Конспект открытого занятия "Ах, этот джаз!"

Емушинцева Марина Валентиновна

Конспект открытого занятия "Ах, этот джаз!"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           МБУ ДО ДДТ «Контакт»

                                        

                                        

        

      Конспект открытого занятия объединения «Гитарная песня»

                                  1-ой год обучения второе полугодие

                                                 тема занятия:

                                                   «Ах, этот джаз!»

                  (История становления джаза.  Джазовые стили и жанры)

Тип занятия: тематическое занятие

Время занятия: 1 час 30 мин.

Возраст обучающихся: 11-18 лет

Год обучения: 1 год обучения        

                                                                                 

                                        

                                         

                                                                        Разработала:

                                                                         педагог доп. образования

                                                                         Емушинцева М.В.

                                        

                                        г. Подольск

                                              2017г.

Открытое занятие «Ах, этот джаз!»

Цель: познакомить ребят с историей джаза.

Тип занятия: тематическое занятие.

Задачи:

  • Познакомить ребят с историческими этапами становления джазовых стилей и жанров (выдающиеся джазовые композиторы и исполнители).

  •  Подготовить учащихся к восприятию разных стилей и жанров в джазовой музыке (характерные особенности исполнения).

  • Развитие умений и навыков игры джазовой музыки на музыкальных инструментах.

  • Активизация навыков ансамблевого исполнительства.

  • Расширение эрудиции и кругозора.

Форма занятия: групповая.

Участники: на открытом занятии принимают участие учащиеся объединения  «Гитарная песня»  ДДТ  «Контакт».

Время и место проведения открытого занятия:  21 апреля 2017г., в 18.30; МБУ ДО ДДТ «Контакт».

Технологии и  методики:

  • личностно-ориентированное обучение (педагог уделяет внимание каждому учащемуся, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
  • групповое обучение (деление на группы для решения определенной педагогической цели – освоение техники игры боем в заданном темпе, развитие умений и навыков группового исполнения).
  • технология развития творческих способностей – (развитие творческого подхода  к  исполнению песни, развитие навыков импровизации, сочинительства).
  • информационно-коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения).
  • методика развития вокальной техники (физкульт - минутка- распевание по методике Л. Б. Дмитриева – вокальные упражнения на развитие дыхания, дикции).
  • методика  обучения игре на гитаре – (чтение нотных обозначений, развитие основных способов и приемов игры на гитаре).

План занятия:

1. Небольшое вступление о джазе – 5 мин.

-  Этапы становления джазовых стилей и жанров.

2. Теоретическая часть – 15 мин.

           а) спиричуэл –основные особенности джазового стиля;

           б) рэгтайм – основные особенности джазового стиля;

           в) блюз –основные особенности джазового стиля;

 г) буги-вуги- основные особенности джазового стиля.

 д) современный джаз- новые стилевые направления.

        3. Практическая часть – 55 мин.

        а) спиричуэл – слушание;

        б) физкульт -минутка – 10 минут.

        в) рэгтайм – слушание и исполнение;

        г) блюз – слушание и исполнение;

        д) буги-вуги – слушание и исполнение;

        е) босса-нова, барокко-поп, фанк – слушание и исполнение.

4. Подведение итогов – 5 мин.

Оборудование: DVD-проигрыватель, проектор, микрофоны, электро-инструменты, комбики, гитары.

 DVD- проигрыватель, проектор, гитара.

Дополнительный  материал:  иллюстрации, фотографии, слайды.

                Ход открытого занятия:

  1. Педагог приветствует всех и говорит:

-Я хочу познакомить вас с историей джаза, с историческими этапами становления джазовых стилей и жанров.

