Вокальные упражнения как способ формирования вокально-певческих навыков у учащихся младшего школьного возраста

Кимнатная Наталья Алексеевна

Вокальные упражнения используются не только при разогреве голосового аппарата, но и являются основой развития вокальных навыков. Данная  методическая разработка  поможет начинающим музыкальным руководителям и педагогам по вокалу.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у детей основных певческих навыков, к которым относятся:

—                   певческая установка;

—                   певческое дыхание и опора звука;

—                   высокая вокальная позиция;

—                   точное интонирование;

—                   ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

—                   использование различных видов звуковедения.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Основой вокальных упражнений является «концентрический» метод  вокальной школы М. И. Глинки, который включает в себя стабильные упражнения, разработанные для систематического использования из года в год, а также элементы фонопедического метода В.В. Емельянова и личный опыт многолетней работы с детьми. Все рекомендации отвечают современным требованиям здоровьесбережения.

Упражнения выполняются, как правило, в начале урока, и их целью является не только формирование и развитие вокальных навыков, но и подготовка голосового аппарата к работе, а именно – распевание. Основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Сущность «концентрического» метода вокальной школы  М.И. Глинки основывается на таких правилах:

—                   развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

—                   объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

—                   работать надо постепенно, без торопливости.

—                   ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

—                   петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

В основе фонопедической системы  В. В Емельянова лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vokalnye_uprazhneniya_kak.pdf2.46 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com