Статья на тему: «Воспитание аппликатурное мышления домриста»

Прудникова Елена Николаевна
Решение самых разнообразных художественных задач, преодоление многих трудностей при игре на домре, так же и на любом другом инструменте, во многом зависит от целесообразного выбора аппликатуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_applikaturnogo_myshleniya.docx19.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

                                             Статья на тему:

«Воспитание аппликатурное мышления домриста»

Прудникова Елена Николаевна

Преподаватель

МОУДО “ДМХШ им. Г. Струве”

                                                       г. Железногорск

                                                   Курская область 2019г.

      Воспитание аппликатурного мышления домриста.

Решение самых разнообразных художественных задач, преодоление многих трудностей при игре на домре, так же и на любом другом инструменте, во многом зависит от целесообразного выбора аппликатуры.

Аппликатура, как средство, обеспечивающее решение технических задач и направленное на создание художественного образа, не является самостоятельным элементом и всегда связана с другими выразительными средствами.

Ее выбор в изложении текста определяется темпом, штрихами, ритмической группировкой, продолжительностью пассажа и его расположением на грифе и многими другими условиями, вытекающими из стиля произведения, индивидуальности авторского изложения, общими художественными задачами. Аппликатурная проблема, обусловлена стремлением поднять уровень технического качества, надежности исполнения. Путь к достижению этих целей лежит через применение глубоко продуманных, целесообразных аппликатурных приемов.

Долгое время незыблемой основой техники левой руки считалась  четко выраженная позиционность. Чтобы соединение звуков было плавным, необходимо стремиться исполнить то или иное музыкальное построение в одной позиции.

Полезно для этой цели шире располагать пальцы в позиции, что увеличит ее диапазон. Расширение диапазона позиции применяется еще и для того, чтобы избежать частой смены позиций, что, кстати сказать, иногда бывает сделать труднее, нежели применить расширенную аппликатуру расширенной позиции.

Определенную трудность представляют пассажи, которые заканчиваются аккордом. Развитие этих пассажей завершается аккордом, следовательно, аккорд является опорной точкой, кульминацией и должен быть исполнен громче и выразительнее предшествующих ему звуков. Поэтому, подбирая аппликатуру, следует думать о том, чтобы лучше подготовить позицию для заключительной части пассажей, для выполнения аккорда.

Чем шире диапазон пассажа, требующий применения разных позиций, тем труднее найти аппликатуру завершающих аккордов и исполнить их. Наиболее трудным моментом в этих случаях является выполнение больших скачков, встречающихся иногда в технических пассажах или в мелодических построениях. Скачки требуют особой тренировки в быстром переносе кисти левой руки на большое расстояние. Домристу следует учесть, что перенос кисти на большое расстояние вызывает еще и другие недостатки, например, уменьшение длительности ноты, предшествующей скачку, отчего появляется не ритмичность в игре. Может возникнуть и напряженность руки, что тоже вредно отразится на характере исполнения. Поэтому, аппликатура, по возможности, должна быть легкой и удобной для исполнения.

Характер исполнения является главным в окончательном определении правильности подобранной аппликатуры, приемов игры и штрихов. Недостаточно подготовленные музыканты зачастую не придают большого значения аппликатуре, и это отрицательно сказывается на их игре. Разнообразные, умело подобранные приемы игры и интересные штрихи способствуют художественной выразительности, делают исполнение красочным и самобытным. Подмена пальцев – повторные звуки можно использовать разными пальцами (прием для незаметного перехода из позиции в позицию). С другой стороны, подмена пальцев в произведении на сильном времени подчеркивает ритмический рисунок и устраняет ложные акценты. Расширенное или суженное расположение пальцев можно рассматривать как временное отклонение от нормального расположения, после которого пальцы чувствуют необходимость прийти в нормальное соотношение.

Наряду с выполнением аппликатурной технической функцией она решает вопросы художественного плана, занимаясь динамической и тембровой функциями.

1.Среди художественных функций важнейшая – тембровая.

