Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся 1 - 5 класса творческого коллектива детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир» ( руководитель О.А.Раева)

Раева Ольга Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для дополнительного образования через внеурочную деятельность обучающихся творческого коллектива детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир» МБУ ДО «Петровская ДШИ», направленная на развитие творческого  потенциала участников ансамбля.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося.

Для  современной  педагогики характерен поиск индивидуальных  подходов   к  учащимся. Этот  аспект  весьма  актуален  и при  выборе музыкального  инструмента  для  учащегося. Родство   русских  народных    инструментов позволяет  без  особых  сложностей  освоить  ряд  инструментов. Тембровое  многообразие   увлекает  учащихся, создаёт   новые,  благоприятные   условия   для формирования   творческой  личности.

Одним из главных условий для развития творческой активности и гармонически развитой личности является профессионализм  преподавателя, умело, грамотно, методически верно выстроенный  учебно-воспитательный  процесс, использование индивидуального  подхода  к  каждому  учащемуся.

Художественное воспитание как часть эстетического воспитания, формирует у детей способность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.

Коллективные формы  музицирования, такие как ансамбль, создают основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, способствует формированию гражданских и патриотических чувств. Помимо этого, участие в коллективных формах музицирования  открывает учащимся   перспективу участия в концертных  выступлениях и конкурсных мероприятиях,  давая тем самым возможность для их творческой самореализации.

Потребность  детей  в коллективном музицировании  не  всегда  реализуется на инструментах  родственных  им.

1. Участниками ИОМ являются: творческий коллектив детский ансамбль русских народных инструментов «Сувенир» МБУ ДО «Петровская ДШИ». Ансамбль был создан  в 2004г. За  это время  ансамбль постоянный  участник  концертных  выступлений  не  только  в Петровском районе, но и  в г. Мичуринске, г. Тамбове.  Это учащиеся отделения  народных инструментов, возраст воспитанников – 7-14 лет.   Состав ансамбля от 10 - 12 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iomraeva_o.a.docx110.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальные  бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Петровская  детская школа искусств»

Рассмотрено

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическом советом

Директор МБУ ДО

МБУ ДО «Петровская ДШИ»

«Петровская ДШИ»

Протокол  № ___от  «      » _____201__г.

_______________Е.А.Припадчева

Приказ №_________

от «      » _____________201__г.

Индивидуальный образовательный маршрут

обучающихся  1 - 5 класса

творческого коллектива

детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир»

( руководитель О.А.Раева)

        

        

Разработчик:

Раева Ольга Анатольевна

Преподаватель I квалификационной категории

отделения народных инструментов

МБУ ДО «Петровская ДШИ»

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для дополнительного образования через внеурочную деятельность обучающихся творческого коллектива детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир» МБУ ДО «Петровская ДШИ», направленная на развитие творческого  потенциала участников ансамбля.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося.

Для  современной  педагогики характерен поиск индивидуальных  подходов   к  учащимся. Этот  аспект  весьма  актуален  и при  выборе музыкального  инструмента  для  учащегося. Родство   русских  народных    инструментов позволяет  без  особых  сложностей  освоить  ряд  инструментов. Тембровое  многообразие   увлекает  учащихся, создаёт   новые,  благоприятные   условия   для формирования   творческой  личности.

Одним из главных условий для развития творческой активности и гармонически развитой личности является профессионализм  преподавателя, умело, грамотно, методически верно выстроенный  учебно-воспитательный  процесс, использование индивидуального  подхода  к  каждому  учащемуся.

Художественное воспитание как часть эстетического воспитания, формирует у детей способность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.

Коллективные формы  музицирования, такие как ансамбль, создают основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, способствует формированию гражданских и патриотических чувств. Помимо этого, участие в коллективных формах музицирования  открывает учащимся   перспективу участия в концертных  выступлениях и конкурсных мероприятиях,  давая тем самым возможность для их творческой самореализации.

Потребность  детей  в коллективном музицировании  не  всегда  реализуется на инструментах  родственных  им.

