Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Уроки эстрадного вокала"

Дынник Лариса Викторовна

Предлагаемая программа адресована учащимся, имеющим сформированные базовые знания и навыки практической деятельности в области  вокального исполнительства, предназначена для обучения детей с яркими музыкальными способностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_estrad_vokala_22.10.doc556.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности

«Уроки эстрадного вокала»

(продвинутый уровень)

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Дынник Лариса Викторовна, методист,

Кулаева Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

г. Тамбов, 2019

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа «Уроки эстрадного вокала»

3. Сведения о составителе

3.1.Ф.И.О., должность

Дынник Лариса Викторовна, методист

Кулаева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе

4.1.Нормативная база

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

4.2. Вид

модифицированная

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения программы

продвинутый (углубленный)

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

1 год

4.7. Год разработки программы

2019

4.8. Возрастная категория обучающихся

13-16 лет

                                                                                                                                                                                                                   

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки эстрадного вокала» имеет художественную направленность, предназначена для углубленного обучения техники эстрадного вокала учащихся среднего и старшего школьного возраста, достигших достаточно высоких результатов в данном виде творчества, ориентирована на поддержку и развитие личности одаренного ребенка, его неповторимости, уникальности, успешности.

Актуальность программы

Эстрадный вокал вызывает огромный интерес у подрастающего поколения, является мощным фактором формирования общей культуры, что крайне актуально в современном обществе. Невозможно отрицать значительный социальный запрос на выступления юных вокалистов на концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня. Обучение по данной программе поможет учащемуся развить музыкальную одаренность, определиться в мире профессий, позволит приобрести необходимые знания и навыки для продолжения обучения вокальному мастерству в учреждениях соответствующего профиля. Программа позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут, может применяться как для углубленного развития вокальных навыков отдельных солистов, так и для работы с ансамблем исполнителей, имеющими равноценные возможности.

Новизна программы 

заключается в ориентировании на подростковый возраст, применении имитационных приемов обучения, интересных учащимся данного возраста и позволяющим развить устойчивый интерес к занятиям вокалом.

В основе обучения лежат адаптированные составителями данной программы методики таких мастеров, как Н.А. Адулов, А.А. Сергеев, Г.А. Струве. В совокупности с вышеназванными методиками применяются некоторые упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, речевые упражнения, разработанные по принципу педагогической концепции Карла Орфа, элементы методики В.В. Емельянова, направленные на эффективную тренировку голосового аппарата с высоким эстетическим качеством. Совокупность данных методов позволяет научить юных вокалистов слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, овладеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы, достигнуть великолепных результатов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии умений творческой певческой деятельности, совершенствовании специальных вокальных навыков, творческом развитии учащихся.

Отличительные особенности программы 

В основе данной программы лежит одноименная программа Т.Н. Кулаевой, педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» г. Тамбова. Данный вариант углублен по содержанию, соотносится с продвинутым уровнем освоения. Основное отличие заключается в способе организации образовательной деятельности, где педагог и учащиеся выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Программа является интегрированной как по способу организации образовательного процесса (сочетает освоение искусства вокала, литературного творчества), так и по содержанию.

В связи со спецификой предмета, разделение учебного материала на отдельные темы весьма условно, так как невозможно обучать вокальному пению отдельно по каждому направлению вне связи с другими.

Непременным условием освоения программы является создание ситуации успеха, творческой атмосферы, которые позволяют учащимся наиболее полно передавать свои чувства и переживания, постигая правила вокального искусства.

Основываясь на принципах концентричности и повторности, опираясь на сформированный опыт учащихся, обучение по данной программе позволяет добиться высокого уровня и качества образовательных результатов.  

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста

Возрастные характеристики адресата программы

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения, закладывается жизненная позиция. Подросток достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые становятся фундаментом для его мировоззрения. Подросток не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого, однако испытывает необходимость в построении отношений с ними так же, как и со сверстниками. В этот период наблюдается направленность на себя, стремление к признанию окружающими своих заслуг, он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Важно в этот период помочь подростку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Условия набора в учебные группы 

Для обучения по данной программе принимаются учащиеся, имеющие ярко выраженные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, владеющие основами вокальной техники.

