Образовательная программа "Юный гитарист"

Тренина Марина

Образовательная программа "Юный гитарист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_gitarist.docx253.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

        

Рассмотрено                                                                             Утверждаю:

На педагогическом совете                                                       Директор МБУДО «ЦДОД»

МБУДО «ЦДОД»                                                                      Д.Н.Войченко

Протокол № 3 от «08» мая 2019 г.                                           Приказ № 17 от «13» мая 2019г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа .

Творческое объединение

«Юный гитарист»

                                                                   Возраст детей: 9-18 лет

                                                    Срок реализации: 4 года

                                                          Педагог дополнительного

                                      образования

                                                               Тренина Марина Николаевна    

                                                               Высшая квалификационная     категория

             

                                                  г. Верхний Уфалей

2019г.

Нормативно – правовое обеспечение программы.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г.  № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 « Об утверждении СанПиН 24.4.3172 – 14  « Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы  образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации  Мои Н РФ « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», ноябрь 2015 г.;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.  № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 24 апреля 2015 г. № 729 – р « Об утверждении плана мероприятий на 2015 – 2020 г.г. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная.

Актуальность программы.

Современная гитара - самый интернациональный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох.

В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Юный  гитарист» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировать ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства и душа.

В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без ее участия трудно представить себе классическую, рок-музыку, джаз и романсы. Она очень популярна и в авторской песне.

Данная программа предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры, знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием  прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов), освоение средств, форм, методов творческого выражения, освоение основ гитарного аккомпанемента.

Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования  сознания молодого человека, как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности - все это отвечает растущим запросам детей и подростков, увлеченных вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время среди музыкальных инструментов наибольшей популярностью у детей и молодежи пользуется шестиструнная гитара. Юношеский период характеризуется стремлением детей подростков к познавательной деятельности, формированием ценностных ориентиров, стремлением проявить свою индивидуальность, желанием нравиться, быть уважаемым в кругу друзей, одноклассников. Поэтому наибольший интерес к гитаре проявляется у детей и подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего, как способ самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации. Умение играть на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает возможность обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.

В наше время, когда материальные возможности часто не совпадают с желаниями и потребностями, посещать платные музыкальные школы могут не все дети, поэтому на базе Центра дополнительного образования детей было создано творческое объединение «Юный гитарист». 

Отличительные особенности программы.

Данная программа направлена на воспитание и развитие творческих способностей детей. Творчество – генеральная установка, которая охватывает все стороны учебного процесса. Наиболее полно оно может быть реализовано при тонком, гибком, доверительном обучении обучающегося его педагогом. Истинное мастерство музыканта – педагога заключается в умении раскрыть лучшие задатки своих учеников, присущие им склонности и развитие интереса к обучению игре на инструменте посредством развития творческих способностей обучающихся. Программа предполагает ступенчатое и постепенное совершенствование методов и форм педагогического воздействия. Достоинство программы – её необходимость и востребованность, абсолютная реалистичность, доступность в применении, адекватность конкретным социально-экономическим условиям городской жизни.

Обучение игре на шестиструнной гитаре осуществляется по табулатуре (запись гитарной музыки без нот). Простота и доступность этого метода позволяет в короткий срок научиться исполнять несложный аккомпанемент.

        Адресат программы.

Занятия могут посещать обучаюшиеся с 9 до 18 лет. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными  данными и способностями, ориентирована на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.

        Опытные педагоги и специалисты выделяют несколько пунктов условной  готовности  обучающегося  к игре на гитаре:

  • серьезность и усидчивость часто оказываются камнем преткновения, ведь гитара, как и любой музыкальный инструмент, требует внимания и постоянных тренировок. Только усидчивый ребенок или подросток смогут достичь успехов долгим и кропотливым трудом;
  • сила пальцев должна быть достаточной для того, чтобы маленький гитарист мог без особых усилий перебирать струны. Педагоги рекомендуют приобретать для занятий силиконовые или нейлоновые струны, которые будут щадящими для детской кожи;
  • способность слушаться и понимать постороннего человека позволит плодотворно сотрудничать с педагогом, ведь именно он будет передавать обучающемуся знания и умения. 

Объём и срок освоения программы.

Срок освоения  программы - 4 года.

Этапы обучения:

I этап  соответствует первому году обучения -  72 часа в год, 2 часа в неделю. Его задачи – содействие психологическому климату в  коллективе, овладение навыками игры на гитаре, ознакомление с компонентами музыкального языка.

II этап соответствует второму году обучения -  72 часа в год, 2 часа в неделю. Его задачи - закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями.

III этап соответствует третьему году обучения  -  72 часа в год, 2 часа в неделю. Его задачи – совершенствование исполнительских навыков, участие в концертах, расширение репертуара.

IV этап (4 год обучения) -  72 часа в год, 2 часа в неделю:  углубленная работа над исполнительским  мастерством, освоение ансамблевого музицирования.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса.

При приёме обучающихся по программе педагог определяет имеющие музыкальные данные ребёнка (слух, ритм). На прослушивании  обучающийся представляет исполнение одного куплета песни по желанию, воспроизведение заданных ритмических рисунков, интонационного воспроизведения заданных звуков. По итогам прослушивания с обучающимся определяется год обучения, с которого целесообразно начать занятия, а также индивидуальный план работы и репертуар.  Обучающиеся занимаются как в группе (ансамбле), так и индивидуально.

