Тема: "Работа с гласными".

Цель: Научить формировать правильную  вокальную позицию на гласные звуки, применять ее в вокальных упражнениях и песнях.

Задачи урока:

Обучающие: Научить правильно формировать и акцентировать гласные звуки, правильно формировать вдох и выдох. Учить пропевать гласные ровным звуком.

Развивающие: Развивать музыкальные способности учащегося, память, внимание, мышление, воображение, музыкальный слух, сценическую выдержку.

Воспитательные:   Воспитывать эстетический вкус, вежливое отношение ко всем окружающим, трудолюбию, выносливости, формированию чувства ответственности, активизации творческих способностей, интереса к музыкальному искусству, сознательного отношения к музыкальному произведению, любовь к музыке.                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств

Открытый урок по вокалу

Тема: "Работа с гласными".

(1 год обучения, индивидуальный урок)

Составитель:

преподаватель класса

«Сольное пение»

Шевченко Лариса Александровна.

Cуходолье 2018 г.

Тема: "Работа с гласными".

(1 год обучения, индивидуальный урок)

Урок проведён с ученицей 1 класса Ивановой Ангелиной.

Дата проведения: 12.12.2018г.

Возраст учащихся: 10 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма проведения: индивидуальная

Оборудование урока: фортепиано, зеркало.

Дидактический материал: палочки (для суши) для работы с языком, иллюстрации

Цель: Научить формировать правильную  вокальную позицию на гласные звуки, применять ее в вокальных упражнениях и песнях.

Задачи урока:

Обучающие: Научить правильно формировать и акцентировать гласные звуки, правильно формировать вдох и выдох. Учить пропевать гласные ровным звуком.

Развивающие: Развивать музыкальные способности учащегося, память, внимание, мышление, воображение, музыкальный слух, сценическую выдержку.

Воспитательные:   Воспитывать эстетический вкус, вежливое отношение ко всем окружающим, трудолюбию, выносливости, формированию чувства ответственности, активизации творческих способностей, интереса к музыкальному искусству, сознательного отношения к музыкальному произведению, любовь к музыке.                                                                        

Методы обучения:

-словесно-индуктивный,                                                                                                                                  

-частично-поисковый,                                                                                                                                                                      

-творческий,

-размышления о музыке.

Тип урока: Комбинированный

План урока:

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

2. Проверка готовности к занятию и домашнего задания.

II. Работа по теме.

1.Сообщение темы, постановка цели.

2.Заключительная часть (подведение итога).

Ход урока

1.Организационный момент: Приветствие, проверка домашнего задания.

2.Сообщение темы, постановка цели. (5 мин.)

Преподаватель: На предыдущем занятии мы учились четко и ясно произносить слова во время пения, т. е. занимались вокальной дикцией.

     -Что такое вокальная дикция? Это отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.)

     -  Что значит красиво петь? Вздохнуть так, как будто нюхаем цветок.  Мягко, аккуратно «ставим гласную на «звуковую ленту, держим звук и «снимаем  его», как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараемся не «толкать» звук. Первый вокальный навык – «певческая установка». Используем упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

2. Распевание: (15 мин.) Используем упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В.Емельянов);  

Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова.

Покусывая кончик языка, повторяем эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуем, что активизировалась работа слюнных желез. «Шинкуем» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовываем так, чтобы мы стали покусывать середину языка. Повторяем 4-8 раз.

Пощелкиваем языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкаем» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «Иголочка». Повторяем несколько раз.

Проводим языком между деснами и губами. Упражнение называется «Щеточка», как бы чистим зубы. Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо – обрадованное лицо.

После этого ставим пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, энергично массируем, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходим к движению челюсти «вперед - вниз», т.е. круговые движения. Сначала к горизонтальной плоскости – вперед, дальше – вертикальной – вниз.

