Открытый урок "Работа концертмейстера при разборе нового произведения"
Открытый урок с уч-ся 7 класса отделения хорового пения Церен-Убушиевой Инджилиной по предмету "Постановка голоса" (преп. Дукманова Н.П.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_postan.golosa.docx | 20.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Открытый урок
РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ПРИ РАЗБОРЕ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
с уч-ся 7 класса Церен-Убушиевой Инжилиной по предмету «Постановка голоса» (преп. Дукманова Н.П.)
Концертмейстер
Попова О.В.
г.Элиста
2019г.
Тема: «Работа концертмейстера при разборе нового произведения».
Дата урока: 10 октября 2019г.
Урок проводится с учащейся 7 класса Церен-Убушиевой Инжилиной.
Предмет: постановка голоса (вокал).
Цель урока:
- развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта через освоение аккомпанемента;
- ознакомление с новым разнохарактерным материалом.
Задачи:
- образовательные:
- укрепить интерес к предмету;
- стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
- систематизировать знания, полученные на уроках;
- упрочить индивидуально выраженные творческие способности учащейся;
- развивающие:
- создать ситуацию новизны, актуальности;
- формировать позитивно-значимое отношение к занятиям творческой деятельности.
Тип урока: открытый урок.
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование и основные источники информации: рояль.
План урока:
- Введение.
- Распевка.
- Знакомство с новыми песнями: Б. Манджиев, В. Шуграева «Экдян», М. Минков, Ю. Энтин «Дорога добра».
- Работа над текстом, калмыцкий язык разбор мелодического материала.
- Анализ урока.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
Ход урока.
- Введение.
- Распевка.
В обязанности пианиста–концертмейстера вокального класса помимо аккомпанирования в классах и на концертах входит помощь учащимся в разборе нового материала. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста помимо фортепианной подготовки и концертмейстерского опыта ряд специфических знаний и навыков и, в первую очередь, умение корректировать ученика, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.
При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.
Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом, прежде всего, надо почувствовать его основное настроение. Уже потом, в процессе дальнейшей работы, выявляются отдельные значительные фразы или слова, но их не должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от музыки.
Солист и концертмейстер – это ансамбль, а ансамбль – это единый организм.
Работа над программой:
- «Экдян» (муз. Б. Манджиев, сл. В. Шуграева) – песня для мамы. Прочитать текст, перевести на русский язык, чтобы ярче ощутить содержание. Также в этом произведении очень важно музыкальное вступление, оно задает характер, настроение и темп. Как концертмейстер насторит солиста, так и прозвучи песня, нужно добиться выразительности, целостности и единства звучания мелодии и текста.
- «Дорога добра» (муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин) – песня из детского кинофильма «Маленький Мук». Эта песня, как и предыдущая, начинается со вступления, оно задает характер движения, которое сразу ощущается в аккомпанементе. Ритм должен быть четким, живым, гибким и выразительным. Если ученик начинает ускорять, концертмейстер должен чутко поддерживать, а не следовать за ним. Необходимо научить учащегося слушать не себя, не фортепиано отдельно, а общее звучание ансамбля. Солист и концертмейстер должны одинаково чувствовать темп и характер произведения.
Анализ урока.
В конце урока попросить учащегося сделать краткий анализ урока. Вспомнить, что удалось, а где что-то не получилось. Постараться вместе с учеником выявить причины ошибок и сделать вывод на будущие занятия. Дать оценку своей работе – чем занимались на уроке и все ли понял и запомнил.
Заключение.
Перед пианистом подчас стоят художественные и эмоционально-образные задачи, но вместе с тем играть надо так, чтобы создавать общую, единую концепцию произведения. А также достигать важный результат совместно выполненной художественной работы, объединяющий солиста (учащегося) и концертмейстера.
Список использованной литературы:
- Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением»: М, 2003.
- «Теория и практика аккомпанемента»: М, 1972 г.