        

Режим занятий:

 Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме,  согласно расписанию. 

- занятия индивидуальные - 1 раз в неделю по 45 мин., 36 часов в год;

- групповые  (ансамбль) - 2 раза в неделю по 45 мин., 72 часа в год.

Продолжительность занятий для основного состава составляет  45 минут и 15 минут - перерыв на отдых  в соответствие с СанПиН 2.4.4.3172-14- санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Создание условий для развития музыкальных способностей детей и подростков и обучения игре на гитаре через реализацию творческих возможностей обучающихся.

Задачи программы:

- Личностные:

 - развитие  музыкальных способностей, творческого начала, потребности обучающихся в самовыражении через игру на гитаре;

- развитие  музыкального вкуса, образного восприятия музыки и эстетики, музыкального восприятия у обучающихся;

- формирование  у обучающихся коммуникативной, социальной, этической и гражданской компетентности.

- Метапредметные:

 - развитие интереса к музыке,

- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.

- Образовательные (предметные):

 – развитие познавательного интереса к обучению игре на гитаре,

- обучение  основным  навыкам игры на шестиструнной гитаре;

- формирование  навыков игры в ансамбле;

- обогащение знаний обучающихся в области бардовских, туристических и авторских песен.

  1. Содержание программы.

Учебный план.

1 год обучения (ансамбль).

72 часа (2 часа в неделю)

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментом, посадка гитариста и постановка игрового аппарата. Беседа о музыке.

2

1

1

опрос

2.

 Тема 1.Теория музыки:

1.1.Знакомство с нотной грамотой. Название нот, запись их на нотном стане.

Понятие лада, интервала. 2.2.Мелодия и аккомпанемент. Обозначения аккордов, расположение их на грифе.

2

1

1

3.

Тема 2.Работа над инструктивным материалом:

2.1.Упражнения на развитие техники

2.2.Способы звукоизвлечения: апояндо и тирандо.

8

1

2

5

контрольный урок

(исполнение

 мелодии,

аккомпанемента)

3.

Тема 3.Аккордовая техника.

3.1.Игра щипком. Последовательности аккордов.

3.2. Игра перебором на ¾.Последовательности аккордов.

21

1

10

10

Контрольный урок

4.

Тема4.Особенности ансамблевого исполнения:

4.1.Разбор простейших музыкальных произведений

4.2.Исполнение простейших мелодий, аккомпанемента.

38

20

18

концертное

выступление

5.

Итоговое занятие

1

1

подведение

итогов за год,

награждение

 обучающихся

Итого

72

  4

68

Учебный план

2 год обучения (ансамбль)

72 часа (2 часа в неделю)

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Водное занятие:

Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Подбор репертуара

2

1

       1

2.

Тема 1.Аккордовая техника:

1.1.Названия аккордов, их последовательность.

8

1

7

контрольный урок

(исполнение

 мелодии,

аккомпанемента)

3.

Тема 2.Способы звукоизвлечения:

2.1.Простой перебор на ¾

2.2.Сложный перебор на 4/4

2.3. Игра боем.

2

6

6

6

1

1

6

6

6

академический зачет, игра произведения с использованием простого и сложного

 переборов

4.

Тема 3.Особенности ансамблевого исполнения:

3.1.Разбор и исполнение  простейших музыкальных мелодий.

40

1

39

концертное

выступление

5.

Итоговое занятие.

1

1

1

подведение

 итогов за год,

 награждение обучающихся

Итого:

72

5

67

                                                  Учебный план

3 год обучения (ансамбль)

72 часа  (2 часа  в неделю)

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Формы

 контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Подбор репертуара.

2

1

1

2.

Тема 1.Способы звукоизвлечения:

1.1.Игра баррэ

1.2. Игра боем.

8

4

4

академический зачет,

игра

произведения с

использованием баррэ

3.

Тема 2.Песни бардов.

2.1.Знакомство с творчеством  Олега Митяева.

2.2. Знакомство с творчеством  Юрия Визбора.

22

1

1

10

10

концертные

выступления

4.

Тема 3.Песни российской

эстрады.

3.1. Знакомство с творчеством  В.Цоя.

3.2. Знакомство с творчеством  Песни С.Трофима.

3.3.Песни на выбор по желанию обучающихся.(песни к тематическим мероприятиям и праздникам) ,

39

1

1

8

8

21

концертное

выступление

5.

Итоговое занятие

1

1

подведение итогов за год,

награждение обучающихся

Итого:

72

5

67

                                                      Учебный план.

4 год обучения.

72 часа (2 часа  в неделю)

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Подбор репертуара.

2

1

1

2.

Тема 1.Прием игры баррэ.

Последовательности аккордов.

Разучивание песен с

использованием данного приема игры.

18

18

концертные

 выступления

3.

Тема 2.Расширение музыкального кругозора: беседы о творчестве музыкантах и различных музыкальных стилях.

8

8

опрос

4.

Тема 3.Песни на выбор по желанию обучающихся.(песни к тематическим мероприятиям и праздникам) ,

43

43

концертное     выступление

5.

Итоговое занятие

1

1

подведение итогов за год, награждения обучающихся

Итого:

72

9

63

Учебный план.

1 год обучения.

(индивидуально)

36 час. (1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Беседы о музыке.

1

1

опрос

2.