Джаз, как разновидность музыки, в сущности, феномен – исторический, эстетический, социальный. За какие-нибудь 70-80 лет джаз, это  талантливое детище  негритянского  народа, проделал  невиданный  путь: возникнув  в  замкнутой  социальной  среде, будучи  поначалу  бытовой, чисто  прикладной  музыкой, он щедро, чуть  ли  не  каждое  десятилетие  рождал  все  новые  и  новые  формы,  преобразил  музыкальный  быт  современного  мира и, наконец  стал  в  наши  дни  явлением поистине  интернациональным,  без  которого  уже  невозможно  представить культуру  21 века. Слово «джаз» стало  обозначать  в  начале  20 века  определенный  тип  новой  музыки, а также  оркестр, исполнявший  эту  музыку.

Развитие джаза объективно включает  две  фазы: 1) традиционный  джаз  и свинг; 2) современный (модерн) джаз.

Показ слайда «Исторические этапы».

Все исследователи, в основном, придерживаются одной теории: негритянские рабы, завезенные в Америку в  основном из Западной  Африки, привезли  с  собой  яркую  и  совершенно отличную  от  европейской  музыку, для  которой характерно  превосходство  ритма над  мелодией, обладание огромным  ритмическим  разнообразием  и  богатством. Жанры  афроамериканской  музыки  являются   истоками  зарождения  и  появления  

раннего  джаза. Среди них: уорк- сонг (трудовые  песни негров), культовая  негритянская  музыка, рэгтайм, блюз. Важную роль сыграли также и другие  жанры  и  виды  музыкального  искусства афроамериканского  типа: театр американских менестрелей, деревенские  народные  ансамбли  и  другие  формы. Существенное значение для процесса зарождения, появления и развития джаза  в США  имели  жанры  религиозной музыки  американских  негров. Христианская  религия в Америке представлена прежде  всего  ее двумя  основными  разновидностями: католицизмом  и протестантизмом. Протестантская церковь, получившая в Америке наибольшее  распространение, служила  средством объединения негров, страдающих от постоянных  лишений. В самом общем плане христианская  церковь  призывала рабов к  покорности и смирению. Одним из обязательных компонентов службы  являлось хоровое  пение религиозных  гимнов. Негры-рабы вносили в  хоровое  исполнение элементы  простейшей  импровизации, обогащая его ритмически.

М.Стерн выделяет  следующие  жанры  культовой  музыки американских негров: ринг-шаут, сонг-сермон, джюбили, спиричуэл, госпел.

2.3. Спиричуэл – это духовная песня  американских  негров, возникшая в первой четверти 19 века  на юге США, вследствие  обращения выходцев из Америки  в  христианство. Источником негритянских спиричуэл являются духовные  гимны, завезенные  в Новую Англию белыми переселенцами. Тематику спиричуэл составляли библейские  сюжеты, которые  приспосабливались к  конкретным условиям повседневной  жизни и быта негров и подвергались фольклорной  обработке. Спиричуэл имеет вопросо-ответную структуру, выражающуюся  в  диалоге  проповедника с  прихожанами. Спиричуэл значительно повлиял  на  зарождение, формирование и  развитие джаза.

 Звучит  спиричуэл  «Go down, Moses» К.Уайта (презентация).

Благодаря сопровождению пения многих спиричуэл топаньем ног и хлопками в  ладоши  установилось разделение  ансамбля  на  мелодическую  и ритмическую  группы. Этот жанр  используется  в  качестве  отправного  материала  не  только  в  джазе, но и в целом  ряде  сочинений  академической  музыки (А.Дворжак, Дж.Гершвин, Ч.Айвз и др.)

Физкульт-минутка - распевание  детей  по  методике  Л.Б.Дмитриева.

Следующий жанр – это госпел-сонг, который  оказал  влияние  на  джазовые  ансамбли  отдельных  исполнителей (Б.Болден, Дюк Эллингтон, Л.Армстронг и др.)  Значительное воздействие госпел  ощущается  на  рок-н-ролле – жанре, во  многом  типичного  для  джаза.  Рок-н-ролл ( произв. от  rock  and roll  раскачиваться  и  вращаться) – модный  американский  танец  50-х г.г.

