

Знание психологии

Владение технологиями обучения и воспитания

Умение рационально организовать труд

Любовь к делу

Любовь к учащимся

Вера в человека

Педагогические способности

Общая эрудиция

Терпеливость

Оптимизм

Эмпатия

Сдержанность

Находчивость

Быстрота и точность реакции

Душевная щедрость

Эмоциональная уравновешенность

Понимание детей

Желание работать с детьми

Ясность и убедительность речи

Требовательность

Тактичность

Самообладание

Справедливость

Организаторские умения

Общительность

Умение слушать

Умение поставить цель и достигнуть ее

Умение распределять время

Систематическое и планомерное повышение квалификации

Нацеленность на повышение производительности труда

Способность к творчеству

Всесторонняя образованность

Разумный оптимизм, умеренный скептицизм

Желание трудиться

Преданность делу

Умение работать в коллективе

Настойчивость

Дисциплинированность

Ответственность

Активность

Ориентация в производственных ситуациях

Умение распределять работу

Готовность взять на себя ответственность

Высокие моральные качества

Активное участие в общественной жизни

Активная жизненная позиция

Личный пример всем и во всем

Уважение к законам государства

Национальная гордость

Патриотизм

Готовность к защите Родины

Крепкое здоровье

Здоровый образ жизни

Гуманизм

Духовность

Религиозность

Потребность в общении

Открытость

Нравственность

Критическое отношение к своим действиям

 

Поставив задачу выявить комплекс требований к современному  педагогу, определилось новое понятие – профессиональный потенциал педагога. ППП объединяет в себе многие разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя: профессиональные, гражданские, производственные и личностные. При этом все они должны быть сформированы на наивысшем уровне. По сути это главная характеристика педагога.

 

   1.3. Функции современного учителя музыки

   О проблеме музыкального образования и воспитания, а также о современных направлениях и педагогическом мастерстве в структуре музыкальной деятельности педагога – музыканта создано много научных работ. Исследования компетентности педагога-музыканта проводятся в научных статьях Г. П. Сергеевой «Содержание и организация последипломной подготовки учителей музыки», Л. М. Седуновой «О современных тенденциях развития общего музыкального образования», В. П. Сраджева и  О. О. Бороздиной «Нарпавленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе», С. Л. Старобинского «Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально образовательной деятельности», «Урок музыки – урок искусства»,  «О педагогическом мастерстве».

        Как уже говорилось ранее, в основе профессиональной педагогической деятельности лежит  функция управления процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности учащегося. 

   В деятельности учителя музыки можно выделить несколько функций: организационная, познавательная, эмоциональная, исследовательская и др. См. таблицу №7).

Таблица №7. Функции деятельности учителя музыки по

 Л.Г. Арчажниковой

Название функций учителя музыки

Характеристика функций учителя музыки

1. Организационная

связана с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса

2. Познавательная

связана с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня

3. Эмоциональная

проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством

4. Исследовательская

проявляется в действиях учителя по совершенствованию учебного процесса и повышению уровня своего профессионального мастерства. Сюда входят:

 - анализ собственной музыкально-педагогической  деятельности
и опыта лучших учителей;

 - применение эффективных методических приемов и потребность  осуществлять на практике педагогический эксперимент

5. Конструктивные

проявляется в действиях по конструированию музыкальных занятий. Сюда входят:

 - составление плана занятия;

 - отбор необходимых музыкальных произведений;

 - применение наиболее продуктивных методов обучения музыке

6. Коммуникативные

проявляется в действиях учителя по устанавливанию педагогически целесообразных отношений с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения

7. Информационные

Навыки деятельности учителя  с информацией, содержащейся в учебном музыкальном предмете.

