Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Музыкальное исполнительство" учебный предмет "Вокал"

Кимнатная Наталья Алексеевна

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Вокал» разработана в соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р), в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ), с учетом следующих законодательных и нормативных документов: Конституция РФ, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей», Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ), Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»), Министерство просвещения Российской Федерации Приказ от 9 ноября 2018г. № 196 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Семейный Кодекс РФ, ФЗ от 24.07.98г. №124ФЗ. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Существенные изменения последних десятилетий во всех сферах общественной жизни России, новые социально-экономические условия поставили перед такими учреждениями дополнительного образования детей как детские школы искусств широкий круг задач, успешное решение которых есть вопрос востребованности учебных заведений подобного типа и их выпускников в современном обществе.

Необходимость широкого внедрения художественного образования в жизнь каждого ребенка в настоящее время неоспоримо подтверждается не только практически, но и научно.

Новизна программы связана с формированием целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков без которых не возможно органичное существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность программы связана с созданием условий для творческой деятельности учащегося, что способствует формированию у детей потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, формировании навыков здорового образа жизни.

ЦЕЛИ:

ü  воспитать и развить способности у детей;

ü сформировать эстетические вкусы;

ü содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления;

ü научить слышать музыку, проникаться чувствами и мыслями, нашедшими выражение в произведениях композиторов разных времен и народов;

ü овладение знаниями и представлениями о сольном исполнительстве;

ü формирование практических умений и навыков вокала;

ü формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

ЗАДАЧИ:

ü выработка навыков певческого дыхания (цепного, цезурированного);

ü формирование чистого пения и хорошего слуха;

ü формирование свободной артикуляции, четкой дикции;

ü формирование объемного вокального звука, ровного голосоведения;

ü формирование специфических вокальных приемов;

ü приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

ü воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

ü воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;

ü развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку, пробудить в них эстетические и нравственные чувства;

ü обеспечить умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве, воспитать в них музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры;

ü воспитание личности способной и желающей творить.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие вокального мастерства на начальном этапе.

 

Учебно-воспитательная работа включает в себя тщательное изучение основной программы с целью публичного исполнения. Все формы работы образуют в совокупности «комплексный метод» музыкального воспитания. Несомненно, от преподавателя требуется умелая организация каждого урока, продуманное планирование занятий. Систематическая воспитательная работа преподавателя, непременно приводит к повышению самостоятельности учащегося, обеспечивает возможность проведения всех необходимых форм учебно-воспитательной работы.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуемый возраст для начала занятий — 6 (7) лет.

Форма и режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учащимися.

Форма обучения – очная.

Занятия проводятся в следующем объеме: 2 часа в неделю (занятие длится 45 минут).

Общая трудоёмкость – 80 часов в год (240 часов за 3 года).

Прогнозируемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся смогут:

ü исполнять доступные музыкальные произведения различных жанров;

ü читать с листа не знакомые музыкальные произведения;

ü расширить музыкальный кругозор;

ü учащийся должен иметь представление о стилях и направлениях классической и современной музыки;

ü знать музыкальную грамоту;

ü уметь реализовывать в практической деятельности все приобретенные музыкальные навыки.

А так же будут сформированы личностные качества:

ü усидчивость;

ü терпение;

ü настойчивость в достижении цели;

ü желание добиваться хорошего результата;

ü проявлять самостоятельность.

Формы и методы контроля:

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: академических концертах, экзаменах, конкурсах, музыкальных гостиных и внеклассных мероприятиях, контрольных уроках.

Итоговый контроль в форме академического концерта проводится в конце I-го полугодия. Переводной экзамен проводится в мае для учащихся, начиная с 1-го года обучения.

По всем формам аттестации учащемуся выставляется оценка по пяти бальной системе со словесной характеристикой.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой, и варьируются в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

·                   формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

·                   наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

·                   овладение практическими умениями и навыками в различных видах деятельности;

·                   степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Материально-техническое и информационное обеспечение

—  Наличие в классе музыкальных инструментов.

