Практические рекомендации вокалисту "Борьба со страхом сцены. Советы.Предупреждения."

Рудская Ольга Михайловна

   Вот вы слышите, как объявили ваше имя, и ваши колени начинают трястись, усложняется дыхание и появляется сухость во рту — кошмар певца. Вот некоторые советы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_so_strahom_stseny.docx22.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5» им. Д.Д. Шостаковича

г. Курска.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Борьба со страхом сцены.

Советы. Предупреждения».

выполнила: преподаватель

высшей категории

 Рудская Ольга Михайловна

г. Курск – 2019 г.

        

Борьба со страхом сцены.

   Вот вы слышите, как объявили ваше имя, и ваши колени начинают трястись, усложняется дыхание и появляется сухость во рту — кошмар певца. Вот некоторые советы:

1. Помните, что вы актер, который выражает свои эмоции посредством песни. Если вы стесняетесь и вам сложно находиться на сцене, помните, что каждый человек многогранен, и то, в чём хорош кто-то другой, может не подходить вам ни по стилю, ни по игре, ни по эмоциональности. Придумайте себе образ, и откройте его в себе во время исполнения. Так же, как это разъяснялось в вышеописанных упражнениях по актерскому мастерству, создайте образ, который вы хотите показать публике. Восприятие — это все. Ваше выступление и все его аспекты помогут людям создать их впечатление про вас (понравилось или не понравилось). Кто создаёт и контролирует это восприятие? Вы.

 2. Вы должны следить за вашим дыханием, это — основа. Если вы потеряли контроль над дыханием из-за нервозности, вы подорвали основу для вашего голоса и это будет длинная и нудная песня. Помните об этом в дни выступления и обязательно делайте упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы. Если возможно, остановитесь и попрыгайте (или поприседайте и т.д.) несколько раз на протяжении дня. Такого рода упражнения также рекомендуется выполнять в дополнение к распевкам приблизительно за 30-45 минут до выступления. Избегайте обезвоживания и обязательно пейте чистую воду. Также тренируйтесь контролировать свое дыхание во время неврозов и стрессов. Как только вы почувствуете панику и ваше сердце начнет учащенно биться, сделайте глубокие, длинные и низкие (живот, диафрагма) вдохи.

 Этот тип дыхания даст вашему мозгу сигнал, что все под контролем. Короткое и быстрое дыхание даёт вашему мозгу сигнал тревоги и паники и устанавливает ваше тело (ваш инструмент) в режим «паника». Держите под контролем ваше тело и ваше дыхание.

 3. Для борьбы с сухостью во рту попробуйте найти способ, который будет провоцировать слюновыделение, когда вы нервничаете и используйте эти знания в период кризиса. Варианты: вы можете положить палец в рот; можете пососать свой язык или глотнуть несколько раз или, например, посмотреть, как кто-то ест лимон.

 4. Обучение пению — это обычно очень индивидуально. Учитесь любить и наслаждаться своим голосом. Если вам не нравится как вы звучите и вы уверенны, что передаете эту эмоцию во время выступления… то почему другие должны наслаждаться этим? Верьте в себя и изучайте свой голос, его индивидуальные характеристики, находите его лучшие преимущества.

 5. В итоге, сосредоточьтесь на том, что важно на протяжении всего выступления. Воспринимайте растерянность как ценный опыт для себя. Находите своих слушателей — будь то родители или друзья. Вы достойны иметь своих поклонников, поэтому не бойтесь, не стесняйтесь и просто пойте!

Как петь высокие ноты

   Хочешь доставать высокие ноты, но не можешь прочувствовать свой голос на «верхах»? Не можешь позволить себе дорогих учителей? Попробуй следовать этим шагам, чтобы научиться петь высоко.

1. Распойся

   Распевка может включать в себя напевание своих любимых песен или что-то вроде «уо-уа-уэй». Другое отличное упражнение для увеличения диапазона включает в себя напевание вначале нижних нот, затем движение вверх до самых высоких нот и обратно (как сирена). Сделай это несколько раз, и ты уже должен заметить разницу. Всегда лучше распеваться со среднего регистра (средних нот) своего диапазона, прежде чем переходить к самым высоким и низким нотам.