На рубеже  18-19 веков  начинает  зарождаться  американский театр  менестрелей. В минстрел – шоу  исполнялись  такие  жанры  как: кэйкуок, танец джуба, брейк-даун. Менестрельный театр способствовал  возникновению  и  развитию  рэгтайма  и  раннего  джаза, формированию  национальных  жанров  музыкального  театра  и  эстрадно-зрелищного  искусства (водевиля, мюзикла, шоу, ревю и др.)

Рэгтайм  развивался  преимущественно  неграми. Высвободившись  из  сферы  народной  музыки, он  переживает  огромный  подъем. Наряду с  формой  сольной  игры  на  фортепиано  рэгтайм  исполнялся  также  в  оркестре. Рэгтайм ( англ. букв. «рваный ритм»,  то есть синкопированный ритм) – это  самобытный  американский фортепианный  жанр последней  четверти  19 века, возникший  под  воздействием ряда  разновидностей  народной негритянской  музыки в США. Характерные  черты  рэгтайма – сопоставление  постоянно  синкопирующей мелодии с  метрически  четким  маршеобразным аккомпанементом  типа «бас – аккорд». Известные  рэгтаймисты – негры Скотт Джоплин, Джеймс Скотт, белые  исполнители – Джозеф Лэм, Чарлз Хантер и др.

Показ  слайдов выдающихся джазовых  исполнителей.

 Рэгтайм  является  также  одним  из  образцов  в  жанре  кэйкуок ( букв. шествие за  пирогом). Получил распространение  как  модный  бытовой  танец  в  1900-е г.г. Название  кэйкуока, по  одной  из версий, связано  с  танцами  негров- рабов, исполнявшимися  для  увеселения белых  хозяев. Шествие  на  кухню, вероятно, было  наградой  отличившимся танцорам. Давайте исполним знакомую вам песню:

«Kerry Cakewalk» К. Милз – исполнение детьми (одна группа детей поет, другая играет на музыкальных инструментах).

Так, помимо вокальных  негритянских  фольклорных  истоков, менестрелей, рэгтайма, очевидно воздействие американской  и европейской  маршевой  музыки  прошлого  века, европейский и центрально-американских  танцев, американских  народных  песен, итальянской и французской  оперы, то есть очевидны  и  европейские  истоки  джаза. Важно также, что в джазе  использовались европейские  инструменты.

Но  самым  важным, краеугольным  камнем  всего  здания  джаза  явилась   новая песенная  форма, так  называемая  блюз. Блюз – (предположит. от амер. идиомы  to  feel  blue быть печальным или  от англ. blue   devils  меланхолия, хандра)- порвоначально  сольная народная  песня  североамериканских  негров  с  характерным лирическим  настроением. Поэтому блюз  по-народному  проста, красочна и полна  юмора. Тематика блюза  довольно разнообразна. В них  повествуется   о  различных  событиях  жизни негра. Первый  сборник  блюзов был  издан в 1912г. известным  композитором  и собирателем  негритянского фольклора  У.Хенди, который  вошел  в  историю американской  музыки как «отец  блюзов». «С этого времени в  практику  начал  входить и  сам  термин «Блюз».

Показ  слайда  композитора У.Хенди.

Самый  ранний тип блюза – архаический, встречающийся  также  под  названием «деревенский» и «народный» первоначально  исполнялся соло  без  аккомпанемента. Этот тип блюза  в  своей  первозданной  форме  продолжает  существовать в  сельских  местностях США и  поныне. Среди  наиболее  известных  его  исполнителей – Лемон Джефферсон  и  Хадди Ледбеттер. Позже, стали  использоваться  инструменты: губная  гармошка,  банджо, гитара, самодельные инструменты, стиральная  доска(трещотка), поющая  пила и др.

