Дополнительная общеразвивающая программа "Музицирование" - "Фортепиано".

Ятманова Ирина Васильевна

Дополнительная общеразвивающая программа художественно -эстетической направленности "Музицирование" -"Фортепиано" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование".Срок реализации 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yatmanova_i.v_fortepiano_7_let.docx55.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Обсуждена на заседании           педагогического совета

протокол

№  21 дата 25.05.2016г.

                         

   

      УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБУ ДО  

      «Пуровская  ДШИ»  

       ______________Р.Е.Колтунов

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

МУЗИЦИРОВАНИЕ  «Фортепиано»

для обучающихся по программе

«Инструментальное музицирование»

срок реализации 7 лет

Составитель:

Ятманова И.В.

п. Пуровск 2016 г

Программа учебного предмета разработана на основе требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное музицирование».

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Пуровская ДШИ»

Разработчик:

Ятманова Ирина Васильевна, преподаватель первой  категории фортепианного отделения МБОУ ДОД  «Пуровская  ДШИ»

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Результат освоения программы;

- Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета «Музицирование»

-Сведения о затратах учебного времени

- Требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация:

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Рекомендуемые репертуарные сборники;

- Список методической литературы;

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музицирование» разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструментальное музицирование».

Срок обучения 7 лет.

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение различных видов музыкального творчества (подбор по слуху, чтение с листа, умение аккомпанировать, игра в ансамбле) с 3 по 7 класс.

В предмете «Музицирование» применяются и развиваются базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности.

Развитие навыков музицирования базируется на основе разнообразного репертуара, состоящего из лучших образцов народного песенного творчества, популярной современной детской вокальной и инструментальной музыки, музыки из кинофильмов, мюзиклов и т.д. Современное художественное образование имеет массовый характер, и в музыкальные школы приходят не только одаренные дети, но и дети со средними музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить навыки музицирования.

Именно поэтому, сегодня особенно актуальны поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах, получения реальных результатов обучения, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся и после окончания школы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании необходимых условий для реализации индивидуального подхода в обучении, формировании у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых как для художественно – эстетического воспитания.

 Программа составлена на основе Примерной программы по предмету «Музицирование» Е.А.Проняевой, Москва 2008 г.; Примерной программы по предмету «Музицирование»  Л.Б. Дьяковой, Москва 2006 г. и Комплексной программы Фортепиано, (промежуточная и итоговая аттестация, подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, импровизация, сочинение), составленной авторским коллективов преподавателей ДМШ им. В.А.Андреева г. Санкт – Петербурга, 2008 г.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации учебного предмета составляет пять лет (с 3 по 7 класс).

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

Цели и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально – творческих и пианистических способностей учащегося, приобретение музыкального опыта, знаний, умений и навыков, положительной мотивации к обучению в ДМШ.

Задачи обучения:

1.Формирование у обучающегося комплекса исполнительских навыков, необходимых для музицирования;

2.Совершенствование практических навыков посредством развития технических и художественных возможностей игры на фортепиано.

Образовательные:

развитие слуховых навыков

воспитание метроритмического чувства;

приобщение ученика к различным видам музыкального творчества;

расширение музыкального кругозора

Развивающие:

развитие пианистических способностей и технических навыков исполнительства,

воспитание таких личностных качеств, как активность, увлечённость;

развитие памяти, воображения, артистизма, музыкальности, индивидуальности.

Воспитательные:

формирование художественно – эстетического вкуса на лучших образцах народной, классической и современной вокальной и инструментальной музыки;

воспитание эмоционального отклика

Методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных фрагментов и всего произведения в целом);

осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

II. Содержание учебного предмета «Музицирование»

Сведения о затратах учебного времени

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музицирование»

Распределение по годам обучения

Класс

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34

Количество часов на занятия в неделю

0,5

0,5

1

1

1

Общее количество часов на занятия по годам

17

17

34

34

34

Общее количество часов на занятия

136

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником над освоением комплекса различных видов деятельности, которые включает предмет «Музицирование»:

1. Игра аккомпанемента

2. Игра (подбор) по слуху

3.Игра в ансамбле обработок детских песен, пьес популярной современной и классической музыки.

4. Чтение с листа

1 год обучения III класс

Теоретический материал.

