Дополнительная общеразвивающая программа "Эстрадно-духовой ансамбль"

Топчу Владимир Гаврилович

Направленность программы «Эстрадно-духовой ансамбль» - художественная. Программа направлена на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, развитие музыкально – творческих способностей учащихся, на приобретение ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estradno-duhovoy_ansambl_.docx47.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЭСТРАДНО-ДУХОВОЙ АНСАМБЛЬ»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 11-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор программы:

Топчу Владимир Гаврилович,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2019

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эстрадно-духовая музыка – один из самых демократичных видов искусства, обладающий богатым арсеналом средств идейно–эмоционального воздействия и разнообразными формами участия в массовых празднествах и концертной деятельности. Успешное развитие этого жанра связано, прежде всего, с привлечением в эстрадно - духовые ансамбли молодого поколения. Являясь распространенной и востребованной формой содержательного досуга детей и подростков, эстрадно - духовые ансамбли способствуют общему подъему музыкальной культуры, воспитывают гражданские и эстетические чувства, способствует не только музыкально – эстетическому развитию его участников, но также содержит элементы трудового и нравственного воспитания.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учащихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Направленность программы «Эстрадно-духовой ансамбль» - художественная. Программа направлена на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, развитие музыкально – творческих способностей учащихся, на приобретение ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадно-духовой ансамбль» разработана в соответствии с:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).

Уровень освоения содержания программы: базовый.

Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении социально-культурного и духовно-нравственного развития личности и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением   образовательной деятельности на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого учащегося в составе ансамбля, что имеет большое воспитательное значениеТворческий рост ансамбля в целом, как и каждого его участника, немыслим без систематического, упорного труда по овладению игрой на музыкальных инструментах и спецификой ансамблевого исполнительства. Смысл игры в ансамбле заключается в строго согласованных действиях всех музыкантов, направленных на достижение единого результата. Каждый учащийся прилагает максимум усилий для достижения общей цели. Все это способствует воспитанию духа коллективизма и товарищества, являясь почвой для формирования дружеских отношений между участниками ансамбля.

Цель программы – музыкальное образование детей и подростков, формирование ансамблевых навыков, содействие в творческой самореализации.

Задачи:

Образовательные (программные):

  • формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;
  • формирование исполнительских навыков игры в ансамбле;
  • совершенствование технических навыков игры на духовых инструментах;
  • совершенствование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Метапредметные:

  • формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;
  • формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.
  • сформировать у учащихся устойчивую потребность в самообразовании с целью наиболее полной творческой самореализации.

Личностные:

  • развитие коммуникативной культуры через навыки коллективного общения;
  • формирование чувства ответственности и дисциплинированности; 
  • формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей;
  • развитие художественного вкуса, общей культуры личности.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты 1 года обучения:

- понимают:

  • основы музыкальной грамоты;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;

- умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять.

- владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • подготовки к публичному выступлению;
  • свободного, но организованного поведения на сцене.

Программные результаты 2 года обучения:

- понимают:

  • основы музыкальной грамоты;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;
  • закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;

- умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во
  • всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
  • исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
  • самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию.

- владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • публичного выступления;
  • свободного, но организованного поведения на сцене;
  • слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива.

Программные результаты 3 года обучения:

- понимают:

  • основы музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;
  • закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;
  • правила поведения на репетициях и во время концертных выступлений

- умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
  • исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
  • самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию;
  • самостоятельно настраивать свой музыкальный инструмент.

- владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • публичного выступления;
  • свободного, но организованного поведения на сцене;
  • слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива;
  • быстрого и точного реагирования на изменения в звучании ансамбля.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

  • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск их решений;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

будут сформированы:

  • навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
  • умения участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.

Личностные результаты:

 учащиеся получат возможность для формирования:

  • мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкально исполнительской деятельности;
  • бережного отношения к музыке, народным традициям, музыкальной культуре;

научатся:

  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей деятельности;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместной деятельности.

В процессе реализации программы «Эстрадно – духовой ансамбль» у учащихся формируются следующие компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной.

