Из опыта работы над формированием навыков многоголосного пения в детском хоре

Карпонина Наталья Дмитриевна

В данной методической разработке представлен опыт работы над формированием навыками многолосного пения в детском хоре. В ней обращается внимание на то, что основной причиной несройного пения является недостаточное развитие гармонического слуха.  Здесь даны некоторые рекомендации для начального периода освоения многоголосия - песенный репертуар, который даёт возможность значительно более быстрому продвижению учащихся в развитии гармонического слуха, а также некоторые приёмы работы для данной темы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_mnogogolosie.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Шумиловская ДШИ»

Методическая разработка

Тема:

«Из опыта работы

над формированием навыков многоголосного пения

в детском хоре»

                                                                                             Составитель:

                                                                                                Преподаватель

                                                                                                Н.Д.Карпонина

                                                                                               2019 г.

Из опыта работы

над формированием навыков многоголосного пения

в детском хоре

   В музыкальном развитии детей, которые пришли петь в хоре, огромную, если не решающую, роль играет владение навыками многоголосного пения. Эти навыки особенно активно развивают у ребёнка чувство лада, гармонический слух, а также совершенствуют интонационные навыки.

   Здесь возникает вопрос – почему мы не слышим чистого звучания, даже если отдельные партии хоровой партитуры исполняются свободно и уверенно? Если проанализировать эту проблему, то на первый план выходит основная причина – это недостаточно развитый гармонический слух. А именно сформированный гармонический слух даёт возможность каждому ребёнку ощутить себя частью отдельной хоровой партии и в целом хора.           Необходимо учить хористов «подстраиваться»  к звучанию другого голоса внутри партии, слить с ним своё собственное звучание. Также очень важно слышать свою партию одновременно сосредотачивать своё внимание на партии другого голоса.  

Для решения этой проблемы необходимо:

- подобрать песенный материал по теме;

- сформировать соответствующие вокально-хоровые упражнения;

- развивать гармонический слух на уроках сольфеджио.

   Очень важно всегда помнить, что спеть чисто многоголосное произведение возможно лишь на основе чистого унисона в хоре.

Начало работы

   На первоначальном этапе работы очень воспитывать любовь к этому виду хорового исполнительства. В это время как раз и закладываются основы работы над многоголосием.  Здесь трудности содержатся не только в пении как в таковом, в приучении детей слышать. Именно поэтому с самых простых песен и вокально-хоровых упражнений необходимо приучать вслушиваться в звучание сначала двух голосов, чувствовать их выразительность  и новое качество по сравнению со звучанием унисона

   На данном этапе работы над приобретением навыков многоголосного пения необходимо привить интерес через правильно подобранный музыкальный материал, с помощью которого с первых шагов дать им возможность услышать и ощутить красоту многоголосия.

Исполнение канонов вполне отвечает этим требованиям.

   Разучивание канонов сначала схоже с разучиванием одноголосного произведения, в котором сохраняется самостоятельность мелодии отдельной хоровой партии. Сначала мелодия выучивается всем хором, и только затем предлагается детям разделиться условно на две партии для исполнения их в разное время. Таким образом, один голос всегда впереди, а другой его догоняет. При разучивании можно использовать разные варианты работы. Например, хор начинает петь, а учитель «догонят».  Затем хор условно можно разделить на две группы и в догонялки будут «играть» только хористы, меняясь ролями.

   К отбору канонов из опыта работы нужно подходить, учитывая определённые критерии. В одних случаях буквально с первых шагов дети поют сразу двухголосие или даже трёхголосие, в других же не получается услышать что-либо внятное. Например, каноны, представляющие собой музыкальное построение с терцовым голосоведением и одинаковым ритмическим рисунком, с трудом заучиваются именно на начальном этапе работы над многоголосием. Создаётся так называемое «мигающее» многоголосие, которое затрудняет освоение данного музыкального произведения. Есть каноны, разучивание которых на первоначальном этапе работы представляет значительно меньшую трудность. Для примера можно привести швейцарскую народную песню «Братец Яков». В этом каноне ярко выраженное отличие мелодии и ритма. Это помогает быстрое освоение даже с неподготовленным хором. Очень полезно после выучивании мелодии, петь канон не со словами, а на различные слоги закрытым ртом.  Это позволяет через осмысление самой мелодической линии способствовать развитию навыков многоголосия.

   Таким образом, грамотно подобранные каноны обеспечивают значительно более быстрое продвижение учащихся в развитии их гармонического слуха. Основными критериями подбора являются:

- самостоятельность движения голосов;

- краткость музыкального материала;

- простота мелодической линии.

Хотелось бы отметить, что качественно новым слышание и исполнение становится только лишь при переходе от унисонного пения к двухголосному пению. Увеличение количества голосов в дальнейшем уже не является принципиальной трудностью при освоении многоголосия.

Подбор репертуара

    Для хормейстера могут представить интерес следующие каноны:

- «Пороша» тема И.С.Баха, стихи С.Есенина;

- «Лягушки» музыка и сова. Н.Шереметьевой;

- «Солнышко вставало» литовская народная песня в обработке С.Шимкуса;

- «Много песен мы поём» венгерская народная песня, русский текст Н.Найдёновой;

- «У меня ль во садочке» русская народная песня в обработке Н.А.Римского-Корсакова;

- «Со вьюном я хожу» русская народная песня в обработке С.Благообразова;

- «Шла весёлая собака» музыка и слова Е.Попляновой.

    Первыми многоголосным произведениям могут быть народные песни в облегчённой обработке с мелодической самостоятельностью и осмысленностью каждого голоса. Также можно порекомендовать к изучению такие музыкальные произведения, кА «Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца, румынскую народную песню «Пёс Гривей», «Кукареку, петушок» М.Ипполитова-Иванова, слова народные и др.

   Помимо подбора музыкального репертуара как о важнейшем условии воспитания гармонического слуха, не стоит забывать о других аспектах работы. Речь идёт о навыках внимания, активного слушания, которые хормейстер должен прививать учащимся.

Приёмы работы

 Не всякий участник хора действительно слышит и свободно ориентируется в многоголосии. Если хорист теряется при звучании другой партии, то это означает, что его гармонический слух ещё не развит. В таком случае необходимо учить его «пристраиваться» к другим участникам хоровой партии, гармонический слух которых уже более развит.

   Очень важно понимать, с первых шагов пения в хоре, ребёнок должен осваивать умения и навыки как унисонного пения, так и многоголосного. Для чего это необходимо? Это необходимо для того, чтобы ребёнок не страшился трудностей и чтобы пение многоголосия не казалось ему непреодолимым препятствием. Необходимым условием чистоты хорового многоголосия является чистое интонирование внутри отдельной хоровой партии. Чтобы помочь ребёнку чисто спеть «на оценку» свою партию, полезно доверить более сильному учащемуся петь партию другого голоса. В данном случае учащемуся легче «пристроиться» к другому голосу, так как он звучит более уверенно. Так же очень важно учить детей всегда слышать нижний голос, так как он является фундаментом в многоголосии, а затем «пристраивать» к нему все остальные голоса.

Таким образом, многоголосную музыку можно рассматривать как комплекс компонентов, которые необходимо формировать очень постепенно для достижения предполагаемого результата.

Методическое обеспечение

  1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голос дошкольников, школьников и молодёжи. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963
  2. Багадуров В.А. Начальные приёмы развития детского голоса. М.: Издательство АПН РСФСР, 1954
  3. Работа с хором. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1972
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000
  5. Сергеев А.А. О воспитании детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950