Методические разработки для учителя музыки. Мультимедийный комплект для преподавания уроков музыки в современной школе.

Наталья Игнатенко

Учебные программы по  предмету "Музыка" для начальной школы, учебные программы по предмету " Музыка"  для 5-7 классов, учебные программы по интегрированному курсу "Искусство" для 8-9 классов.

Комплект презентаций к урокам музыки для 1-4 классов.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по предмету "Музыка. 4 класс"

 на 2019-2020 учебный год для 4 «Г» класса.

п/п

дата

Содержание

Название разделов, тем уроков , тип урока.

Кол-во ча-сов

Элементы

содержания

УУД

Виды контроля

Результаты деятельности

План

Фа

кт

Лич-

ност-

ные

Регуля

тив-

ные

Комму-

никатв-

ные

Позна-

ватель-

ные

Начальный

Промежуточн.

Итоговый

Личност

ные

Метапред-метные

Предмет

ные

I четверть.( 9 часов)

1.

5.09

Раздел 1.                                        Россия – Родина моя.

Тема урока: Мелодия. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». 

Вводный урок.

Сообщение и усвоение новых знаний

3

1

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки  Воронежской области («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Дополнительный краеведческий материал:

Знакомство с песней Воронежской области.

Л. и К. – Размышлять об  отечественной музыке, ее характере, средствах выразительности.

Р. – анализ и оценка успешности достижения поставленной цели.

П. – Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России.

Исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений.

Разучивание и исполнение предлагаемых произведений.

Личные наблюдения учите

ля, ответы на вопросы.

Л. – эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформи-рован ность эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально – личностном отношении к музыке.

М. – наблюдать за разнооб-разными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами композитор-ской и народной  музыки

П. – Знать/понимать: название изученного произве-дения и автора, выразитель-ность и изобразительность музыкальной интонации,

названия изученных жанров.

2.

12.09

Тема урока:

Как сложили песню. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» 

Расширение   и углубление знаний.

1

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень».

Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Дополнительный краеведческий материал:

Частушки -особый жанр народного творчества . "Королева частушек " -М.Н.Мордасова.

Л. и К. -Размышлять об  отечественной музыке, ее характере, средствах выразительности.

Составления рассказа по картине.

Р.- анализ и оценка своих действий с целью  успешности достижения поставленной задачи.

П.-Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Составить схему-классификатор жанров народной музыки.

Исполнять частушки в характере.

Устный контроль, Слушание и исполнение  музыки. Интонационно-образный анализ.

П.-Знать/понимать:  Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, частушки. Понимать  интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. 

Исполнять Воронежские народные песни  о родном крае. 

Л.-  продемонстрировать               личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью.

М.- наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы и живописи.

3.

19.09

Тема урока:

«Я пойду по полю белому..» На великий праздник собралась Русь!

Расширение   и углубление знаний.

1

Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в композиторской и народной музыке.

Дополнительный краеведческий материал:

 Патриотические  песни  Воронежского края. 

Муз. Ю. Воронцова, сл. Кубанева «Наш песенный  край».

Фрагмент х/ф «Хор Пятницкого»

Л. - принять активное участие в коллективной деятельности.

К. - выражать свое эмоциональное отношение  к музыкальным произведениям в устных размышлениях.

Р.- предположение какой может быть музыка по названию, стихам.

П.- определять жанры вокальной музыки.

Подбирать ассоциативный ряд художественным произведениям различных видов искусств.

Находить из текста фрагменты, подтверждающие мысль.

Графически изобразить мелодическую линию.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ музыкального произведения               Хоровое пение.

Исполнение мелодии с ориентацией на нотную запись

П.- Знать жанры народных песен. Уметь определть отличия  народной  и композиторской  музыки , знать имена композиторов, их жизнь и творчество.

Уметь определять жанр композиторской музыки, знать определение кантаты, оперы.

Знать песни Воронежского края.

Л.-  .уметь выразить свое отношение к музыке, объяснить свои  эмоции.

