Духовно - нравственное воспитание

Никандрова Татьяна Юрьевна

Тема: «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

 

Актуальность и перспективность опыта

Проблема использования искусствотерапевтической деятельности как средства формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как ФГОС НОО и ООО «направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Важность вышеуказанных результатов, полученных в процессе изменения системы отечественного образования, подчеркивается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», особо отмечается, что «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений духовно-нравственного развития обучающихся, закреплённых в ФГОС.

Во-вторых, использования искусствотерапевтической деятельности  волнует многих учителей, особенно учителей искусства, потому что такой вид деятельности способствует изменению стилей и стратегий взаимоотношений между учителем и обучающимися, позволяя перейти на более высокий уровень педагогического процесса, где педагог не только учит, воспитывает, но и является «педагогом-терапевтом», то есть, ориентируясь на общечеловеческие ценности, учитель ставит себе задачу достучаться до самых сокровенных уголков детской души и вложить в них то, что необходимо или убрать то, что мешает ребенку развиваться в положительном направлении, используя при этом гуманные методы педагогики, минуя принципы диктаторства и манипулирования.

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме создает условия для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося, развивает скрытые способности ребенка, делает учебно-воспитательный диалог учителя и обучающегося приближенным к максимально открытому, создает условия психологического комфорта для школьника, что является одним из важных критериев для современной российской действительности, в которой на ребенка оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица, вследствие этого он всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности и различным видам неврозов.

Таким образом, тема «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» является актуальной для современного образовательного пространства.

Из вышесказанного следует, что учителю необходимо активно применять в своей работе уже существующие методы искусствотерапевтической деятельности, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам учителя и ученика, позволяющему выполнить поставленные перед педагогом задачи по формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося. Следовательно, учителю необходимо творчески мыслить, находить нужные пути решения, активно вовлекая обучающихся в совместную искусствотерапевтическую деятельность.

Условия возникновения и становления опыта

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

В модернизации образования в современной России большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как «образное видение мира» интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности учащихся, обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию школы.

В связи с тем что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании возникает необходимость в определении научно-методической основы их эффективного использования.

Теоретическая база опыта

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.
     Вопросы «искусствотерапии», «искусствотерапевтической деятельности», «формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» являются предметом изучения многих ученых отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии (В. С. Соловьев, М. Хайдепер, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Ф. Перлз, С. И. Гессен, В. И. Журавлев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. И. Божович, Э. Фромм, И. Я. Лернер, Н. Н. Лихолет, М. С. Каган, Г. Хакен, Б. В. Асафьев, А. Н. Лук, Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Е. Д. Критская, В. И. Петрушин, К. С. Станиславский и др.).

Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. в России, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Воздействия искусства на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на процесс оздоровления в отечественных научных исследованиях в области педагогики, психологии (Б.В. Асафьев, С.В. Смоленский, А.И. Пузыревский, Б.Л. Яворский, Апраксина, В.В. Медушевский и др.).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

В своей педагогической деятельности использую технологии: системно-деятельностный подход; исследовательская и проектная деятельность, ИКТ-технология.

Особо акцентирую внимание на методах искусствотерапевтической деятельности:

- музыкотерапия (пассивное и активное слушание музыки);

- вокалотерапия (индивидуальная, ансамблевое хоровое пение);

- драмотерапия (исполнение, игра, действие);

- библиотерапия (через работу с литературным произведением);

- эстетотерапия (действие художественной формы и эстетических чувств);

- кинотерапия (просмотр и обсуждение кинофильма);

- театротерапия (использование участия обучающихся в театральных инсценировках в терапевтических целях);

- арт-терапия (пластическое изобразительное искусство).

Основные формы арт-терапии: живопись, коллаж, скульптура, фотография.

Среди вышеуказанных методов наибольших результатов добилась, применяя музыкотерапию, реализуя ее в формах логоритмической гимнастики (форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения). Слушаем и выполняем действия: «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде»; ритмотерапии (активная форма музыкотерапии, предполагающая выполнение релаксационных упражнений, помогающая добиться эмоциональной разрядки, снятия умственной перегрузки и утомления), а также арт-терапию, например, фольклорную арт-терапию, предполагающую излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущую скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Активно пользуюсь методикой музыкально-рациональной психотерапии, разработанной В. И. Петрушиным – российским музыкантом, психологом, педагогом, музыкальным терапевтом. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.

Начинать урок всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. А также оздоровительные интегрированные занятия Марины Юрьевны Картушиной:

«Воздушный шар» (упражнение)

Дети «надувают шарик» (делают активный вдох  через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой):

Мы надули шар воздушный,                оставляя пальцы прижатыми друг к другу

Вот  такой большой – большой,        отводят ладони, образуя шарик

Отпустили его в небо,                        поднимают руки вверх

Помахали вслед рукой.                        прощально машут рукой

Полетел воздушный шарик                качают поднятыми руками вправо – влево

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,                        прижимают ладони друг к другу

Лопнул, хлопнул – БАМ!                опускают руки и хлопают 1раз в ладоши

Ш – ш – ш…..                                произносят на продолжительном выдохе звук «ш…»

На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у учащихся к предмету.

После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. Предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому,что…». На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (динамические паузы).