Количество учащихся:12-15 человек.

Объём и срок освоения программы: 1 год обучения.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Возможно организовать занятия в режиме одного раза в неделю в течение 2-х часов с перерывом в 10 минут.

Общая нагрузка программы составляет 72 часа.

Форма обучения: обучение проводится в очной форме, в группе постоянного состава учащихся.

Целью программы является творческое развитие музыкальной одаренности учащегося в процессе обучения технике эстрадного вокала; формирование общей и музыкальной культуры исполнителя, способного применить полученный опыт на практике.

Задачи программы:

обучающие: 

расширить и углубить знания о современных вокальных направлениях, творчестве композиторов и авторов поэтических текстов исполняемых произведений;

познакомить с новыми приемами вокальной техники (соответственно возрасту учащихся);

расширить знания о средствах вокального исполнительства;

научить выделять стилистические особенности исполняемых произведений;

развивающие: 

развивать вокальную технику, тембральные и регистровые возможности голоса;

способствовать раскрытию творческого потенциала учащегося, формированию индивидуальной манеры исполнения, приобретению опыта творческой деятельности;

развивать навыки анализа собственной деятельности, самопрезентации;

воспитательные: 

способствовать воспитанию оценочного музыкального мышления;

содействовать развитию личностных качеств: общей культуры; представлений о необходимости соблюдать общечеловеческие нравственные законы и нормы, интеллектуальные способности;

развивать устойчивый интерес к вокально-исполнительской деятельности, стремление к выбору профессии, связанной с данным видом деятельности. 

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

всего

теория

практика

Введение

2

1

1

Тестирование, практическое задание

1

Вокальная техника

20

10

10

1.1

Певческое дыхание

2

1

1

Практическое задание

1.2

Особенности развития голосового аппарата в предмутационный и мутационный периоды

2

1

1

1.3

Мелодия

2

1

1

1.4

Интонация

2

1

1

1.5

Звукообразование

2

1

1

1.6

Артикуляция

2

1

1

1.7

Динамика

2

1

1

1.8

Диапазон

2

1

1

1.9

Ансамбль

2

1

1

1.10

Основы импровизации

2

1

1

2

Элементы анализа музыки

8

3

5

2.1

Музыкальная форма произведения

2

1

1

Практическое задание

2.2

Музыкальный образ

2

1

1

2.3

Творческий проект

4

1

3

Защита проекта

3

Язык музыки

4

2

2

3.1

Современные музыкальные стили

2

1

1

Практическое задание

3.2

История джаза

2

1

1

4

Сценическая культура

6

2

4

4.1

Сценический этикет

2

1

1

Практическое задание

4.2

Индивидуальность вокалиста

4

1

3

5

Репертуарное развитие вокалиста

30

12

18

5.1

Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся

2

1

1

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

5.2

Певческая культура вокалиста

2

1

1

5.3

Индивидуальная тембральная окраска голоса

2

1

1

5.4

Алгоритм работы над вокальным произведением

2

1

1

5.5

Алгоритм работы с проблемными местами в песне

2

1

1

5.6

Интонационные особенности произведения

2

1

1

5.7

Особенности звукообразования

2

1

1

5.8

Метроритм

2

1

1

5.9

Дикция и артикуляция

2

1

1

5.10

Вокальная динамика

2

1

1

5.11

Техника владения микрофоном

2

1

1

5.12

Освоение репертуара

8

1

7

Итоговое занятие

2

2

Практическая работа

Всего часов:

72

30

42

Содержание учебного плана

Введение

Теория: Краткий обзор содержания программы, правила техники безопасности на занятиях. Правила гигиены и охраны певческого голоса.

Практика: Тестирование с целью определения уровня теоретической подготовки и развития положительных качеств личности учащихся. Определение уровня развития вокально-технических навыков в ходе выполнения индивидуальных музыкальных заданий.