Классический  блюз – относится  к  концу  19 века. К числу   наиболее  известных интерпретаторов  классического блюза  относятся Гертруда  Ма Рейни, «императрица блюзов» Бесси  Смит. Дальнейшее развитие блюза привело к  появлению в  40-хг.г. ритм энд блюза -  отличающегося экспрессивной  манерой  исполнения. Среди  наиболее известных исполнителей  блюза  в  50-60-е г.г. – Джимми Рашинг, Джо Тарнер и Джо Уильямс.В джазе  классического типа  блюзы  сопровождались уже  ансамблем инструментов. В состав  входили  корнет или труба, кларнет, тромбон, малый и большой барабаны, туба, гитара  или  банджо, пианино.

Показ слайдов  джазовых  исполнителей.

Современный блюз отличается утонченностью, изысканностью, сентиментальностью.

Давайте вспомним произведения, которые мы разучивали в течении года:

«JA-DA» - B.Carlton – исполнение детьми.

 «All of me» Simons and Marks – исполнение детьми.

«Autumn leaves» - J.Kosma, J.Merser – исполнение детьми.

Наряду с вокальной  существует  и инструментальная форма блюза. Одной  из  ранних  разновидностей  инструментального  блюза  является  буги-вуги. Форма инструментального блюза повсеместно  представлена в  современном  джазе. Среди популярных интерпретаторов  инструментального  блюза – трубач Луис Армстронг, органист Джимми Смит, пианист Каунт Бейси, Дюк Эллингтон и  многие  др.

Показ слайдов  джазовых  исполнителей.

Характерные черты буги-вуги – опора на блюзовую  традицию, импровизационность, виртуозность, «блуждающий бас».

 «Буги-вуги» О. Фридом – исполнение детьми.

 Блюз оказал большое  влияние  на  зарождение, формирование  и  развитие  джаза.

Влияние блюза чувствуется во всех стилевых направлениях, в творчестве  музыкантов традиционного джаза  и  периода  свинг, в джазе 40-х г.г. и  последующих десятилетий. К нему обращались в своем творчестве  академические  композиторы 20 века (в том  числе Равель, Гершвин, Коупленд и др.)

Современный  джаз  считается с  конца  30-х г.г. до настоящего  времени. В это время  появляются  новые  стилевые  направления, как рок-музыка, джаз-рок, фьюжн  и др. Многие  современные композиторы  и  исполнители,  а  также  музыкальные  группы  и оркестры  исполняют  музыку   в  этих  направлениях.

Педагог  задает  вопрос ребятам: какие  современные  музыкальные  группы  они  знают.

Ответы детей.

 «Yesterday» гр. Битлз – стиль барокко-поп – исполнение детьми.

Рок-музыка – показ видео (исполнение детьми рок-музыки гр. «Lumen»).

Antonio Carlos Jobim - один из величайших бразильских композиторов, всемирно известный автор песен, значимость которого для современной музыки - американской, в особенности, - стоит в одном ряду с Джорджем Гершвином, Коуэлом Портером и Битлз. Известная его песня:

 «Девушка из Ипанемы» А. Жобим – стиль босса-нова – исполнение детьми.

Рэй Чарльз – основоположник «Современного джаза», американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз. Настоящее имя Рэя Чарльза – Рэймонд Чарльз Робинсон. Был награждён 17 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США.

Перед его талантом преклонялись Пол Маккартни, Элтон Джон, Стиви Уандер, Том Круз, Брюс Уиллис, Билли Престон, Ван Моррисон и многие другие.

 «Hit the Road Jack» («Потанцуем Джек») Рэй Чарльз  – жанр-фанк– исполнение детьми.

4. В конце занятия  педагог  хвалит всех  ребят и дает задание на дом – повторять пройденный материал.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агабабов В.  Гитара «Пьесы» 1 – 3 кл. ДМШ. М., «Кифара», 2000г.

  1. Андреев Ю., Сидоров В.  100 популярных джазовых тем. М., 1994 г.

  1. Беспятова К.К. Программа педагога дополнительного образования – М., изд. «Айрис пресс», 2003 г.

  1. Барбан Е. Черная музыка - белая свобода. Музыка и восприятие нового джаза. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007г. - 284с.