1. Участниками ИОМ являются: творческий коллектив детский ансамбль русских народных инструментов «Сувенир» МБУ ДО «Петровская ДШИ». Ансамбль был создан  в 2004г. За  это время  ансамбль постоянный  участник  концертных  выступлений  не  только  в Петровском районе, но и  в г. Мичуринске, г. Тамбове.  Это учащиеся отделения  народных инструментов, возраст воспитанников – 7-14 лет.   Состав ансамбля от 10 - 12 человек.

Состав ансамбля:

Домра – малая

Домра – альт

Балалайка – прима

Фортепиано

Аккордеон

Шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка)

Ансамбль является  участником областного фестиваля ансамблей и оркестров русских народных инструментов-2008г.,  межрегионального  фестиваля – конкурса детского и юношеского  творчества «Тамбовская  карусель - 2009г.», областного  конкурса ансамблей и оркестров русских народных  инструментов г.Тамбов - 2013г, II областного конкурса исполнителей на народных инструментах, посвящённый 100-летию Тамбовского колледжа искусств -2018г.

 Программа  ансамбля  включает в  себя  произведения  различные  по характеру, жанру, есть практика  аккомпанемента. Коллектив  постоянно находится в творческом  поиске, ставит перед  собой новые  задачи.

Цель: развить творческий потенциал и способности  обучающихся   через освоение   различных  инструментов оркестра русских народных инструментов на занятиях по коллективному музицированию  и путём вовлечения их в концертную деятельность.

Гипотеза: одновременное обучение на нескольких народных  инструментах  создаёт благоприятные условия для формирования личности, отвечающие  современным  требованиям: креативности, коммуникабельности, патриотизму.

Задачи:

  • проанализировать интересы детей в сфере народного музыкального искусства  с целью усиления мотивации для дальнейшего обучения,
  •  изучить методические подходы  к решению подобных педагогических проблем в сфере исполнительства на других музыкальных  инструментах,
  • сформировать условия для коллективной и творческой деятельности, а так же для воспитания ответственного отношения  и дисциплины,
  • подобрать репертуар  (аранжировок, переложений, разработок)  для ансамблевого музицирования с учётом индивидуального подхода  к исполнительскому составу и представляя конечную цель работы – концертное выступление,
  • познакомить с историей русских народных инструментов,
  • применить  и  закрепить  навыки  и знания, полученные   в   классе   по    специальности  на практике,
  • развить музыкальный, воспитать коллективную, творческую  и  исполнительскую  дисциплину.

Эти задачи решаются на основе определенного  репертуара  (аранжировок, переложений, разработок)  для ансамблевого музицирования с учётом индивидуального подхода  к исполнительскому составу и представляя конечную цель работы – концертное выступление, применения соответствующих методов и форм обучения.

Форма обучения:

  • индивидуальная;

  • ансамблевая .

Методы  музыкального воспитания:

•        наглядно-слуховой метод;

•        словесный метод;

•        наглядно-зрительный метод;

•        практический метод.

2. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для формирования и развития навыков ансамблевого музицирования у учащихся II-V классов отделения народных инструментов, предусматривает  контроль  усвоения  учебного материала  через  различные  формы  концертной  деятельности (участие в школьных концертах , отчетных концертах – в конце учебного года, конкурсах, фестивалях).

3. Этапы индивидуального  образовательного маршрута

I – начальный этап (I год обучения)

II – основной этап развития (II-III годы обучения)

III – этап саморазвития (IV- V годы обучения)

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый результат

Начальный этап

(I год обучения)

Цель: выявить индивидуальные интересы и творческие потребности на данном этапе

  • освоение музыкальной грамоты;
  • овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
  • приобретение навыков ансамблевой игры.

1. Развитие индивидуального интереса к  музыкальному искусству.

2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим творческие возможности.

3.Применение и закрепление навыков  и знаний, полученных  в классе  по специальности.

Этап развития

 (II-III годы обучения)

 Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации творческих способностей воспитанника.

  • дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
  • знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
  • знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры  в  записях  CD  и DWD.

1. .Участие в конкурсах.

2. Развитие творческих способностей, самооценки.

3.Развитие  музыкального вкуса  и воспитание коллективной  и творческой  дисциплины.

4.Сформировать   социальное  мировоззрение  и  обрести правильные  ориентиры   подрастающего  поколения  в области  культуры  и  искусства.

Этап саморазвития

(IV- V годы обучения)

Цель: содействовать выходу творческой деятельности воспитанника на новый, более высокий уровень

  • достигается исполнение репертуара повышенной сложности,
  • исполняются ведущие партии сводного состава ансамбля.

1. Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня.

2. Развитие креативности.

3.Приобщить детей к лучшим  образцам русской  народной  культуры.

4.Вовлечь  учащихся  в    активное   музицирование.  

4. Педагогические принципы ИОМ:

Индивидуальный образовательный маршрут построен с учетом целостного подхода к педагогическому процессу: где  используются  следующие педагогические принципы:

             5. Новизна данного ИОМ заключается в следующем:

  • курс обучения разделён на три этапа, что позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждого этапа и прогнозировать результат, а также  использовать более гибкий  подход при осуществлении работы, связанной с формированием ансамблевого коллектива;
  • процесс  формирования и развития творческих способностей   начат через вовлечение в коллективные формы музицирования (ансамбль русских народных инструментов) и протекает в тесной связи с индивидуальными формами работы, осуществляемыми в классе специального инструмента.

6. Учебно-тематический план

I ступень обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

I полугодие

II полугодие

1.

Вводная часть, выбор программы

0,5 часа

-

2.

Беседы, встречи, посещение концертов

2

3

3.

Разучивание партий на индивидуальных

занятиях

15

19

4.

Сводные репетиции (выработка основных

правил совместной игры)

16

18

5.

Концертная деятельность

3

3,5

6.

Итоговое занятие

2

2

7.

Всего

38,5

45,5


Содержание ИОМ

1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

3.Сводные репетиции. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.

5.Итоговое занятие. Участие в концерте отдела народных инструментов перед родителями и учащимися .

Прогнозируемый результат

В течение обучения по ИОМ «Ансамбль русских народных инструментов» учащиеся I ступени должны:

  • ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже в основном составе оркестра;
  • укрепить навыки чтения нот с листа;
  • быть собранными и внимательными на уроках;
  • уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
  • обладать навыками оркестровой игры.

В течение года учащиеся должны разучить  4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.

II ступень обучения

№  

п/п

Темы занятий

Количество часов

I полугодие

II полугодие

1.

Вводная часть, выбор программы

0,5 часа

-

2.

Беседы, встречи, посещение концертов

2

3

3.

Разучивание партий на индивидуальных

занятиях

15

19

4.

Сводные репетиции (выработка основных

правил совместной игры)

16

18

5.

Концертная деятельность

3

3,5

6.

Итоговое занятие

2

2

7.

Всего

38,5

45,5

Содержание ИОМ:

1.Вводное занятие. Повторение  и закрепление знаний, полученных ранее. Состав  народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.

3.Сводные репетиции. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.

5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся II ступени должны:

  • уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
  • творчески относиться к занятиям музыкой;
  • уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
  • овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
  • обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.

В течение года учащиеся должны разучить  4 произведений. В концертном варианте представить 2 номера.

Учебно-тематический план

III ступень обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

I полугодие

II полугодие

1.

Вводная часть, выбор программы

0,5 часа

-

2.

Беседы, встречи, посещение концертов

2

3

3.

Разучивание партий на индивидуальных

занятиях

15

19

4.

Сводные репетиции (выработка основных

правил совместной игры)

16

18

Концертная деятельность

3

3,5

6.

Итоговое занятие

2

2

7.

Всего

38,5

45,5

Содержание ИОМ:

1.Вводное занятие. Повторение  и закрепление знаний, полученных ранее. Состав  народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.

