Методы работы над фразировкой в пьесах кантиленного характера

Мацак Алевтина Николаевна

Данная статья раскрывает суть такого понятия в фортепианной педагогике как "кантилена". А также в ней представлен ряд простых приемов, используемых  мною в  многолетней практике с моими учениками.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении  ДДЮТ преподавателя МБОУ СОШ №71 с углублёным изучением отдельных предметов

Мацак Алевтины Николаевны

Тема выступления:

Методы работы над фразировкой в пьесах кантиленного характера.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания пианиста. Согласно этим принципам, я стараюсь с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно, вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое восприятие ученика должно осуществляться на художественном доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям.

    Работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Благодаря, открыто проявляющимися, в музыкальном языке различными элементами образности, пьесы доступны для большого круга учащихся, быстрее разучиваются и запоминаются. Широкая палитра мелодико - интонационных, ритмических ладогармонических фактурных средств, раскрывающая жанровые подробности пьес, вызывает необходимость выявления учащимися их взаимодействующего влияния на исполнительское постижение нотного текста. Органическая взаимосвязь художественных и технических средств интенсивно влияет на овладение многообразными звуковыми красками и на развитие навыков кантиленной игры в целом.

   Канта в переводе с  итальянского языка означает пение. Кантилена - это искусство пения на фортепиано, возникшее как перенесение мелодического вокала в  инструментальную музыку. Часто кантилену сравнивают с поэзией. Слово в поэзии – это мотив в музыке. Музыкальная фраза требует такого же выражения, как и поэтическая. Фраза в переводе с греческого, - выражение. Это ряд звуков, исполняемых на одном дыхании.  Важно ощущать дыхание музыкальной фразы или момент цезуры между отдельными фразами. Александр Борисович Гольденвейзер писал « Живое дыхание есть основной нерв человеческой речи, а, следовательно, и музыкального искусства, родившегося из звуков человеческого голоса». Фразировка  с немецкого,- это художественно-смысловое разграничение, отчетливое выделение музыкальных  фраз при исполнении музыкальных произведений. Фразировка определяется логикой развития музыки, применяется в целях наиболее яркого, выразительного содержания сочинения. Она связана с характером творческой индивидуальности и манерой исполнения. В нотах обозначается лигой. В качестве границы между фразами используется цезура, от латинского «рассечение». Признаками цезуры, так как она не обозначается в нотах, являются: каденция или способ гармонического завершения, ритмические остановки, сходство построений, замкнутость  определенного мелодического рисунка, изменение фактуры, смена регистра и т.д. Именно цезуры, паузы и дыхание  являются смысловыми знаками препинания и создают в музыке ясную рельефную фразировку. Идеально своеобразная фразировка - один из главных элементов характеризующий исполнительский стиль.

Больше всего в кантилене приходится работать с учащимися над звуком, над выразительностью мелодии или фразы. Ко всему,  исполнении кантилены вызывает особые сложности, вследствие ударной природы этого клавишного инструмента. Поэтому, работа над фразировкой  в кантиленных произведениях охватывает комплекс пианистических задач и предполагает тщательность в отделке деталей. Фразировка – это отношение между звуками и способ произнесения. Через уши реализуется конкретное звучание. В результате дослушивание звуки плавно вливаются друг в друга, образуя контуры музыкальной фразировки.  Работа должна вестись в двух направлениях: музыкальные задачи и технологические (голова, руки) одно без другого не существует.

Основной движения является именно легато, а не удар, то есть мы должны максимально смягчить природу удара. Для этого кончики пальцев подтянуты, а руки (плечо, локоть, кисть) максимально расслаблены, насколько возможно. Евгений Михайлович Тимакин писал: «На кончике пальца рождается звук». А Мария Вениаминовна Юдина: «Рука должна предчувствовать смысловую звуковую задачу. Свобода рук дает необходимый объем звука, любой зажим этот звуковой объем разрушает и перерезает дыхание. Цепкость пальцев дает насыщенность Звука».