—  Наличие музыкального инструмента дома у учащегося.

—  Учебно – методические пособия.

—  Наличие дисков и аудиокассет с записями произведений различных авторов и жанров.

—  Наличие магнитофона, DVD – проигрывателя, компьютера.

—  Наличие разнообразной нотной литературы.

—  Ксерокс для копирования нотной литературы, отдельных произведений.

Кадровое обеспечение

Реализацию данной программы обеспечивают: преподаватель первой квалификационной категории и концертмейстер высшей квалификационной категории. Все педагогические работники имеют высшее профессиональное образование по профилю своей деятельности. Преподавательский состав можно охарактеризовать как высококвалифицированный. Все педагогические работники проходят курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_vokal_3_goda_bazovyy_uroven_-_s_titulom.doc991.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

3

II.        Учебный план

8

III.        Содержание учебного плана

11

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

15

V. Список литературы

17

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Вокал» разработана в соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р), в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ), с учетом следующих законодательных и нормативных документов: Конституция РФ, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей», Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ), Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»), Министерство просвещения Российской Федерации Приказ от 9 ноября 2018г. № 196 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Семейный Кодекс РФ, ФЗ от 24.07.98г. №124ФЗ. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Существенные изменения последних десятилетий во всех сферах общественной жизни России, новые социально-экономические условия поставили перед такими учреждениями дополнительного образования детей как детские школы искусств широкий круг задач, успешное решение которых есть вопрос востребованности учебных заведений подобного типа и их выпускников в современном обществе.

Необходимость широкого внедрения художественного образования в жизнь каждого ребенка в настоящее время неоспоримо подтверждается не только практически, но и научно.

Новизна программы связана с формированием целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков без которых не возможно органичное существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность программы связана с созданием условий для творческой деятельности учащегося, что способствует формированию у детей потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, формировании навыков здорового образа жизни.

ЦЕЛИ:

  • воспитать и развить способности у детей;
  • сформировать эстетические вкусы;
  • содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления;
  • научить слышать музыку, проникаться чувствами и мыслями, нашедшими выражение в произведениях композиторов разных времен и народов;
  • овладение знаниями и представлениями о сольном исполнительстве;
  • формирование практических умений и навыков вокала;
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

ЗАДАЧИ:

  • выработка навыков певческого дыхания (цепного, цезурированного);
  • формирование чистого пения и хорошего слуха;
  • формирование свободной артикуляции, четкой дикции;
  • формирование объемного вокального звука, ровного голосоведения;
  • формирование специфических вокальных приемов;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
  • развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку, пробудить в них эстетические и нравственные чувства;
  • обеспечить умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве, воспитать в них музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры;
  • воспитание личности способной и желающей творить.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие вокального мастерства на начальном этапе.

Учебно-воспитательная работа включает в себя тщательное изучение основной программы с целью публичного исполнения. Все формы работы образуют в совокупности «комплексный метод» музыкального воспитания. Несомненно, от преподавателя требуется умелая организация каждого урока, продуманное планирование занятий. Систематическая воспитательная работа преподавателя, непременно приводит к повышению самостоятельности учащегося, обеспечивает возможность проведения всех необходимых форм учебно-воспитательной работы.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуемый возраст для начала занятий — 6 (7) лет.

Форма и режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учащимися.

Форма обучения – очная.

Занятия проводятся в следующем объеме: 2 часа в неделю (занятие длится 45 минут).

Общая трудоёмкость – 80 часов в год (240 часов за 3 года).

Прогнозируемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся смогут:

  • исполнять доступные музыкальные произведения различных жанров;
  • читать с листа не знакомые музыкальные произведения;
  • расширить музыкальный кругозор;
  • учащийся должен иметь представление о стилях и направлениях классической и современной музыки;
  • знать музыкальную грамоту;
  • уметь реализовывать в практической деятельности все приобретенные музыкальные навыки.

А так же будут сформированы личностные качества:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • настойчивость в достижении цели;
  • желание добиваться хорошего результата;
  • проявлять самостоятельность.