Аппликатура должна учитывать следующие составляющие домрового тембра: различную тембровую окраску каждой струны, необходимая для исполнения той или иной фразы, имея в виду, что первая струна «Ре» на трехструнной домре звучит более ярко, открыто, нежели вторая струна – «Ля», еще более мягко, сочно звучит – «Ми», неоднородность звучания разных регистров одной струны; особенности звучания открытых струн, натуральных и искусственных флажолетов.

Иногда при повторении одной и той же фразы вносится элемент тембрового контраста. Большое значение может иметь место указания композитора в отношении тембра или устойчивые традиции исполнения. Авторы большинства произведений препоручили расстановку аппликатуру редактору – домристу или же издавали произведения, не обозначив ее.

Поскольку определить подлинные авторские намерения касательно тембровых красок зачастую невозможно, следует говорить, как правило, о традициях исполнения. Пересмотру они поддаются весьма нелегко, а между тем, нередко вызывают возражения художественно - технического порядка.

Основной закон тембровой логики гласит: единую музыкальную мысль предпочтительнее окрасить единым тембром. В определении тембрового решения играет роль и ритмический рисунок. Совпадение смены струны с сильной метрической долей, как правило, способствует подчеркиванию последней. Особенно жестокие требования к аппликатуре предъявляет пунктирный ритм. Ритмическая формула пунктира  подразумевает одно из двух толкований. Чаще всего по смыслу объединяются короткий звук с последующим коротким.

В первом случае желательно, чтобы сочетание короткой и протяжной ноты отвечало всем видам аппликатурной связи: располагалось на одной струне (что особенно актуально) и охватывалось одной позицией (чем подвижнее темп, тем это важней).

Все тонкости тембровой проблемы имеют отношение почти исключительно к области медленных и лишь умеренно подвижных эпизодов.  Что касается виртуозно-моторных разделов, то здесь основное требование к тембру - общая яркость звучания.

Она возрастает при использовании более открыто звучащих струн. Открытие струны придают звонкость и остроту. Если в медленных эпизодах открытую струну привлекают по преимуществу на метрически слабых звуках, то в быстрых, особенно в восходящем движении, напротив, стремятся приурочить к сильной или относительно сильной доле. Однако тембр открытой струня столь важен для пассажа, что сплошь и рядом ее используют и на слабых долях, смягчая в этот момент звучание с помощью правой руки.

2.Динамическая функция.

Наибольшую силу звучания дают открытые струны. Динамические возможности средней струны уменьшается по мере продвижения в высокой позиции. Динамические возможности струны не должны учитываться изолированно от ее тембровых характеристик. В зависимости от художественных задач одной и той же нюансировки можно добиться, используя различные сочетания тембров.

В вопросах динамики различие темповых сфер так же дает о себе знать.

Динамическая функция аппликатуры связана с неодинаковыми громкостными возможностями струн и различных их регистров. Динамическая функция тесно слито с тембровой, поскольку обе они опираются на специфику звучания каждой струны и ее регистров.

Когда все детали игры, в том числе и трудные пассажи, будут отработаны, произведение выучивают наизусть.

На завершающем этапе работы над произведением, исполнитель должен стремиться слить в одно художественное целое все частности, все детали, подчинив их единой цели – созданию яркого художественного образа, творческому воплощению музыкального содержания исполняемого произведения.

 Список используемой литературы.

  1. «Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства на русских народных инструментах» Учебное пособие Тамбов, 1991г.
  2. Пересада А.И. «Справочник домриста» Краснодар, 1993г.
  3. Климов Е.Т. «Совершенствование игры на 3-х струнной домре» Музыка, М., 1972г.
  4. Гуревич Л. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации» Музыка, Л., 1988г.
  5. Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника» Музыка, М., 1966г.
  6. Теплом Б.М. «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.
  7. Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре» Музыка Л., 1984г.
  8. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования» М., 1969г.
  9. Запарожец А.В. «Работа по психологии движения».
  10. Степанов Н.И. «Учить быстро, играть выразительно» Народник, Ж., 1999г.