Раздел 1. Вокальная техника

Тема 1.1. Певческое дыхание

Теория: Певческое дыхание, его значение, способы развития. Виды дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения. Управление дыханием. Процесс смены дыхания; приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Влияние дыхания на тембровую окраску звука. Цезуры, навыки «цепного» дыхания.

Практика: Упражнения на выработку глубокого певческого дыхания, контроль дыхания. Пение выдержанного звука в конце произведения, продолжительных музыкальных фраз.

Тема 1.2. Особенности развития голосового аппарата в предмутационный и мутационный периоды и специфика работы голосового аппарата вокалиста

Теория: Мутация и ее прохождение. Фазы мутации у мальчиков и девочек. Особенности дыхательного движения, качества певческого голоса, дозирование певческой нагрузки в период мутации. Реабилитация певческого голоса при простудных заболеваниях

Практика: Пение мягким, нефорсированным звуком, применение мягкой атаки при звукообразовании, исполнение песен при средней динамике и нюансировке. Интонирование в фальцетном режиме с постепенным переходом в грудной.

Тема 1.3. Мелодия

Теория: Мелодия как основное средство музыкальной выразительности. Элементы мелодии: мелодическая линия (рисунок), объём мелодии (диапазон), интонационные особенности. Ладовая окраска мелодии. Способы исполнения и особенности исполнения различных видов мелодии. Выразительные особенности мелодии. Зависимость творческого замысла композитора и характера мелодии.

Практика: Интонирование восходящей, нисходящей, волнообразной, ровной скачкообразной мелодической линии. Пение Legato, non legato самоконтроль.

Тема 1.4. Интонация

Теория: Интонационные особенности мелодии. Зависимость чистоты интонирования от уровня развития слуха и голоса, владения певческими навыками (воспроизведение мелодии в результате правильного звукообразования, дыхания, дикции).

Практика: Пение a capella упражнений, песен на развитие слухового внимания, музыкальной памяти. Пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Тема 1.5. Звукообразование

Теория: Технические возможности голоса. Положение гортани. Момент «памяти вдоха». Эластичность дыхания. Координация работы связок и дыхания. Принципы управления голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука.

Практика: Упражнения на развитие голоса расширение диапазона, увеличение подвижности, интонационной гибкости, развитие тембровой красочности, полуприкрытой манеры звукообразования. Пение «на улыбке».

Тема 1.6. Артикуляция

Теория: Значение артикуляции и дикции в формировании выразительного пения. Особенности формирования певческих гласных. Логика мелодического языка в сочетании со словом, ритмом. Согласные, особенности их произношения во время пения.

Практическая работа: Упражнения на выработку артикуляции, дикции.

Тема 1.7. Динамика

Теория: Выразительные особенности динамики. Динамические оттенки, степень громкости исполнения музыки. Подвижные нюансы. Промежуточные динамические оттенки.  Акцентирование нот.

Практика: Выработка ровного, нефорсированного звучания голоса при исполнении мелодии различной степени громкости.

Тема 1.8. Диапазон

Теория: Разговорный и вокальный диапазон. Рабочий диапазон вокалиста и его особенности. Широта диапазона. Регистры. Примарная зона. Охрана голоса. Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре.

Практика: Достижение звонкости тембрового звучания голосов: технические упражнения на расширение певческого диапазона: прикосновение на стакатто к низким и высоким звукам, расслабленное состояние голосового аппарата, крепкое дыхание.

Пение «на зевке». Устранение форсированного, крикливого звучания голоса.

Тема 1.9. Ансамбль

Теория: Ансамбль как коллективная форма исполнения произведения. Мелодический, ритмический, темповый, динамический ансамбль. Унисонный и гармонический ансамбль.

Практика: На практических заданиях выработка навыков ансамблевого пения: вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, начинать и прекращать пение. Анализ, формирование способности критического отношения к собственному исполнению.

Тема 1.10. Основы импровизации

Теория: Понятие «импровизация». Музыкальная импровизация. Народное искусство как основа импровизации. Этническая музыка. Импровизация как средство проявления творчества.

Практика: Прослушивание образцов, обсуждение характера, особенностей музыкального языка. Ритмическая импровизация.

