Открытый урок по предмету «Ритмика» для обучающихся отделения раннего эстетического образования.

Шадрина Наталья Юрьевна

           Дошкольный возраст – это первоначальное время становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движение. Именно в этом возрасте дети  обладают большими потенциальными возможностями для восприятия и понимания окружающего мира. Поскольку с самого раннего возраста дети испытывают потребность в движении, то занятия  ритмикой будут целесообразными для эмоционального и физического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zadanie.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №3

Открытый урок по предмету «Ритмика» для обучающихся отделения раннего  эстетического образования.

Выполнила:

Выходцева Наталья Юрьевна

концертмейстер

НГ МБОУ ДОД « Детская школа искусств»

Пояснительная записка

« Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

В.А. Сухомлинский

           Дошкольный возраст – это первоначальное время становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движение. Именно в этом возрасте дети  обладают большими потенциальными возможностями для восприятия и понимания окружающего мира. Поскольку с самого раннего возраста дети испытывают потребность в движении, то занятия  ритмикой будут целесообразными для эмоционального и физического развития.

Открытый урок для родителей  составлен по адаптированной общеобразовательной программе « Ритмика»  для детей раннего  эстетического развития.  Программа носит художественную направленность.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях предмета « Ритмика» с детьми дошкольного возраста работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети развиваются не только физически но и музыкально.

          Главной задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движения. Вся работа на уроке строится на коллективной работе, но при этом занятия должны проходить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои индивидуальные качества.

Классическая музыка является одним из главных средств воспитания духовных и нравственных качеств обучающихся. Музыкальное оформление является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие культуры  детей.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыкальные произведения, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей и их эстетического воспитания. 

Актуальность данного мероприятия связана с необходимостью более раннего обучения ритмике с использованием новых методов обучения способствующих для раскрытия способностей учащихся, развития эстетического и  физического воспитания,  развития музыкальности и чувства ритма,  индивидуальных качеств ребёнка средствами музыки путем взаимодействия с родителями в творческом процессе. Парная и игровая форма работы дают положительные результаты, создают благоприятную атмосферу образовательного процесса, что играет немало важную роль для детей раннего дошкольного возраста.

В каждом полугодии на отделении раннего  эстетического развития проводятся открытые уроки для родителей обучающихся, где родители совместно с детьми погружаются в образовательный процесс и оценивают эффективность и качество обучения, а так же наблюдают за эмоциональным и физическим ростом своего ребенка.

Тема открытого урока: « Навыки выразительного исполнения движений».

Цель: Развитие эмоциональных и физических возможностей обучающихся. Приобщение обучающихся к танцевальному искусству, посредством включения родителей в совместную творческую деятельность.

Задачи:  

 – эстетическое развитие обучающихся;

 – развитие внимания, чувства ритма, памяти;

 – формирование навыков выразительного исполнения движений;

 – формирование чувства коллективизма.

Тип урока: обобщающий урок

Основные методы обучения:

 – наглядный – практический показ;

 – словесный – объяснения;

 – игровой – игровая форма работы.

Форма работы: групповая, парная, игровая

Средство обучения: музыкальный инструмент – фортепиано

 

Ход урока:

1. Организационный момент – 4 минуты

2. Разминка – 10 минут

3. Игровая часть – 12 минут

4. Заключительная часть – 4 минуты

Содержание урока:

Педагог: «Здравствуйте ребята и дорогие родители! Сегодня мы Вам покажем чему мы научились за время наших занятий».

1.Организационный момент – приветствие: вход детей в класс и построение в «паравозик» (кладут руки друг другу на талию) Музыкальный материал: Г. Эрнесакса «Едет,едет паровоз»

2. Дети встают в единую линию.

Разминка: включает в себя разогрев всех групп мышц (повороты и наклоны головы, поднятие и опускание плеч, наклоны корпуса, вращение кистей и рук, поднятие и перекат на полупальцах).

Индивидуальное выполнение упражнений: хотьба на полупальцах, пятках, «зайчик», галоп, мячик.  Музыкальный материал:    М. Глинка «Полька»;   И. Сусидко «Маленькая полечка»; Л.Минеева «Полька»; Л.Минеева «Австрийская полька»; Английская народная песня «Колокольный звон»; Л.Минеева «Галоп»; М. Шмитц «Микки – маус»; М..Шмитц «Мороженое».

3. Игровая часть: 

Игра «У оленя дом большой», участвуют дети так и их родители.

Педагог встает перед детьми и родителями, показывает движение и поет песенку, а родители и дети повторяют:

У оленя дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит в свое окошко (правую руку над глазами, изображаем двумя руками окошко)

Заяц по полю бежит (изобразить бег на месте)

В дверь к нему стучится: (постучаться кулачком поочередно каждой рукой)

« Стук – стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой» (руки на поясе, повернутся вправо и влево)

« Заяц, заяц забегай

Лапу мне давай!» (подаем руку)

Данную игру можно проводить как в групповой форме, так и в парной с родителями. В совместной работе с родителями дети раскрепощаются, становятся более активными. Игра « У оленя дом большой» развивает внимательность, наблюдательность и  подражательные навыки. Музыкальный материал к данной игре подбирается самостоятельно концертмейстером, путем импровизации на инструменте, исходя из возраста и индивидуальных способностей детей.