2. Дыши правильно

   Ты должен дышать, используя свою диафрагму. Другими словами, когда ты вдыхаешь, вначале должен подняться твой живот, а не грудная клетка. Встань прямо, и попытайся спеть «ха-ха» так быстро, чтобы почувствовать толчки воздуха, которые выходят непосредственно из нижней части живота. Это называется опорой голоса.

3. Начни с середины своего диапазона

   Начни с середины своего диапазона и пой все выше и выше. Продолжай пропевать ноты, двигаясь вверх и вниз, увеличивая расстояние между ними. Никогда не напрягай голос. Твоему горлу не должно быть больно. Пей достаточное количество воды для увлажнения своих голосовых связок.

4. Проанализируй всю вокальную фразу

Проанализируй всю вокальную фразу(часть вокальной мелодии), которая включает в себя высокую ноту. Ты должен удерживать мелодию с самого начала, не прерывая, соединять ту самую высокую ноту с нотами, которые предшествуют ей.

5. Энергично спой ноту

   Попробуй спеть ноту так, как будто ты энергично бросаешь фрисби.

6. Помни про высокие ноты

   Помни, что высокие ноты на самом деле не находятся выше физиологически. Они образуются в том же месте, где и все остальные. Не смотри вверх и не поднимай голову, думай о ноте так, как будто она находится где-то далеко от тебя, а не витает близко в воздухе.

7. Найди свою гласную

   Каждый голос имеет определённые гласные, которые звучат у него лучше всех остальных. Экспериментируй, чтобы определить, какие гласные лучше всего будут звучать именно у тебя. После того, как выяснишь это, по мере того, как будешь «подниматься» вверх, постепенно добавляй эту гласную (ее призвук) в высокие ноты. (Не бойся использовать смешанные гласные, например, ты поешь слово «head» на высокой ноте, а округляешь губы как «oh»).

8. Подготовь гортань

   Немного зевни на этих высоких нотах. Когда репетируешь, никогда не стесняйся делать это немного утрированно. «Зевок» — это очень хорошее положение неба для начала звука на высоких нотах, который устанавливает позади твоего рта/горла идеальную вокальную позицию. (Здесь имеется в виду не «академический зевок», т.е. «купол», а позиция, при которой гортань максимально расслаблена, а голос отлично попадает в резонаторы, при этом оставаясь впереди (на верхних зубах).

9. Повторяй, пока не получишь желаемого результата.

10. Впевай высокие ноты, затем фиксируй их. Только потом пробуй доставать следующие.

11. Не торопись. Петь высоко не так просто, так что делай это не спеша, шаг за шагом.

Советы.

  1. Самый лучший и надежный способ — это пойти к преподавателю вокала. Так ты сможешь достичь профессионализма в этом нелегком деле. Если ты по каким-то причинам не можешь заниматься с педагогом, придется работать дома. Лучший вариант — иметь какой-то музыкальный инструмент, особенно фортепиано или клавиши.

  1. Практикуйся, практикуйся, практикуйся!!!

  1. Ты хочешь сделать свой голос красивым «на верхах»? Лучший способ сделать это — визуализация. Представь, как звук выходит из живота, груди, нижней части горла и попадает прямо в верхнюю часть головы. Голос свободный, он летит, не напрягая голосовые связки, устремляясь вертикальным потоком вверх...

  1. Сохраняй объем во рту (в форме буквы «О») и держи свой язык опущенным вниз (лопаткой).

  1.  Не сдавайся. Вероятно, ты не получишь результатов очень быстро, но, чем больше работаешь, тем быстрее и лучше ты будешь доставать высокие ноты.

  1. Не пытайся «выдавливать» высокие ноты, это обедняет твое дыхание, да и вообще плохо для здоровья.

  1.  Помни, ты не сможешь так развить свой диапазон «вниз» как можешь это сделать  «вверх». Теоретически, можно расширить диапазон так высоко, как хочется. В любом случае, ты должен стремиться иметь по крайней мере 2 рабочих октавы.

  1. Эти же советы применимы для пения низких нот.