М.- Уметь анализировать , выделять главную мысль, идею произведения.

Находить общность в различных видах искусств.

4.

26.09

Раздел 2. О России петь -что стремиться в храм

Тема урока:

Святые земли Русской. Илья Муромец

Сообщение и усвоение новых знаний. 

1

1

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота» М.П.Мусоргский,

 «Богатырская симфония» А.Бородин.

Дополнительный  краеведческий материал:

Святые Воронжксой земли:

Информационно -исследовательский  проект учащихся  в форме сообщений, презентаций.

Л. и К. - Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений.                              

Р.- – исследовать значение слова для воплощения музыкальных образов.

П.- Сравнивать музыкальные образы народных и  церковных праздников.

Найти в тексте слова , подтверждающие главную мысль.

Найти отличия ,"стихиры" от   "стихотворения ", опираясь на тезаурус .

П.-Знать/понимать: 

народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного, духовного  и профессиональ-ногомузыкального творчества.

Л.-  развитость чувства эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравствен-ной отзывчивости на основе развития способ-ности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

М.- Уметь сравнивать , оценивать , выделять главную мысль, подтверждая словами из текста.

5.

3.10

Раздел 3. «День, полный событий».

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..»

Сообщение и усвоение новых знаний.

5

1

Интонация  как  внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.

Лирика в поэзии А.С.Пушкина,

в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Л. и К. - Выражать свое отношение к произведениям разных видов искусств. Используя  эпитеты составить рассказ.

Работая в группе сочинить четверостишие  в стиле Пушкинской поэзии.

Доказывать свю точку зрения, оприраясь на текст.

Р.- оценить свою работу.

П.- Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина.

Уметь определять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Подбирать эпитеты , опираясь на эмоциональный словарь.

П.-Знать/понимать: 

Определение лирики в искусстве, называть примеры произведений , авторов. Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке

Л.-   готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности литературы и музыки.

М.- Уметь работать с разными источниками информации, развивать навыки исследователь-ской деятельности.

наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы, живописи.

6.

10.10

Тема урока: 

"Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

Расширение   и углубление знаний.

1

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Л. и К. -Выразить свое отношение к музыке, литературному произведению.

Составь ряд вопросов для одноклассников.

Работай в паре.

Р.- Планирование, предположение ответов.

П.- Понимать особенности построения ( формы ) музыкальных и литературных произведений..Соотнеси музыкальный фрагмент с поэтическим текстом.

Изобрази графически мелодическую линию.

Выбери из предложенных партитур  соответствующую данному  музыкальному фрагменту/ поэтическому эпизоду.

П.-Знать/понимать:  Содержание  литературного произведения, либретто и структуру  оперы.

Определять музыкальные фрагменты по их интонационно-образному строю. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных  произведениях.

Л.-  Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, сравнивая их с поступками пушкинских героев.

М.- Анализировать, сравнивать, выделять главное ,  наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

7.

17.10

Тема урока:

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Расширение   и углубление знаний.

1

Народная и композиторская музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества.

Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Л.. - эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

Р.- составить план анализа произведения.

П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов

П.- Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах

Л.-Эмоционально исполнять музыкальные произведения;  

М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

8.

24.10

Тема урока:

«Приют, сияньем муз одетый…».

Расширение   и углубление знаний.

1

Выразительность и изобразительность в музыке.   Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Дополн. краеведческий материал

Музыкально-поэтические образы в творчестве Кольцова и Никитина.

Л. и К -Участвовать  в коллективном творчестве процессе. Выражать свое отношение через устное размышление

Р.- оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректи-ровать ее.

П.- Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей ;

выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование) ;выступать в роли слушателей, критиков.

П.-:  Названия изученных произведений  и их авторов.

Знать средства музыкалной выразительности  и изобразит.

Определять вокальные жанры, знать отличительные признаки романса.                              

Л.- Передавать собственные музыкаль-ные впечатления. с помощью различных видов музыкально-творческой деятель-ности.

