Сценарий концертной программы "Вокальная музыка Ц.Кюи"

Анжелика Валентиновна Баканова

Сценарий тематического вокального концерта, посвященного творчеству Цезаря Кюи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vokalnaya_muzyka_ts._kyui.docx22.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концертная программа «Вокальная музыка Цезаря Кюи»

                      Автор:

Преподаватель ДМХШ «Апрель»

                                   Баканова А.В.

Добрый вечер, уважаемые слушатели! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию концертную программу, посвященную творчеству замечательных русских композиторов Цезаря Кюи и Александра Даргомыжского.

В конце 19 века, когда искусство для детей (в музыке, литературе, живописи) делало свои первые шаги, своими сочинениями Кюи обогатил очень бедный детский музыкальный репертуар. Произведения Ц. Кюи, посвященные детскому миру, составили отдельную страницу в творческом наследии композитора.

В музыкальных школах нет такого инструмента, для которого не  были бы переложены его произведения, и редкий ученик на протяжении обучения не сталкивался с его музыкой. А те, кому посчастливилось приобщиться к его волшебным гармониям, пропустить через себя проникновенную мелодику, никогда Цезаря Антоновича Кюи не забудут.   В нашем концерте прозвучат вокальные миниатюры Цезаря Кюи, объединенные между собой трогательно звучащей темой детства. Богатая природа, животные и птицы, веселые игры и праздники, ласковая мама, добрая бабушка, волшебные сказки, смелые старшие братья и милые младшие сестры — все, что окружает ребенка, его грезы, фантазии, переживания и волнения составили основу музыкальных зарисовок Кюи.

«Мыльные пузырики»  Журавлева Д.

«Времена года»   Уткина П.

Родился он в Литве, в Вильно.  Отец - выходец из Франции, пришел с Наполеоном во время Отечественной войны 1812 года и остался в России, преподавал в гимназии французский язык. В свободное время Антон Кюи служил органистом в костеле, а дома играл на фортепиано и сочинял музыку. Цезарь Кюи в 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Видя интерес мальчика к фортепиано, старшая сестра стала заниматься с ним музыкой. Одаренность мальчика была замечена, и  уроки продолжались у частных педагогов.

«Зима»  Ермошин А.

«Весенняя песенка» Мадянова А.

С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко, автор первых национальных опер и произведений для польских оркестров. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и  композицию.Занимались они менее года, но это время принесло огромную пользу будущим произведениям Цезаря Кюи.

«Майский день»   Гуляева В.

«Лето»  Гилметдинова З.

В четырнадцать лет он начал музыку сочинять: мазурки, ноктюрны, романсы, песни и даже увертюру. Отец поддерживал увлечение сына. Однако он хотел, чтобы Цезарь Кюи получил профессию, которая обеспечила бы ему стабильный доход и положение в обществе. Поэтому, в 1850 году юный музыкант поступил в Петербургское инженерное училище, а через 5 лет — в Николаевскую военно-инженерную академию.

 Можно себе представить эти сожаления и огорчения, когда пришлось оставить весь привычный уклад, любимую гимназию, а главное - творческую дружбу со Станиславом Монюшко, потому что предстоял переезд в Петербург и учеба, никак не связанная с музыкой.

«Петух» Казаков П.

«Зайка»  Пастбина Ю.

Воспитанники инженерного училища не были лишены музыкальных впечатлений, они еженедельно посещали оперу, всевозможные концерты, которые и дали богатейшую пищу для того, чтобы сформировать композитора и критика. В 1856 году Кюи познакомился с лучшими представителями музыкальной школы России. Первым был Милий Алексеевич Балакирев, чуть позже Александр Сергеевич Даргомыжский и Александр Николаевич Серов.

  «Белка» Нетфуллова Э.

 «Гордый котик»  Константинова Е.

В 1861 году в Петербурге появилась «Новая русская музыкальная школа». В нее вошли Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин. Объединение называли «Балакиревским кружком» и «Русской пятеркой», а чаще — «Могучей кучкой». Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование». Позже он писал, что вместе  «решали сразу большие художественные задачи», изучая музыкальное искусство и создавая новые произведения одновременно.