8. Развивающие

направленность на осуществление задач музыкально-эстетического воспитания средствами музыкально-педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

Специальные функции учителя музыки

отбор и выстраивание музыкального и литературного материала

владение выразительной речью как средством воздействия на личность ученика и пробуждения его эмоциональной сферы

четкое распределение времени между отдельными частями урока и быстрое перестраивание в зависимости от возникшей на уроке ситуации

контролирование и оценивание своих действий

умение находить правильную манеру общения с учащимися в зависимости от степени их подготовленности и возраста

Профессионально-педагогической направленностью деятельности учителя музыки определяется: выбор методов обучения на уроках музыки, освоение учителем педагогической и научной литературы, музыкального репертуара при подготовке к уроку, выработка самостоятельности, творческой активности и профессионального мышления. Большое значение имеет также познавательная направленность – приобретение знаний в определенной системе и творческое отношение к решению разного рода педагогических задач. Музыкально-познавательная деятельность включает не только приобретение общих и специальных знаний, но и овладение специфическими способами деятельности: аккомпанирование, транспонирование, чтение нот с листа и другие виды исполнительства. Все эти знания тесно переплетаются между собой и в то же время являются целостной системой знаний, необходимых ему в работе.

      Таким образом, сформулировав функции учителя музыки, можно увидеть, что они представляют собой целый комплекс разнообразных способностей: педагогических и специальных. При этом они должны находиться в единстве.

        1.4. Требования к современному учителю музыки

   Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности проецируется в стенах института. Содержанием этой деятельности является педагогически переосмысленный социально-культурный опыт. Этот опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает ПК: учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет, ему необходимо усвоить определенную сумму философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе.

   В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений (См. таблицу №8).

Таблица №8. Требования к учителю музыки по Л.Г. Арчажниковой

Направ-ления деятель-ности

Предъявляемые требования

знания

умения

Организационное

- основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

- содержание программы обучения, ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

- художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

- возрастные особенности школьников;

-  выбирать наиболее эффективные (для данной группы учеников) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

- конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

- формулировать и решать педагогические задачи;

- создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения задач, связанных с программой обучения;

- выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данной группы учеников, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

- проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

- побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

- активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;

- планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

- пользоваться техническими средствами обучения

познавательное

-  методологических и психолого-педагогических основ научной теории;

 - дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;

 - возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;

 - особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;

- осуществлять развивающий характер обучения путем использования различных форм деятельности учащихся и постепенного наращивания их знаний и умений;

 - строить обучение на основе логическим четко выстроенного объяснения;

 - давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;

 - делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;

 - воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям

эмоциональное

- социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;

 - значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;

 - особенности воздействия музыкального искусства на человека;

 - основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;

- воспитывать эмоциональное отношение к музыке;

 - управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;

 - формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;

 - воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;

 - воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;

 - стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;

 - постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;

 - расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства

исследовательское

знание теоретических основ научного исследования и методики проведения опытной, экспериментальной работы

- наблюдать и анализировать учебный процесс;

 - выявлять и систематизировать педагогические факты;

 - видеть музыкальные явления в их развитии;

 - творчески использовать музыкальные знания и умения применительно к конкретной педагогической ситуации;

 - широко использовать методику проблемного построения занятий;

 - стоять на исследовательских позициях при нахождении эффективных форм и методов построения музыкальных занятий;

 - использовать на уроке музыки дополнительный материал с целью наиболее полного решения задач музыкально-педагогического воздействия;

 - предвидеть предполагаемые результаты собственной работы;

 - прогнозировать уровень музыкального развития школьников;

 - постоянно заниматься самообразованием, обогащать свой слуховой и исполнительский опыт, накапливать музыкальный репертуар, совершенствовать мастерство словесного общения со школьниками

   Прежняя педагогическая система не предполагала в учебно-воспитательном процессе творческую деятельность ни педагога, ни ученика.  

   Современная педагогическая система рассматривает ученика как активного субъекта образовательного процесса. Современный педагог должен обладать принципиально новым мировоззрением. Новая образовательная ситуация сформулировала новые требования к педагогу:

 - приоритет человеческих качеств над интеллектуальными;

 - ПК как надстройка на базе человеческих качеств.

    ПМ учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся (по В. П. Симонову), но и как развитые способности к совместной с учащимися созидательной творческой деятельности.