М.- Анализировать, выделять главную мысль, замысел произведения.

Знать общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза», «романс», «дуэт».

9.

31.10

Тема урока:

Обобщающий  урок                       1 четверти.

Обобщение, повторение знаний

1

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Дополнительный краеведческий материал: 

Исполнение народных и композиторских песен Воронежской области.

Л.-проявлять личностное отношение,эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края.

К. - Презентация сообщений

П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Л.-  готовность к  участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

П.- Знать/ понимать: разнообразие жанров вокальной музыки,

названия изученных произведений и их авторов.                        Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование,)Уметь отличать и находить общность  композиторской  и народной музыки.

10.

14.11

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: Композитор – имя ему народ.

Сообщение и усвоение новых знаний.

2

1

Народная и композиторская музыка  разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Воронежская

 Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

К. и Р. - Предположить и выразить в размышлениях о бытовании музыкальных инструментов на Кавказе.

Дать характеристику музыки разных стран  мира.

П.- Различать тембры народных инструментов и оркестров.                   Определять жанры народной музыки. Исследовать историю создания народных инструментов на примере лучших образцов славянской и кавказской музыки.

П.-Знать/понимать:  продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров. Определять национальную принадлежность музыки,ее разнообразие.

Передавать сходства и разлтчия  музыки разных стран мира.

Л.-  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;.

М.- продемонстрировать понимание интонационно-образной  природы мирового народного музыкального искусства .

11.

21.11

Тема урока: Оркестр рус-ских народных инструментов. «Музыкант – чародей» .

Расширение   и углубление знаний.

1

Музыкальные инструменты. Разнообразие  Оркестров  русских народных инструментов.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Дополнительный краеведческий материал:

Воронежский Оркестр народных инструментов.

Л. и К. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края.

П.-и Р. -Различать тембры народных инструментов и оркестров.                   Определять жанры народной музыки.

Исследовать  историю создания народных инструментов.

Составление схемы народного оркестра.

П.- Знать/понимать: изученные музыкальные  литературные  сочиненияи о музыкальных народных инструментах :

Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров

Л.-  сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

М.- Находить сходства иотличия во всем многообразии музыкальных интструментов народов мира. Уметь систематизировать, составить таблицу

12.

28.11

Раздел 5:      «В концертном зале»

Тема урока:

Музыкальные инструмен-ты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо.

Сообщение и усвоение новых знаний

5

1

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Дополнительный краеведческий материал:

Концертные залы в Воронеже.

Музыканты -виртуозы.

Л. и К. – Самостоятельно, по образцу , составить афишу концерта.

П. и  К.- Выразить свое отношение к известным композиторам, исполнителям  прошлого. Определять и соотносить различные по смыслу интонации  на слух, по нотному письму, графическому изображению.

Выполнить иллюстрацию музыкального инструмента по выбору.

П.-Знать/понимать:  Определение "ноктюрн", "рококо".

Уметь определить жанр музыкального произведения, знать название, автора.

Уметь определить состав исполнителей,жанровую принадлежность.

Л.-  Выражать свое отношение к  музыкальному произведению, определять главную идею, замысел , определять  роль музыки в жизни человека .

М.- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении

13.

5.12

Тема урока: 

"Старый замок».                     Счастье в сирени живет…

Расширение   и углубление знаний.

1

 Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Выразительность и изобразительность в музыке.

Л. и К. - эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

П.и  Р.- Наблюдать за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Знакомство с творчеством Мусоргского, историей создания сюиты.

Предположить, какую историческую эпоху изображает  композитор в пьесе.

П.-Знать/понимать:  названия изученных жанров и форм музыки: Сюита , пьеса, романс. определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

Л.- ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения

М.- Уметь анализировать,находить сходство и различие .

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.

14.

12.12

Тема урока: 

Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…

Расширение   и углубление знаний.

1

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Л. и К. - Выразить свое отношение к музыке в письменном размышлении.

П.- Р  Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. 