  1. Баташев А. Н. Советский джаз: ист. очерк. / А. Н. Баташев. М.: Музыка, 1972г. - 175с.Бержеро Ф. История джаза со времен бопа/ Франк Бержеро, Арно Мерлин. М.: АСТ-Астрель, 2003г. - 160 с.

  1. Бриль И.М. Практический курс джазовый Импровизации. М., 1979г.

  1. Великие люди джаза / под. ред. К. Мошкова. – Санкт-Петербург: «Планета музыки» & «Лань», 2009г. – 736с.

  1. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. – Санкт-Петербург: «Лань» & «Планета музыки», 2005г. – 608с.

  1. Джазовая хрестоматия для юношества.  Вып. 1 М., 1995г.

  1. Зайцев Г. Б. История джаза: учеб. пособие / Г. Б. Зайцев; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001г. - 117с.

  1. Катанский А.В., Катанский В.М.  Школа игры на шестиструнной гитаре – М., 2001г.

  1. Кинус Ю. Г.  Джаз: истоки и развитие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011г.

  1. Козлов А. С. Джаз, рок и медные трубы / Алексей Козлов. М. : Эксмо, 2005г.

  1. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. – М.: Радуга, 1984г.

  1. Конен В. Легенда и правда о джазе. - В кн.: Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975г.

  1. Конен В. Предпосылки блюза // Музыкальная жизнь, 1979г. - № 22.

  1. Конен В. Д. Блюзы и XX век - М.: Музыка, 1980г.

  1. Конен В. Д. Рождение джаза. - М.: Сов. композитор, 1984г.

  1. Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок— и поп-музыки: термины и понятия / О. К. Королев. М.: Музыка, 2002г.
  2. Копен В.Д. «Пути американской музыки»  М., Сов. Композитор, 1997г.Овчинников Е. «История джаза» вып. 1 М., 1994г.

  1. Мысовский В., Фейертаг В. Джаз. – Л., 1960г.

  1. Овчинников Е. Традиционный джаз. - М., 1986г.

  1. Овчинников Е.В. Джаз и культура. - М., 1989г.

  1. Овчинников Е. От классического джаза к свингу. - М., 1988г.

  1. Панасье Ю. История подлинного джаза. — Л., 1982г.

  1. Питерсон О. Джазовая одиссея : автобиография / Оскар Питерсон ; пер. с англ. М. Мусина. СПб. : Скифия, 2007г.  - (Джазовый Олимп).

  1. Переверзев Л. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути американской музыки. М., 1977г.

  1. Переверзев Л.Элла Фицджеральд// Музыкальная жизнь,1984г.-№ 9.

  1. Питерсон О. Оскар Питерсон. Джазовая одиссея. Автобиография. Издательство Скифия  Санкт-Петерберг, 2011г.

  1. Рэгтайм вып. 3!; Санкт-Петербург, Лимус-Пресс, 1995г.

  1. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика.  – М., 1987г.

  1. Советский джаз. События. Проблемы. Мастера. М. ,1987г.

  1. Сыров В. Блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия . 1996г., № 3-4.
  2. Тепляков С. Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателя. – М.: Аграф, 2004г.
  3. Торопов А. Таблица аккордов с начальными сведениями по музыкальной грамоте. М., 1990 г.

  1. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург: Скифия, 2008.Фейертаг В. История джазового исполнительства в России. -  Санкт-Петербург: СКИФИЯ, 2010г.

  1. Фридом О.,  Ясемчин Р.  Джаз М., 1992г.

  1. Цалер И. В.  Популярная музыка ХХ века джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. - Москва: Мир энциклопедий Аванта, 2009г.
  2. Шапиро Н. Творцы джаза/ Нэт Шапиро, Нэт Хентофф. Новосибирск: Сибир. унив. изд-во, 2005г.
  3. Шумеев Л. Хит парад. Популярные песни для гитары в цифровой и                 нотной записи № 4. м., «Музыка». 2001 г.

