Сценарий концерта "Композиторы-романтики"

Дрожжина Мария Сергеевна

Концерт, посвящённый творчеству Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Гурилёва, А. Даргомыжского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert.docx20.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня наш концерт посвящён композиторам-романтикам. Этот год богат на юбилейные даты композиторов, в чьём творчестве основная задача – передача глубины и яркости чувств. С некоторыми из композиторов романтического направления мы сегодня и познакомимся.

190 лет прошло со дня смерти Франца Шуберта - гениального австрийского композитора, положившего начало европейскому музыкальному романтизму.

 Его недолгая жизнь оборвалась, когда ему был 31 год – в расцвете сил и таланта. Рукописи композитора, часть из которых была утеряна, а другая – хранилась у родственников или друзей, долго не были собраны воедино. До конца XIX века значительная часть его произведений оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Всего Шубертом было написано около 1000 произведений, в том числе свыше 600 песен для голоса с фортепиано. Иногда его даже называли "композитором песен". Наш концерт открывает песня Шуберта.

«Баркарола», исп. старший хор. Руководитель Османова Х.Ш., конц Зуева Т.В.

При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики промолчали о концерте Шуберта, потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, однако Шуберт на вырученные с концерта деньги смог исполнить свою мечту -  купил себе собственное фортепиано.

«Серенада», исп. Зуева Т.В. и Касаткина Н.И.

  В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Э́дварда  Грига –  норвежского композитора и дирижера, приверженца романтизма. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года.  Он является автором 600 песен и романсов, двух сюит, одного концерта и более чем 20 музыкальных пьес.

Эдвард Григ «Листок из альбома», исп. Проценко Н.А., конц. Мамыко В.М.

Норвегия, родина Грига, земля мифов и сказочных существ, с самого детства захватывала воображение Грига. Сейчас мы услышим произведение, образы которого пропитаны скандинавским фольклором.

«Шествие гномов», исполняет Долинка Антон

Окончив Лейпцигскую консерваторию, Григ становится дирижёром филармонии в Осло.  В середине 1870-х норвежское правительство поддержало Эдварда Грига, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом Генрихом Ибсеном, чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт».

Одна из самых проникновенных композиций «Пер Гюнта» - «Смерть Озе», матери главного героя. Норвежские газеты писали после премьеры спектакля: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”.

«Смерть Озе», исполняет Алиева Л.И., конц. Абдурахманов Д.Л.

Оставив отчий дом и свою возлюбленную, Пер Гюнт отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Гибкость, грациозность мелодии,  ее красота подчеркивают восточный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.

«Танец Анитры», исп. Ансамбль преподавателей Шиян О.В. и Матросова Н.А.

 Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время его возлюбленная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе Григ воплотил черты родины, поэтому использовал подлинную норвежскую народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот что характеризует героиню.

«Песня Сольвейг», исп. Алиева Л.И., конц Бахмач М.В.

215 лет в этом году исполнилось со дня рождения Александра Гурилёва. Будучи сыном известного на то время крепостного музыканта, с шестилетнего возраста Александр начал заниматься музыкой под руководством отца. Чуть позже его педагогами стали Джон Филд и Иосиф Геништа. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке.  В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную. С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой.

«Сарафанчик», исп. Тарантина Вероника, конц. Мамыко В.М.

В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов.

«Домик-крошечка», исп. Мемедляева Эмине, конц. Зуева Т.В.

В 2018 году исполнилось 205 лет со дня рождения ещё одного русского композитора – Александра Даргомыжского. В возрасте семи лет он начал учиться играть на фортепиано, которым виртуозно овладел. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Хотя всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги, ни родители Даргомыжского. Однако вскоре его романсы начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной.

Слова неизвестного автора, романс «Что мне до песен», исп. Дубенюк Богдан и Голубева Катя, конц. Моисеева В.В.

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей. При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству.

«Меланхолический вальс», исп. Абдурахманов Джафер

На этом наш концерт романтической музыки подошёл к концу. Благодарим за внимание!