Формы и методы контроля:

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: академических концертах, экзаменах, конкурсах, музыкальных гостиных и внеклассных мероприятиях, контрольных уроках.

Итоговый контроль в форме академического концерта проводится в конце I-го полугодия. Переводной экзамен проводится в мае для учащихся, начиная с 1-го года обучения.

По всем формам аттестации учащемуся выставляется оценка по пяти бальной системе со словесной характеристикой.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой, и варьируются в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Материально-техническое и информационное обеспечение

  • Наличие в классе музыкальных инструментов.
  • Наличие музыкального инструмента дома у учащегося.
  • Учебно – методические пособия.
  • Наличие дисков и аудиокассет с записями произведений различных авторов и жанров.
  • Наличие магнитофона, DVD – проигрывателя, компьютера.
  • Наличие разнообразной нотной литературы.
  • Ксерокс для копирования нотной литературы, отдельных произведений.

Кадровое обеспечение

Реализацию данной программы обеспечивают: преподаватель первой квалификационной категории и концертмейстер высшей квалификационной категории. Все педагогические работники имеют высшее профессиональное образование по профилю своей деятельности. Преподавательский состав можно охарактеризовать как высококвалифицированный. Все педагогические работники проходят курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Освоение певческой установки

8

2

6

Контроль-ный урок

2

Формирование навыка певческого дыхания

12

4

8

Контроль-ный урок

3

Формирование и усвоение навыков правильного певческого звукообразования

32

12

20

Контроль-ный урок

4

Развитие звуковысотного и динамического диапазона

8

2

6

Контроль-ный урок

5

Формирование навыков выразительного исполнение

6

2

4

Контроль-ный урок

6

Формирование навыка самоконтроля

6

2

4

Контроль-ный урок

ВСЕГО:

72

24

48

8 часов — вне сетки учебных часов, занятия, не предусмотренные расписанием (конкурсы, выставки, мероприятия, концерты и т.д.).

Второй год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие и закрепление навыка певческой установки

7

1

6

Контроль-ный урок

2

Закрепление навыков певческого дыхания

11

3

8

Контроль-ный урок

3

Закрепление и дальнейшее развитие навыков звукообразования

31

10

21

Контроль-ный урок

4

Расширение звуковысотного диапазона

8

2

6

Контроль-ный урок

5

Развитие художественно-исполнительских навыков

6

2

4

Контроль-ный урок

6

Развитие навыка самоконтроля

5

1

4

Контроль-ный урок

7

Освоение навыков исполнения мелодии изучаемого произведения на фортепиано

4

1

3

Контроль-ный урок

ВСЕГО:

72

20

52

8 часов — вне сетки учебных часов, занятия, не предусмотренные расписанием (конкурсы, выставки, мероприятия, концерты и т.д.).

Третий год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Закрепление навыка пения на опоре

5

1

4

Контроль-ный урок

2

Работа над интонацией, вокальной дикцией

5

1

4

Контроль-ный урок

3

Формирование и развитие вокального слуха

3

1

2

Контроль-ный урок

4

Понятия: богатый и бедный тембр

3

1

2

Контроль-ный урок

5

Продолжение развития художественно-исполнительских навыков

5

1

4

Контроль-ный урок

6

Освоение штрихов: marcato, staccato

7

1

6

Контроль-ный урок

7

Освоение приёма филирование звука

7

1

6

Контроль-ный урок

8

Закрепление знаний основ музыкальной грамоты

9

1

8

Контроль-ный урок

9

Работа над сглаживанием регистровых красок

7

1

6

Контроль-ный урок

10

Развитие навыка пения с листа

9

1

8

Контроль-ный урок

11

Развитие сценической выдержки, артистических навыков

7

1

6

Контроль-ный урок

12

Интеллектуальное развитие

1

1

Контроль-ный урок

13

Навык исполнения мелодий изучаемых произведений на фортепиано

4

1

3

Контроль-ный урок

ВСЕГО:

72

13

59

8 часов — вне сетки учебных часов, занятия, не предусмотренные расписанием (конкурсы, выставки, мероприятия, концерты и т.д.).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения

  1. Освоение певческой установки.