Тема 1.Постановка игрового аппарата. Теория музыки.

3

1

2

опрос

3.

Тема 2.Способы звукоизвлечения. Апояндо и тирандо.

6

6

Игра простейших мелодий данными приемами

4.

Тема 3.Игра щипком.

25

25

концертное     выступление

5.

Итоговое занятие

1

1

подведение итогов за год, награждения обучающихся

Итого:

36

2

34

Учебный план.

2 год обучения.

(индивидуально)

36 час. (1ч в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Подбор репертуара. Повторение музыкального материала. Беседы о музыке.

2

1

1

2.

Тема 1.Аккордовая техника. Песни на выбор по желанию обучающихся.

8

8

концертные

 выступления

3.

Тема 2.Простой перебор. Песни на выбор по желанию обучающихся.(песни к тематическим мероприятиям и праздникам)

8

8

Концертные выступление

4.

Тема 3. Сложный перебор.Песни на выбор по желанию обучающихся.(песни к тематическим мероприятиям и праздникам)

17

17

концертное     выступление

5.

Итоговое занятие

1

1

подведение итогов за год, награждения обучающихся

Итого:

36

9

27

Содержание учебного плана.

Первый год обучения (ансамбль).

Вводное занятие. (2ч.)

Беседы о музыке, игра педагога, что можно сыграть на гитаре.

Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Знакомство с инструментом, немного об истории возникновения. Посадка гитариста, постановка игрового аппарата. Гитара – струнный щипковый инструмент. Устройство шестиструнной гитары. Составные части гитары: струны, гриф, лад, обечайка, колок, порожек.

Подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство гитары, строй шестиструнной гитары.

Правила настройки гитары. Настройка совершается от первой струны, которая должна соответствовать звуку ми по камертону.

        Виды настройки гитары – по камертону, при помощи инструмента (фортепиано, баян, гитарный тюнер).

        Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре в позиции стоя и сидя на стуле. Использование ремня при игре на гитаре.

        Изучение составных частей гитары. Сравнение различных гитар по внешнему виду, по звучанию.

        Правильное расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре. Правильный подбор стула, подставки, ремня. Настройка музыкального инструмента. Замена струны на гитаре.

Тема 1. Теория музыки (2ч).

Теория музыки: знакомство с нотной грамотой. Понятие лада, интервалы, обозначения аккордов.

Тема 2.Работа над инструктивным материалом (8 ч).

         Работа над инструктивным материалом является неотъемлемой частью обучения. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а также владение всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Изучение упражнений и гамм развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию техники.

Способы звукоизвлечения: апояндо и тирандо.

Апояндо и тирандо- основные приемы игры , которые используются при игре классических произведений и воспроизведении мелодии при игре в ансамбле.

Тема 3. Аккордовая техника (21 ч).

Названия аккордов и их последовательности:

Am, Dm, Em,С,G,E,D.

Am Dm E

Dm G С

С Am Dm G

Игра щипком.

Простой перебор на ¾.

Тема4.Особенности ансамблевого исполнения(38ч)

Ансамбль означает вместе, поэтому главная задача научиться слушать друг друга при совместном исполнении того или иного произведения, умение держать свою партию.

Разбор музыкальных произведений.

Исполнение мелодии, аккомпанемента, распределение партий между участниками ансамбля.

Итоговое занятие(1 ч).

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

Содержание учебного плана.

Второй  год  обучения  (ансамбль).

Вводное занятие.(2 ч)

Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Обсуждение учебно-тематического планирования на год. Подбор репертуара. Теория музыки.

Тема 1. Аккордовая техника(8 ч).

Названия аккордов и их последовательности:

Am, Dm, Em,С,G,E,D.

Am Dm E

Dm G С

С Am Dm G

Игра щипком.

Простой перебор на ¾.

Тема 2Способы звукоизвлечения. (20 ч)

Простой перебор на ¾ . Последовательности аккордов  на данный вид перебора.

Сложный перебор на 4/4. Последовательности аккордов  на данный вид перебора.

Тема 3 Особенности вокального и инструментального исполнения.

( 40 ч)

- соединение вокальной и инструментальной партии;

- обучение вокальному мастерству;

- исполнение песен под свой аккомпанемент.

Итоговое занятие (1 ч).

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

Содержание учебного плана.

Третий год обучения (ансамбль).

Водное занятие.(2 часа)

Инструктаж по технике безопасности.

Подбор репертуара.

Тема1. Способы звукоизвлечения (8ч). 

Последовательности аккордов. Приемы игры: баррэ, перебор простой сложный и эстрадный.

Тема2. Песни бардов (22 ч).

Песни Олега Митяева.

Биография О.Митяева. Творческий путь. Характерные особенности твор-чества Митяева. Разбор песни «Как здорово», «Листопад» и др.

Песни Юрия Визбора.

Творчество Ю.Визбора.  Биография Визбора. Творческий путь. Визбор как корреспондент журнала «Кругозор». Роли и песни Визбора в кино. Характерные особенности творчества Визбора. Разбор песни «Домбайский вальс». Разбор песни «Ты у меня одна».

Тема 3. Песни Российской эстрады.(39 ч).

Песни В.Цоя. Биография В.Цоя. Творческий путь. Цой - лидер группы «Кино». Цой - выразитель мыслей, чувств, надежд поколения своего времени. Разбор песни «Звезда по имени Солнце». Разбор песни «Когда твоя девушка больна». Разбор песни «Кукушка» и др.