   В программе С. Л. Старобинского «Основы педагогического мастерства учителя музыки» (М. – 1997) были определены основные требования к современному учителю музыки (См. таблицу №9). [№30, С. 29]

Таблица №9. Требования к современному учителю музыки по

 Л. С. Старобинскому

Основные компоненты педагогического мастерства

Основные стадии педагогического творчества

Специфические компоненты

- креативность

- коммуникативность

- организационные способности

- музыкальные способности

- рефлексивность

 - профессиональная адаптация

 - потребность в повышении эффективности учебно-воспитательной деятельности

 - потребность в разработке новых творческих педагогических методов

 

- исполнительский артистизм

 - музыкальная культура

 - навыки интерпретации

 - способность к созданию творческой атмосферы

 - творческое воображение и фантазия

   Опыт лучших педагогов: А. А. Кононенко, Л. И. Зубрицкой, М. Ф. Головиной, Б. С. Рачиной, Н. В. Сусловой и др. подтверждает эту мысль.

   В организации творческого учебного процесса определяющую роль играют:

 - ассоциативные способности учителя;

 -  умение моделировать и управлять педагогическими ситуациями;

 - прогнозировать  и анализировать педагогический результат, слушательскую и исполнительскую деятельность учащихся.

   Сформулировав функции и требования к современному учителю музыки, автор МР пришел к выводу: результативность педагогической деятельности учителя музыки зависит от высокого уровня педагогических способностей и подчинения им других специальных способностей.  

    Показателем профессионализма в педагогической деятельности является: овладение  и сформированность системой профессионально значимых умений, что в сою очередь является необходимым условием для становления ПМ.

               

Воспитание творческой личности возможно лишь в творческой мастерской, т. е. в условиях, являющихся обязательными. Для этого педагог сам должен быть творческой личностью.

Глава II. Профессиональные компетенции педагога-концертмейстера хореографического коллектива

   Тему деятельности концертмейстера и  ПК педагога-концертмейстера затрагивают такие авторы, как М.И. Мироедова в статье «Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии», Е. И. Кубанцева в статьях «Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования», «Содержание предмета «Концертмейстерский класс» и структура концертмейстерской деятельности», «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера».

    Анализ этих работ показывает, что ПК становится достаточно актуальной темой в современном обществе, а в частности в области образования.

   Также  тему компетентности концертмейстера автор МР проводит в собственной системе обобщения практического педагогического опыта под названием «Профессиональный рост концертмейстера хореографии».  

2.1. Функции и требования к концертмейстеру

хореографического коллектива

   Автор данной МР является концертмейстером хореографического коллектива «Ритм» - самого многочисленного коллектива МОУ ДОД  ЦДТ «Радуга». У коллектива достаточно признаний, завоеванных на фестивалях и конкурсах местного и регионального значения. За последние  2008 - 2009 гг. коллектив стал Лауреатом I и II степени Всероссийского и Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Юность» под эгидой Всемирного Благотворительного фонда Махмуда Эсамбаева (г. Москва).

   Хореографический коллектив «Ритм» создала и руководит им по сегодняшний день педагог дополнительного образования высшей категории Палешева Лариса Владимировна. Главной особенностью своей деятельности педагог считает обучение и воспитание детей посредством хореографии, развитие в них нравственной личности с большим творческим потенциалом.

   Для выявления функций концертмейстерской деятельности необходимо рассмотреть специфику данного вида педагогической практики.   Концертмейстерская деятельность включает различные компоненты, поскольку любая сторона творческой деятельности осуществима лишь в том случае, если она подкреплена комплексом знаний. Здесь необходимо владение основами теории и практики концертмейстерской работы, развитие музыкальных способностей, основательное изучение произведений разных стилей и композиторов, формирование навыков и умений аккомпанирования, а также обладание философско-эстетическими воззрениями, эмоциональными и волевыми качествами.

   Немалое значение представляют психологический, философский, эстетический и культурологический аспекты деятельности концертмейстера.          

