Опыт, ставший традицией

Шарапова Лариса Львовна

Статья к научно-практической конференции по теме: «Народное творчество и нематериальное культурное наследие как средство современного духовно-нравственного воспитания личности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_stavshiy_traditsiey.docx19.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Опыт, ставший традицией»

 10 лет назад в частной беседе с протоиереем Александром обсуждался вопрос, чем мы можем помочь новому настоятелю Свято-Троицкого храма г. Всеволожска архимандриту Никите. Мне предложили провести занятие или концерт для воскресной школы, которая только начала организовываться. Поскольку целевую и возрастную аудиторию не уточняли, взяла тему близкую и понятную всем «Основные жанры в музыке: песня, танец, марш».

Было много зрителей: разновозрастные ученики воскресной школы, их родители, духовенство. Пришел и настоятель храма.

Удалось заинтересовать детей, расшевелить, вовлечь в общение. Музыкальные иллюстрации исполняли ребята моего класса, и поскольку у нас хоровая студия, ребята не только играли, но и пели.

Все остались довольны: и исполнители, и слушатели. Настоятель храма поблагодарил всех, сказал, что увидел современное интересное и в высшей степени поучительное занятие, благословил продолжать полезное для обеих сторон дело духовно-нравственного воспитания наших детей.

 Архимандрит Никита отметил правильную подачу материала, привел слова Сократа: "Познай себя и ты познаешь весь мир!" По сути - это поиск человеком своего внутреннего мира как высшей ценности, это забота о своей душе, о своем назначении.

Вот уже десять лет мы занимаемся духовно-нравственным воспитанием наших детей. В первый год не фотографировали.

В воскресной школе сейчас около 70 человек. Выстроено здание рядом с храмом, где в перспективе будет размещаться воскресная школа. Строительство долгое, поэтому занятия проходили в разных помещениях: Крестильня, затем Трапезная, теперь Клуб духовно-нравственного и патриотического воспитания им. Александра Невского, рядом с территорией храма.

Дело живое, и нет двух похожих мероприятий.

Сначала это были концерты просветительного характера. Я рассказывала о композиторах, их произведениях. Иногда это были тематические выступления: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Сказка в музыке», «Старинные танцы», «Ансамбли».

Однажды руководитель воскресной школы предложила начать концерт тропарем Пасхи. Попросили их спеть что-нибудь еще. Воспитанники воскресной школы охотно согласились. С тех пор к нашему приезду они тоже готовятся. Репертуар широкого спектра: это и духовная, и светская музыка.

Запомнилось занятие в воскресной школе, которое нам предложили посетить.

Тема специально была выбрана понятная: о благодарности. Шел разговор о том, что мы не привыкли благодарить, что воспринимаем этот мир и все окружающее нас, как должное, что привыкли к комфорту, к заботе о нас. Мы не радуемся утреннему пробуждению, тому, что у нас есть, чем позавтракать; привыкли к своему здоровью, а ведь так много на свете людей инвалидов, на которых никто не обращает внимания. Не уступаем друг другу даже в малом, не привыкли благодарить ежедневно своих родителей, близких, окружающих людей за все, что они делают. Многие бездумно растрачивают свою жизнь на развлечения и пустое времяпровождение, а ведь столько людей отдали свою жизнь, чтобы  отстоять наш город… Ребята слушали с большим вниманием.

Еще одна из Пасхальных встреч была особенно запоминающейся: нас пригласили поучаствовать в благотворительном мероприятии для воспитанников детских домов Ленинградской области. Это было грандиозное мероприятие, воспитательную значимость которого трудно переоценить.

29 апреля 2018 года состоялась традиционная ежегодная Пасхальная встреча. Воспитанники воскресной школы представили композицию о Серафиме Вырицком, подготовленной к 9 мая. Ученики инструментальной секции ДДЮТ «На Ленской» исполнили произведения вариационной формы из своего репертуара

В рамках духовно-нравственного воспитания был оформлен проект «Исток».

На слайде его цели и задачи.

 Было проведено два исследования:

  1. контроль тест «Какой Я?», предназначенный для определения самооценки детей младшего школьного возраста;
  2. тест на интернет-зависимость для учащихся 10-14 лет

(тест Кимберли-Янга адаптированный).

Одна из важнейших воспитательных задач педагогов дополнительного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения окружающему миру.

Говоря о результатах, положительная динамика наблюдалась у 70% учащихся.

Совместное участие в общих мероприятиях вместе с воспитанниками воскресной школы способствует развитию коммуникативных качеств, умению общаться с воцерковленными ребятами и их родителями, учитывать специфику поведения в храме, одежду, стиль общения. Кроме того, ученики хоровой студии имеют непосредственную возможность знакомиться с православными традициями хорового исполнительства. Эта форма воспитательной работы предполагает перенос акцента с «исполнительства» на социальное творчество.

Что дают в духовно- нравственном аспекте подобные встречи? Мои ученики приезжают к храму с родителями и родными в праздничные дни. Все заходят в церковь вначале или после концерта. Царит особая атмосфера рождественской или пасхальной радости, доброжелательности и дружеского расположения. Чувствуется особая ответственность перед выступлением. Важным является общение после концерта, совместная трапеза. Не знаю, что больше всего привлекает моих учеников, но они хотят туда ехать, спрашивают, когда поедем в следующий раз. Родители и родственники всегда искренне благодарят, а ведь поездки происходят в воскресный день, и у многих бывают свои планы на его проведение.

Жизнеспособность этой формы воспитательной деятельности подтверждена временем: вырастают наши дети, меняются формы проведения встреч-концертов, а интерес и польза остаются неизменными.

Шарапова Л.Л., преподаватель по классу фортепиано,

педагог дополнительного образования

ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской».

.