Классические формы в балете А. Глазунова « Времена года».

Ватагина Наталья Николаевна

Классические формы в балете А. Глазунова

« Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassicheskie_formy_v_balete_a.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классические формы в балете А. Глазунова

« Времена года».

Н.Н. Ватагина,

Преподаватель ДШИ 6

                                                                        «Гигант оптимизма…»

                                                                               А. В. Луначарский.

     Жизнь и творческая деятельность Глазунова – пример целеустремлённого и преданного служения искусству, непоколебимой честности и принципиальности художника…

      Всякое искусство в художественных образах отображает жизнь, но каждый вид искусства выполняет эту задачу по-разному. Балет использует возможности разных видов искусств – и изобразительных, и выразительных. Изобразительность характерна для пантомимы и декораций, а выразительность – для музыки и танца.

       Балеты Глазунова – это определённый этап в общем  развитии русского классического балетного искусства. Глазунов закрепил и развил те реформаторские принципы, которые были выработаны Чайковским. Глазунов также стремился к углублению роли музыки в балете и обогащению её содержания. Он достиг особой рельефности  и широты развития музыкальных характеристик, повысил драматургические функции танца и пантомим. Музыка в балетах Глазунова – подлинный носитель художественного образа. Сила её выразительности -  прежде всего в мелодическом богатстве. Музыка даёт сценарию плоть и кровь, именно она раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания.  Основу любого спектакля (драматического, музыкального, балетного) составляет драматургия.  Говоря о драматургии в балете, нужно иметь в виду сценарную,  музыкальную и хореографическую драматургию.

      Танцы в балетах Глазунова действенны.

В выборе сюжетов Глазунов отходит от традиционной для балетов его времени сказочности в сферу реальных событий, но подаёт их в общественно - романтическом плане, с элементами фантастики. Проблема балетного спектакля разрешается Глазуновым в каждом отдельном случае различно.

         «Времена года » - музыкально – хореографическая поэма в четырёх картинах, повествующая о постепенном пробуждении природы, о переходе её от зимней скованности к весеннему цветению, затем к летнему созреванию и пышному осеннему празднику плодородия. Концепция балета оптимистична. В нём  в поэтической форме выражена мысль о мудрой закономерности природы, о благотворности всех времён года – звеньев в неразрывной цепи жизни природы. Действующие лица балета представлены аллегорическими персонажами. Зима выступает в окружении Инея, Льда, Града, Снега; Весна  – с цветами, птицами; Лето  – с хлебными колосьями, васильками и маками, с сатирами, фавнами и наядами. В картине осени все времена года объединяются в стихийной вакханалии:  земля, насытившаяся дарами природы, торжествует.  

     «Времена года» - одноактный балет  из четырёх картин, идущих без перерыва.     Тема вечности жизни, вечности воскрешения природы захватила Глазунова. И в новом произведении он опять предстал как художник, бесконечно влюблённый в красоту родной земли, русской природы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           «Поразительно впечатление от этой музыки, - писал критик Борис  Асафьев. – В  звучании выражается зимнее безмолвие природы. И воздействие именно то, какое исходит от погруженных в оцепенение рек, ручьёв, полей, лугов и лесов. Значит, и в этом молчании их есть музыка, которую услышал великий музыкант; значит, абсолютного безмолвия нет в мире».

      Когда занавес поднимается, на сцене появляется Зима со своими спутниками: Инеем, Льдом, Градом и Снегом. Лёгкий, изящный танец Инея, угловато- торжественная тема Льда, стремительная, колючая музыка Града и грациозный, поэтический вальс Снега «выразительной чередой как бы утверждают ещё непоколебимее мёртвый покой. В мерцающем дрожании и трепете падающего снега чуть слышится, как теплится жизнь: не в лучах ли звёзд на зимнем небе?» (Асафьев).

          В конце первой картины Зима и её спутники исчезают, и на смену им Весна с Зефиром. Птицами и цветами. В музыке её, томной и мечтательной, как будто ощущаются лёгкие порывы свежего ветерка. Нежен и грациозен танец Розы и звонкое пение птицы.

           Но постепенно жара становится всё сильнее. И сцена уже представляет собой хлебное поле, которое волнуется под тёплым дуновением ветра.  Началось Лето.  В прелестном вальсе «расцветают » васильки и маки, фантастические Наяды танцуют под музыку баркаролы. В вариации Колоса снова повторяются чуть колышущиеся движения. Вдруг появляются Сатир и Фавны, играющие на свирели. Они пытаются похитить Колос, но Зефир спасает его.

            Природа достигает наивысшего расцвета, и картина Осени открывается «Вакханалией», где широкая, буйная мелодия вспыхивает и разливается «красным полымем» (Асафьев).

            Это – радостная сцена пира на земле. На мой взгляд, - кульминация всего балета. В нем принимают участие аллегорические представители всех других времён года: Зима, с её «вьюжным напевом», Весна, с нежными мелодиями. И Лето, с вальсом цветов.

              Заканчивается балет картиной Созвездий, как бы проплывающих над землёй и являющихся вечными свидетелями неизменного хода жизни. Торжественным гимном  звучит тема Лета, тема « вечного света, тепла, жизни».  

            Балет ставил Петипа, затем Н. Г, Легат, А. Варламов, который ввёл дополнительных героев в балет, сделав их главными,  позже  пытался поставить Сергеев, известна  блестящая постановка Фокина.      