Понятие музицирования. Строение музыкальной речи. Мотив, фраза, предложение. Понятие мелодии и аккомпанемента. Принципы повторности и квадратности в музыке. Главные ступени лада. Правила гармонизации мелодии. Бурдон, терции и квинты главных ступеней, сексты I и VII ступеней (изменение тонической квинты).

Практическая работа.

Подбор по слуху попевок и детских песен в пределах пятипальцевой позиции, в том числе в ансамбле с преподавателем (5 – 6), из них:

Игра в ансамбле с преподавателем (1 – 2);

Игра простейшего аккомпанемента;

Чтение с листа

Требования к контрольному уроку в конце 1-го полугодия:

 1.Чтение с листа

2.Игра в ансамбле с преподавателем.

 Требования к контрольному уроку в конце 2-го полугодия (май):

1.Исполнение простейшего  аккомпанемента на основе бурдонного баса или квинты (1);

2.Игра в ансамбле с преподавателем.

Примерный репертуарный список

«Ах ты, совушка – сова» детская песня.

«Белочка» детская песенка.

«Белка пела и плясала» словенская народная песня.

«Большой олень» французская народная песня.

«Василёк» детская песня.

Витлин В. «Серенькая кошечка»

«Во поле берёза стояла» русская народная песня.

«Дин – дон» детская песня.

«Два весёлых гуся» украинская народная песня.

«Два кота» польская песня.

Дональдсон В. «Чарльстон».

«Загадка» детская песня.

Игнатьева В. «Лепёшки»

«Калинка» русская народная песня.

«Каравай» русская народная песня.

«Как у наших у ворот» русская народная песня.

Кочурбина М. «Мишка с куклой».

«Колокольчики» американская песня.

Красев М. «Елочка», «Белые гуси».

Моцарт В. «Тема вариаций».

«Птичка» украинская народная песня.

«Про кошку» литовская народная песня.

Попатенко Т. «Снежный дом», «По грибы»

Раухвергер М. «Корова».

«Скок – поскок» русская народная песня.

Смирнова Н. «Хорошее настроение»

Спадавеккиа Г. «Добрый жук»

«Сулико» грузинская народная песня.

Томпсон Э. «Вальс гномов».

«Тень – тень» русская народная песня.

«Тонкая рябина» русская народная песня.

Филиппенко А. «Весёлый музыкант», «По малину в сад пойдём»», «Про лягушек и комара», «Цыплята».

Филярковский А. «Какой чудесный день!» (м/ф «Песенка мышонка»).

Шаинский В. «Песенка про кузнечика» (м/ф «Приключения Незнайки»).

Эрнесакс Г. «Звонок», «Паровоз».

«Я гуляю во дворе» детская песня.

И другие произведения соответствующего уровня сложности.

2 год обучения IV класс

Теоретический материал.

Правила гармонизации мелодии. Бурдон, терции и квинты главных ступеней, сексты I и VII ступеней (изменение тонической квинты).

Практическая работа.

Подбор по слуху и гармонизация детских песен на основе главных трезвучий лада (аккорды в основном виде) (5-6);

Игра  аккомпанемента..Аккомпанемент распределяется между двумя руками. Аккорды в обращении (1-2);

Игра в ансамбле с преподавателем легких переложений детских, народных песен, песен из мультфильмов (II партия) (2);

Чтение с листа.

Требования к контрольному уроку в конце 1-го полугодия:

 1.Чтение с листа

2.Игра в ансамбле с преподавателем.

 Требования к контрольному уроку в конце 2-го полугодия (май):

1.Исполнение  аккомпанемента любого вида на основе главных трезвучий лада (1);

2.Игра в ансамбле с преподавателем песни в лёгком переложении (1);

Примерный репертуарный список:

«Ах вы, сени мои, сени» русская народная песня.

«Ах, мой милый Августин» немецкая народная песня.

Блантер М. «Катюша».

«Возле дома огород» русская народная песня.

«Вот уж зимушка проходит» русская народная песня.

«Живёт моя отрада» русская народная песня.

«Жучка и кот» словенская народная песня.

Кикта В .«Слон и скрипочка».

«Как под горкой» русская народная песня.

Литовко В. «Весёлые лягушки»

«Мой костёр в тумане светит» русская народная песня.

«Ой, при лужку» русская народная песня.

Паулс Р. «Колыбельная», «Восковой Замок», «Птичка на ветке».

