Программа по вокалу (предмет по выбору) для ДШИ

Харитонова Алла Викторовна

В предлагаемой программе , рассчитанной на обучение  детей в школе 8 лет дается развернутое пояснение о необходимости и важности данных занятий, предлагается примерный репертуар для каждого года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vokalu_1-8_god.doc144 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств Краснокутского муниципального района»

Программа по предмету по выбору «Вокал»

                                                 Срок реализации 8 лет

                                                                         Возраст учащихся 7 (8)  - 15 (17) лет

 

   

Составители: Харитонова А.В.,

Марина Д.В., Евладова А.В.

преподаватели МУДО «ДШИ КМР»

  2019

г. Красный Кут

1. Пояснительная записка.

Основной целью создания классов сольного пения является приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Данная рабочая программа по предмету «ВОКАЛ» (составлена на основе примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых и инструментальных отделений ДМШ  и ДШИ. (Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2003г).

Учитывая возросший интерес учащихся к занятиям вокалом в нашей школе введены часы для занятий сольным пением в дополнении к основной специальности «Хореография» на хоровом отделении.

 Предметом «ВОКАЛ»» учащиеся начинают заниматься обычно с 7-8 лет, поэтому репертуар и задачи данной программы адаптированы с учетом возрастных и психологических возможностей детей

Программа обучения сольному пению (предмет по выбору) в ДШИ даёт возможность желающим получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

За период обучения в ДШИ учащийся должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой.

Формой работы с учащимися является индивидуальный урок, продолжительностью 40 минут, периодичность - 1 раз в неделю.

Для обучения сольному пению необходимы:

Наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкально - вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки. Основным критерием отбора является психологическая готовность учащегося заниматься сольным пением.

Цель программы:

  •  Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни  

     каждого человека;

  •   Научить учащегося владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей  вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

          Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

В задачи обучения сольного пения входят формирование и развитие у учащихся:

  • накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции)
  • совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции)
  • развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха
  • установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом
  • накопление исполнительских навыков (развитие художественного восприятия музыки; умение донести до слушателей содержание исполняемого произведения)
  • навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов.

Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через вокализацию.

Намеченным целям обусловлены задачи занятий по вокалу:

  • развитие способности эстетического сопереживания действительности,  

    миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;

  • осуществление художественного познания мира через собственную  

    созидательную деятельность;

  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса:

    формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;

  • развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального,    
  • эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание исполнять ее;
  • всестороннее развитие музыкального слуха:мелодического, гармонического,

    ритмического, динамического, темпового.

  •  формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
  •  прививать вокальные навыки, как основу для достижения выразительного,

   грамотного, художественного исполнения;

  •  формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения

   с музыкой;

  •  приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного  

   музыкального мышления;

  •  стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности.

Задача преподавателя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.

При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом.

  Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения.

    Отбирая репертуар, помним об необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, что пение - мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.

   Постепенное накоплением опыта исполнения, овладения вокальными навыками, репертуар усложняется.

     На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением, дикцией, ансамблем, строем и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей.   

Данная программа рассчитана на 8 лет обучения.

Предусматривается работа с детьми от 7-  до 15 (17) лет.  

2. Календарный план

1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8 классы

Часов в неделю

Количество учебных недель

По учебному плану

1 четверть

1

8

8

2 четверть

1

8

8

3 четверть

1

11

11

4 четверть

1

8

8

За учебный год

35

35

Содержание программы

Серьёзное вокальное воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп, знание особенностей детского голоса на каждом этапе его формирования.

Первый этап охватывает детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Певческие голоса детей этого возраста характеризуются нешироким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы – до-ре второй октавы), лёгким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников.

Ко второму этапу относятся голоса детей среднего школьного возраста 11-13 лет. Предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате.  Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, расширяется диапазон.

Третий этап – 13-16(17) лет, мутационный период, связанный с резким изменением гортани. В голосах подростков элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5-2 октав, звучание микстовое (смешанное).

Процесс обучения в классе сольного пения в рамках предмета по выбору подразделяется на несколько этапов:

  1. Развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:
  • приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)
  • формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
  1. Работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

      Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению это прежде всего педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется прежде всего в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

  Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем   ввиду прежде              всего его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.

К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.

У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а также естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них.

  1.  В «чистом» звучании: А, О, У, Э
  2. В «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е
  3. Особо обратить внимание формирование гласных И, Ы
  4. Пение гласных звуков в сочетании с согласными

Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:

1.  Упражнения стабильного блока:

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы (staccato),

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса.