Песни С.Трофима. Биография Сергея Трофимова. Творческий путь. Разучивание песен: «Голуби», «Полуночный сплин», «Город Сочи» и др.

3.Песни на выбор. Разбор и разучивание песен на выбор обучающихся. Изучаем песни к различным тематическим вечерам, связанным с творчеством композиторов (Шаинского, Крылатого, Гладкова и т.п.), песни к праздникам (День матери, День защитника Отечества ,8 марта и т.п).

Итоговое занятие(1 ч).

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

                                       Содержание учебного плана.

Четвертый  год обучения (ансамбль).

 Водное занятие.(2 часа)

Инструктаж по технике безопасности.

Подбор репертуара.

Тема 1. Прием игры баррэ (18 ч).

Последовательности аккордов: Нm ЕmF# Hm; СmFmG7 Cm; GmCmDm.

Разучивание песен с использованием данного приема игры.

Тема 2.Расширение музыкального кругозора (8 ч). 

Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Беседы о творчестве музыкантов и различных музыкальных стилях. Биография В.Высоцкого. Творческий путь. Военная тематика песен Высоцкого. Высоцкий в театре, кино, авторской самодеятельной песни. Высоцкий как выразитель мыслей, чувств, надежд поколения своего времени. Правдивость его творчества.

Тема3. Песни на выбор (43 ч). Подготовка различных тематических вечеров, музыкальных гостиных, участие в городских мероприятиях.

Итоговое занятие(1 ч).

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

                                           Содержание учебного плана.

Первый  год обучения (индивидуально).

Вводное занятие(1 ч).

Теория:Беседа о музыке, игра педагога.

Примерная тематика: «Что можно сыграть на гитаре?». Показ детских песен (из мультфильмов, песен о школе, о животных).

Тема 1.Постановка игрового аппарата. Теория музыки (3 часа).

Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Знакомство с инструментом, немного об истории возникновения. Посадка гитариста, постановка игрового аппарата. Гитара – струнный щипковый инструмент. Устройство шестиструнной гитары. Составные части гитары: струны, гриф, лад, обечайка, колок, порожек.

Подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство гитары, строй шестиструнной гитары.

Правила настройки гитары. Настройка совершается от первой струны, которая должна соответствовать звуку ми по камертону.

        Виды настройки гитары – по камертону, при помощи инструмента (фортепиано, баян, гитарный тюнер).

        Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре в позиции стоя и сидя на стуле. Использование ремня при игре на гитаре.

        Изучение составных частей гитары. Сравнение различных гитар по внешнему виду, по звучанию.

        Правильное расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре. Правильный подбор стула, подставки, ремня. Настройка музыкального инструмента. Замена струны на гитаре.

Теория музыки: знакомство с нотной грамотой. Понятие лада, интервалы, обозначения аккордов.

Тема 2.Работа над инструктивным материалом (6 ч).

        Работа над инструктивным материалом является неотъемлемой частью обучения. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а также владение всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Изучение упражнений и гамм развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию техники.

Способы звукоизвлечения: апояндо и тирандо.

Апояндо и тирандо- основные приемы игры , которые используются при игре классических произведений и воспроизведении мелодии при игре в ансамбле.

Тема 3.Игра щипком (25 ч).

 Песни на выбор. Разбор и разучивание песен на выбор обучающихся. Изучаем песни к различным тематическим вечерам, связанным с творчеством композиторов (Шаинского, Крылатого, Гладкова и т.п.), песни к праздникам (День матери, День защитника Отечества ,8 марта и т.п).

Итоговое занятие(1 ч)

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

Содержание учебного плана.

Второй  год обучения (индивидуально).

 Водное занятие (1 ч).

Инструктаж по технике безопасности.

Подбор репертуара. Повторение пройденного материала.

Тема 1.Аккордовая техника (8 ч).

Названия аккордов и их последовательности:

Am, Dm, Em,С,G,E,D.

Am Dm E

Dm G С

С Am Dm G

Способы звукоизвлечения. Последовательности аккордов.

Тема 2.Приемы игры: простой перебор (8 ч).

Разбор и разучивание песен на выбор обучающихся. Изучаем песни к различным тематическим вечерам, связанным с творчеством композиторов (Шаинского, Крылатого, Гладкова и т.п.), песни к праздникам (День матери, День защитника Отечества ,8 марта и т.п).

Тема 3. Сложный перебор (17 ч).

Разбор и разучивание песен на выбор обучающихся. Изучаем песни к различным тематическим вечерам, связанным с творчеством композиторов (Шаинского, Крылатого, Гладкова и т.п.), песни к праздникам (День матери, День защитника Отечества ,8 марта и т.п).

Итоговое занятие (1 ч).

Подведение итогов за год, награждения обучающихся.

1.4.Планируемые результаты.

К концу первого года обучения обучающиеся овладеют:

  • элементарными техническими навыками игры на гитаре;
  • основными приемами звукоизвлечения, игры, штрихами, (апояндо, тирандо, арпеджио, легато, нон легато, стаккато, аккорды);
  • правильной посадкой, постановкой рук;
  • нотной грамотой и разбором музыкальных пьес мелодического изложения;
  • представлением об основных видах динамики;
  • знаниями о средствах музыкальной выразительности (форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо);
  • научатся определять характер музыки;
  • первыми навыками игры аккомпанемента знакомой мелодии;
  • первыми навыками игры в ансамбле;
  • простейшим музыкальным репертуаром из 8-10 пьес.