Основной движения является именно легато, а не удар, то есть мы должны максимально смягчить природу удара. Для этого кончики пальцев подтянуты, а руки (плечо, локоть, кисть) максимально расслаблены, насколько возможно. Евгений Михайлович Тимакин писал: «На кончике пальца рождается звук». А Мария Вениаминовна Юдина: «Рука должна предчувствовать смысловую звуковую задачу. Свобода рук дает необходимый объем звука, любой зажим этот звуковой объем разрушает и перерезает дыхание. Цепкость пальцев дает насыщенность Звука».

        Музыкальная задача услышать фразу, понять, где кульминация, где нагнетание, где спад напряжения». Технологическая задача – каждую группу нот, соответствующую определенной группе пальцев нужно увязать во фразу с помощью плавного переноса веса руки из пальца в палец. Важно, использование кисти руки как «рессоры», для извлечения певучего звука и дыхания. С помощью лиги обозначаются  фразы, мотивы, группируются ноты. Не всегда учащиеся ясно представляют исполнение  фразировочных лиг, а именно, переход от одной фразы к другой. Ясно, что последний  звук фразы чуть укорачивается в связи с «переводом дыхания» перед началом следующей, как правило, они отмечают это паузой, при чем, последний звук предыдущей фразы исполняют «стаккато», таким образом допуская грубейшую ошибку. Есть самые разные способы исполнения фраз, и выбор приема зависит от конкретного музыкального изложения. В одних случаях переход между двумя фразами осуществляется поднятием руки, а в других - начало следующей фразы отмечается специальным движением кисти и пальца сверху, не снимая руку. Во всяком случае, если перерыв звучания неизбежен, то его надо свести к минимуму.

Когда речь идет о кантилене, мы используем, как правило, принцип вокальной фразировки. Для моих учеников  этот принцип очень близок, так как большую часть времени они поют в хоре. Мелодический слух у них развит лучше всего. Работая над фразировкой с пьесами кантиленного характера, я придерживаюсь некоторой последовательности:

  1. Определяем границы фраз;
  2. Определяем характер и настроение фразы, артикуляционнные особенности (штрихи), звуковые, тембральные, динамические.
  3. Разбираемся в строении фразы. Фраза – волна. Нахождение «берега» - кульминационные точки, вершины. Для этого можно поиграть мелодию в быстром темпе (сжатие объема целого в восприятии, как рассматривание картины на расстоянии).
  4. Рассчитываем рисунок движения с самого начала, то есть правильно начинаем фразу, постепенно (обычно без взмаха руки, с низкого положения кисти) развертывающимися движениями без атаки.
  5. Объединяем несколько фраз в одну большего масштаба. Следим за распределением дыхания в руке, дослушенности одной фразы и плавным переходом в начало другой. Обсуждаем продолжительность цезур, агогику (греч. увод, унесение).
  6. Используем в спорных моментах подтекстовку для дыхания и охвата всего произведения. Связь музыки со словесной речью помогает формировать через пение важное для пианиста ощущение дыхания. Естественное живое дыхание во фразировке способствует правильной организации движений в игре, ощущение дышащей руки.  Такое правильное дыхание дает музыке движение и развитие.

Повторяюсь, именно пение в хоре помогает нашим детям понять и услышать мелодию, услышать правильную интонацию, определить кульминацию, дыхание. Сложнее даются технические моменты, соотношение мелодии и аккомпанемента, полифонические элементы в изложении мелодии, ритмические особенности и тембральная окраска звука, не хватает стабильности в исполнении. Большая занятость в неделю (10 часов) и только два часа занятий фортепиано, ограничивает возможности технического развития наших учащихся. Но погружаясь в разнообразный мир кантиленных миниатюр, у детей есть возможность выразить себя и воспитать чуткое отношение к звуку и фразировке.