Наконец, открываем рот одновременно круговыми движениями челюсти «вперед –вниз» открываем верхние зубы, т.е. активная верхняя губа, и оттопыренная нижняя губа так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторяем несколько раз. Рот открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед – вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот имеет вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

Далее выполняем упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

1. Дикционная разминка. Утрируя произношение текста, приговариваем:

  • Хороши в дорожку пирожки с картошкой;
  • Двое - не один, в обиду не дадим.
  • Баран – буян залез в бурьян;

2.Упражнения на артикуляцию: (перед зеркалом)

  • Тук, тук (язык стучится в каждую щечку попеременно).
  • Моем зубки (круговые движения языка по поверхности зубов)
  • Маятник.
  • Кусаем кончик языка 8 раз, затем  кусаем язык 4 раза справа и слева.
  • Достаем подбородок языком.
  • Достаем нос.
  • Целуемся – улыбаемся.

3.Упражнения на вокальную маску и правильный уклад языка.

Рассматриваем иллюстрацию» Уклад языка".

Вопросы ученице: Как правильно лежит язык? На что похож язычок?  - закрепляем материал.

Затем  идем к зеркалу и перед зеркалом выполняем упражнения с палочкой.

Делаем всё поочередно: Улыбка - открываем зубки, открываем рот и показываем  длинный язык, берем палочку, помогаем ею себе удержать язык на месте, произносим гласную 3 раза. Потом повторяем  тоже без палочки, стараясь сохранить позицию рта и языка.

Вспомним  гласные и покажем как нужно правильно их формировать, т.е. - открывать рот ( по 3 раза каждую) а,э,о,и,у.

4.Упражнение на дыхание и ровность звуковедения "Протяжка" - закрепляем навык ровного звуковедения, тянем ровно гласные. По руке педагога делаем вдох и выдох. По окончанию  звуковедения, ставим вокальную точку. Рисуем рукой прямую линию и в конце рисуем точку.

5.Скороговорка "Буду бить я в барабан". (сидя )

"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен". Обращаю  внимание  ребенка на сонорные согласные, вспоминаем, как их правильно произносить.

Отмечаем хлопком доли. Четко произносим текст  на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.

6.Сильная и слабая доля. (теоретические знания).

Сильная доля - это счет раз или два? а слабая доля?

Поем распевку, отмечаем доли хлопком. Давай вспомним, как мы правильно открываем гласный  "О".

Петь на слог "ТЁ" - выводить звук вперед. Обратить внимание на окончание  последней    фразы - петь ровно, как протяжку, в конце поставим точку.

Вспомним, как работает язычок  на звук " тё"

Вопрос: как нужно спеть в конце? - правильно, ровненько.

7. Акцентирование  гласных в пении.

"Частушки" (стоя)

  • Пение в медленном темпе, четко произносим все слова, акцентируем гласные. Что значит  акцентировать? (теоретический вопрос)
  • Пение в более быстром темпе - успеть пропевать все слова с акцентированием.

8. Работа с песней.   (20 мин.)

Песня "Солнечный зайчик" муз.М.Мурадели, сл.М.Садовского.

Работа с гласными. Добиться чистого  интонирования  высоких нот, используя акцентирование гласных. Пение 3 куплета и припева.

Песня «Песня старой сказки» муз. В.Мигули, сл. Л. Ошанина.

Задача работы над данным произведением: Отрабатывая различные вокальные навыки, обращаю внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата ребенка. Для этого использую артикуляционную гимнастику В. В. Емельянова. Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

9.Заключительная часть урока. Подведение итогов, выводы, домашнее задание. (5 мин.) Домашнее задание – выучить слова песен. Поработать над артикуляцией.

Заканчивая урок, подводим итог, делаем вывод. Говорю о результате проведенного занятия. Осторожно и очень корректно указываю на недостатки. Обсуждаем то, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как их можно исправить. При необходимости хвалю за поведение на уроке и усвоении пройденного материала. Выставляю оценки. Затем ученица получает домашнее задание. После чего говорю, что урок окончен, и мы прощаемся.

Список литературы

Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка. 1968 г.

Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев.1980

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.