     

Исторические  этапы  становления  джазовых  стилей и жанров                                                                      

                                                (схема)

I. Архаический джаз(ранний)-с сер.60-х   уорк-сонг, баллада,ринг-шаут,сонг-

до конца 90-х г.г. 19 века (Новый Орлеан-        сермон,джюбили,спиричуэл,кэйкуок,

Марширующие оркестры).        рэгтайм,блюз,джиг-пиано,брейкдаун,

        джуба,баррел-хаус,хонки-тонк,

        буги-вуги.

II. Классический джаз- с 1890 до конца       баррел-хаус, буги-вуги,блюз,

20-х г.г. 20 века.(Нью- Орлеанский стиль,        блю-пиано.

Белый диксиленд, Креольский джаз).

Чикагский  стиль – 20-е г.г.        джангл-стиль, стиль настроения

        (Д.Эллингтон), блюз,буги-вуги,

        рэгтайм,брейкдаун,тейл-гейт(орк.

        стиль),хот-джаз.

Гарлемский страйд – стиль-20-30-е г.г.   блюз,рэгтайм,страйд-пиано,

Коммерческий  джаз – 20-е г.г.        джамп,свит,симфоджаз.

Свинг – 20-30-е г.г.,возрожден в 50-хг.г. 20-е г.г.-ранний свинг,канзас-сити-

1935-1945г.г. – «Эра свинга»        джаз-к.20-х г.г.,30-40-е г.г.-класси-

        ческ.или зрелый свинг,свит-свинг-

        30-40-ег.г.(в белых орк.),хот-свинг-

        негрит.,суинг-30г.,блюз,госпел-сонг

        30-ег.г.,ритм-энд-блюз,буги-вуги,

        свит-джаз,джиг-пиано-блюз,кантри

        энд-вестерн,нью-орлеанский ренес-

        санс,диксиленд.

Современный Джаз – с конца 30-хг.г.        I-й стиль-би-боп-нач.40-х г.г.,прог-

до  наст. времени.        рессив-40-е г.г.,кул-к.40-х г.г.,свинг

        50-е г.г., вест-коуст-джаз-50-е г.г.,

    модальный джаз-60-е г.г., босса-нова-60-е г.г.,        ист-коуст-джаз-(хард-боп-нач.50-х,

        рок-музыка-60-е г.г., джаз-рок-60-е г.г.,        соул-джаз-к.50-х г.г.),хот-джаз-50-е,

        фьюжн- 70-е г.г.,барок-джаз,рэгтайм-70-е г.г.                блюз-40-50-е г.г.,фанки-50-60-е г.г.,

        третье течение-50-е г.г.,ритм-энд-

        блюз-50-60-е г.г.,рок-н-ролл-50-е г.,

        твист-60-е г.г.,халли-галли-60-е г.г.,



Предварительный просмотр:

Девушка из Ипанемы

The Girl from Ipanema

Tall and tan and young and lovely

the girl from Ipanema goes walking

and when she passes each one she passes goes "Ahhh!"

When she walks she's like a samba

that swings so cool and sways so gently

that when she passes each one she passes goes "Ahhh!"

Oh, but he watches so sadly

How can he tell her he loves her?

Yes, he would give his heart gladly.

 But each day when she walks to the sea

she looks straight ahead, not at him.

Tall and tan and young and lovely

the girl from Ipanema goes walking

and when she passes,

he smiles, but she doesn't see. She just doesn't see. She doesn't see him....

Девушка из Ипанемы

 

Загорела, юна и красива

Из Ипанемы она проходит мимо

И все вокруг вздыхают ей в след: «Ааа!»

Она идет от бедра словно самба

Плавно качаясь и все озаряя

А все вокруг вздыхают ей в след: «Ааа!»

 О, смотрит в след ей он с грустью

Как же открыться ей лучше?

Да, он отдал бы все сердце.

Но с утра она к морю идет

Все также не видя его.

Загорела, юна и красива

Из Ипанемы она проходит мимо

Улыбается ей, но она все не видит…

Не видит его. Не видит его…