   Подготовка к концертмейстерству проходит в процессе изучения многих дисциплин. Общегуманитарная подготовка дает понимание концертмейстерской деятельности в ее философском значении. Музыковедческая – отражает постижение музыки как феномена исполнительского творчества. Общепедагогическая – затрагивает концертмейстерскую проблематику в связи с изучением содержания образования. Методическая – вооружает методами учебно-воспитательной работы на уроках «Концертмейстерский класс». Исполнительская – ориентирует на использование приобретенных исполнительских знаний и умений в профессиональной деятельности, в том числе в деятельности, связанной с реализацией концертмейстерских возможностей.

   Концертмейстерская деятельность несет  в себе много педагогических функций:

 - концертмейстер разрабатывает совместно с педагогом дополнительного образования тематические планы и программы;

- проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;

-  формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает навыки ансамблевой игры;

-  осуществляет музыкальное воспитание детей в соответствии с программой объединения, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности;

 - обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), мероприятиях, показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию);

- участвует в подготовке и проведении мероприятий;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- участвует в деятельности методических объединений.  

Пропагандирует детское творчество:

 - выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;

 - поддерживает одаренных и талантливых воспитанников;

 - организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творческих отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.;

 - оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

 - осуществляет связь с другими коллективами по своему профилю деятельности.

Концертмейстер также может:

 -  участвовать в экспериментальной деятельности;

 -  создавать материалы по обобщению педагогического опыта, научные работы, иметь публикации своих работ в педагогических журналах;

  - участвовать в различных конкурсах профессионального мастерства, в международных и российских грантах.

      Одна из важнейших функций концертмейстерской деятельности в хореографическом коллективе – это музыкально-эстетическое воспитание детей.

   Важным аспектом деятельности концертмейстера хореографии является работа с хореографом.        

    Не маловажным определяющим фактором для молодого специалиста – концертмейстера является природная предрасположенность, а также целый ряд качеств.          

   Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины, и освоение ее хореографической специфики, что  происходит параллельно. Здесь огромную роль играет педагогический аспект – ведь качество урока во многом зависит от мастерства концертмейстера. Требования к концертмейстеру хареографического коллектива представлены в таблице № 10.

Таблица №10. Требования к педагогу-концертмейстеру хореографического коллектива (систематизировано автором МР)

Должен знать

Должен уметь

Требование к качествам мастерства концертмейстера

-   Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово-хозяйственной деятельности;

- Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены и общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических задач;

- методику и организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении;

- программно-методическую документацию;

- правила охраны труда;

- содержание, методику, организацию образовательной деятельности, программы по профилю;

- методику проведения занятий и репетиций;

- произведения разных эпох, стилей и жанров, их традиции, интерпретации;

- правила компоновки музыкальных фрагментов, подбора музыки к отдельным элементам движений с учетом индивидуальных физических данных обучающихся.

- условия и методы работы в различных сферах хореографической практики;

- знакомиться с основами понимания самой природы танца, образно - выразительного содержания хореографического движения, изучить

балетную терминологию (общая и международная система танцевальной терминологии – на французском языке);

- приобрести навыки в сфере импровизации.

Иметь педагогическое, профессиональное образование.

- уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству;

- научится бегло читать с листа нотный материал, включая балетные клавиры;

Необходимо освоить художественные особенности балетной музыки, балетного клавира, разнообразных жанров танцевальной музыки. Необходимо освоить специфику оформления уроков:

- классического танца,

- историко-бытового и бального танца,

- народно-сценического,

    - современного и в стиле «модерн».

- выбор репертуара для учебно-тренажных или открытых занятий, при этом обязательно учитывается то, какая дисциплина преподается: классический, современный танец или другие. Также обязательно учитывается возраст детей. Репертуар периодически должен обновляться;

- репертуар для танцевальных постановок: будь то танцевальные этюды для открытых занятий или постановки целого танца.

Поиск и записывание фонограмм.

Учитывать исполнительские возможности танцующих, их психофизическое состояние.

Способствовать развитию активности музыкального восприятия детей.

- острое ощущение ритма,

- ощущение танцевальной кантилены,

- интуитивное восприятие внутренней природы движения.