Анализ результативности

Применение искусствотерапевтической деятельности позволяет моим учащимся творчески развиваться, духовно-нравственно совершенствоваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения, быть более приспособленными к любым условиям, быть готовыми к преодолению трудностей, своих психологических страхов (например, выступления перед публикой)Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Сложности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;

- первоначально не все педагоги могли организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Актуальность и перспективность опыта

Проблема использования искусствотерапевтической деятельности как средства формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как ФГОС НОО и ООО «направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Важность вышеуказанных результатов, полученных в процессе изменения системы отечественного образования, подчеркивается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», особо отмечается, что «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений духовно-нравственного развития обучающихся, закреплённых в ФГОС.

Во-вторых, использование искусствотерапевтической деятельности волнует многих учителей, особенно учителей искусства, потому что такой вид деятельности способствует изменению стилей и стратегий взаимоотношений между учителем и обучающимися, позволяя перейти на более высокий уровень педагогического процесса, где педагог не только учит, воспитывает, но и является «педагогом-терапевтом», то есть, ориентируясь на общечеловеческие ценности, учитель ставит себе задачу достучаться до самых сокровенных уголков детской души и вложить в них то, что необходимо или убрать то, что мешает ребенку развиваться в положительном направлении, используя при этом гуманные методы педагогики, минуя принципы диктаторства и манипулирования.

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме создает условия для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося, развивает скрытые способности ребенка, делает учебно-воспитательный диалог учителя и обучающегося приближенным к максимально открытому, создает условия психологического комфорта для школьника, что является одним из важных критериев для современной российской действительности, в которой на ребенка оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица, вследствие этого он всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности и различным видам неврозов.

Таким образом, тема «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» является актуальной для современного образовательного пространства.

Из вышесказанного следует, что учителю необходимо активно применять в своей работе уже существующие методы искусствотерапевтической деятельности, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам учителя и ученика, позволяющему выполнить поставленные перед педагогом задачи по формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося. Следовательно, учителю необходимо творчески мыслить, находить нужные пути решения, активно вовлекая обучающихся в совместную искусствотерапевтическую деятельность.

Условия возникновения и становления опыта

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

В модернизации образования в современной России большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как «образное видение мира» интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности учащихся, обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию школы.

В связи с тем что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании возникает необходимость в определении научно-методической основы их эффективного использования.

Теоретическая база опыта

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века— подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.
Вопросы «искусствотерапии», «искусствотерапевтической деятельности», «формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» являются предметом изучения многих ученых отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии (В. С. Соловьев, М. Хайдепер, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Ф. Перлз, С. И. Гессен, В. И. Журавлев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. И. Божович, Э. Фромм, И. Я. Лернер, Н. Н. Лихолет, М. С. Каган, Г. Хакен, Б. В. Асафьев, А. Н. Лук, Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Е. Д. Критская, В. И. Петрушин, К. С. Станиславский и др.).

Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. в России, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Воздействия искусства на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на процесс оздоровления в отечественных научных исследованиях в области педагогики, психологии (Б.В. Асафьев, С.В. Смоленский, А.И. Пузыревский, Б.Л. Яворский, Апраксина, В.В. Медушевский и др.).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

В своей педагогической деятельности использую технологии: системно-деятельностный подход; исследовательская и проектная деятельность, ИКТ-технология.

Особо акцентирую внимание на методах искусствотерапевтической деятельности:

- музыкотерапия (пассивное и активно еслушание музыки);

- вокалотерапия ( индивидуальная, ансамблевое хоровое пение);

- драмотерапия (исполнение, игра, действие);

- библиотерапия (через работус литературным произведением);

- эстетотерапия (действие художественной формы и эстетических чувств);

- кинотерапия (просмотр и обсуждение кинофильма);

- театротерапия (использование участия обучающихся в театральных инсценировках в терапевтических целях);

- арт-терапия(пластическое изобразительное искусство).

Основные формы арт-терапии: живопись, коллаж, скульптура, фотография.

Среди вышеуказанных методов наибольших результатов добилась, применяя музыкотерапию, реализуя ее в формах логоритмической гимнастики (форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения). Слушаем и выполняем действия: «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде»; ритмотерапии (активная форма музыкотерапии, предполагающая выполнение релаксационных упражнений, помогающая добиться эмоциональной разрядки, снятия умственной перегрузки и утомления), а также арт-терапию, например, фольклорную арт-терапию, предполагающую излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущую скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Активно пользуюсь методикой музыкально-рациональной психотерапии, разработанной В. И. Петрушиным – российским музыкантом, психологом, педагогом, музыкальным терапевтом. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия–лечение красотой и арт-терапия–лечение идеалами.

Начинать урок всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. А также оздоровительные интегрированные занятия Марины Юрьевны Картушиной:

«Воздушный шар»(упражнение)

Дети «надувают шарик» (делают активный вдох через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой):

Мы надули шар воздушный, оставляя пальцы прижатыми друг к другу

Вот такой большой – большой отводят ладони, образуя шарик

Отпустили его в небо, поднимают руки вверх

Помахали вслед рукой. прощально машут рукой

Полетел воздушный  шарик качают поднятыми руками вправо – влево

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,прижимают ладони друг к другу

Лопнул, хлопнул – БАМ!опускают руки и хлопают 1раз в ладоши

Ш – ш – ш…..произносят на продолжительном выдохе звук «ш…»

На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у учащихся к предмету.

После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.  Предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому ,что…». На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (динамические паузы).

Анализ результативности

Применение искусствотерапевтической деятельности позволяет моим учащимся творчески развиваться, духовно – нравственно совершенствоваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения, быть более приспособленными к любым условиям, быть готовыми к преодолению трудностей, своих психологических страхов (например, выступления перед публикой).

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Сложности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;

- первоначально не все педагоги могли организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.