Импровизация из предложенных фрагментов, приемов. Сочинение самостоятельных элементов в исполняемом произведении.

Раздел 2. Элементы анализа музыки

Тема 2.1. Музыкальная форма произведения

Теория: Строение произведения. Понятие «форма произведения». Куплетная форма. Двухчастные трехчастные формы.

Практика: Прослушивание и анализ музыкального произведения, определение его строения.

Тема 2.2. Музыкальный образ

Теория: Понятие «музыкальный образ», зависимость исполнения произведения от художественного образа произведения.

Развитие вокально-технических навыков в сочетании с работой по музыкальной выразительности и созданию музыкального образа

Практика: Решение исполнительских задач.

Тема 2.3. Творческий проект

Теория: Методика разработки творческого проекта учащегося.

Практика: Самостоятельная разработка, выполнение, защита проекта. Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Раздел 3. Язык музыки

Тема 3.1. Современные музыкальные стили

Теория: Истоки эстрадного вокала. Современные музыкальные стили: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, классический джаз, соул. Отличительные особенности, характерные манеры исполнения, формы, содержания. Зависимость качества исполнения и певческого дыхания. Современные исполнители, группы и их творчество. Поп - музыка; Хаус; Хип - Хоп; Рэп.

Практика: Самостоятельная работа по изучению стилей музыки. Просмотр видеоматериалов, прослушивание и анализ примеров.

Тема 3.2. История джаза

Теория: Интонация, гармония, тональный план в современной музыке. Выдающиеся джазовые исполнители. Творчество Луи Армстронга; Эллы Фицджералд; Чарли Паркера.

Практика: Прослушивание музыкальных примеров, анализ произведений.

Раздел 4. Сценическая культура

Тема 4.1. Сценический этикет

Теория: Сценический этикет. Художественная выразительность исполнения. Сценическое оформление номера – подчинение движения характеру музыки и текста. Эстетика сценического жеста. Основные правила жестикуляции. Упражнения на развитие координации.

Практика: Индивидуальные задания с целью певческого развития вокалиста. Совершенствование навыков сценического и исполнительского мастерства. Приемы преодоления волнения, развитие навыков «собираться» перед выступлением, концентрировать свое внимание на сцене.

Тема 4.2. Индивидуальность вокалиста

Теория: Поиск собственного оригинального звука, характерной манеры исполнения, а также сценического образа. Правила правильного поведения на сцене. Особенности исполнения песни под фонограмму, правила пользования звукоусилительной аппаратурой.

Практика: Упражнения на поиск и развитие своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Работа над качеством звучания голоса, устранение недостатков, как зажим челюсти, горла, гнусавости. Совершенствование умения пользоваться фонограммой.

Раздел 5. Репертуарное развитие вокалиста

Тема 5.1. Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся

Теория: Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся.

Практика: Совместная работа по подбору репертуара, исходя из эстетического вкуса учащегося, его желания, особенностей и технических возможностей голосового аппарата.

Тема 5.2. Певческая культура вокалиста

Теория: Певческая культура как важнейшая составная часть общей музыкальной культуры. Прослушивание произведений, определение индивидуального репертуара. Особенности пения в эстрадной манере.

Практика: Определение алгоритма работы над произведением. Совершенствование вокально-технических навыков в процессе освоения репертуара.

Тема 5.3. Индивидуальная тембральная окраска голоса

Теория: Тембральная окраска голоса как отражение качества работы голосового аппарата вокалиста. Воспитание вокальной индивидуальности.

Практика: Пение в близкой вокальной позиции.

Оценка учащимися качественных различий в звучании певческого голоса с резонированием и без него. Пение с закрытым ртом на согласных м; н.

Тема 5.4. Алгоритм работы над вокальным произведением

Теория: Последовательность работы над произведением: ознакомление с произведением; разучивание, запоминание, воспроизведение. Мелодия. Чистота интонации. Ритмические и динамические особенности.

Практика: Разучивание музыкального материала. Анализ сложных мест, поиск способов исполнения. Разучивание по фразам. Работа над сложными местами мелодической линии песни.