  1. Используй распевки, которые «собирают» звук впереди, на зубах и губах, чтобы «вывести» его из гортани. Пример : «мо-мо-мо-мо-мо-о-о-о».

  1. Ещё одна хорошая техника пения высоких нот — это вначале петь так низко, как ты можешь. Это растягивает голосовые связки, и, когда ты будешь петь высоко, не будешь так «зажиматься», а диапазон будет расти быстрее. Не перестарайся при пении низких нот, от этого голос может повредиться, что приведет к потере высоких нот вообще.

  1. Есть простой способ узнать, правильно ли ты поешь высокие ноты. Для этого поставь палец на гортань (кадык), спой гамму и посмотри, поднимается ли он (кадык) вместе со звуком. Если это так, то ты поешь не правильно. Это самая распространенная ошибка исполнителей-любителей. Для преодоления этого потребуется время, терпения и наблюдения за собой в зеркале. (На первых этапах (1-3 лет) этого сложно избежать).

  1.  Нужно знать свой диапазон. Мужчины особенно нетерпеливы в работе над расширением диапазона, так как у них это происходит медленнее. Но не стоит форсировать высокие ноты, которые просто еще не готовы легко прозвучать.

  1.  И еще раз, НИКОГДА не дави звук. Это может привести к повреждению голосовых связок, которое может перерасти в хронические болезни. (Например, узлы на связках.).

  1.  Старайся не пить и не есть холодное.

  1.  Наблюдай за знаменитостями и смотри, существуют ли у них особые приемы, которые они задействуют, когда поют высокие ноты, а затем попробуй повторить их. (Например, Mariah Carey, Leona Lewis, Brendon Urie, Michael Jackson, Celine Dion, Whitney Houston...). Например, Adam Lambert немного высовывает свой язык, когда поет высоко:) Это помогает ему «раскрыть» гортань.

  1.  Несмотря на распространенное мнение, горячий чай с лимоном плохи для твоего голоса. Все, что слишком горячее или холодное, вредит твоим голосовым связкам. Лимон сушит твои связки. Лучшее для голоса — простые витамины и простая вода комнатной температуры. Также может привести к снижению производительности трапеза за 1 час до пения.

  1.  Если ты новичок, и приступаешь к занятиям слишком усердно, твой верхний регистр будет звучать неестественно. Работай, не торопясь.

Предостережения.

  1. Никогда не напрягай горло! Твоя голова должна находиться в нормальном положении, и не должна двигаться вверх или вниз вместе с пропеванием нот.

  1. Убедись, что ты хорошо распелся. Это позволит тебе получить хорошие результаты быстрее и поможет предотвратить травмы.

  1. Не пой слишком много (или вообще не пой), если чувствуешь боль в горле. В противном случае, ты не то что не увеличишь диапазон, а даже уменьшишь его.

  1. Если чувствуешь боль в горле, остановись!

  1.  Если тебе действительно очень нравится песня, но в ней есть высокие ноты, которые тебе пока недоступны, нет ничего страшного в том, чтобы транспонировать её вниз (опустить на тон-два). Это не призак слабости или отсутствия таланта, но если ты так думаешь, то лучше просто возьми другую песню.

  1. Ты слышишь свой голос внутри себя не таким, какой он есть на самом деле. Поэтому записывай свой вокал и улучшай его звучание раз за разом.

  1. Что является наиболее важным? Концентрация на пении, и только пение. Держи в голове то, над чем ты сейчас будешь работать — высокие ноты, легкость звука — не думай о том, что ты будешь делать позже в этот день.

___________________________

Нужно для того, чтобы петь высокие ноты:

Голос. Музыка. Слова песни. Песня.

Хорошо настроенный инструмент с широким диапазоном

(чтобы посмотреть, как высоко ты сможешь петь!).

Звукозаписывающее устройство

(для записи голоса).

Уверенность!

Список используемой литературы:

 

  1. Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. М., 1979, с.107-118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43)
  2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. Пер. с англ. М., «Когито-Центр», 2001, с. 384
  3. Григорьев В.Ю. К вопросу об эстрадном волнении. М., Классика-XXI, 2002, с. 176
  4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности, Вопросы психологии., 1975, № 1, с.18