У обучающихся разовьется музыкальный слух, музыкальное восприятие, чувство ритмической пульсации, усидчивость.

У обучающихся воспитается самоконтроль и самооценка, трепетное отношение к исполнительскому мастерству старших учащихся, интерес к занятиям на музыкальном инструменте, осознанное желание заниматься игрой на гитаре.

К концу второго  года обучения обучающиеся овладеют техническими навыками исполнения на гитаре:

  • приемами и штрихами (арпеджиатто, глиссандо, баррэ);
  • техникой аккомпанемента;
  • знаниями аббревиатуры;
  • навыками разбора музыкальных пьес;
  • накопят разнообразный музыкальный репертуар;
  • навыками игры в ансамбле.

У обучающихся разовьется:

  • музыкальный вкус и образное восприятие музыки;
  • интерес к музыкальным занятиям.

У обучающихся воспитается:

  • выдержка и собранность при публичных выступлениях;
  • способность к самостоятельной работе над музыкальным произведением;
  • устойчивый интерес к музыкальным занятиям;
  • усидчивость и память.

К концу  третьего года обучения обучающиеся овладеют:

  • определенной самостоятельностью в развитии исполнительского мастерства;
  • навыками подбора на слух мелодий и аккомпанемента песен;
  • навыками ансамблевой игры;
  • накопят разнохарактерный программный репертуар;
  • опытом концертных выступлений.

У обучающихся разовьются гармонический и мелодический слух, музыкальный слух, эстетика музыкального восприятия, навыки сценического поведения и исполнительства, выдержка, память.

У обучающихся  воспитаются трудолюбие, воля через творческий процесс, культура поведения при публичных выступлениях на сцене и в концертных залах.

К концу четвертого года обучения обучающиеся овладеют:

  • чтением с листа разнообразных набольших пьес;
  • программным репертуаром разных жанров;
  • подбором аккомпанемента к выбранному песенному репертуару.

Обучающиеся будут уметь передавать свое настроение, эмоции, связанные с музыкальным произведением при его исполнении.

У обучающихся разовьются музыкальный слух и музыкальное восприятие, музыкальный вкус, музыкальность в исполнении произведений, критическое отношение к собственному исполнению.

У обучающихся воспитаются характер, трудолюбие и воля через систему организации занятий, а также в подготовке и участии в конкурсных и концертных программах; стремление к достижению поставленной цели, культура поведения на сцене и в обществе. Обучающиеся приобретут опыт публичных выступлений.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  • наличие помещения для занятий;
  • гитара,
  • пюпитры,
  • подставка для ног,
  • магнитофон,
  • ноты и сборники песен.

Информационное обеспечение:

  • фонотека,
  • интернет-ресурсы.

2.3. Формы аттестации.

Формой подведения итогов и реализации данной программы является участие в проведении развлечений, праздников, концертов.

 Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на  гитаре;
  • развитие техники исполнения;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Требования к выступлениям обучающегося в течение года

  • 1 полугодие – 2-3 разнохарактерных мелодии (исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
  • 2 полугодие – 2-3разнохарактерных мелодии (исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Успехи обучающихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения обучающимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные обучащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

При оценке выступления обучающегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2.4. Оценочные материалы.

Мониторинг результатов обучения, обучающегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы (приложение 9).

2.5. Методическое обеспечение. 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей программы «Юный гитарист» (приложения 1-8).

 Программа построена на следующих принципах:

-доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);

-заинтересованности;

-наглядности;

-индивидуальности;

-комплексности, системности и последовательности;

-преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками).

Алгоритм  учебного занятия.

I этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап - проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный

(подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1 Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.

3. Закрепление знаний и способов действуй

Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы:

- как работали дети на занятии;

- что нового узнали;

- какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

2.6. Список литературы.

Литература для педагога.

1. Закон Российской Федерации “Об образовании”

2. Типовые стандарты в учреждениях дополнительного образования детей.

3. Павленко Б. М. Поем под гитару. Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.

4.Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. М. 2007.

Интернет-ресурсы:

Литература для детей.

1.  Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, М.1983.

2.  Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 1970.

3.  Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.2000.

4. Калинин В. «Юный гитарист», М.2003 г.

Литература для родителей.

1.  Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. М. 2007.

2.  Цветков В.А. Гитара для всех. Ростов - на – Дону. Феникс. 2013.

3.  Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. М. 2006.

4.  Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети или инструкция для родителей. М. 2006.

5.  Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. 2007.

                                                                                                          Приложение 1

Тезаурус (необходимые музыкальный термины)

Авторской, а также самодеятельной, а также туристской называют песню, которая поется под простую акустическую гитару хоpом или сольно. Можно добавлять сюда и другие инструменты, но в отличие от эстрадной, в этой песне главное значение придается словам, смыслу, содержанию, именно поэтому ее так любят туристы, геологи, альпинисты, студенты и представители других опасных профессий. Именно они, не профессионалы в музыке, и сочиняют эти песни и поют о том, что им близко, понятно и дорого, а слова и мелодии в них так просты, что их может петь любой, у кого есть хоть какой-то музыкальный слух. В этой же манере исполняются простые романсы, песни старых лет, многие песни из кинофильмов.