Тема 5.5. Алгоритм работы с проблемными местами в песне

Теория: Последовательность работы: проигрывание сложного музыкального оборота с точным ритмическим рисунком; пение в медленном темпе с дублированием мелодии на инструменте на определенную гласную; пение со словами; пение с опережением; пение фразы без сопровождения от заданного звука; пение более длинного отрезка с транспонированием и возвращением в исходную тональность; работа под фонограмму; запись, прослушивание, рефлексия.

Практика: Выполнение практического задания, самооценка

Тема 5.6. Интонационные особенности произведения

Теория: Музыка и ее выразительные возможности. Интонация.

Практика: Выработка точной интонации, работа над сложными фрагментами песни. Анализ собственного исполнения песни.

Тема 5.7. Особенности звукообразования

Теория: Звукообразование. Овладение собственной манерой звукообразования.

Практика: Развитие внутрислухового представления. Мысленное пение. Самоконтроль резонирования в области маски.

Тема 5.8. Метроритм

Теория: Ритмический слух – основа музыкальности. Основные ритмические фигуры. Особенности исполнения ритмического рисунка конкретного произведения.

Практика: Прослушивание музыкального материала, определение ритмических особенностей произведений. Сочинение ритмического рисунка.

Тема 5.9. Дикция и артикуляция

Теория: Особенности произношения текста в вокальном музыкальном произведении, роль гласных и согласных звуков в пении. Подчинение произношения требованиям певческого исполнительства. Культура речи и дикция в вокальном творчестве.

Практика: Особенности произношения текста в вокальном музыкальном произведении, роль гласных и согласных звуков в пении.

Подчинение произношения требованиям певческого исполнительства. Культура речи и дикция в вокальном творчестве.

Тема 5.10. Вокальная динамика

Теория: Взаимосвязь динамики, мелодической линии, характера исполняемого произведения. Управление динамическими возможностями голоса.  Филирование звука.

Практика: Упражнения на развитие умения пения ровным голосом при любой динамике звука; на разнообразные плавные переходы от громкого к тихому звучанию и наоборот.

Тема 5.11. Техника владения микрофоном

Теория: Виды микрофонов, особенности техники работы с кабельными и радиомикрофонами. Ручные и головные микрофоны.
Основные проблемы работы с микрофоном на сцене. Постановка руки с микрофоном. Включение микрофона. Зависимость тембра звука от положения микрофона относительно рта исполнителя, его искажения.

Практика: Пение под профессиональные фонограммы. Оценка собственного исполнения, исправление недочетов. Работа над собственной манерой исполнения.

Тема 5.12. Освоение репертуара

Теория: Особенности постановки концертных номеров. Индивидуальная манера исполнения номера. Сценический этикет. Правила безопасности на сцене.  

Практика: Работа над произведениями, индивидуальной манерой исполнения.

Итоговое занятие

Практическая работа: Определение результатов освоения программного материала. Индивидуальное исполнение подготовленного репертуара.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Окончив обучение по данной программе, учащиеся будут знать:

различные вокальные направления, иметь представление о лучших образцах вокальной музыки;

творчество композиторов и авторов поэтического текста исполняемых произведений;

приёмы вокальной техники (в рамках программы);

средства вокального исполнительства;

стилистические особенности исполняемых произведений;

средства выразительного исполнения;

уметь:

качественно исполнять произведения без сопровождения и с сопровождением, под фонограмму «минус», владея приобретенными знаниями и навыками;

слушать себя и анализировать качество своего исполнения;

владеть:

навыками оценки исполнения произведений;

навыками поведения в процессе концертной деятельности, психологической и технической готовностью к публичным выступлениям;

навыками художественного и технического единства исполнения;

методами коррекции возникающих ошибок, способами преодоления вокально-исполнительских трудностей.

Метапредметные результаты:

уметь ставить цель и определять пути ее достижения;

приобретут опыт творческой деятельности (в рамках программы);

научатся работать с различными источниками информации, овладеют способами решения задач поискового и творческого характера;

будут владеть навыками самопрезентации.