Общекультурные компетенции: владение эффективными способами организации свободного времени; владение духовно – нравственными ценностями, культурологическими основами семейных и общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,  овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).

Информационные компетенции: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.

Коммуникативные компетенции: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.

Социально-трудовые компетенции: компетенции личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение; гражданские и патриотические чувства.

Отличительные особенности программы заключается в том, что в ней предусмотрено варьирование инструментального, количественного и возрастного состава участников ансамбля. Репертуар, предполагаемый в программе разнообразен в жанровом и стилевом отношениях, а степень его сложности зависит от подготовленности и возрастного состава учащихся. Структура занятий выстроена таким образом, что теоретические знания учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Спецификой инструментального обучения в эстрадно - духовом ансамбле является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. В основу формирования репертуара положены следующие идейно-художественные и дидактические принципы:

  • идейно-художественные ценности;
  • разнообразие жанров и тематики;
  • многоплановости применения;
  • доступности;
  • «от простого к сложному»;
  • заинтересованности.

На ряду с произведениями русской и зарубежной классики в репертуар ансамбля включены и произведения патриотического характера, а также произведения современных авторов. Уровень программных требований может быть расширен или уменьшен в зависимости от интересов и возможностей учащихся.

Своеобразие программы «Эстрадно-духовой ансамбль» заключается в том, что практическое и техническое овладение навыками игры на духовых инструментах - это сложный и трудоемкий процесс, он требует длительной и систематической подготовки, поэтому для достижения хороших исполнительских результатов, сыгранности коллектива, ансамблю необходимо более продолжительное время, чем другим видам коллективного творчества.

Игра на духовых инструментах сопряжена со значительной затратой физических сил и связана с общим психическим и физическим развитием ребенка, поэтому в эстрадно-духовой ансамбль принимаются учащиеся имеющие предварительную музыкально – исполнительскую подготовку. Ежегодно основной состав ансамбля пополняется молодыми исполнителями.  Как и любой музыкант, будущий участник коллектива должен обладать музыкальными данными – интонационным и ритмическим слухом, музыкальной памятью.

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 3 года, количество учебных часов по программе – 432, в том числе предусмотрено 94 часа теоретических занятий и 338 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие, прошедшие предварительную музыкальную подготовку.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 8 учащихся.

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, академического прослушивания или концертного выступления.

Используемые методы: практическое задание, публичное выступление.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена.

Используемые методы практического раздела: академический концерт, концертное выступление.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки практических умений и навыков. Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).

Виды контроля:         

  • начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • стартовый контроль – в начале последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
  • промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года (ЗУН, ОУУиН);
  • итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).

Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Формы контроля:

  • контрольное занятие;
  • занятие практикум;
  • академический концерт;
  • концертное выступление;
  • творческий экзамен;
  • прослушивание.

Методы контроля:

  • устный опрос;
  • тестирование;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • практическая работа;
  • оценивание и т.д.

Контроль ОУУиН  проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.

Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы на каждом году обучения

- практические навыки владения инструментом;

- качественное, выразительное исполнение своих партий;

- умение грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения;

- навыки ансамблевой игры.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

        Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • музыкальные инструменты малого смешанного состава оркестра (флейты; трубы; тромбоны; альты; тенора; баритоны; тубы es, В; саксофоны сопрано, альт, тенор, баритон; ударная установка);
  • фортепиано;
  • синтезатор;
  • стулья;
  • пюпитры.

        Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

        Методическое и дидактическое обеспечение:

  • учебно-методическое пособие Аранжировка мелодии из к/ф «Великолепный век», методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • нотная литература;

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • концертные выступления.
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

Беседа

2.

Музыкальная грамота

20

6

14

2.1

Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись музыкальных произведений

20

6

14

Опрос, наблюдение

3.

Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал

24

4

20

3.1

Разбор, разучивание коллективных упражнений

12

2

10

Прослушивание

3.2

Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала

12

2

10

Прослушивание

4.