«Зима» Умнов Н.

«Сквозь волнистые туманы» Шутова В.

Все больше и больше сил композитор отдавал именно музыке. Но и академию окончил более чем успешно, потому и был оставлен за отличную учебу преподавателем топографии. Он любил заниматься с детьми, а потому много времени проводил в младших классах училища, воспитывая будущих военных инженеров. И не только изумлял, но и часто возмущал начальство тем, что успевал совмещать все это с сочинением музыки и написанием музыкальных критических статей. Причем все это у него получалось практически с одинаковым успехом.

«Зима»  Каленова В.

 «Сквозь  волнистые туманы» Водолазова И

Цезарь Кюи написал множество учебников по фортификации, по которым выучились практически все офицеры русской армии. И одновременно во всех великосветских гостиных исполнялись его романсы, ставились его оперы в домашних спектаклях ("Кавказский пленник", "Сын мандарина"), где автор аккомпанировал собственноручно или в четыре руки с Балакиревым.

И все-таки Цезарь Кюи - не мастер больших полотен, а вот в миниатюре ему очень мало равных. Он, как никто, сумел воплотить в небольших романсах и песнях самые глубокие и самые возвышенные чувства, именно здесь он достиг наибольшей гармонии и стройности. Это разнообразные вокальные циклы и отдельные романсы

«Ласточка» Бумарскова Д.

«Вербочки»  Луковников К.

На склоне лет композитор сумел найти для себя музыкальную область, где ему удалось сказать новое слово. Отдыхая в Ялте, Кюи познакомился с Мариной Поль, специалистом в области эстетического воспитания детей, которая  предложила композитору написать оперу для детей. Создание детских опер было тогда делом новым, небывалым. Собственно, в то время идеи всеобщего музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения стараниями немногих учителей-энтузиастов только начинали пробивать себе дорогу. Первая опера Ц.Кюи была одноактной и называлась «Снежный богатырь». В 1906 году клавир «Снежного богатыря» был выпущен издательством П. И. Юргенсона, а в мае состоялась  премьера оперы.

«Жаворонок»  Коннова Е.

«Весна» Мозговой Е.

В 1911 году пишет вторую детскую оперу «Красная шапочка» по сказке Шарля Перро. А вскоре берется и за третью - «Кот в сапогах».Эта опера была поставлена в Италии в римском театре марионеток «Театре для маленьких». Куклы, использовавшиеся в спектаклях, были очень большие, почти вполовину роста человека. «Кот в сапогах» Кюи имел огромный успех у маленьких итальянцев. 50 спектаклей подряд прошли в переполненном зале.

«Лето»  Белов Г.

«Осень» Снагатуллин С.

Примечательно, что, сочиняя детскую музыку - оперы и песни,- Цезарь Антонович сознательно стремился к постижению душевных состояний и психики ребенка. В своих детских произведениях композитор является  с новой стороны. Г. Н. Тимофеев, известный музыкальный критик, писал: «Несмотря порою на далеко не простую фактуру и даже на гармоническую изысканность, он в общем характере музыки проявил много простоты, нежности, грации и того непринужденного юмора, который всегда охотно и легко улавливается детьми».

«Царскосельская статуя»  Борисова А., Гаврилина К.

После Восточной войны Цезарь Кюи стал известным специалистом по фортификации. Он получил звание профессора и чин генерал-майора. Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки».

«Туча» Микерина А.

Жизнь этого композитора была настолько насыщенной, что ее можно было бы поделить на несколько человек, и каждому из них было бы довольно трудно выдержать такое напряжение. Причем его деятельность не делилась на периоды никогда. Он всем и всегда занимался одновременно. Исключительная работоспособность, выдающееся дарование, многогранная личность.

 «Песня» Смольникова С.

        Мы благодарим наших слушателей за внимание. Уверены, что сегодня вы открыли для себя имя выдающегося сына России – Цезаря Кюи.