2. Упражнения периодически обновляющегося блока:

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

Вокальные упражнения следует подбирать исходя из возраста участников, опыта пения в ансамбле, постепенно усложняя приобретенные навыки:

  • Выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, отчетливой, ясной артикуляции.
  • Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного темпа.
  • Расширение диапазона. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато.
  • Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.
  • Выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.
  • Интонирование полутонов и хроматических ходов.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Вокально-ансамблевый репертуар составляется на основе следующих критериев:

  • Соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей данной возрастной группы;
  • Адекватность психическим особенностям учащихся;
  • Высокий уровень художественных достоинств;
  • Небольшой объём произведения;
  • Образные и жанровые контрасты выбираемых произведений.

3. Годовые требования

Первый год обучения

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащийся должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах; знать, что такое правильная установка корпуса при пении; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно - активном, но не расслабленном состоянии.

Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на рёбра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних рёбер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания.

Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте.

В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

-  правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию;

-  певческое дыхание: грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равномерного выдоха;

-     звукообразование, атака звука;

-  правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков.

-  слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терция, чистая октава.

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика): в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактер-ных произведения.

Примерный репертуар

Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

«Пойду лук я полоть»

«У меня ль во садочке»

«По ягоды»

Латышская нар. песня: «Котя котенька-коток»

И. Брамс «Колыбельная»

Ц. Кюи «Зима», «Осень»

Ф. Абт «Вокализы»

Р. Паулс «Колыбельная»

Баневич «Земля детей»

Г. Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»

А. Зацепин «Ты слышишь, море»

А. Варламов «Пять февральских роз»

В. Салихова «Анне»

В. Салихова «Хевел»

Л. Марченко «Кискин блюз», «Джаз –вальс»

Л. Скрягина - "Калейдоскоп "

А. Ципляускас  - "Эльфы"          

А. Ермолов - "Три Желания"  

 Е. Зарицкая"Росиночка – Россия"

  Рус.нар.песня "Русские сапожки"

 В. Тюльканов  - "Песенка пиратки"

 А. Ципляускас  - "Белоснежка"

В.  Шаинский  - "Песенка мамонтенка"

 А. Ципляускас - "Заводная обезьянка"

 "Круглая песня" из. реп. Непоседы

 А. Ермолов - "Ручеёк журчалочка"

   Е. Зарицкая -  "Раз ладошка"    

О. Поляков - "Песенка о хрустальной лесенке"

 О. Поляков "Котенок мурлыка"  

Второй год обучения.

На втором году обучения должна вестись работа над углублением музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов. А также продолжение формирования вокально - технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: полётности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.

В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т.п.

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося. Не следует навязывать учащемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.

 В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

В работе над вокализами учащийся должен певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучие, опевание, скачки на октаву вверх и вниз.

Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное.

В первую очередь необходимо добиваться от учащихся правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности диапазона.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

 Р.Н.П. «Со вьюном я хожу»

“На горе -то калина”

« Рыбка- окунечек»

«Пошла млада за водой»  

«Что вы, цветики»

 Ч.н.п. «Лист березы»,  « Пукане»

 Словацкая народная песня «Спи, моя милая»

 Ф. Шуман «Мотылек»

В. Калинников «Мишка»

 Г.Адлер « Песня тарантеллы»

И. Дунаевский «Колыбельная» из к\ф «Цирк»

Е. Марченко «Старая кукла»

Я. Дубравин «Песни наших отцов»

А. Варламов «Старый дом»

А. Ермолов «Чайки»

В. Тюльканов "Рыжее чудо"      

 Р. Васильев  "Ябеда"

К. Ситник    "Нон стоп"          

А. Ермолов"Стану звездой"  

Ф. Клибанов  "Крутой"        

Э. Ханок    "Потолок ледяной"  

А. Ермолов   "Осторожно добрая собака"  

Е. Лучников "Не отнимайте солнце у детей"

  В. Тюльканов   "Детская дружба"  

Любаша   "Барбарики"            

 О. Полякова  "Журавлик"              

 Укр. нар. песня "Веночек"    

Третий год обучения.

            На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению

полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков, а также:

развитие и укрепление певческого дыхания и чистой интонации

выравнивание звучания по всему диапазону

развитие четкой дикции, выразительности слова

развитие вокального слуха.

Кроме того, учащийся должен:

иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и

гигиене голоса

распределять дыхание на все протяжение фразы

чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых

произведениях

стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи

В этот период начинается работа над выявлением индивидуального тембра у

учащихся. В течение года учащийся должен проработать:

вокальные упражнения

1-2 народные песни

• 1-2 несложных романса

2-3 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре.