Аккорды - это сочетания нескольких звуков сразу. Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда - меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы. Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными или "минорными", то есть грустными.

«Ансамбль» – это значит «вместе» Задачи ансамблевого исполнения:

* Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.

* Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов).

* Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.

Аппликатура — это способ расположения и порядок чередования пальцев. Распределение (расстановка) пальцев во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами.

Альтерация - повышение и понижение основных ступеней. Знаки альтерации: диез – повышение звука на 0,5 тона; бемоль – понижение звука на 0,5 тона; бекар – знак отмены диеза и бемоля.

Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотами, так и широкими много звучными аккордами, менять тембровую окраску звука отинтимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на радость родным и друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и у костра.

Приложение 2

Краткие сведения из истории гитары.

Гитара – струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» - санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»).

История ее возникновения уходит вглубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации – Древнего Востока. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (E, H, G, D, A) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая оставалась иногда одинарной. Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственниками. Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатуры – запись музыки, распространенная до начала XVIII века), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, а также испанские песни и романсы. В конце XVIII века гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М.Вебер.

Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, и так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары 140 сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки.

Приложение 3

 Советы начинающему гитаристу.

hello_html_79789f6d.pngНеобходимы систематические и правильные занятия.

hello_html_79789f6d.pngЛучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю.

hello_html_79789f6d.pngВсе технические трудности преодолимы, но успех зависит только от тебя!

hello_html_79789f6d.pngСледует избегать лишних и бесполезных усилий и движений.

hello_html_79789f6d.pngНеобходимо внимательно следовать указаниям педагога.

hello_html_79789f6d.pngНадо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение.

hello_html_79789f6d.pngНеобходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправить их будет трудно или даже невозможно.

Приложение 4

УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ

hello_html_mc2a9a84.jpg

Приложение 5

Буквенное обозначение аккордов.

C - домажор, бас 5-4 Необходимые схемы аккордов:

Dm - ре минор, бас 4-5 Am – Dm – Em - Am

D7 - ре минор(септ), бас 4-5 G7 – C – D7 - G

E - ми мажор, бас 6-5 Am – Dm –Em -Am

E7 - ми мажор (септ), бас 6-5 У –Am –H7 - Em

Em - ми минор, бас 6-5

F - фа мажор, бас 6-5

G - соль мажор, бас 6-5

G7 - соль мажор(септ), бас 6-5

Am - ля минор, бас 5-4

A7 - ля мажор(септ), бас 5-4

H7 - си мажор(септ), бас 5-4

Hm - си минор, бас 5-4

Приложение 6

Обозначение пальцев правой и левой руки и струн

hello_html_266e593d.jpg

Мизинец правой руки не участвует в игре на гитаре и не обозначается.

Н е з а ж а т ы е струны называются о т к р ы т ы м и.

Постановка правой руки.

Правая рука – «смычок» гитары. Необходимо с первых же шагов добиваться, чтобы звук «пел» и был достаточно полным и глубоким. Для этого нужно все время контролировать звук, воспитывая в себе умение заранее представлять искомый результат.

Правая рука кладется локтевым суставом на край широкой части корпуса гитары. Рука должна не нажимать на корпус, а только слегка опираться на него. Кисть руки, находясь перед струнами в полусогнутом положении. Должна быть совершенно свободной от всякого напряжения. Во время игры она не должна подпрыгивать. Вся работа по извлечению звука производится только кончиками пальцев, которые располагаются над струнами.

Постановка левой руки.

1. Рука должна быть совершенно свободной, от плеча до кончиков пальцев.

2. Нажим струны делайте мякотью кончика пальца, подушечкой.

3. При соприкосновении со струной пальцы должны быть слегка закруглены и опускаться активно, но мягко около ладовых перегородок.

4. Кисть руки не должна крениться к головке инструмента, и левый локоть слегка прижимается к боку туловища. Выпрямив большой палец, помещают его первую фалангу под грифом, несколько ниже середины грифа, а кисть руки – сверху струн.

5. Большой палец не должен охватывать гриф, а только поддерживать его первой фалангой.

Приложение 7

Первый год обучения.

Название темы

Формы занятия

Методы, приемы, дидактический материал и инструменты

Формы проведения итогов

1.

Вводное занятие.

Теория музыки

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара)

2.

Работа над инструктивным материалом.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом, Практические: исполнение упражнений обучающимися.

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара).

Пюпитры.

Зачет

(Исполнение простейших упражнений и гамм)

3.

Аккордовая техника.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал ,показ педагогом.

Практические методы: игра последовательностей из аккордов обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара),пюпитры

Зачет. Исполнение  различных последовательностей способом щипок и перебор простой.

4.

Особенности ансамблевого исполнения.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь , карандаш, ручка, ластик, инструмент (гитара),пюпитры.

Контрольный урок. Концертные выступления.

Второй год обучения.

   №  

Название темы

Формы занятия

Методы, приемы, дидактический материал и инструменты

Формы проведения итогов

1.

Водное занятие.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара)

2.

Способы звукоизвлечения.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом, Практические: исполнение упражнений обучающимися.

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара),

пюпитры.

Зачет

Исполнение последовательностей способом перебор .

3.

Аккордовая техника.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал, показ педагогом.