Развитое чувство восприятия танцора, умение работать в ансамбле.

 Необходимо не только хорошо владеть инструментом, разбираться в различных музыкальных стилях и жанрах, но и чутко, душой понимать «творческую натуру хореографа», знать его вкусы.

Природная предрасположенность к деятельности в сфере хореографии.

    Профессия концертмейстера хореографического коллектива представляет собой особенный, ни с чем не сравнимый комплекс: умений и навыков, необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанных на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета.

   Поставив задачу рассмотреть функции и требования к концертмейстеру хореографического коллектива, автор выделяет самую важную в сфере дополнительного образования функцию – музыкально-эстетическое воспитание. Концертмейстер в хореографическом коллективе – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности последнего не выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников и формирование их эстетического вкуса.

2.2. Функция музыкально-эстетического воспитания танцоров

   Определив одну из важнейших функций концертмейстерской деятельности в хореографическом коллективе, автор МР рассмотрит ее более подробно.

 Планируя свою работу, автор тщательно отбирает для занятий репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка, который включает произведения классической, народной и современной музыки. Здесь большую роль играет профессионализм, особое чутье и соответствующая подготовка. Именно это позволяет педагогу – хореографу не только профессионально растить своих воспитанников, но и оказывать огромное влияние на их общее музыкально-эстетическое развитие.

Автор МР выявил и систематизировал способы реализации функции музыкально-эстетического воспитания (См. таблицу №11).

Таблиц №11. Реализация функции музыкально-эстетического воспитания

(систематизировано автором МР)

Этапы

обучения

Цели обучения

Детское восприятие

Процесс достижения цели обучения

Критерии отбора музыкального материала концертмейстером

I этап

Знакомство с элементарными понятиями:  характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;   динамические оттенки в музыке – «форте», «пиано»;  характер исполнения – штрихи: «легато», «стаккато»;  строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение; эмоциональная выразительность

Интуитивное восприятие музыкального материала

Знакомство происходит в процессе занятия с помощью предложенных педагогом танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций-этюдов

Музыкальные произведения: простые и доступные для детского восприятия по стилю, жанру и характеру; с яркой выразительной мелодией; четким метроритмическим рисунком; квадратные по форме

II этап

Полученные ранее понятия расширяются и закрепляются:

общий характер;

темп; динамические оттенки;

строение музыкальной речи;

метроритмы;

музыкально-танцевальные импровизации

Эмоциональный отзыв на музыку

В процессе занятия дети учатся:

выполнять движения в различных темпах;

слушать музыку и отражать ее характер в движениях и пластике;

выполнять движения с различной амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения

определять вступление, начало и окончание музыки, акцентировать хлопком и т. п.;

передавать эмоциональное состояние во время музыкально-танцевальных импровизаций

Музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям

III этап

Закрепление пройденного материала на более сложных примерах, знакомство с танцевальными жанрами – вальс, полька, марш; с русским народным танцем; знакомство с понятием «жест» и «поза»; развитие актерской выразительности

Осознание связи движения и музыки

В процессе занятия дети учатся: определять особенности танцевальных жанров; уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в характере соответствующего жанра; импровизировать на заданную музыку

Музыкальные произведения:

изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм; особое внимание маршевой и танцевальной музыке

IV этап

Обогащение музыкального мышления; умение разбираться в различных музыкальных жанрах: симфонический, инструментальный вокальный; знакомство с серьезной классической музыкой и джазовой; музыкой различных народностей; знакомство с творчеством композиторов разных эпох и стран; развитие способности получать эстетическое наслаждение от контакта с музыкой

Активное творческое восприятие

Во время занятий дети прослушивают различные музыкальные произведения; краткие беседы о музык. произведениях и их композиторах

Музыкальные произведения: различной сложности; композиторов разных стран и эпох; различных жанров и направлений; разных народностей

           Рассмотрев функцию музыкально-эстетического воспитания, автор выявил такие особенности: на начальном этапе музыкального воспитания поставлен акцент на развитие элементарных понятий, а в дальнейшем главной целью концертмейстера должно явиться развитие музыкально-эстетического вкуса, воспитать в ребенке душевную потребность в «прекрасном» - в музыке.