Личностные результаты:

будут иметь активную жизненную позицию;

будут соблюдать нравственные нормы;

будут стремиться к освоению новых знаний и умений в выбранном виде деятельности, иметь потребность в опыте исполнительской деятельности;

будут заинтересованы в дальнейшем обучении вокальной технике, выборе профессии по данному профилю.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

Календарный учебный график (Приложение 2)

Количество учебных недель – 36.

Количество учебных дней – 72.

Учебный период с 1 сентября по 31 мая.

В соответствии с Положением о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей», календарный учебный график разрабатывается ежегодно и является составной частью рабочей программы.

Условия реализации программы

Для успешного осуществления обучения по программе необходимо следующее материально-техническое оснащение:

просторное, светлое, оборудованное помещение;

фортепиано;

зеркало;

музыкальный центр;

радиомикрофон, кабельный микрофон;

DVD-плейер,

ноутбук;

видеозаписи концертов исполнителей лучших образцов эстрадной музыки;

аудиозаписи музыкальных произведений по темам программы;

методические разработки занятий и мероприятий воспитательной направленности;

фото- и видеоматериалы проведения занятий и мероприятий воспитательной направленности;

электронные носители: CD-диски и USB- носители.

Информационное обеспечение: в условиях реализации программы необходим доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.

Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь среднее специальное или высшее образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования: занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Способами проверки образовательных результатов освоения программы являются: прослушивание, педагогическое наблюдение. Результаты обучения представляются на итоговом занятии. Оценка результативности соотносится с уровнями: высоким, средним, низким.

Личностное развитие отслеживается методом наблюдения и опроса, достижения фиксируются в портфолио.

Оценочные материалы

Отслеживание уровня развития вокально-технических навыков учащегося проводится с помощью диагностики, адаптированной составителями программы для дополнительного образования детей (Приложение 1).

Для оценивания личностных результатов применяются следующие методики:

«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

«Цветовой тест Люшера».

Формы демонстрации достижений учащихся – музыкально-творческие и контрольные занятия, класс-концерты, отчетные концерты по окончании учебного года.

Методические материалы

При организации учебной деятельности используются как традиционные методы: словесные, наглядные, практические методы обучения, так и инновационные. Применение активных методов обучения (имитационных, диалога), наиболее способствуют решению задач в обучении учащихся подросткового возраста вокальной технике.

В программе широко используются специальные методы педагогов – музыкантов: В.В. Емельянова, Н.А. Адулов, А.А. Сергеев, Г.А. Струве.

Технологии, применяемые на занятиях, ориентированы на развитие творческой личности учащихся:

технология развивающего обучения на основе личностно-ориентированного подхода;

технология индивидуализации обучения;

компетентностного и деятельностного подхода;

здоровьесберегающие технологии;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

технология портфолио.

В процессе организации образовательной деятельности используются различные формы: теоретические и практические занятия, концерты, открытые занятия, творческие отчеты, конкурсы; репетиции в период подготовки к публичным выступлениям; прослушивание музыкального материала.

Основной формой обучения является комбинированное занятие, в котором интегрируются теория и практика в следующих видах деятельности:

распевание: комплекс упражнений для развития артикуляции и дикции;

ритмические и стилистические упражнения;

пение вокализов;

работа над произведением;

анализ занятия.

В зависимости от целей и задач, степени готовности музыкального материала и его особенностей, структура занятия может варьироваться.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение

Формы проведения итогов

Введение

Комбинированное занятие

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала

Техническое оснащение:

компьютер, видеозаписи

Тестирование, практическое задание

1

Вокальная техника

Комбинированное занятие

Техническое оснащение:

компьютер, видеозаписи, микрофон, фонограммы

Методы практической работы, диалога, имитации

Практическое задание

2

Элементы анализа музыки

Комбинированные занятие

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация видео материалов, прослушивание лучших образцов музыки

Техническое оснащение: ноутбук, фонограммы

Метод аналитической и практической работы

Практическое задание

3

Язык музыки

Комбинированные занятия 

 Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация видео материалов, прослушивание лучших образцов музыки