Усвоить понятие "мазурка", "вальс", "полонез".

.- подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.

соотносить графическую запись музыки с её  жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.

Л.-  ориентированность в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

М. –осознавать значимость музыкального искусства в жизни человека.

П.-Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки : одночастные, двух-трех-частные, вариационная форма.Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание с интонацией.

15.

19.12

Тема урока: "Патетическая"соната. Годы странствий.

Расширение   и углубление знаний.

1

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

П.- Исследовать  жизнь и творчество Бетховена.

Взаимовлияние судьбы человека на творчество.

Наблюдать за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Л. и К. - Осуществлять совместную деятельность, вести диалог , отвечать на вопросы, выразить свое отношение к произведению.

Р.- Спланировать рассказ о жизни и творчестве композитора.

П.-Знать/понимать:  выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

названия изучаемых жанров и форм музыки; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

Л.-  Формирование мировоззрения, стремление к познанию мира через музыкальное искусство.

М.- – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы

16.

26.12

Тема урока: Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти.

Обобщение, повторение знаний

1

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Дополнительный краеведческий материал:

Концерты Воронежского Симфонического оркестра. Слушание дополнительного краеведческого музыкального материала. Сообщения учащихся на тему « Край Воронежский -край песенный», «Музыкальная жизнь родного города».

П.и  Р.-

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания . планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание импровизаций, оценка своей творческой дея-тельности..

Л. и К. -

понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.                                        

.

П.-Знать/понимать:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства.

М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы

17.

Раздел 3: «День, полный событий».

Тема урока: Зимнее утро. Зимний вечер.

Сообщение и усвоение новых знаний.

1

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальное  прочтение стихотворения  А.Пушкина,  Музыкальные произведения для слушания:

 пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского,  

русская народная песня «Зимняя дорога» в исполнении хора,

Романс  В.Шебалина «Зимняя дорога».

Л. И К. – понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.                                        

Р.- воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов –классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

П.- Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина.

формирование интереса к  музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

П.-Знать/понимать:  названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, пьеса); выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Л.-  . высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений,

М.- наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

18.

Раздел 6 :

В музыкаль-ном театре.

Тема урока: Опера «Иван Сусанин».

Расширение   и углубление знаний.

6

1

Песенность, танцевальность, маршевость в опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. 

«Бал в замке польского короля»,

«За Русь все стеной стоим».

Л. и К. - владение умениями совместной  деятельностью и координации деятельности с другими  её участниками.  Познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе,  к людям, их обычаям, традициям.                                                            

Р.- воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов –классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

П.- Понимать особенности построения ( формы ) музыкальных и литературных произведений.

Л. – оценивать свою творческую деятельность. Уметь размышлять.

М.в процессе сценического действия интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. В том числе предлагать собственный исполнительский план.

П.-Знать/ понимать: названия изученных жанров  музыки: опера, либретто, ария,каватина.

 Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование.)

19.

Тема урока: Опера «Иван Сусанин».

Расширение  и углубление знаний

1

«Сцена в лесу».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Л.- Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций)  в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку исторического содержания .  

П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.                                                          

П.-Знать/ понимать: названия изученных жанров  музыки; опера, ария, картина, декорации . Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

М. – умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

Л.-Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки.

20.

Опера М.Мусоргского «Хованщина».

 Расширение  и углубление знаний

1

«Исходила младешенька» Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

П. и .К.- Понимать особенности построения формы  музыкальных и литературных произведений. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Р.- осуществление контроля и коррекции в коллективном,  ансамблевом и индивидуальном творчестве.

П.-Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.               Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение

М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

Л. и П. – готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки.

21

Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

П. и К.-Понимать особенности построения формы  музыкальных и литературных произведений.

Исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений.

Р. –анализ и оценка успешности достижения поставленной цели.

Л. и К. – готовность к участию в совместной деятельности по озвучиванию предлагаемых картин, размышлять о новом музыкальном произведении, высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа.