2.3. Функция взаимодействия концертмейстера с руководителем

хореографического коллектива

   Концертмейстер – первый помощник хореографа в музыкальной области. Он знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он является как бы посредником между идеей композитора и замыслами хореографа.

   Отсюда ясно, какое большое значение имеет хороший пианист для хореографа. Концертмейстер является его сподвижником от самого первого занятия и до последней репетиции на сцене, когда на смену ему приходит фонограмма. Сколько терпения, выдержки и спокойствия должно быть у такого музыканта. Находясь в самой «кухне» хореографического творчества, концертмейстер не механически исполняет музыку, а, чувствуя и понимая все мысли и действия хореографа, как бы участвует с ним в творческом процессе.

   Много приходится работать с хореографом над сочинительством: танцевальных комбинаций для экзерсиса классического, народно-сценического, современного или в стиле «модерн», танцевальных этюдов или целого танца. Этот труд очень кропотливый и затрачивает достаточно много времени помимо занятий с детьми.

    В процессе этой работы большую роль играет взаимопонимание с хореографом, потому что свои мысли и идеи он, чаще всего, излагает в более упрощенной форме, например: на определенном движении сделать музыку более воздушной и грациозной, или наоборот, грубее и тяжелее, где-то ускорить или замедлить, выделить более эффектное движение (махи, вращения и трюковые прыжки).

   Таким образом, часто происходит то, что появляется почти новое музыкальное произведение. Особую важность здесь приобретает искусство импровизации. Нужно уметь, глядя в ноты, сразу мысленно менять фактуру, ритм, иногда размер, мелодию, количество тактов, стараясь максимально приблизить звучание к специфике упражнения так, чтобы возникало структурно, метроритмически, мелодически ясное построение.

   После такой индивидуальной трудоемкой и кропотливой работы хореографа и концертмейстера сочиненные комбинации упражнений или постановка танца предлагаются на занятии воспитанникам. И здесь очень важно слаженное партнерство – хореограф – концертмейстер. Значимую роль для концертмейстера играет знание хореографической терминологии. В общении с пианистами не принято пользоваться музыкальной терминологией, так как не всем хореографам удается в период обучения профессии детально ознакомиться с музыкальной теорией. И поэтому, когда педагог обращается к занимающимся с просьбой начать тот или иной фрагмент упражнения или танцевального этюда, скажем с «тура» или с «первой диагонали», это должно быть понятно всем присутствующим: учащимся, концертмейстеру и самому педагогу.

   

Таблица №12. Реализация функции взаимодействия концертмейстера с хореографом

Работа над сочинительством

Комплекс знаний и умений концертмейстера

     Работа хореографа

Творческий процесс

Музыкальные знания: относительно музыкального произведения, темы и характера исполнения музыки.

Помощь хореографу находить правильные решения, вытекающие из характера музыки.

Хорошее владение инструментом.

Навыки импровизации: готовность перестраивать музыкальные произведения полностью или частично, опираясь на  идеею хореографа, учитывать все замечания и предложения хореографа  (по поводу темпа, штрихов, динамики, акцентирования, изменения ритмического рисунка или количества тактов)

Взаимопонимание с хореографом.

Рождение замысла.

Прослушивание музыкального произведения.

Работа по частям: поиск наилучшего хореографического выражения музыкальной мысли.

Разработка отдельных танцевальных комбинаций и их отработка (для качественного показа впоследствии на занятиях или репетициях воспитанников)

Конечный результат

Появление почти нового музыкального произведения

Рождение новых танцевальных комбинаций, этюдов или же целого танца

 

 Таким образом, рассмотрев функцию взаимодействия концертмейстера с руководителем хореографического коллектива, автор выявил очень главную параллель: оба специалиста находятся в едином творческом процессе. Для качественного осуществления этого процесса концертмейстеру необходим целый комплекс знаний и умений, а также  -  взаимопонимание с хореографом (См. таблицу №12).