«По Дону гуляет казак молодой» русская народная песня.

Пьермонт Ж. «Весёлые колокольчики».

«Пряха» русская народная песня.

«Птичка» польская народная песня.

«Путаница» немецкая народная песня.

«Реве та стогне Днипр широкий» украинская народная песня.

Рыбников А «Романс «черепахи Тортиллы» (т/ф «Приключения Буратино».)

«Санта – лючия» неаполитанская народная песня.

 «Степь да степь кругом» русская народная песня.

Шмитц Л. «Принцесса танцует вальс».

Шишкин В. «Ночь светла».

Шаинский В. «Голубой вагон».

И другие произведения соответствующего уровня сложности.

3 год обучения V класс

Практическая работа.

Подбор по слуху аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием различных фактурных моделей (6-7); из них:

Игра аккомпанемента с иллюстратором(1-2);

Игра в ансамбле с преподавателем лёгких переложений популярной музыки (1 – 2);

Чтение с листа

Требования к контрольному уроку в конце 1-го полугодия:

1.Чтение с листа

2.Игра в ансамбле с преподавателем лёгких переложений популярной музыки -1.

Требования к контрольному уроку в конце 2-го полугодия:

1.Игра  аккомпанемента с иллюстратором.

 2.Игра в ансамбле. 

Примерный репертуарный список

Абаза В. «Утро туманное».

«Ах, Самара – городок» русская народная песня.

Варламов А. «На заре ты её не буди».

«Весна» армянская народная песня.

Высоцкий В. «Песня о друге» (к/ф «Вертикаль»).

«Выхожу один я на дорогу» русская народная песня.

Визбор Ю. «Солнышко лесное».

«Вот кто – то с горочки спустился» русская народная песня.

Гурилёв А. «Однозвучно гремит колокольчик».

Де Милано Ф. «Город золотой»

«Заиграй, моя волынка» русская народная песня.

Зацепин А. «Песенка о медведях» (к/ф «Кавказская пленница»).

Зубков И. «Школьная пора».

Иорданский М. «Летняя».

Калинников В. «Тень – тень»

Красев М. «Ландыш».

Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» (м/ф «Умка»), «Лесной олень» (к/ф «Ох, уж эта Настя»)

Крылатов С .«Зимняя сказка».

Куртис Э. «Вернись в Соренто».

Манчини Г. «Лунная река».

Минков М. «Дорогою добра» (т/ф «Приключение маленького Мука»).

Миляев В. «Приходит время».

Митяев О. «Как здорово!».

Паулс Р. «Красные цветы», «Золотая свадьба», «Листья жёлтые».

Пахмутова А. «Нежность».

Петров А. Вальс (к/ф «Берегись автомобиля»).

Потёмкин Б. «Наш сосед».

«Пчёлочка златая» русская народная песня.

Рамирес А. «Странники».

Родригес Х. «Кумпарсита».

«Сронила колечко» русская народная песня.

Табачников М. «У Чёрного моря».

«Там, за туманами» из репертуара группы «Любэ».

Таривердиев М. «Маленький принц» (к/ф «Пассажир с экватора»).

«Ты ж мэнэ пидманула» украинская народная песня».

Фельцман О. «Огромное небо».

Шварц И. «Ваше благородие» (к/ф «Белое солнце пустыни»).

И другие произведения соответствующего уровня сложности.

4 год обучения VI класс

Практическая работа.

Игра аккомпанемента произведений инструментальной или  вокальной музыки: песни народов мира, песни В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ж.Векерлена, русских композиторов начала 19 века (с иллюстратором (1);

Чтение с листа;

Игра в ансамбле с преподавателем;

Подбор по слуху мелодии с аккомпанементом. Подбор по слуху аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием новых гармонических формул: побочные трезвучия, септаккорды (6-7);

Требования к контрольному уроку в конце 1-го полугодия:

1.Чтение с листа

2.Игра в ансамбле с преподавателем.

Требования к контрольному уроку в конце 2-го полугодия(май):

1.Игра в ансамбле с преподавателем .

2.Игра аккомпанемента  произведения инструментальной или вокальной музыки (с иллюстратором) -1.

Примерный репертуарный список: 

Для подбора по слуху:

Гладков Г. «Я на солнышке лежу» (м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песенку»).

Детские песни «Козлик», «Птичка над моим окошком».

«Как у наших у ворот» русская народная песня.

