Дополнительная общеразвивающая программа "Эстрадно-духовой ансамбль"
Направленность программы «Эстрадно-духовой ансамбль» - художественная. Программа направлена на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, развитие музыкально – творческих способностей учащихся, на приобретение ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estradno-duhovoy_ansambl_.docx | 47.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЭСТРАДНО-ДУХОВОЙ АНСАМБЛЬ»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
Топчу Владимир Гаврилович,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстрадно-духовая музыка – один из самых демократичных видов искусства, обладающий богатым арсеналом средств идейно–эмоционального воздействия и разнообразными формами участия в массовых празднествах и концертной деятельности. Успешное развитие этого жанра связано, прежде всего, с привлечением в эстрадно - духовые ансамбли молодого поколения. Являясь распространенной и востребованной формой содержательного досуга детей и подростков, эстрадно - духовые ансамбли способствуют общему подъему музыкальной культуры, воспитывают гражданские и эстетические чувства, способствует не только музыкально – эстетическому развитию его участников, но также содержит элементы трудового и нравственного воспитания.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учащихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Направленность программы «Эстрадно-духовой ансамбль» - художественная. Программа направлена на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, развитие музыкально – творческих способностей учащихся, на приобретение ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадно-духовой ансамбль» разработана в соответствии с:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении социально-культурного и духовно-нравственного развития личности и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательной деятельности на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого учащегося в составе ансамбля, что имеет большое воспитательное значение. Творческий рост ансамбля в целом, как и каждого его участника, немыслим без систематического, упорного труда по овладению игрой на музыкальных инструментах и спецификой ансамблевого исполнительства. Смысл игры в ансамбле заключается в строго согласованных действиях всех музыкантов, направленных на достижение единого результата. Каждый учащийся прилагает максимум усилий для достижения общей цели. Все это способствует воспитанию духа коллективизма и товарищества, являясь почвой для формирования дружеских отношений между участниками ансамбля.
Цель программы – музыкальное образование детей и подростков, формирование ансамблевых навыков, содействие в творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные (программные):
- формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;
- формирование исполнительских навыков игры в ансамбле;
- совершенствование технических навыков игры на духовых инструментах;
- совершенствование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Метапредметные:
- формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;
- формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.
- сформировать у учащихся устойчивую потребность в самообразовании с целью наиболее полной творческой самореализации.
Личностные:
- развитие коммуникативной культуры через навыки коллективного общения;
- формирование чувства ответственности и дисциплинированности;
- формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей;
- развитие художественного вкуса, общей культуры личности.
Планируемые результаты реализации программы
Программные результаты 1 года обучения:
- понимают:
- основы музыкальной грамоты;
- дирижерский жест;
- основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
- варианты составов различных музыкальных коллективов;
- умеют:
- играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
- качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
- понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять.
- владеют:
- навыками ансамблевой игры;
- подготовки к публичному выступлению;
- свободного, но организованного поведения на сцене.
Программные результаты 2 года обучения:
- понимают:
- основы музыкальной грамоты;
- дирижерский жест;
- основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
- варианты составов различных музыкальных коллективов;
- закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;
- умеют:
- играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
- качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во
- всех произведениях репертуара ансамбля;
- понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
- исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию.
- владеют:
- навыками ансамблевой игры;
- публичного выступления;
- свободного, но организованного поведения на сцене;
- слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива.
Программные результаты 3 года обучения:
- понимают:
- основы музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;
- дирижерский жест;
- основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
- варианты составов различных музыкальных коллективов;
- закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;
- правила поведения на репетициях и во время концертных выступлений
- умеют:
- играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
- качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
- понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
- исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию;
- самостоятельно настраивать свой музыкальный инструмент.
- владеют:
- навыками ансамблевой игры;
- публичного выступления;
- свободного, но организованного поведения на сцене;
- слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива;
- быстрого и точного реагирования на изменения в звучании ансамбля.
Метапредметные результаты:
учащиеся научатся:
- определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск их решений;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
будут сформированы:
- навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
- умения участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.
Личностные результаты:
учащиеся получат возможность для формирования:
- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкально – исполнительской деятельности;
- бережного отношения к музыке, народным традициям, музыкальной культуре;
научатся:
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей деятельности;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместной деятельности.