2.4. Функция повышения уровня исполнительского мастерства

Исполнительская деятельность на занятиях по хореографии - совершенно особый раздел искусства аккомпанирования. Сущность исполнительской деятельности заключается не только в знании своей партии. Понятно, что здесь необходим целый комплекс знаний, умений и навыков, связанных не только с искусством аккомпанирования, но и с хореографическими особенностями.

   Музыкальный материал занятия должен преподноситься при помощи особых исполнительских приемов.

   Для автора стало очевидным, что нужна не только соответствующая музыка, но и ее танцевальное воспроизведение. Подобными исполнительскими навыками в совершенстве владеют очень немногие музыканты (См. схему и таблицу №13).

Таблица №13.

        

   

                       Особые исполнительские приемы

особая

манера

подачи

Музыкальное

сопровождение

всегда должно помогать

танцевать

Необходимо темповое

соответствие

хореографического

исполнения и его

музыкального

сопровождения

Индивидуальный

подход (необходимо учитывать личные данные ребенка – технические, физиологические, психологические). Отсюда – отклонения в темпе, акцентирование, звуковая наполненность

                  

             2.5. Функция систематизации музыкального репертуара

   Главнейшей задачей концертмейстера является, конечно, подбор музыкального репертуара, создание музыкальной атмосферы занятия, ведь музыка помогает понять эмоциональную подоплеку танцевальных движений, сделать их более выразительными. За многие годы работы автором данного исследования накоплен большой «музыкальный багаж». Диапазон музыкальных возможностей очень широк – от фрагментов балетных до оперных и оперетточных, от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов фортепианной музыки. «Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, насколько уместен данный материал для будущего упражнения или танца.

   Весь этот накопленный опыт знаний и умений не мог просто так остаться без внимания и, в конце концов, привел меня к созданию музыкального сборника. Этот сборник – «Хрестоматия музыки для сопровождения уроков классического танца».

   Данная Хрестоматия – плод моего творческого труда, результат многолетнего поиска и отбора музыкальных фрагментов, отвечающих требованиям к сопровождению занятий классического танца. Я старалась подбирать фрагменты, отличающиеся разнообразием фактуры, ритмического рисунка, темпа, размера, характера и настроения музыки. Все примеры соответствуют определенным танцевальным движениям с учетом возрастных особенностей детей.

   Я хорошо знаю, что довольно часто концертмейстеры и хореографы испытывают определенные затруднения в подборе музыкального материала. Даже при наличии под руками большого количества нотной литературы тратится много времени на поиск и подбор нужных фрагментов из произведений классической и современной музыки. Я считаю, что такая хрестоматия поможет легко решить данную проблему. Этот «труд» составлен мною с целью помочь начинающим концертмейстерам сэкономить массу времени, быстрее почувствовать специфику работы в классе хореографии и, наконец, овладеть мастерством данной профессии. [№ 35 , с. 26-27]

   Рассмотрев функцию систематизации музыкального репертуара, автор считает главной задачей подбор музыкального материала. В процессе этой деятельности необходим системный подход.

