Открытый урок "Работа концертмейстера при разборе нового произведения"

Открытый урок с уч-ся 7 класса отделения хорового пения Церен-Убушиевой Инджилиной по предмету "Постановка голоса" (преп. Дукманова Н.П.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_postan.golosa.docx20.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств  №1»

Открытый урок

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ПРИ РАЗБОРЕ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

с уч-ся 7 класса Церен-Убушиевой Инжилиной по предмету «Постановка голоса» (преп. Дукманова Н.П.)

Концертмейстер

Попова О.В.

г.Элиста

2019г.

Тема: «Работа концертмейстера при разборе нового произведения».

Дата урока: 10 октября 2019г.

Урок проводится с учащейся 7 класса Церен-Убушиевой Инжилиной.

Предмет: постановка голоса (вокал).

Цель урока:

  • развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта через освоение аккомпанемента;
  • ознакомление с новым разнохарактерным материалом.

Задачи:

  1. образовательные:
  • укрепить интерес к предмету;
  • стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • систематизировать знания, полученные на уроках;
  • упрочить индивидуально выраженные творческие способности учащейся;
  1. развивающие:
  • создать ситуацию новизны, актуальности;
  • формировать позитивно-значимое отношение к занятиям творческой деятельности.

Тип урока: открытый урок.

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование и основные источники информации: рояль.

План урока:

  1. Введение.
  2. Распевка.
  3. Знакомство с новыми песнями: Б. Манджиев, В. Шуграева «Экдян», М. Минков, Ю. Энтин «Дорога добра».
  4. Работа над текстом, калмыцкий язык разбор мелодического материала.
  5. Анализ урока.
  6. Заключение.
  7. Список используемой литературы.

Ход урока.

  1. Введение.
  2. Распевка.

В обязанности пианиста–концертмейстера вокального класса помимо аккомпанирования в классах и на концертах входит помощь учащимся в разборе нового материала. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста помимо фортепианной подготовки и концертмейстерского опыта ряд специфических знаний и навыков и, в первую очередь, умение корректировать ученика, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.

При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом, прежде всего, надо почувствовать его основное настроение. Уже потом, в процессе дальнейшей работы, выявляются отдельные значительные фразы или слова, но их не должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от музыки.

Солист и концертмейстер – это ансамбль, а ансамбль – это единый организм.

Работа над программой:

  1. «Экдян» (муз. Б. Манджиев, сл. В. Шуграева) – песня для мамы. Прочитать текст, перевести на русский язык, чтобы ярче ощутить содержание. Также в этом произведении очень важно музыкальное вступление, оно задает характер, настроение и темп. Как концертмейстер насторит солиста, так и прозвучи песня, нужно добиться выразительности, целостности и единства звучания мелодии и текста.
  2. «Дорога добра» (муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин) – песня из детского кинофильма «Маленький Мук». Эта песня, как и предыдущая, начинается со вступления, оно задает характер движения, которое сразу ощущается в аккомпанементе. Ритм должен быть четким, живым, гибким и выразительным. Если ученик начинает ускорять, концертмейстер должен чутко поддерживать, а не следовать за ним. Необходимо научить учащегося слушать не себя, не фортепиано отдельно, а общее звучание ансамбля. Солист и концертмейстер должны одинаково чувствовать темп и характер произведения.

Анализ урока.

В конце урока попросить учащегося сделать краткий анализ урока. Вспомнить, что удалось, а где что-то не получилось. Постараться вместе с учеником выявить причины ошибок и сделать вывод на будущие занятия. Дать оценку своей работе – чем занимались на уроке и все ли понял и запомнил.

Заключение.

Перед пианистом подчас стоят художественные и эмоционально-образные задачи, но вместе с тем играть надо так, чтобы создавать общую, единую концепцию произведения. А также достигать важный результат совместно выполненной художественной работы, объединяющий солиста (учащегося) и концертмейстера.

Список использованной литературы:

  1. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением»: М, 2003.
  2. «Теория и практика аккомпанемента»: М, 1972 г.