Семинар – практикум на тему: «Интегрированный подход как средство повышения активности обучающихся на занятиях изобразительной деятельности и музыки.»

Тренина Марина

Интегрированное занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx19.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей».

Верхнеуфалейский городской округ.

                                        Подготовили: Гранкова О. Г.- педагог доп. образования.

                                                                    Тренина М. Н.- педагог доп. образования.

Семинар – практикум на тему:

«Интегрированный подход  как  средство повышения активности

обучающихся на занятиях изобразительной деятельности и музыки.»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции.

Задачи.

1.Познакомить педагогов с интегрированным подходом к организации образовательного процесса.

2.Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства.

План семинара:

1.Теоретическая часть.

1.1.Просмотр презентации ««Интегрированный подход  как  средство повышения активности  обучающихся на занятиях изобразительной деятельности и музыки.»

2. Практическая часть.

2.1.Открытый просмотр интегрированного занятия.

2.2.Обсуждение и анализ занятия.

3. Рефлексия.

Участники: педагоги дополнительного образования.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация.

Ход.

1.Теоретическая часть.

Просмотр презентации.

 Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью пересматривается содержание образования, создаются новые учебные планы, программы совершенствуются методы и формы организации обучения.    Интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагога и обучающегося.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям законамерен: на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, у детей единая целостная картина мира, не раздробленная на рисование, пение, литературу.

Актуальность проведения интегрированных занятий.

1.Мир, окружающий детей, познаётся ими в его многообразии и единстве.

2.Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.

3.Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.

4.Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.

5.Интегрированные занятия позволяют детям реализовать свои творческие способности: он сочиняют, фантазируют, думают.

6.Интеграция даёт возможность для самореализации педагогов.

Интеграция – это взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Формы интеграции.

1.Интегрированный курс – объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.

2.Интегрированное занятие– наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.

3.Интегрированный фрагмент занятия – использование интеграции не на всём занятии, а только на каком-либо этапе.

Виды интеграции.

1.Проблемная интеграция (предполагает обращение на занятии или на ряде занятий к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления).

2.Тематическая интеграция (создаётся общей темой занятия, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам).

3.Межпредметная интеграция ( в рамках занятия сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК; музыка и литература;

музыка и изо).

Цели интегрированного занятия.

1.Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся на основе интеграции разных предметов.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи интегрированного занятия.

1. Повышение мотивации учебной деятельности за счёт создания нестандартной формы урока ( это необычно, значит интересно).

2.Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями:

сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.).

3. Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Интегрированное  занятие требует от педагога дополнительной подготовки и профессионализма, педагог должен учитывать:

  1. Цель занятия.
  2. Подбор объектов, то есть источников информации.
  3. Определение системообразующего фактора, то есть нахождение основания для объединения разнопредметной информации.
  4. Создание новой структуры курса.
  5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Большой плюс, если занятие проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности (физкультминутки, театрализованные и подвижные игры).

Примерная структура интегрированного занятия.

1.Вступление (цель, задачи урока).

2.Основная часть (содержание учебного материала).

З. Заключение (рефлексия, оценивание работы обучающихся, определение домашнего задания).

В дополнительном образовании часто используется межпредметная интеграция. При изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат.

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагогов разных объединений. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов.

2. Практическая часть.

Просмотр открытого интегрированного занятия на тему: «Знакомство с творчеством композитора Владимира Шаинского» (музыка и изобразительное творчество).

Обсуждение и анализ проведённого занятия (структура, время, соответствие

возрасту, доступность, интеграция каких областей, методы и приёмы).

Блиц – опрос.

  1. Что такое интеграция?
  2. К какому виду интеграции относится проведённое занятие?
  3. К какой форме интеграции относится проведённое занятие?
  4. В чём заключается актуальность интегрированных занятий?

Задание для педагогов.  Поделившись на пары, составьте примерный конспект интегрированного занятия.

3.Заключительная часть.

Таким образом, интегрированные  занятия  способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; развивают потенциал обучающихся,

побуждают к активному познанию окружающего мира, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей. В результате можно сделать вывод о широких возможностях и эффективности интегрированного подхода к обучению в системе дополнительного образования.

Литература.

  1. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
  2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Ленинград, 1990.