Техническое оснащение: ноутбук, фонограммы

Метод аналитической и практической работы

Практическое задание

4

Сценическая культура

Комбинированные и практические занятия

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация видео материалов, прослушивание лучших образцов музыки

Техническое оснащение: ноутбук, фонограммы, микрофон

Метод аналитической и практической работы

Практическое задание

5

Репертуарное развитие вокалиста

Комбинированные и практические занятия

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация видео материалов, прослушивание лучших образцов музыки

Техническое оснащение: ноутбук, фонограммы, микрофон

Метод аналитической и практической работы

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

Итоговое занятие

Практическое занятие

Практические методы

Техническое оснащение: ноутбук, фонограммы, микрофон

Практическая работа


Список литературы

Литература для педагога:

Основная:

  1. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования / Ю.Б.Алиев // Современная дидактика: теория – практике. Под научн. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
  2. Андреева М., Н. Копорова «Первые шаги в музыке»,
  3. «Методическое пособие», 2004 г.
  4. Букринская И.А., Л.Н. Голубева Язык русской деревни. – М.,1994.
  5. Вагина Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание – М., №3, 2010.
  6. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса. /Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.
  7. Галадская В. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва. «Музыка» 1985.
  8. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», Ленинград 1991.
  9. Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителем. – М.,1977.
  10. Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.,1999.
  11. Кабанова Т.В. Шесть исцеляющих звуков. – Новосибирск, 2004.
  12. Халабузарь П.В., В.С. Попов «Теория и методика музыкального воспитания». СПб, 2003 г.
  13. Михайлова М.Н. «Развитие музыкальных способностей детей» «Академия развития» 2003г.
  14. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М.:
    МГК, ИПРАН, центр «Искусство и Наука», 2002. 2008 (изд. 2-е).
  15. Музыкально-энциклопедический словарь. Ред. Г. Калдыша М., 2001 г.
  16. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки – М., 2009.

Дополнительная:

  1. Венгрус Л.А. «Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород. 2000
  2. Гивенталь И. Музыкальная литература. Москва. «Музыка» 1989
  3. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л. Советский композитор. 1967
  4. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. «Из истории музыкального воспитания». Составитель– Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.
  6. «Планета детства». Составитель – Озерова Н. Н. Санкт-Петербург,
    1994 г.
  7. Шуршаджан С.Р. Руководство по музыкальной терапии. –
    М., Медицина, 2005.

Литература для учащихся:

Основная:

  1. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997.
  3. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс, 2007.

Дополнительная:

  1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Феликс, 2002г.
  2. Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.
  3. Хейфец Б.Л. Сборник интеллектуальных игр. – М., 2002.
  4. Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. – Р-на-Д.: «Феникс», 2004.

Интернет – источники:

  1. www.rastut-goda.ru
  2. www.nsportal.ru
  3. www.weburok.com
  4. www.allrefrs.ru

Приложение 1

Диагностика развития музыкально-творческих способностей учащихся

Этот компонент музыкальной культуры следует рассматривать как особое качество личности – способность к творчеству, к саморазвитию. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчество – это не внешне активное выражение «деятельности», а глубинное стремление личности к духовному самоопределению через искусство.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюдения за обучающимися в процессе их общения с музыкой, для этого существуют определенные методики.

  1. Методика наблюдения «Выбери роль» помогает выявить, какую роль в музыкально-творческой деятельности выбирает учащийся. Здесь обращается внимание на следующие моменты:

какая роль выбрана в конкретной ситуации;

как он действует сообразно своей роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирает формы его воплощения и т.д.;

насколько он ограничен в своем замысле и формах его воплощения;

самостоятелен ли его творческий поиск.

После занятия проводятся индивидуальные беседы, чтобы вскрыть глубинные причины именно этих, а не других действий, выяснить отношение к своей деятельности – удачно оно или нет и т.п.