Для закрепления двигательных навыков проводится  музыкальная игра –   «Путешествие в лесную сказку»

Это игра обобщает пройденный материал. Дети строятся в паровозик (звучит музыкальный материал  Г. Эрнесакса «Едет,едет паровоз») и отправляются в лес. В лесу они встречают различных животных таких как зайчика, волка, медведя, птичек, лисичку. Детям предлагается на слух определить, какое животное они встретили в лесу. Главная задача – стимулировать активность музыкального мышления и самостоятельность обучающихся в исполнении движений через музыкальное произведение.  Целесообразно провести игру вместе с родителями.

Исполняемый музыкальный материал:

«Зайчик» - М. Шмитц «Микки – маус»

«Волк» - Л.Минеева «Полька» (исполняется в нижнем регистре инструмента)

«Птички» - Л.Минеева «Галоп»  (исполняется в верхнем регистре инструмента)

«Лисичка» - Л.Минеева «Австрийская полька»

«Медведь» - Л.Минеева «Полька» (исполняется в низком регистре)

Педагог: «Вот наш урок и подошел к окончанию. Дорогие родители, надеемся, что наш урок  Вам очень понравился и Вы с удовольствием придете к нам еще. Давайте скорее построимся в «паровозик» и отправимся домой. До новых встреч!»

4. В заключении урока учащиеся выстраиваются в «паровозик» и отправляются домой. (муз. материал: Г. Эрнесакса «Едет,едет паровоз)

После проведенного отрытого урока целесообразно провести анкетирование родителей для оценки качества и эффективности образовательного процесса.

Анкета для родителей  

  1. Нравится ли Вам школа, в которой обучается Ваш ребенок?
  2. Считаете ли Вы, что образовательный процесс в школе искусств направлен на развитие личности Вашего ребенка?
  3. Проявляет ли педагог доброжелательное отношение к Вашему ребенку?
  4. Учитываются ли в ходе урока индивидуальные особенности ребенка?
  5. Заботится ли педагог о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка?
  6. Созданы ли условия для проявления и развития способностей Вашего ребенка?

    7. Дает ли педагог прочные и глубокие знания, которые будут                     способствовать физическому и эмоциональному развитию ребенка?

                                       

Самоанализ

   

Уроки ритмики на отделении раннего эстетического образования на протяжении всего учебного процесса строятся на музыкальном материале, который тщательно подбирается педагогом и концертмейстером исходя из индивидуального подхода к обучающимся.  Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и динамике.

Необходимо самой знать, как исполняется  то или иное упражнение, чтобы четко представлять себе структуру упражнения накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте.

Играя, четко осознавать, что я не являюсь  самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание  концертмейстера распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно обучающихся. В каждый момент исполнения важно что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.  

Во время исполнения я учитываю разные физические способности учащихся. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение выполняют индивидуально. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения.

Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Не вся музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается учащимися.         В значительной мере это зависит от возрастных особенностей обучающихся.

     Задачи, которые я, как концертмейстер, ставила перед собой при подготовке и проведении урока:

–   понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности на уроке ритмики – как подчиненную методическим и функциональным задачам;

 –  иметь ясное представление обо всех основных движениях предмета ритмики, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запомнить достаточно большие его фрагменты;

 –  владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;

  – иметь представление о методике преподавания предмета ритмики;

–  владеть обширным музыкальным репертуаром;

–  быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;

– содействовать развитию музыкальных представлений педагога и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса.

При подборе материала для музыкального оформления урока я руководствовалась следующими принципами:

 –  музыкальные произведения обладают свойством квадратности;

 –  для каждого упражнения был подобран музыкальный материал с определенным ритмическим рисунком и в определенном темпе;

 –  наличие вступления для каждого упражнения; вступление определяет темп всего упражнения;

 –  были учтены темповые, метрические и метро-ритмические особенности упражнений.

        

Используемый музыкальный материал:

1.М. Глинка «Полька»

2.И. Сусидко «Маленькая полечка»

3.В.Николаев «Птички»

4.Л.Минеева «Полька»

5.Л.Минеева «Австрийская полька»

6.Английская народная песня «Колокольный звон»

7.Л.Минеева «Галоп»

8.Е.Крылатов «песенка о лете»

9.Б.Савельев «Настоящий друг»

10.Г.Гладков «Песенка Львенка и черепахи»

11.В.Шаинский «Чунга – чанга»

12.В.Шаинский « Ужасно интересно»

13.В.Шаинский «Улыбка»

14.М. Шмитц «Микки – маус»

15.М.Шмитц «Мороженое»

16.П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

17.Г. Пахульский «В мечтах»

18.Р.Паулс «Колыбельная»

19.П.Чайковский «Колыбельная»

20.С.Майкапар «Колыбельная»

21.Ф.Шпиндлер «Колыбельная»

22. 3.Левина «Неваляшки» 

23. Г. Эрнесакса «Едет,едет паровоз»

24.М.Глинка «Галоп»

25.Л.Минеева «Галоп»

26.Л.Минеева «Полька»

27.Л.Минеева «Тирольская полька»

28.М.Старокадымский «Любитель – рыболов»