РАБОТА НАД АНСАМБЛЯМИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ СО СРЕДНИМИ ПРИРОДНЫМИ ДАННЫМИ В ДМШ И ДШИ

Шевкова Лариса Анатольевна

В работе рассматривается работа над ансамблями в ДШИ, как способ развития детей со средними природными данными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx16.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Новозавидовский»

ШЕВКОВА Лариса Анатольевна,

преподаватель

РАБОТА НАД АНСАМБЛЯМИ,

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ СО СРЕДНИМИ ПРИРОДНЫМИ ДАННЫМИ

В ДМШ И ДШИ

пгт. Новозавидовский, 2018

        Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными данными не является новой. Она не перестаёт быть актуальной. С такими детьми, желающими обучаться музыке, необходимо заниматься обязательно.

        А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью её развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространённее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами –музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».

        Ребёнок, пришедший на первый урок с сияющими глазами, с огромным ожиданием к незнакомому миру звуков и желанием извлекать эти звуки своими руками – только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга.

        Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить опорой к кропотливой работе для всех преподавателей, чьей задачей является обучение не только способных, одарённых детей, но и менее успешных.

        К каждому ребёнку надо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад.

        Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове огромный запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научить ребёнка интересной игре на инструменте.

        Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

        Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.

        В начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель – ученик.

        Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с названием клавиши, с диапазоном, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения.

         Материал можно почерпнуть в следующих сборниках:

Д. Самойлов «Пятнадцать уроков игры на баяне». 1998 г.;

В.Брызгалин «Я играю на баяне». Курган, 1995 - маленькие пьески: «Солнышко», «Козлик», «Ходит зайка по лугу», «Дударик»…

        Немного посложнее, для более способных детей: А.Доренский «Музыка для детей», выпуск 2,  2-3 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс» -1998 г., пьесы: «Родные напевы», «Прелюдия», «Весёлое настроение».

        Одной из важных задач является подбор участников ансамбля.

        Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не добравшись до творческой её интерпретации.

        Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

        Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля.

        Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть свои недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

        Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

        Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её содержание.

        Кроме динамики, есть другие средства выразительности – своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.

        Выбор штриха зависит от музыкального содержания. Работа над штрихами - это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения.

        Кстати, если умело выбирать репертуар, у ребят будет уверенность в своих возможностях, будет появляться интерес.

        Учащиеся, играя в ансамбле, должны знать, кроме своей партии, и другую или другие партии. Кроме того, если ученик вдруг забыл текст, то важно, чтобы на мог «поймать» партнёра, или начать игру с любой цифры.

        Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.

        Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.

Используемая литература:

 «Музыкальная педагогика»,  В.В. Крюкова.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

15 уроков игры на баяне. Самойлов Д. (сост.) – Москва: Кифара, 2004

 «Я играю на баяне. Репертуарно-методический сборник. Лёгкие пьесы, ансамбли и обработки народных мелодий для маленьких баянистов», В.Брызгалин. -  Курган: Советский композитор, 1995

А.Т. Доренский «Музыка для детей»: пед. репертуар баяниста, 2-3 класс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г