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Репертуар 3 класса  

«Вставала ранешенько», обр. А.Гречанинова

«Я с комариком плясала», обр. Н.Владыкиной-Бачинской

Французская народная песня «Пастушка», обр. Ж.-Б.Векерлена

Швейцарская народная песня «Кукушка», обр. Р.Гунда

Норвежская народная песня «Пер-музыкант», обр. неизвестного автора

В.А.Моцарт «Тоска по весне»

Ц.Кюи «Зима»

П.Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома» (слова В.Лунина)

П.Чайковский «Новая кукла» из «Детского альбома» (слова В.Лунина)

Н.Потоловский «Метель»

 А.Спадавеккиа «Добрый жук» из к/ф «Золушка»

Русская народная песня «У меня ль во садочке» (обр. Н.Римского-Корсакова)

Ц. Кюи "Зима", "Майский день"

П. Чайковский, ст. Плещеева «Мой садик»

Стогов А. «Ручей», «Лунный улей», «Спасибо и пожалуйста»

Четвертый год обучения

              С этого периода обучение становится дифференцированным, т. к.

становятся видны различия в природных данных учащихся. Для некоторых

детей процесс технического овладения вокальным мастерством можно

усложнять, для остальных - оставлять на том же уровне. Некоторые учащиеся

4 года обучения участвуют в конкурсах вокалистов. Начинается более

целенаправленная работа над артикуляцией, т.е. над словом.

На этом этапе обучения учащиеся имеют достаточные вокальные навыки,

чтобы отвлечься от мышечной и интонационной работы голосового аппарата

и работать над смыслом, образом музыкального произведения. Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артику-ляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом.

Продолжается работа по закреплению полученных в предыдущие годы

вокальных и исполнительских навыков.

У учащихся с хорошими музыкальными данными, возможно расширение

диапазона звучания, без форсирования и напряжения. Следует также

закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука,

особенно при пении широких интервалов.

В течение года учащийся должен проработать:

вокальные упражнения

1-2 народные песни

1-2 романса

• 2-3 разноплановых произведений

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля

могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Репертуар 4 класса

РНП «Я на камушке сижу», обр. Н.Римского-Корсакова  

Э.Григ «Детская песенка»

А.Алябьев «И я выйду на крылечко»

А.Гурилев «Домик-крошечка» )

П.Чайковский «Детский альбом» (слова В.Лунина): «Мама» , «Итальянская песенка» , «Старинная французская песенка»,  «Сладкая греза»,  «Шарманщик поет»

И.Дунаевский «Веселый ветер»

Английская народная песня «Веселый мельник»

А. Скарлатти Ариетта “O, cessate…”

И.Брамс «Колыбельная»

Мусоргский, ст. Пушкина «Стрекотунья белобока»

Пятый год обучения

К этому периоду учащиеся уже обладают достаточно сформированными вокальными навыками, основанными на опыте классической вокальной школы. Упражнения и вокализы помогают решать различные вокально -технические задачи. Они являются прекрасным материалом для развития музыкального слуха, певческого дыхания, подвижности голоса, полезны в работе над

чистотой интонирования. Как образцы итальянского ,,bel canto’’, они

отличаются красивой, выразительной мелодией и исполняются как вполне

самостоятельные, хотя и небольшие музыкальные произведения.

Усложняющийся репертуар требует высокого художественного прочтения,

что ведет к работе не только над приемами вокального мастерства, но и над

правильной интерпретацией произведения.

От учащегося требуется глубокое прочтение музыкального произведения, что

приводит к самовыражению посредством пения.

В классе вокала уделяется большое внимание работе над интерпретацией

музыкального сочинения, а это требует работы над: bel canto, cantilena,

артикуляцией, мелодекламацией.

В течение учебного года следует обратить внимание на устранение

имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и

звуковедения.

Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему

диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами,

включая музыкальное и смысловое  интонирование, эмоциональность выступлений.