В процессе реализации программы «Эстрадно – духовой ансамбль» у учащихся формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной.
Общекультурные компетенции: владение эффективными способами организации свободного времени; владение духовно – нравственными ценностями, культурологическими основами семейных и общественных явлений и традиций.
Учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).
Информационные компетенции: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.
Коммуникативные компетенции: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.
Социально-трудовые компетенции: компетенции личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение; гражданские и патриотические чувства.
Отличительные особенности программы заключается в том, что в ней предусмотрено варьирование инструментального, количественного и возрастного состава участников ансамбля. Репертуар, предполагаемый в программе разнообразен в жанровом и стилевом отношениях, а степень его сложности зависит от подготовленности и возрастного состава учащихся. Структура занятий выстроена таким образом, что теоретические знания учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Спецификой инструментального обучения в эстрадно - духовом ансамбле является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. В основу формирования репертуара положены следующие идейно-художественные и дидактические принципы:
- идейно-художественные ценности;
- разнообразие жанров и тематики;
- многоплановости применения;
- доступности;
- «от простого к сложному»;
- заинтересованности.
На ряду с произведениями русской и зарубежной классики в репертуар ансамбля включены и произведения патриотического характера, а также произведения современных авторов. Уровень программных требований может быть расширен или уменьшен в зависимости от интересов и возможностей учащихся.
Своеобразие программы «Эстрадно-духовой ансамбль» заключается в том, что практическое и техническое овладение навыками игры на духовых инструментах - это сложный и трудоемкий процесс, он требует длительной и систематической подготовки, поэтому для достижения хороших исполнительских результатов, сыгранности коллектива, ансамблю необходимо более продолжительное время, чем другим видам коллективного творчества.
Игра на духовых инструментах сопряжена со значительной затратой физических сил и связана с общим психическим и физическим развитием ребенка, поэтому в эстрадно-духовой ансамбль принимаются учащиеся имеющие предварительную музыкально – исполнительскую подготовку. Ежегодно основной состав ансамбля пополняется молодыми исполнителями. Как и любой музыкант, будущий участник коллектива должен обладать музыкальными данными – интонационным и ритмическим слухом, музыкальной памятью.
Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 3 года, количество учебных часов по программе – 432, в том числе предусмотрено 94 часа теоретических занятий и 338 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие, прошедшие предварительную музыкальную подготовку.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость групп: не менее 8 учащихся.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, академического прослушивания или концертного выступления.
Используемые методы: практическое задание, публичное выступление.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена.
Используемые методы практического раздела: академический концерт, концертное выступление.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки практических умений и навыков. Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Виды контроля:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- стартовый контроль – в начале последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
- промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года (ЗУН, ОУУиН);
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).
Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Формы контроля:
- контрольное занятие;
- занятие практикум;
- академический концерт;
- концертное выступление;
- творческий экзамен;
- прослушивание.
Методы контроля:
- устный опрос;
- тестирование;
- собеседование;
- наблюдение;
- практическая работа;
- оценивание и т.д.
Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.
Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:
организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Критерии оценки результатов освоения программы на каждом году обучения
- практические навыки владения инструментом;
- качественное, выразительное исполнение своих партий;
- умение грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения;
- навыки ансамблевой игры.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- музыкальные инструменты малого смешанного состава оркестра (флейты; трубы; тромбоны; альты; тенора; баритоны; тубы es, В; саксофоны сопрано, альт, тенор, баритон; ударная установка);
- фортепиано;
- синтезатор;
- стулья;
- пюпитры.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебно-методическое пособие Аранжировка мелодии из к/ф «Великолепный век», методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- нотная литература;
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- совместные воспитательные мероприятия;
- концертные выступления.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Музыкальная грамота | 20 | 6 | 14 | |
2.1 | Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись музыкальных произведений | 20 | 6 | 14 | Опрос, наблюдение |
3. | Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал | 24 | 4 | 20 | |
3.1 | Разбор, разучивание коллективных упражнений | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
3.2 | Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
4. | Работа над репертуаром | 60 | 10 | 50 | |
4.1 | Разбор, разучивание партий | 30 | 6 | 24 | Прослушивание, опрос |
4.2 | Разучивание и исполнение произведений по группам | 30 | 4 | 26 | Прослушивание, опрос |
5. | Работа над ансамблем | 36 | 2 | 34 | |
5.1 | Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля | 36 | 2 | 34 | Прослушивание, академический концерт |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Опрос, прослушивание |
ИТОГО | 144 | 24 | 120 |
|
2.2. Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Чтение с листа | 20 | 6 | 14 | |
2.1 | Развитие навыков чтения нотного текста | 20 | 6 | 14 | Наблюдение, прослушивание |
3. | Коллективные упражнения, учебно-тренировочный маьериал | 26 | 10 | 16 | |
3.1 | Разбор и разучивание коллективных упражнений | 12 | 6 | 6 | Прослушивание |
3.2 | Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала | 14 | 4 | 10 | Прослушивание |
4. | Работа над репертуаром | 60 | 14 | 46 | |
4.1 | Разбор и разучивание партий | 30 | 8 | 22 | Опрос, прослушивание |
4.2 | Разучивание и исполнение произведений по группам | 30 | 6 | 24 | Опрос, прослушивание |
5. | Работа над ансамблем | 34 | 4 | 30 | |
5.1 | Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля | 34 | 4 | 30 | Опрос, прослушивание, академический концерт |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Опрос, прослушивание |
ИТОГО | 144 | 36 | 108 |
2.3. Учебный план третьего года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Чтение с листа | 20 | 6 | 14 | |
2.1 | Развитие навыков чтения нотного текста | 20 | 6 | 14 | Прослушивание |
3. | Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал | 30 | 8 | 22 | |
3.1 | Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений | 12 | 4 | 8 | Прослушивание, опрос |
3.2 | Разбор, разучивание учебно-тренировочного матераила | 18 | 4 | 14 | Прослушивание, опрос |
4. | Работа над репертуаром | 60 | 14 | 46 | |
4.1 | Разбор и разучивание партий | 30 | 8 | 22 | Прослушивание |
4.2 | Разучивание и исполнение произведений по группам | 30 | 6 | 24 | Прослушивание |
5. | Работа над ансамблем | 30 | 4 | 26 | |
5.1 | Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля | 30 | 4 | 26 | Тестирование, прослушивание, академический концерт |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Опрос, прослушивание |
ИТОГО | 144 | 34 | 110 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.
педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.
алгоритм учебного занятия –
Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:
-настройка ансамбля – 10 минут;
-проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;
-работа над репертуаром – 30 минут;
-работа над ансамблем – 25 минут.
дидактические материалы –
-нотная литература;
-биографический материал о композиторах;
-литература по музыке;
-примерный репертуарный план;
-специализированная методическая литература.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. - Л., 1979
2. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М-1962
3. Докшицер Т. О штрихах при игре на трубе. - М.- Мелодия, 1967
4. Инструментовка для духового оркестра/Общая ред. Б. Кожевникова М., 1978.
5. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. –М- 1967
6. Нежинский О. Детский духовой оркестр. М.: Музыка, 1989
7. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. - Л., 1987.
8. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. -Л., 1987
9. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М., 1958.
10. Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр. - М., 1977
11. Усов Ю. Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1991.
12. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М., 1984.
13. Хаханян Х. Духовой оркестр. – М., 1974.
Литература для детей и родителей:
1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра- М.1948.
2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. -М.,1975.
3. Максимов С. Музыкальная грамота. -М., 1975.
4. Музыка для духового оркестра. М.: Советский композитор, 1990.
5. Музыкальные жанры/ Под. Ред. Т. Поповой. - М., 1968.
6. Способин И. Элементарная теория музыки. –М., 1970
7. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М., 1985
8. Школа коллективной игры для духовых оркестров. Общая ред. Н.П. Иванова-Радкевича- М., 1960.
- ГЛОССАРИЙ
Аранжировка – это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускается применение различных способов развития первоначального материала – изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.
Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).
Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.
Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Кантилена (лат. cantilena - распевное пение) - широкая певучая мелодия.
Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.
Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.
Медные духовые инструменты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.
Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Партия (от лат. pars - часть) - часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).
Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).
Фраза (греч. phrasis - оборот речи, выражение) - в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).
Экспрессия (от лат. expressio - выражение) в музыке - повышенная выразительность.