При пении сидя:

  • спина прямая, плечи свободно опущены с слегка развёрнуты;
  • руки свободно лежат вдоль туловища у живота;
  • ноги твёрдо стоят на полу;
  • голова держится прямо, без напряжения и вытягивания шеи (не допускается привычки склонять голову в одну сторону);
  • взгляд прямо перед собой.

При пении стоя:

  • ноги стоят на некотором расстоянии друг от друга, носки слегка разведены (не допускается сгиба в коленях);
  • спина прямая, плечи свободно опущены с слегка развёрнуты;
  • голова держится прямо, без напряжения и вытягивания шеи (не допускается привычки склонять голову в одну сторону);
  • руки свободно опущены вдоль тела;
  • Взгляд прямо перед собой.

Положение при пении в течении урока целесообразно менять (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, на сцене).

  1. Формирование навыка певческого дыхания. Бесшумное активное дыхание перед началом пения. Плечи не поднимаются, голова не дёргается. Исключается взятие дыхания посредине слова. Воспитывается пение целой фразы на одном дыхании.
  2. Формирование и усвоение навыков правильного певческого звукообразования:
  • мягкая атака звука;
  • использование фальцетного режима голосообразования;
  • усвоение навыков певческой артикуляции (округлые губы, свободное опускание нижней челюсти);
  • формирование навыков вокальной дикции (отчётливое произношение согласных);
  • освоение навыка кантиленного пения.
  1. Развитие звуковысотного и динамического (mp – f) диапазона.
  2. Формирование навыков выразительного исполнения:
  • осмысление содержания литературного текста, сопоставление его с характером мелодии, фактурой аккомпанемента, выставление логических ударений в фразе;
  • развитие умения характеризовать эмоциональное содержание произведения;
  • воспитание навыка выражения голосом настроения, характера музыки.
  1. Формирование навыка самоконтроля: слушать и слышать себя, выявлять и исправлять собственные недостатки исполнения.

Второй год обучения

  1. Развитие и закрепление навыка певческой установки.
  2. Закрепление навыков певческого дыхания, полученных в первом классе, и дальнейшее их развитие:
  • увеличение длины фонационного выдоха за счёт активизирования работы выдыхательных мышц на уровне ощущений (брать воздух в живот, спину, бока – «толстеть»);
  • навык экономного и рационального расходования дыхания («весь воздух – в звук», «упираться звуком в корни верхних зубов»). Избегать напряжения передней стенки живота – «животик толстенький, но мягкий и упругий»;
  • усвоение навыка быстрого, активного вдоха в подвижных произведениях;
  • усвоение навыка кратковременной задержки дыхания перед взятием звука.
  1. Закрепление и дальнейшее развитие навыков звукообразования:
  • усвоение понятий: «купол», «головное резонирование», «полетность звука», «близкого» звучания;
  • укрепление работы артикуляционных мышц;
  • усвоение навыка округлости гласных, динамического и артикуляционного выравнивания гласных на всём диапазоне»;
  • укрепление навыка кантиленного пения.
  1. Расширение звуковысотного диапазона (увеличение его фальцетного участка), расширение динамического диапазона: p-f.
  2. Развитие художественно-исполнительских навыков:
  • специального поведения и специальной выдержки;
  • самостоятельного высказывания о характере произведения, разборе литературного текста;
  • самостоятельной постановки и решении задачи выразительного исполнения, пользуясь фразировкой, динамикой, агогикой, звуковедением, смысловыми цезурами.
  1. Развитие навыка самоконтроля.
  2. Освоение навыка исполнения мелодии изучаемого произведения на фортепиано.