Красев М. «Белочка».

Литовко Ю. «По малину».

Спадавеккиа А. «Добрый жук».

Струве Г. «Мы теперь ученики».

Паулс Р. «Сонная песенка».

Потапенко Т. «Скворушка прощается».

 «Там, вдали, за рекой» русская народная песня.

Чичков Ю. «Родная песенка».

Шаинский В. «Всё мы делим пополам», «Пропала собака».

Игра аккомпанемента:

Бетховен Л. «Сурок».

Брамс И. «Петрушка»,  «Божья коровка».

Крылатов Е. «Ласточка».

Немецкая народная песня «Дикая роза» обр. И.Брамса.

Поплянова Е. «Слон и скрипочка»,  «Кузнечик»,  «Солнечные зайчики».

Поплянова Е. «Песенка про утят».

Русские народные песни в обработке А.Гурилёва «Ты поди моя коровушка домой», «Ивушка».

Савельев Б. «Если добрый ты»,  «Неприятность эту мы переживём».

Чичков Ю. «Котята», «Из чего же, из чего же?».

Шаинский В. «Песенка туристов», «Улыбка».

Шуберт Ф. «Дикая роза».

Шуман Р. «Мотылёк».

И другие произведения соответствующего уровня сложности.

5 год обучения VII класс

Практическая работа. 

Игра гармонических оборотов в пройденных тональностях . Примерная сложность: T-II-D-T; T-VI-II-D-T;T-III-S-T; t-VII-S-t; t-S-t-VII-t.

Подбор по слуху знакомой песни.

Выучивание аккомпанемента автора.

Игра  аккомпанемента песен современных композиторов, классической инструментальной или вокальной музыки (с иллюстратором).

Чтение с листа. 

Требования к зачёту  в конце 2-го полугодия (май)

1.Игра  аккомпанемента произведений и песен современных композиторов, классической вокальной или инструментальной музыки (с иллюстратором). 

2.Игра в ансамбле.

Примерный репертуарный список: 

Для подбора по слуху:

Гладков Г. «Песенка друзей».

Никитин С. «Александра» (из к/ф «Москва слезам не верит»).

Лебедев В. «Песня гардемаринов» (из к/ф «Гардемарины, вперёд»).

Паулс Р. «Выйди, солнышко».

«Ой, вставала я ранёшенько» русская народная песня.

«Ходила младёшенька» русская народная песня.

Чичков Ю. «Самая счастливая».

Шаинский В. «Когда мои друзья со мной», «Чунга - чанга».

Игра с аккомпанементом:

Бетховен Л. «Малиновка».

Векерлен Ж. «Ах, зачем я не лужайка».

Глинка М. «Не щебчи, соловейку».

Григ Э. Детская песенка.

Гурилёв А. «Домик- крошечка», «Радость- душечка».

Крылатов Е. «Прекрасное далёко» (из к/ф «Гостья из будущего»).

Моцарт В. «Детские игры».

Немецкая народная песня «Спящая красавица» обр. И.Брамса.

Поплянова Е.  «Дождик».

Русские народные песни в обработке А.Гурилёва «Как у нас во садочке», «Возле речки, возле моста».

Хренников Т. «Колыбельная Светланы» (из к/ф «Гусарская баллада»).

Шаинский В. «Песенка мамонтёнка».

Шуберт Ф. «Колыбельная».

Шуман Р. «Вечерняя звезда».

И другие произведения соответствующего уровня сложности.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музицирование», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

Подбирать по слуху понравившиеся мелодии с аккомпанементом;

Уметь аккомпанировать;

Играть в ансамбле с преподавателем понравившуюся мелодию;

Читать с листа.

IV. Формы и методы контроля.

Формой проведения промежуточной аттестации с 3-го по 6-ой класс в конце каждого полугодия по предмету «Музицирование» является контрольный урок. В 7-ом классе –зачёт с оценкой в аттестат.

Критерии оценки

По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Критерии оценивания выступления:

5 «отлично»

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4 «хорошо»

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 «удовлетворительно» исполнение с большим количеством недочётов

2 «неудовлетворительно» комплекс серьёзных недостатков

 «зачёт» (без отметки) отражает недостаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе. В работе с учащимися необходимо следовать дидактическим принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.