Обучащийся должен уметь:

владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении

разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение

репертуара

самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения

В течение года учащийся должен проработать:

2-3 вокализа

1-2 народные песни

2-3 романса

4-5 разноплановых произведений

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля

могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Репертуар 5 класса

Бетховен Л.В. «Гондолетта»

Брамс И. «О милая дева»

Векерлен Ж.-Б. «Приди поскорее, весна»

Векерлен Ж.-Б. «Менуэт Экзоде»

А. Варламов «Белеет парус одинокий»

П.Чайковский «Детский альбом» (слова В.Лунина): «Вальс»,  «Неаполитанская песенка»

Неаполитанская песня «Санта Лючия»

Неаполитанская песня «Мое солнышко»

Швейцарская песня «Кукушка» (обр. Р. Гунд)

И.Брамс «Колыбельная»

А.Гурилев «Сарафанчик»

Н. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты»

В.А.Моцарт Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

А. Скарлатти «Нет мне покоя»

Шестой год обучения

К этому периоду обучающиеся уже обладают достаточно сформированными

вокальными навыками упражнения, и вокализы помогают решать различные

вокально - технические задачи. Они являются прекрасным материалом для

развития музыкального слуха, певческого дыхания, подвижности голоса,

полезны в работе над чистотой интонирования.Репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет к углублённой детализированной работе не только над приемами вокального мастерства, но и над правильной интерпретацией композиторского замысла.

От обучающегося требуется артистичное прочтение музыкального

произведения, что приводит к самовыражению внутренней составляющей

исполнителя.

На уроках уделяется большое внимание предполагаемым зрителем (визуальный контакт).

В течение всего этого периода следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и звуковедения.

В течение года учащийся должен проработать:

2-3 вокализа

1-2 народные песни

2-3 романса

4-5 разноплановых произведений

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля

могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Репертуар 6 класса

Русская народная песня «Утушка луговая» (обр. П.Куликова)

Украинская народная песня «Хусточко ж моя...» (Обр. А. Едлички»)

Балакирев М. «Слышу ли голос твой»

Булахов П. «Тук, тук, тук...»

Варламов А. «Внутренняя музыка»

Векерлен Ж.-Б. «Времена года»

Векерлен Ж.-Б. «Пробуждение»

Гершвин Г. «Любимый мой»

Гурилев А. «Сарафанчик»  

Гурилев А. «Вам не понять моей печали»

Даргомыжский А. «Мне грустно»

Кабалевский Д. «Серенада красавицы»

Перселл Г.Ария из оперы «Король Артур» («Остров счастья»)

 Шварц Л. «Уж как пал туман на поле»

Седьмой год обучения

Предполагается, что певческая установка за предшествующий период прочно усвоена. Продолжение работы над развитием нижнерёберного дыхания. Проработка смены

дыхания в медленном и быстром темпах.

Овладение дыханием на выдержанном звуке, упорядочение работы дыхания

при пении на crescendo и diminuendo.

Возраст семиклассников – 12-13(14) лет. Он характеризуется наличием

мутации голоса у большинства учащихся. Поэтому преподаватель должен

учитывать это обстоятельство и при организации занятий предметом «Вокал», и при подборе репертуара. Рекомендации для занятий – те же, что и в 6-м классе. Также следует беречь мутирующий голос ребёнка, подбирая для него произведения в удобной тональности или транспонируя

В 7-м классе закрепляются навыки и умения, полученные предыдущие годы обучения. Работа над дикцией заключается в том, чтобы научить детей пользоваться этим элементом звучности в качестве средства выразительности. Продолжение работы над чистотой проводившейся в 5-6 классах. При решении исполнительских задач на занятиях

 «Вокалом» в 7 классе необходимо объединять все элементы: звучание голоса, интонацию, дикцию и дыхание с выразительностью исполнения артистизмом ребёнка. Предполагается углублённая работа над кантиленой и освоение различных штрихов в пении.

Текущий и промежуточный контроль.

 В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля

 могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе,      

 контрольного урока до выступления на публичном концерте.

  В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных  

   произведения.

Репертуар 7 класса

 Неаполитанская народная песня «Утренняя песня»  (обр. В Мельо)

 Тирольская народная песня «Охотник» (обр. В.Сибирского)  

 Бах И.С. – Ш.Гуно «Ave Maria»

 Бетховен Л. В. «Гондолетта»

 Вивальди А. «Ария странника»

 Глинка М. «В крови горит огонь желанья»

 Гурилев А. «Колокольчик»

 Даргомыжский А. «Шестнадцать лет»

 Дунаевский И. «Я вся горю» из кинофильма «Веселые ребята»  

 Зива.М. «Паруса, паруса…»

 Майборода Г. «Ты плыви, цветок веселой мальвы»    

 Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»

 Моцарт В. «Ария Керубино»

 Моцарт В. «Покой, словно прежде, мне сердце наполнил»»

 Моцарт В.А. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

 Перголези Дж. «Если любишь»

 Сенс-Санс К. «Ave Maria»

  Хренников Т. «Что так сердце растревожено», «Лодочка»

Восьмой год обучения

В 8-м классе на занятиях учебным предметом «Вокал» активизируется работа

по всем направлениям вокально-хорового исполнительства. Возраст8-классников

15 (17) лет. В это время у некоторых девочек мутация голоса уже может заканчиваться,

у мальчиков же она может быть в самом разгаре. Занятия учебным предметом «Вокал» необходимо проводить с учётом всех вышеизложенных рекомендаций. При обучении

вокалу в 8-м классе должны быть закреплены все полученные ранее вокально-хоровые знания умения и диапазон и т. д. Диапазон сопрано: до первой октавы – соль (ля) второй

октавы. Диапазон альтов: соль малой октавы – до второй октавы.