Третий год обучения

  1. Закрепление навыка пения на опоре.
  2. Работа над интонацией, вокальной дикцией, кантиленой, подвижностью и гибкостью голоса, выравниванием гласных.
  3. Формирование и развитие вокального слуха. Формирование понимания принципов звукообразования, контроль мышечных и вибрационных ощущений (опоры, купола, начала зевка, «второго рта»); пение на ощущении полуулыбки; резонирования, ощущения маски и т.д. Сопоставление мышечных ощущений со слуховым контролем, выводы о правильном или неправильном пении.
  4. Введение понятий: богатый и бедный тембр. Знание способов улучшения тембра за счёт укрепления опоры, полётности, высокой позиции, обертоновой насыщенности, льющегося звука.
  5. Продолжение развития художественно-исполнительских навыков. Воспитание образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания музыкального и литературного текста. Умение использовать образное мышление в решении художественно-исполнительских задач с помощью средств выразительности.
  6. Освоение штрихов: marcato, staccato.
  7. Освоение приёма филирования звука.
  8. Закрепление знаний основ музыкальной грамоты.
  9. Работа над сглаживанием регистровых красок.
  10. Развитие навыка пения с листа.
  11. Развитие сценической выдержки, артистических навыков. Умение входить в образ, проникаться эмоциональным содержанием произведений, использовать мимику, выражение глаз, движения головы, рук, корпуса.
  12. Интеллектуальное решение (знание композиторов и авторов стихов изучаемых произведений).
  13. Навык исполнения мелодий изучаемых произведений на фортепиано.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данный срок реализации программы позволяет: перейти на обучение на продвинутый уровень, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к учащимся.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

  • разработка преподавателем заданий различной трудности и объема;
  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей выдающихся музыкантов, композиторов и певцов.

Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного пения. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокально-певческих возможностей.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, для использования педагогом в работе

  1. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. – Методология теории и практики иворческой организации художественно-педагогического процесса. – М.: Педагогика, 2001. -252с.
  2. Варламов Е.А. Полная школа пения. – М.: Музыка, 1953. -320 с.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: 1991., -130 с.
  4. Далецкий О.В. Обучение пению. –М .:Фаина, - С.Петербург, 2011. -351 с.С ил.
  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.Петербург.: лань, 1999. -190 с.
  6. Кантарович В.С. Гигиена голоса. – М.: Музгиз, 1995. -156 с.
  7. Культура сценической речи. Сборник статей. – М.: Всероссийское театральное издательство. 1979. -413 с.
  8. Михеева. Л. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. – С. Петербург, 1985. -94 с.
  9. Музыка в школе. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993. -112 с.
  10. Назаренко И.К. Искусство пения: История, теория, практика. – М. – Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1948. -384 с. С ил. и нот.
  11. Певченко Л.П. Постановка голоса. Методические рекомендации для студентов 1,2 курсов муз. –пед. Фак-та. М.: изд-во МГОПУ, 1997. -73 с.
  12. Пещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. – М.: Просвещение, 1995. -240 с.
  13. Способин И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2007. -112 с. С ил.
  14. Стулова. Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебные пособия / Науч. Ред.Канд. мед. Наук В.В  Мерцалова; Моск. гос. пед. инст. Им. В.И.Ленина. – М., 1988. -68 с.

Список литературы, рекомендуемый детям

  1. Альманах для школьников. «Музыка и ты». Вып. 3,6. – М.: 1999г.
  2. Волков С. « Детям о музыке». Астрель, 2000 г.
  3. Гарсиа М. Школа пения. – М., 1957 г.
  4. Кленов. А.С. «Там, где музыка живет». –М.: изд. Педагогика,1985 г.
  5. Крупа-Шушарина С.В. «Музыка природы». – Ростов н/Д., 2007 г.
  6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986 г.
  7. Попова Т.В. Музыкальные жанры. – М., 2008 г.
  8. Словарик музыкальных терминов, классика ,21 век. – М.,2010 г.
  9. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками, с фантазиями. Детская музыкальная энциклопедия. – СПб., 2003 г.
  10. Шараев. И.Г. «Музыка, которую мы видим». – М., 1990 г.
  11. Юдина Е.И. «Азбука музыкально-творческого саморазвития». – М., 1994 г.