Практические методы: игра последовательностей из аккордов обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара), пюпитры.

4.

Особенности ансамблевого исполнения,работа в ансамбле.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь , карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара), пюпитры.

Контрольные уроки, концертные выступления

Третий год обучения.

Название темы

Формы занятия

Методы, приемы, дидактический материал и инструменты

Формы проведения итогов

1.

Вводное занятие

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара)

2.

Песни бардов.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал, показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара), пюпитры, магнитофон.

Концертные выступления.

3.

Песни российской эстрады.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал, показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара), пюпитры, магнитофон.

Концертные выступления.

4.

Особенности ансамблевого исполнения.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь , карандаш, ручка, ластик, магнитофон, инструмент(гитара), пюпитры.

Концертные выступления.

Четвертый  год обучения.

Название темы

Формы занятия

Методы, приемы, дидактический материал и инструменты

Формы проведения итогов

1.

Вводное занятие.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом

Техническое оснащение: нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик, инструмент(гитара)

2.

Прием игры баррэ.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал, показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара), пюпитры, магнитофон.

Контрольный урок(исполнение произведения , либо песни с использованием баррэ).

3.

Расширение музыкального кругозора. Беседы о творчестве музыкантах и различных музыкальных стилях.

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: дидактический материал, показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь в клетку, ручка, инструмент(гитара), пюпитры, магнитофон.

Концертные выступления, музыкальные гостиные.

4.

Особенности ансамблевого исполнения, работа в ансамбле

Учебное занятие

Словесные методы: беседа, рассказ.

Наглядные методы: показ педагогом.

Практические методы: игра обучающимися.

Техническое оснащение: тетрадь , карандаш, ручка, ластик, магнитофон, инструмент(гитара), пюпитры.

Концертные выступления.

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе

Фамилия, имя ребенка________________________________________________

 Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

1 На уровне детского объединения (студии)

2 На уровне города

3 На региональном уровне (Российский)

4. На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Приложение 8

Техника безопасности.

Общие правила поведения на занятиях.

Обучающиеся обязаны:

-обучающиеся должен следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;

-обучающиеся обязаны выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;

-обучающиеся должны бережно относиться к имуществу и соблюдать порядок;

-обучающиеся должны знать основные и запасные выходы из здания и в случае эвакуации, быстро покинуть помещения, выполняя все требования педагога.

Запрещается:

Находиться в верхней одежде в кабинете для занятий и высовываться в окна.

Педагог обязан:

-педагог обязан  обеспечить все необходимые меры для сохранности имущества, которое используется в образовательном процессе;

-педагог обязан следить за порядком в кабинете;

-по окончании занятия педагог должен помочь обучающимся убрать инструмент, либо проконтролировать;

-педагог обязан подобрать обучающемуся инструмент  в соответствии с физическими особенностями обучающихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию. Инструмента и его сохранность;

-педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечить порядок в кабинете.

Приложение 9

Мониторинг образовательных результатов обучающихся

№ п/п

Составляющие качества

Показатели качества

Мониторинговые средства

Субъекты мониторинга

Сроки проведения контрольных срезов

Форма предъявления результата

1.

Учебные достижения

Уровень освоения обучающимися содержания программ

Итоги промежуточной и итоговой аттестации

(Положение об аттестации обучающихся детских объединений приложение 14),

Контрольное задание, наблюдение

педагоги ДО

В конце 1-го полугодия, конец учебного года

Диагностика результативности освоения ООП, протоколы аттестации, отчеты по итогам учебного  года.

2.

Личные достижения обучающихся

Направленность динамики личностных изменений, уровень творческой активности, уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

тестирование, анкетирование, наблюдение

педагоги ДО, старший методист,

методисты

В конце 1-гополугодия, конец учебного года

Портфолио обучающегося, мониторинг участия обучающихся в конкурсах различного уровня.

3.

Уровень воспитанности

Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности)

Анкетирование

Диагностика воспитанников по методикам: «Репка, или какие качества я в себе вырастил?», «Хранилище человеческих качеств». Проведение методики Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности, методику С.М. Петровой «Пословицы, Методика М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников

педагоги ДО

раз в год

аналитические материалы.


Приложение 9

Мониторинг результатов обучения обучающихся МБУДО «ЦДОД» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (карта 1)

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностик

(выбирает ПДО в соответствии с образовательной программой)

Теоретическая подготовка

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям;

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой)
  • (С) средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более  ½);
  • (В) высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Наблюдение. Тестирование. Контрольный опрос.

2. Владение специальной терминологией

Осмысление и правильность использования специальной терминологии

  • (Н) низкий уровень (знает не все термины);
  • (С) средний уровень (знает все термины, но не применяет);
  • (В) высокий уровень (знание терминов и умение их применять)

Собеседование

Практическая подготовка

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • (С) средний уровень
  • (В) высокий уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

Контрольное задание

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • (Н) низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при  работе с оборудованием);
  • (С) средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • (В) высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Контрольное задание

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • (Н) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • (С) репродуктивный уровень (выполняет в основном  задания на основе образца);
  • (В) творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

Контрольное задание

Обще учебные умения и навыки

1.Учебно-интеллектуальные умения анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • (Н) низкий уровень умений  обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается  в постоянной помощи  и контроле педагога;
  • (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • (В) высокий уровень (работает с литературой  самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Анализ исследовательской работы

2 Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность  в использовании компьютерными источниками

  • (Н) низкий уровень умений  обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается  в постоянной помощи  и контроле педагога;
  • (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • (В) высокий уровень (работает с литературой  самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Анализ исследовательской работы

Учебно-организационные умения и навыки

1 Умение организовать своё рабочее место

Способность готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • (Н) низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения, нуждается  в постоянной помощи и контроле педагога);
  • (С) средний уровень
  • (В) высокий уровень (всё делает сам).