Весь процесс обучения строится с учётом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемые репертуарные сборники:

Барсукова С. А. Веселые нотки 1 класс (сборник для фортепиано). Ростов – на - Дону, 2006

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Части 4-6. СПб.: Композитор, 1997, 1998.

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Часть 1. СПб.: Композитор, 1995.

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Часть 2,3. СПб.: Композитор, 1996.

Буратино за фортепиано. Популярные детские песни в самом лёгком переложении «Композитор» СПб 2009.

Воспоминания старого рояля.  Тетрадь 2. Челябинск, 2005

Воспоминания старого рояля. Тетрадь 1. Челябинск, 2005

Воспоминания старого рояля. Тетрадь 3. Челябинск, 2005

Воспоминания старого рояля. Тетрадь 4. Челябинск, 2005

Геталова О. Обученье без мученья  Композитор СПб 2008.

Геталова О. Визнова И. В музыку с радостью. Хрестоматия для фортепиано. СПб.: Композитор,2011

Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. СПб. Композитор, 2001.

Иванова О. Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Ростов – на- Дону, 2006

Игнатьев В. Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста. Часть 2. М., 1989

Игнатьев В. Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста. Выпуск 1. М., 1986

Королькова И. Крохе- музыканту (часть 2). Ростов – на - Дону, 2006

Моцарт В. Избранные песни. М.,2004

Нестерова С. Смешные этюды для маленьких пианистов. СПб.: Композитор, 2002.

Поплянова Е. Азбука, которую можно петь. Челябинск,2011

Поплянова Е. Азбука, которую можно петь. Челябинск,2011

Поплянова Е. День Ромашки. Песни для детей.  Челябинск,2009

Поплянова Е. День Ромашки. Песни для детей.  Челябинск,2009

Поплянова Е. Души открытое окно. Музыкально – поэтический альбом для голоса в сопровождении фортепиано. Часть 2. Челябинск,2011

Поплянова Е. Наиграл сверчок. Пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования. Часть 1. Челябинск,2005

Поплянова Е. Наиграл сверчок. Пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования. Часть 1. Челябинск,2005

Поплянова Е. Наиграл сверчок. Пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования. Часть 2. Челябинск,2005

Поплянова Е. Наиграл сверчок. Пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования. Часть 1. Челябинск,2005

Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Песни на стихи Шилова Н.  Челябинск,2011

Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Песни на стихи Шилова Н.  Челябинск,2011

Смирнова Т. И. Инструментальный курс. Фортепиано тетрадь №6. М., 1994

Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №10. М., 1994

Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №12. М., 1995

Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №13, 2 выпуск. М., 1995

Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №13. М., 1995

Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №9. М., 1994

Таривердиев В.Г. Семнадцать мгновений весны. Челябинск, 2006.

Туманов. Песни о России. М.,2002

Чичков, Простые песенки. М.,1991

Шуберт Ф. Избранные песни. М.,2002

А так же сборники романсов и песен А.Варламова, А.Гурилёва, Булахова и друг.

Список методической литературы:

Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л., 1969.

Баренбойм Л., Брянская Ф. «Путь к музицированию» Л. Советский композитор. 1981.

Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять», творческие тетради I. II. II. IV. V «Композитор» СПб. 2002.

Грохотова С.В. «Как научить играть на рояле» «Классика XXI» 2005.

Кузнецов В., Артемьева О. «Подбираю на рояле». Практический курс гармонии для младших классов ДМШ, учебное пособие «Композитор» СПб 2009 г.

Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков» при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ». М. «Музыка» 1975.

Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» М .«Музыка» 2004.

Смирнова Т. «Фортепиано. Интенсивный курс» Методическое пособие, М. ЦСДК», 1997.

Соколова А. «Обученье с увлеченьем» М. «Мелограф», 1999.

Соколов Ф. «Музыкальный конструктор» пособие для музыкального творчества детей» «Композитор» СПб .2009.

Тургенева Э., Малюков А. «Пианист – фантазёр» № 1. 2 М «Советский композитор» 1988.

Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» Москва.

Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки. Учебное пособие для ДМШ. Ростов – на – Дону: Феникс,2008.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Уфа, 2009

Шайхутдинова Д.И. Основы импровизации и подбор аккомпанемента. Учебное пособие для учащихся музыкальных школ. Ростов – на – Дону: Феникс,2008

Ядова И. «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано» Вып. 1, 2 с аудиоприложением. СПб «Композитор, 2005.