П. – понимать выражение «живописная музыка» и «музыкальная живопись», усвоить понятие «орнаментальная мелодика».

 Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей;

Л.- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

22.

Тема урока: Балет «Петрушка».

Расширение  и углубление знаний

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном  стиле.                                                                                                                                                               

П.-Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические  особенности музыкальных  произведений.

П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

П.-Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).

Л.-Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

М.- иметь представление о народной музыке, и роли в жизни человека.

23.

Тема урока: Театр музыкальной комедии.

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных произведений.

Выполнять элементы инсценировки в ролевой игре.

Знать/понимать: Смысл понятий :Мюзикл, оперетта Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

24

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Тема урока:

Мастерство исполнителя.

Сообщение и усвоение новых знаний

2

1

Многообразие жанров музыки. Вдохновение и мастерство композиторов и исполнителей  разных эпох. " Шутка" И.С.Баха, "Симфония соль минор" В.А.Моцарта, "Патетическая соната" Л.В.Бетховена. "Болтунья" С.С.Прокофьева.                                                                                                                                        

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Знать/понимать: названия изученных жанров;  опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.                       Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

25

Музыкальные инструменты. Гитара.

Расширение  и углубление знаний.

1

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).                                  

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий: тембровая окраска, авторская песня. .Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;продемонстри-ровать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

26

Обобщающий  урок 3 четверти.  

Обобщающий  урок 3 четверти.  

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3   четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

К.-Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации,

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

27

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» .

Тема урока:

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Сообщение и усвоение новых знаний

3

1

«Ангел вопияше». 

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

 Уметь определять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Знать/понимать: понятие духовной музыки, молитва, тропарь, величание, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произве-дений и их авторов;

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки.

28

Тема урока:

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Расширение и углубление знаний

1

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  С.Рахманинов).

Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений.                              

Сравнивать музыкаль-ные образы народных и  церковных праздников

Знать/понимать: жанры народных песен, славянских песнопений народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.                           Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполни-тельской деятельности.

29

Тема урока:

Кирилл и Мефодий- Святые земли Русской.

1

Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений.                              

Сравнивать музыкальные образы народных и  церковных праздников

Знать/понимать: гимн, величание  названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.                       Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

30

Раздел 4.

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

Тема урока:

Народные праздники. «Троица

Расширение и углубление знаний

1

1

Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

31

  Раздел 7.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» . 

Тема урока:

Служенье муз не терпит суеты.

Расширение и углубление знаний

5

1

Музыкальный жанр: прелюдия.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Произведения композиторов-классиков( С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова, Ф.Шопена) и мастерство известных исполнителей (.С.Рихтер, С.Лемешев, И.Козловский, М.Растропович).

Узнавать музыку , называть имена выдающихся композиторов разных стран мира. Личностно оценивать музыку. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Оценивать свою творческую деятельность

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др

32

Тема урока:

Исповедь души .

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

33

В интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Оценивать свою творческую деятельность. Личностно оценивать музыку. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности.

34

Тема урока:

Музыкальный сказочник

Расширение и углубление знаний

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий – симфоническая картина.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образ-ной природы музы-кального искусства, взаимосвязи вырази-тельности и изобрази-тельности в музыке, многозначности музыкальной речи

35

Симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке».

 Обобщающий урок 4 четверти.

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

   Обобщающий урок 4 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; исполнять музыкаль-ные произведения .

5 класс

дата

Содержание

Кол-во

часов

Элементы

содержания

УУД

Виды контро

ля

Результаты деятельности

Пл

ан

Фа

кт

Лич

ност

ные

Регуля

тив

ные

Комму

никатив

ные

Позна

ватель

ные

Начальный

Промежут.

Итог.

Личност

ные

Метапредмет

ные

Предмет

ные

Тема I полугодия «Музыка и литература».

I четверть.

1

Что роднит музыку с литературой?