           В балете отсутствуют крупные формы, так как они не подходят к композиционной схеме балета.  

        Сам замысел, по моему мнению, предполагает преобладание сюитности в балете. Предлагаю рассмотреть данное предположение по картинам.

         Первая картина – Зима. Она состоит из 4-х вариаций.  Это явный признак сюиты. Кода - волшебный переход от  Зимы к Весне.

          Картина вторая. Состоит из последовательности танцев: сначала танцуют Розы, затем Весна, потом птица.

           Третья картина представляет собой вальс васильков и маков, баркаролу (Наяды и Цветы), вариацию Колоса и Коду – разгар праздника Лета.

                Четвёртая картина. Осень. Вакханалия. Здесь присутствуют все времена года.  Здесь сюитность ярко выражена. Выход Зимы. Выход весны, с отдельными выходами  Птицы и Зефира. Хороводы. Выход Лета. Малое Адажио ( Колос с Вакхом). Вариации Сатира, как дополнительный номер. Выход Колоса и Апофеоз. Недаром Петипа назвал сцену Вакханалии общей кодой, ведь и Зима, и Весна, и Лето являются предпосылками Осеннего урожая.

            По большому счету сами времена года, следуя друг за другом, являются сюитой.          

         В сценарии Петипа по существу, нет сюжета, как и нет связанного действия. Это четыре  самостоятельные картины, изображающие  четыре времени года (первоначальное название было « четыре времени года»). Постановка этого балета, как признано не относится  к лучшим достижениям Петипа. Возможно, здесь сказался возраст балетмейстера (ему шёл в это время  81-й год), и недоброжелательное отношение  директора императорских театров С. М. Волконского (вскоре Петипа был вынужден уйти с поста балетмейстера).  Несомненно, что неудача балетмейстера, при всём моём уважении к этой удивительной личности, отчасти  заслонила достоинства музыки Глазунова.                                                                                            

     Глазунов, работая над партитурой нового балета, конечно, исходил из «план - заказа» Петипа, но с самого начала замысел композитора был шире: он хотел  воплотить  в музыкально – хореографическом представлении  один из любимых мифов человечества: миф о вечном воскрешении природы от зимнего сна и о животворящей силе солнца. И всё же балет был посвящен Мариусу Петипа.   В нем  Глазунов создал  цельное по замыслу и мастерское  по воплощению произведение с яркими образными характеристиками, выразительными мелодиями, с единым  симфоническим развитием и блестящей оркестровкой. Цельность  музыкальной формы сочетается в нём с детальной  разработанностью отдельных эпизодов.

         Наверное, с особой силой выразительности  даны в первой картине  образы русской зимы. Б.В. Асафьев  сохранил воспоминания  о разговоре  с Н.А. Римским – Корсаковым после репетиции первой картины «Времён года ». Замечательный мастер зимних музыкальных пейзажей, автор  « Снегурочки» и «Ночи перед Рождеством» сказал: « вот одна из лучших в музыке русских зим». А в ответ на мнение Асафьева о том, что «зима  в прологе «Снегурочки» … роднее », композитор возразил: « нет уж, что там, вот собираюсь переинструментовывать « Снегурочку» - теперь вот у этой зимы возьму уроки». Глазунов очень любил русскую зиму. И недаром « Времена гола » были для композитора одним из самых любимых среди его собственных сочинений.        

           Балетная сюита « Времена года» обескураживала многих балетмейстеров своей мнимой бессюжетностью. Здесь отсутствовала драма. Образы были слишком обобщенными для того, чтобы претворить их в конкретные танцевальные образы обычными средствами нужно было найти те , которые пластически воплощали симфонизм музыки Глазунова.  Именно поэтому спектакль превратился в  дивертисмент: костюмированные персонажи исполняли сольные и массовые номера, построенные на более или менее сложных приёмах и комбинациях движений классического танца.

        Нельзя также забывать о том, что балет был написан в эпоху символизма, а сами символисты, объявили  высшим искусством музыку. Театр сфокусировал в себе  идеи синтетической культуры.  Мирискусники  сделали основой синтеза балет. Главный идеолог и энтузиаст нового балета, Бенуа ценил в этом жанре условность, склонность к символике, но, кроме того – изначальный синтетизм жанровой структуры, возможность органически сочетать музыку. Зодчество, орнамент. Мирискуснический балет не случайно снискал себе репутацию нового русского балета. Новизна  стояла уже в « короткометражном» типе высказывания. Трудно утверждать со всей точностью, кому принадлежит патент на изобретение одноактного спектакля нового типа, зато можно с уверенностью сказать, что Глазунов и его балет « Времена года» стояли у истоков  этого жанра.  

        Этот балет пережил произведения модернистов и сейчас

сохраняют силу реалистического звучания. Мне кажется, что  партитура этого балета ещё найдет достойное воплощение на  сцене.

       Музыка балета «Времена года» также исполняется как самостоятельное программно-симфоническое произведение.

  Список литературы

1.Т. Левая « Русская музыка начала 20 века в художественном                                                                                                                        контексте эпохи».

2.О. И. Куницын «Балеты А.К. Глазунова».

3.А. С, Курцман «А, К, Глазунов».

4.М. Ганина «А, Глазунов».

5.Музыкальное наследие. Глазунов. В 2-х томах.

    Редактор И. В. Голубовский.

                                                             

\