                                            Библиография

  1. Авдеев, В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В. М. Авдеев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – С. 235 – 240.
  2. Антипова, И. Г. и др. Психология [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Антипова и др.; под ред. Е. И. Рогова. – М. – 2005. – С. 183 – 184.
  3. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки [Текст]: метод. пособие / Л. Г. Арчажникова; под ред. Э. В. Мазниной. – М.: Просвещение. – 1984. – 111с.
  4. Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. – М.: ГУ ВШЭ. – 2002.
  5. Гузеев, В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов // Директор школы. – М. – 2006. - № 8. – С. 27 – 30.
  6. Годованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учеб. пособие / В. П. Голованов; под ред. Е. А. Королевой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2004. – 239 с.
  7. Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Попытка определения компетенции как образовательного результата // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. – Самара: Профи. – 2001.
  8. Голубева, Л. К. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников // Дополнительное образование. – 2004. - №11. – С. 33 – 36.
  9. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г. и др. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова и др.; под ред. Е. К. Федотовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2002. – 352 с.
  10. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учеб.пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов и др.; под ред. Е. Н. Обуховой. – М.: АПК и ПРО. – 2003. – 101с.
  11. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.  Глава I. Роль дополнительного образования детей в развитии Российского общества.
  12. Киселева и Красильников. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ. -  2004 -539 с.
  13. Кубанцева, Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 1. – С. 52 – 56.
  14. Кубанцева, Е. И. Содержание предмета «Концертмейстерский класс» и структура концертмейстерской деятельности // Музыка в школе. – 2002. - №2. – С.62 – 66.
  15. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования // Музыка в школе. – 2002. - № 1. – С. 42 – 43.
  16. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика [Текст]: метод. пособие / В. В. Крюкова; под ред. Е. Ковалевой. – Ростов н/Д: Феникс. – 2002. – 288 с.
  17. Лебедев, В. В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. – М. – 2007. - № 2. – С. 97 – 103.
  18. Мироедова, М. И. Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии // Дополнительное образование. – 2000. - № 9. – С.
  19. Мясников, В., Найденова, Н. Компетенции и педагогические измерения // Народное образование. – М. – 2006. - № 9. – С.147 – 151.
  20. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. – М. – 2006. - № 8. – С. 64 – 69.
  21. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. Пособие / И. П. Подласый; под ред. В. А. Салахетдиновой: в 2 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. – 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.: ил.
  22. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито – центр. – 2002. – 84 с.
  23. Рыжаков, М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - № 4.
  24. Самигуллин, Г., Багавиев, И. Профессиональное становление молодого учителя // Директор школы. – М. – 2006. - № 8. – С. 31 – 37
  25. Седунова, Л. М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. – М. – 2004. - № 1. – С. 46 – 47.
  26. Сраджев, В. П., Бороздина, О. О. Нарпавленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе // Музыка в школе. – М. – 2007. - № 3. – С. 17 – 25.
  27. Сергеева, Г. П. Содержание и организация последипломной подготовки учителей музыки // Музыка в школе. – 2007. - № 5. – С.22 – 26.
  28. Старобинский, С. Л. Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально образовательной деятельности // Музыка в школе. – 2003. - № 1. – С.49 – 53.
  29. Старобинский, С. Л. Урок музыки – урок искусства // Музыка в школе. – 2003. - № 2. – С. 18 – 27.
  30. Старобинский, С. Л. О педагогическом мастерстве // Музыка в школе. – 2007. - № 5. – С.27 – 31.
  31. Хуторский, А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – М. – 2003. - № 5. – С. 55 – 61.
  32. Хуторский, А. Ключевые компетенции как компонент личностно- оириентированной парадигмы образования // Народное образование. – М. – 2003. - № 2. – С. 58 – 64.
  33. Холстед, М., Орджи, Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. – Самара: Профи. – 2001.
  34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //  Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр  дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.  
  35. Шабалина, Т. Л. Обобщение педагогического опыта работы «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». МОУ ДОД ЦДТ «Радуга». - 2006. – 27 с.
  36. Шабалина, Т. Л. Нашему «Ритму» - 15 лет // Кировец. – 2007. – 18 мая. – С. 8.
  37. Филатова, Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. – 2005. - № 7. – С. 9 – 11.
  38. Фрумин И.О. Компетентностный подход как естественный этап        обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9 –ой научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – с. 41-44.

Приложение

Системная таблица

«Показатели профессиональной компетентности концертмейстера хореографического коллектива»

                     

3. Функция повышения уровня исполнительского мастерства

                       

        

   

                       Особые исполнительские приемы

особая

манера

подачи

Музыкальное

сопровождение

всегда должно помогать

танцевать

Необходимо темповое

соответствие

хореографического

исполнения и его

музыкального

сопровождения

Индивидуальный

подход (необходимо учитывать личные данные ребенка – технические, физиологические, психологические). Отсюда – отклонения в темпе, акцентирование, звуковая наполненность

4. Функция систематизации музыкального репертуара