А.Александров, сл. Н.Михалкова «Гимн России»

И.Хрисаниди, сл. Катанова «Родина»

И.Тургенев стихотворение в прозе «Деревня»

М.Дунаевский «Непогода»

Л. и К. – размышлять об общности жизненных истоков музыки литературы.  

Р. – анализ и оценка успешности достижения поставленной цели.

П. – исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений.

Личные наблюде

ния учите

ля, ответы на вопросы.

Учебник стр. 6-9.

Выполнение д/з из творческой тетради

Стр. 4-5.

Л. – осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе. 

 

М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

П. – понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

2

Что я знаю о песне?

Рнп «Во поле береза стояла»

«Со вьюном я хожу»

Игра -импровизация  «Заклички».

Фрагмент м/ф «Детство Ратибора»

Гаврилин «Перезвоны»

Л. – принять активное участие в коллективной деятельности.

Р. – исследовать значение слова для воплощения музыкальных образов.

П. и К. – рассуждать об общности выразительных средств литературы и музыки для создания единого образа.

Качество инсцени-рования песни.

Учебник стр.30-33

. Выполнение д/з из творческой тетради

С.14-17.

Л. – готовность к  участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.

М. – творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.

П. – исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

3

Как сложили песню?

«Коль душа коротка - протяжной песни не спеть»

Песни воронежского края.

Фрагмент х/ф «Мария Мордасова»

Л. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края.

П.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

К. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания народных традиций в своей семье.

Д/з организация выставки изделий народных промыслов.

Л. – сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

М. – работа с разными источниками информации, развивать навыки исследовательской деятельности.

П. – знать о взаимосвязи слова и мелодии в народной песне.

4

«Земля моя. О чем здесь пели»

Казачья нар. песня

«Всадники – други»

Муз. Ю. Воронцова, сл. Кубанева «Воронежский край»

Фрагмент х/ф «Хор Пятницкого»

Л. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края.

П.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

К. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания народных традиций в своей семье.

Д/з

Подготовка проекта литературно – музыкальной композиции песен и стихов к Дню учителя.

Л. – осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе. 

 

М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

5

Как музыка возрождает к жизни поэзию?

Глинка «Жаворонок»

Гурилев, Варламов «Горные вершины»

Учительский вальс «Господа, с днем учителя вас»

Л. – формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.

К. - анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты).

Р. – исследуя взаимосвязь слова и звука создать схему – таблицу опорных слов.

Работа с учебником с. 16-17

Выполнение д/з из творческой тетради

С.13

Л. – направленность ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

М.- знать общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза», «романс», «дуэт».

П. – усвоить взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокально – хоровых произведениях.

6

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Лядов «Кикимора»

«Как сказка - мир.

Сказания народа…

С младенчества запали в душу мне» (Заболотский)

Учительский вальс «Господа, с днем учителя вас»

А.Стихарева «Листик – листопад»

Л. -  проявить готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск  музыкальной интонации).

П. – поиск художественного смысла музыкальных и литературных произведений искусства.

Р. – мобилизация сил и энергии для развития способности определять на слух стиль композитора по новой, незнакомой музыке.

Личные наблюде

ния учите

ля, ответы на вопросы.

Учебник стр.18-19

Рисунок Кикиморы.

Л. и П. – готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности литературы и музыки.

М. – умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

П. – «народное сказание», «симфоническая миниатюра», «программная музыка»

7

«Стань музыкою, слово!»

Чайковский симфония №4 (фрагмент финала).

Рнп «Во поле береза стояла»

Балакирев. Фантазия на тему романса Глинки «Жаворонок».

Глинка «Жаворонок»

А.Стихарева «Листик – листопад»

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

К. – рассуждать об особенностях претворения вечных тем искусства и жизни.

П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Работа с учебником стр.28-29.

Л. – готовность к  участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. – умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

П. – усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

8

В чем вечный источник искусства?

Легенда о 9 музах.

Лядов «Волшебное озеро»

Равель «Игра воды»

Анри де Ренье «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».