3.Сводные репетиции. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.

5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся III ступени должны:

  • уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
  • творчески относиться к занятиям музыкой;
  • уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
  • овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
  • обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.

В течение года учащиеся должны разучить  4 произведений. В концертном варианте представить 2-3 номера.

6. Способы оценки успехов творческого коллектива детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир»:

Публичные   выступления  коллектива  с   концертной  программой  подводят итог   его  работы и  дают возможность   учащимся  ощутить         результаты своего     учебного  и   творческого   труда.

 Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара ансамбля. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.

7. Работа с родителями

Концертную деятельность выступает как результат длительной, кропотливой работы; как форма оценки творческой деятельности  и как форма творческого самовыражения обучающихся и педагога.

 Внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность имеет важное значение для успешной результативности творческого процесса. Такая совместная деятельность преподавателя, учащихся и их родителей проявляется в:  

 •        участии в концертах, тематических классных часах;

•        посещении тематических лекций, музыкальных спектаклей, музеев, выставок с их последующим обсуждением;

•        участии в фестивалях и конкурсах детского творчества.

8. Репертуар творческого коллектива детского ансамбля русских народных инструментов «Сувенир».  Переложения пьес О.А.Раевой.

Примерная исполнительская программа.

  • З. Левина «Неваляшки»
  • М. Иорданский    «Песенка про чибиса»                    
  • Р.н.п. «Во саду ли в огороде»  
  • Г.Гладков «Песенка львёнка и черепашки». перел. О. Раевой
  • Ф.Лещинская  «Полька»перел.О.Раевой
  • Обр.О.А. Ахуновой  «Во сыром бору тропина»
  • Ч.н.п.  «Аннушка»
  • З. Буракова   Марш Бармалея
  • 3.  Л.Бекман   «В лесу родилась ёлочка»
  • М. Глинка  «Славься» из оперы «Иван Сусанин» обр. В.В.Андреева
  • Ж. П. Пьерпон «Бубенчики» перел. О. Раевой
  • В. Попонов  «Наигрыш» перел. О. Раевой
  • П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», перел. О.Раевой
  • Ю.Забутов  «Полька»
  • А. Доренский «Сельские зори»
  • Ю. Савельев «Настоящий друг» перел. О.Раевой
  • Р.н.п.  «Ай все кумушки домой»
  • С.Бланк  «Каравай» перел. О.Раевой
  •  Р. Шуман Солдатский марш»  
  • И. Лехтинен «Летка-енка» перел. О.Раевой
  • Г.Хейд  «Чарльстон»
  • С.Федоров «Лисий шаг», перел.О.Раевой
  • Г.Шишаков Импровизация на тему «В траве сидел кузнечик»

9. Используемая литература:

  • Б.М.Теплов–«Психология  музыкальных способностей», М., 1947.
  • Д.К.Кинарская – «Музыкальные  способности», М., 2004.
  • В.Г.Ражников – «Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении» Вопросы психологии, 1988.
  • В.В.Крюков  - «Музыкальная педагогика», Ростов на Дону,2002.
  • Т.Остюгова, А.Галембо, И.Гурков – «Рождение музыкальных инструментов», Л. «Музыка», 1986.
  • Н. Шахматов – «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов»,Л. 1985.
  • Сборник методических материалов -   «Совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах», составитель В.П.Саранин, Тамбов,1989.
  • «Лёгкие пьесы для детского оркестра народных инструментов»

/ сост.А.Комаров, Л. 1974.

  • «Пьесы для ансамблей р.н.и»./Сост. Н. Шелкова вып.3, Л.1984.
  • http://dshi6.aiq.ru/metodika/jashina.html - "Методические особенности организации коллективного музицирования в ДШИ".
  • http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/ - «Методические особенности организации коллективного музицирования (народные инструменты)».
  • http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ - Методическая разработка
  • «Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов»/сост.О.Раева.
  • http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ -  Методическая разработка
  • «Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов»/сост.О.Раева.