Работа над репертуаром

60

10

50

4.1

Разбор, разучивание партий

30

6

24

Прослушивание, опрос

4.2

Разучивание и исполнение произведений по группам

30

4

26

Прослушивание, опрос

5.

Работа над ансамблем

36

2

34

5.1

Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля

36

2

34

Прослушивание, академический концерт

6

Итоговое занятие

2

-

2

Опрос, прослушивание

ИТОГО

144

24

120

 

2.2. Учебный план второго года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

Беседа

2.

Чтение с листа

20

6

14

2.1

Развитие навыков чтения нотного текста

20

6

14

Наблюдение, прослушивание

3.

Коллективные упражнения, учебно-тренировочный маьериал

26

10

16

3.1

Разбор и разучивание коллективных упражнений

12

6

6

Прослушивание

3.2

Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала

14

4

10

Прослушивание

4.

Работа над репертуаром

60

14

46

 4.1

Разбор и разучивание партий

30

8

22

Опрос, прослушивание

4.2

Разучивание и исполнение произведений по группам

30

6

24

Опрос, прослушивание

5.

Работа над ансамблем

34

4

30

5.1

Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля

34

4

30

Опрос, прослушивание, академический концерт

6

Итоговое занятие

2

-

2

Опрос, прослушивание

ИТОГО

144

36

108

2.3. Учебный план третьего года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

Беседа

2.

Чтение с листа

20

6

14

2.1

Развитие навыков чтения нотного текста

20

6

14

Прослушивание

3.

Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал

30

8

22

3.1

Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений

12

4

8

Прослушивание, опрос

3.2

Разбор, разучивание учебно-тренировочного матераила

18

4

14

Прослушивание, опрос

4.

Работа над репертуаром

60

14

46

4.1

Разбор и разучивание партий

30

8

22

Прослушивание

4.2

Разучивание и исполнение произведений по группам

30

6

24

Прослушивание

5.

Работа над ансамблем

30

4

26

5.1

Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля

30

4

26

Тестирование, прослушивание, академический концерт

6

Итоговое занятие

2

-

2

Опрос, прослушивание

ИТОГО

144

34

110

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуально-групповая.

формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.

педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

    алгоритм учебного занятия

Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:

-настройка ансамбля – 10 минут;

-проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;

-работа над репертуаром – 30 минут;

-работа над ансамблем – 25 минут.

дидактические материалы

-нотная литература;

-биографический материал о композиторах;

-литература по музыке;

-примерный репертуарный план;

-специализированная методическая литература.

4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. - Л., 1979

2.        Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М-1962

3.        Докшицер Т. О штрихах при игре на трубе. - М.- Мелодия, 1967

4.        Инструментовка для духового оркестра/Общая ред. Б. Кожевникова М., 1978.

5.        Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. –М- 1967

6.        Нежинский О. Детский духовой оркестр. М.: Музыка, 1989

7.        Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. - Л., 1987.

8.        Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. -Л., 1987

9.        Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М., 1958.

10.        Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр. - М., 1977

11.        Усов Ю.  Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1991.

12.        Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М., 1984.

13.        Хаханян Х. Духовой оркестр. – М., 1974.

Литература для детей и родителей:

1.        Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра- М.1948.

2.        Вахромеев В. Элементарная теория музыки. -М.,1975.

3.        Максимов С. Музыкальная грамота. -М., 1975.

4.        Музыка для духового оркестра. М.: Советский композитор, 1990.

5.        Музыкальные жанры/ Под. Ред. Т. Поповой. - М., 1968.

6.        Способин И. Элементарная теория музыки. –М., 1970

7.        Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М., 1985

8.        Школа коллективной игры для духовых оркестров. Общая ред. Н.П. Иванова-Радкевича- М., 1960.

  1. ГЛОССАРИЙ

Аранжировка – это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускается применение различных способов развития первоначального материала – изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.

Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).

Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.

Кантилена (лат. cantilena - распевное пение) - широкая певучая мелодия.

Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.

Медные духовые инструменты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.

Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.

Партия (от лат. pars - часть) - часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.

Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).

Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).

Фраза (греч. phrasis - оборот речи, выражение) - в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).

Экспрессия (от лат. expressio - выражение) в музыке - повышенная выразительность.