А.Стихарева «Листик – листопад»

Л. и К. – готовность к участию в совместной деятельности по озвучиванию предлагаемых картин, размышлять о новом музыкальном произведении, высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа.

Р.и К.  – создание плана совместной деятельности по группам к презентации.

Д/з

Видеопроект

Презентация 9 муз искусства.

Л. - ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения

М. - умение самостоятельно определять цель заданной работы и планировать

пути их достижения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество.

П. – усвоить понятия «миф», «сказка», «предание», «органная пьеса», «музы».

9

Обобщающий урок по теме «Что роднит музыку с литературой».

Защита видеопроектов.

Л., К., Р. – реализация потребности в общении с искусством, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Л. – сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни.

М. - осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка.

П. – творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.

II четверть.

1

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

«Гармонии задумчивый поэт»

А.Граши «Горсть земли»

Л.Озеров «Вальс»

Шопен «Вальс №7»

Шопен «Мазурка № 43»

Фрагмент х/ф  «Сердце Шопена»

Струве «Музыка»

Л. Р.и К. – посредством общения с произведениями литературного искусства проследить движение собственной мысли и воображения от литературного образа к музыкальному.

П. – знакомство с жизнью и творчеством Шопена.

Работа с учебником, стр.44-45

Прочитать сказку Цыферова «Тайна запечного сверчка»

Творческая тетрадь стр.22-25.

Л. – ориентированность в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения.

М. –осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

П. – усвоить понятие «лирическое стихотворение», «мазурка», «вальс».

2

3

4

Может ли музыка, не упоминая ни о чем, рассказать все?

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь»

К.Паустовский «Старый повар»

Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Моцарт симфония «Юпитер» 1 часть.

Моцарт «Колыбельная».

Фрагмент д/ф «В.А.Моцарт»

«Он был, он весь окутан тайной – черный гость»

Пушкин «Моцарт и Сальери»

Моцарт «Реквиев»

«День гнева» и «День, исполненный слез»

Л. - постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: литературы и музыки.

К. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

П. и Р. – оценивать и соотносить характерные черты творчества Моцарта в музыке.

Найти в интернете стихи о Моцарте.

Л. – развитость чувства эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

М. – знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы.

П. – осознать роль музыки  в рассказе на примере «Старый повар» (музыка как друг может утешить, помочь). Усвоить понятия «реквием», «трагедия», «серенада».

5

Путешествие в музыкальный театр. Опера.

Глинка опера «Руслан и Людмила».

Увертюра.

2 песнь Баяна.

Марш Черномора.

Ария Людмилы.

Г.Гладков. «Новогодние приключения Маши и Вити»

Л. – рассуждая ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

К. – соотносить художественно-образное содержание литературного произведения с его воплощением в музыке.

П. – исследовать интонационно-образную природу мелодии.

Работа с учебником с. 48-49

Л. – готовность к  участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. – сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника.

П. – усвоить понятия «опера», «либретто»

6

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Роджерс «Звуки музыки»

«Песенка о прекрасных вещах»

Фрагмент х/ф «Звуки музыки»

«Первый снег»

Л. - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.

П. – расширение представления о жанре мюзикла, истории жанра. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства.

Работа с учебником стр.64-71.

Посмотреть мюзикл х/ф «Звуки музыки»

Л. – осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.

М. – познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

П. – усвоить понятие «мюзикл», понять роль музыки в музыкальных фильмах.

7

Путешествие в музыкальный театр. Балет.

Чайковский балет «Щелкунчик».

«Первый снег»

Л. К. и Р.– участие в игре  «Режиссер – постановщик» и самостоятельный выбор пластического выражения предлагаемых образов, соответствующих звучащей музыки.

П. - активная продуктивная деятельность по включению части в целое, классификации и систематизации, выявле-нию внутрипредметных и  связей.

Работа с учебником стр.62-63.

Л. – на основе жизненно – музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

М. – сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и  пластику актера.