Наблюдение

2 Навыки соблюдения  в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел  менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
  • (С) средний уровень (объём усвоенных навыков составляет более ½);
  • (В) высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Наблюдение

3 Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность  в работе

  • (Н) удовлетворительно
  • (С) хорошо
  • (В) отлично

Наблюдение

  Карта 1


Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  Карта 1

для ______ года обучения, группа №______ направленность____________________________

ФИО педагога______________________________________________________________

ФИ обучающегося

Теоретическая подготовка обучающегося

Практическая подготовка обучающегося

Общеучебные организационные умения и навыки обучающегося

Средний балл

За год

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.

Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной образовательной программы  (Карта 2)

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень развития

Методы диагностики

1. Организационно- волевые качества

1. Терпение

Способность переносить (выдерживать ) известные нагрузки, уметь преодолевать трудности.

  • Терпения хватает меньше.чем на ½ занятия;
  • Терпения хватает больше.чем на ½ занятия
  • Терпения хватает  на  всё занятие

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

2.Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • Волевые усилия обучающегося побуждаются извне;
  • Иногда- самим  воспитанником;
  • Всегда-- самим  воспитанником;

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

3. Самоконтроль

Умение контролировать поступки (приводить к должному действию)

  • Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля;
  • Периодически контролирует себя сам;
  • Постоянно контролирует себя сам

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

2 Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная
  • Заниженная
  • нормальная

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Анкета

по выявлению уровня самооценки обучающегося

(по Р. В. Овчаровой)

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознание участия обучающегося в освоении образовательной программы

  • интерес к занятиям продиктован извне;
  • интерес периодически поддерживается самим воспитанником;
  • интерес постоянно поддерживается воспитанником самостоятельно.

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Анкета

«Познавательные интересы обучающихся»

3. Поведенческие качества

1.Конфликтоность

Умение обучающегося контролировать себя в любой конфликтной ситуации

  • желание участвовать (активно) в конфликте (провоцировать конфликт)
  • сторонний наблюдатель
  • активное примирение

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

2.Тип сотрудничества

Умение ребёнка сотрудничать

  • не желание сотрудничать ( по принуждению)
  • желание сотрудничать (участие)
  • активное сотрудничество (проявляет инициативу)

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

4. Личностные достижения обучающегося

1 Участие во всех мероприятиях объединения, МБУДО «ЦДОД»

Степень и качество участия

  • не принимает участия
  • принимает участие с помощью педагога или родителей
  • самостоятельно выполняет работу

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Выполнение работы


Карта 2 (Ориентационные качества)

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

  1. 1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. 2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. 3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. 4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. 5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. 6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. 7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. 8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. 9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. 10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. 11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. 12.У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. 13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. 14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. 15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. 16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Для педагога

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

 (по Р.В. Овчаровой)

2 – да; – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

  1. 2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  2. 3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  3. 4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  4. 5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  5. 6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  6. 7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  7. 8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  8. 9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  9. 10. Убедительно могу доказать правоту.
  10. 11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  11. 12.У меня часто рождаются интересные идеи.
  12. 13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  13. 14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  14. 15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  15. 16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Для педагога

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.


Карта 2 (Ориентационные качества)

Анкета «Познавательные интересы обучающихся»

1. Вызывает ли у Вас интерес процесс обучения в творческом объединении? (1 ответ)

А) всегда интересно;  (в)

Б) чаще всего интересно;  (с)

В) никогда не вызывал интереса; (н)

2. Вы посещаете объединение потому, что…? (2 ответа)

А) самому очень интересно; (в)

Б) мама сказала посещать; (н)

В) потому, что его посещают мои друзья; (н)

Г) нравится преподаватель;  (с)

Д) нравится узнавать новое;  (в)                                          

Е) могу отдохнуть, расслабиться;  (с)

Ё) возможность общаться с друзьями; (с)   

Ж) нравится добиваться результата;  (в)

З) пригодится в жизни для будущей профессии; (в)

3. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует? (1 ответ)

А) выполняю задания  педагога, если интересная тема; (н)

Б) занимаюсь выбранным предметом только на занятии в ЦДОД; (с)

В)дополнительно занимаюсь выбранным предметом дома;  (в)


Карта 2

Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения

 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Карта 2 для ______ года обучения, группа №______ направление_____________________________

ФИО педагога___________________________________________

ФИ обучающегося

Организационно- волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Личностные достижения обучающегося

Средний балл

За год

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.

Карта 3

Карта 3 «Мониторинг реализации творческого потенциала обучающихся  МБУДО «ЦДОД»

Карта 3 для ______ года обучения, группа №______

ФИО педагога_________________________________

Дата

Ф.И.О. обучающегося, название коллектива

(кол-во участников)

Название мероприятия, результат

Внутри учреждения

Город

Область

Регион

Федерация