В результате всего курса по данному предмету обучающиеся должны

знать:

основные закономерности и средства художественного исполнения

произведений;

основы вокальной теории;

возрастные особенности певческого голоса;

правила гигиены голосового аппарата;

уметь:

исполнять произведения на достаточно хорошем вокально-техническом

и художественном уровне;

навыки: укрепиться дыхание, выровняться и округлиться звук, расшириться

Текущий и промежуточный контроль.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля

могут быть разные (по желанию преподавателя и возможности ученика):  в классе, контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В конце I и II  полугодия обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Репертуар  8 класса

А. Ермолов     «Чайки»

 В. Тюльканов   "Рыжее чудо"      

 Р. Васильев "Ябеда"              

К. Ситник    "Нон стоп"            

А. Ермолов  "Стану звездой"   -  

Ф. Клибанов    "Крутой"               -    

Э. Ханок     “Потолок ледяной"  

А. Ермолов   "Осторожно добрая собака"  

Е. Лучников   "Не отнимайте солнце у детей"  

В. Тюльканов   "Детская дружба"    

 Любаша        "Барбарики"            

О. Полякова   "Журавлик"              

 Укр. нар. Песня  "Веночек"              

 

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

1. Алябьев А. «Романсы и песни», М. «Музыка», 1983  Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1. М.,1966 2.Весна идет (песни и хоры на стихи       Ф.Тютчева, А.Толстого, А. Майкова, А.Фета). М «Музыка», 1989

2.Даргомыжский А. «Русалка». М. «Музыка», 1984

3. «За праздничным столом» (сост. О.Агафонов). М «Музыка», 1994  

4. «Искорки», выпуск 20. Песни для дошкольников

            (сост. В.Модель, Н. Осетров-Яковлева). Л «Советский композитор», 1990                                          

5. «Кем быть». Песни для детей (сост. И.Мазнин), М. «Советский композитор», 1988

6. «Мирный день земли», театрализованное представление для школьников

            (сост. Г.Черный), М. «Советский композитор», 1990

7. Пение в школе 1-3 классы. Пособие для учителей, вып.1. М.»Музыка», 1972

8. Сборник «Юный вокалист». / Сост. С. Сиротин. Русские народные песни.

          Вып. 2. – Екатеринбург:  «Полиграфист», 1998.

9.Сборник «Юный вокалист». / Сост. Н.В. Кутенёва. Произведения зарубежных

     и отечественных композиторов для голоса в сопровождении фортепиано

           Вып. 4. –Екатеринбург:  «МОСО», 2002.

10. Сборник «Юный вокалист». / Сост. В. Баева. Вып.5. – Екатеринбург:

          «МОСО», 2009.

11. Сборник «Юный вокалист». / Сост. М.Назарова. Вып.6. – Екатеринбург:

           «МОСО», 2011.

12. Сборник вокальных произведений (сост. Н.Максимкова) Л «Учпедгиз», 1959

13. Сборник хоровых произведений  (сост. М. Назарова). СПБ, 1998

14. Стогов А. «Спасибо и пожалуйста». М.»Музыка», 2002

15. Русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.,

          М. «Музыка», 1989

16. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов.

      М. «Музыка»,   1991

17. Хрестоматия по  русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ

          (сост. Э.Смирнова, А. Самонов). М. «Музыка», 1974

18. Чайковский П. «Детский альбом» (слова В.Лунина)

19. «Что услышал композитор» (рассказы композиторов о своей музыке,

           сост. С.Тихая), вып. 4. Л. «Советский композитор», 1988 г.

               

 

 Список рекомендуемой методической литературы:

                  1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Изд. 2-е. –

     Ростов-на-  Дону: «Феникс», 2007.\

2. Далецкий О.В. «Самоучитель певца», М. «Композитор», 2003

3. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», Ленинград-1991

4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских

    хоровых студий и коллективов. 2-е, дополнительное и переработанное.            

    Москва «Советский композитор», 1988.

 5.Трофимова С.Н. «Физиология голосообразования.

     Заболевания и гигиена голоса», Екатеринбург, 2007