  1. Методика «Сочиняю музыку, песню» помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, «образного слышания» и пр. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации самостоятельной художественной деятельности. После выбора ситуации учащийся вместе с педагогом (по возможности, его участие должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности образного содержания будущего произведения. В процессе этой деятельности педагог наблюдает как обучающиеся ищут средства выразительности, используют голос, пластику. В качестве параметров оценки можно выделить степень осознанности замысла. Здесь выявляется:

самостоятельность замысла, его логичность;

изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

художественность воплощения;

насколько учащийся привлекает имеющийся у него музыкальный опыт.

  1. Методика определения уровня развития познавательной активности и творческой деятельности

Критерии оценки:

Высокий уровень:

присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей. Легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний уровень:

испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Низкий уровень:

интереса к творчеству не проявляет, производит сравнение предметов по заранее намеченному плану, отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им образовательной программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

Организационно-волевые качества

Терпение

Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия

Более ½ занятия

На всё занятие

1

5

10

Наблюдение

Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда – самим ребенком

Всегда – самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребенок постепенно действует под воздействием контроля извне

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам

1

5

10

Наблюдение

Ориентационные качества

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

5

10

Анкетирование

Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

Тестирование

Поведенческие качества

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

Сам в конфликтах не участвует, старается их избегать

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0

5

10

Тестир-ние, метод незаконченного предложения

Тип сотрудничества

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Участвует при побуждении извне

Инициативен в общих делах

0

5

10

Наблюдение

Приложение 2

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Формы контроля

1

Комбинированное занятие

2

Введение

Тестирование, практическое  задание

2

Комбинированное занятие

2

Певческое дыхание

Практическое задание

3

Комбинированное занятие

2

Особенности развития голосового аппарата в предмутационный и мутационный периоды

Практическое задание

4

Комбинированное занятие

2

Мелодия

Практическое задание

5

Комбинированное занятие

2

Интонация

Практическое задание

6

Комбинированное занятие

2

Звукообразование

Практическое задание

7

Комбинированное занятие

2

Артикуляция

Практическое задание

8

Комбинированное занятие

2

Динамика

Практическое задание

9

Комбинированное занятие

2

Диапазон

Практическое задание

10

Комбинированное занятие

2

Ансамбль

Практическое задание

11

Комбинированное занятие

2

Основы импровизации

Практическое задание

12

Комбинированное занятие

2

Музыкальная форма произведения

Практическое задание

13

Комбинированное занятие

2

Музыкальный образ

Практическое задание

14

Комбинированное занятие

2

Творческий проект

Защита проекта

15

Комбинированное занятие

2

Творческий проект

Защита проекта

16

Комбинированное занятие

2

Современные музыкальные стили

Практическое задание

17

Комбинированное занятие

2

История джаза

Практическое задание

18

Комбинированное занятие

2

Сценический этикет

Практическое задание

19

Комбинированное занятие

2

Индивидуальность вокалиста

Практическое задание

20

Практическое занятие

2

Индивидуальность вокалиста

Практическое задание

21

Практическое занятие

2

Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

22

Комбинированное занятие

2

Певческая культура вокалиста

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

23

Комбинированное занятие

2

Индивидуальная тембральная окраска голоса

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

24

Практическое занятие

2

Алгоритм работы над вокальным произведением

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

25

Практическое занятие

2

Алгоритм работы с проблемными местами в песне

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

26

Комбинированное занятие

2

Интонационные особенности произведения

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

27

Комбинированное занятие

2

Особенности звукообразования

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

28

Комбинированное занятие

2

Метроритм

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

29

Комбинированное занятие

2

Дикция и артикуляция

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

30

Практическое занятие

2

Вокальная динамика

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

31

Практическое занятие

2

Техника владения микрофоном

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

32

Практическое занятие

2

Освоение репертуара: особенности постановки концертных номеров

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

33

Практическое занятие

2

Освоение репертуара: индивидуальная манера исполнения номера

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

34

Практическое занятие

2

Освоение репертуара: сценический этикет

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

35

Практическое занятие

2

Освоение репертуара: правила безопасности на сцене

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание

36

Практическое занятие

2

Итоговое занятие

Индивидуальное задание, опрос, прослушивание