«Некоторые важные моменты в работе с учащимися в классе гитары, основанные на личном опыте»
«Некоторые важные моменты в работе с учащимися в классе гитары, основанные на личном опыте»
Содержание:
- Важность контакта учителя и ученика, начиная с первых уроков.
- Начальная подготовка.
- Работа над звуком.
- Значение педали.
- О моем методе преподавания чтения с листа.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
«Некоторые важные моменты в работе с учащимися в классе гитары, основанные на личном опыте»
Преподаватель
Анисимова Т.П.
г. Сафоново
2019
Содержание:
- Важность контакта учителя и ученика, начиная с первых уроков.
- Начальная подготовка.
- Работа над звуком.
- Значение педали.
- О моем методе преподавания чтения с листа.
I.Важность контакта учителя и ученика, начиная с первых уроков.
В своей педагогической практике, особенно в последние 15 лет, большое внимание уделяю психологическому контакту с учеником. Тот вопрос, который волновал меня раньше: «Смогу ли я научить ребенка играть на инструменте?» - отошел для меня на второй план.
С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика, расположить его к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху.
В обучении следует так ставить задачу перед собой, чтобы ученик с желанием рассказывал Вам о себе, о своих увлечениях и т.д. Увлечь ученика, чтобы он шел к Вам на урок с радостью и праздничным настроением. Ни в коем случае педагог не должен загружать ученика на первых же уроках своими знаниями, а очень последовательно и рационально подавать методический материал так, чтобы не подавить в ученике уверенность, радость, веру в себя. Научите детей любоваться окружающим миром, замечать «как прекрасно все в природе: небо, море, солнце, цветы. Но самое уникальное создание природы – это ты».
Стараюсь отыскать в каждом ребенке неповторимую красоту, человечность, вселить в ученика гордость, уверенность в себе.
Огромное значение следует придать отношению к инструменту, рассказать как Вы сами любите гитару.
Гитара не просто «кусок дерева», обработанный столяром, гитара - душа всех лесов мира, старательно сделанная музыкальным мастером. Ялюблю своих учеников и горжусь их успехами в образовательной школе, их искренним отношением к инструменту. К каждому ученику следует подходить индивидуально и уроки строить в какой-то мере на импровизации.
II. Начальная подготовка.
Начальную подготовительную работу я провожу без инструмента. Необходимо научить детей правильно и выразительно произносить короткие стихотворения, считалки, поговорки. Главное здесь сосредоточить ученика на правильном произношении и выразительности.
Научить говорить громко, тихо, весело, печально, быстро, медленно, бодро, вопросительно, тревожно, ласково и т.д. Игра на гитаре требует определенных мышечных навыков. С первых уроков следует учить детей отличать легкость, свободу и собранность от скованности, зажатости, излишней напряженности. Даю упражнение на напряжение и расслабление. Без инструмента учу ребенка правильной посадке на стуле.
Общее состояние должно быть бодрым, корпус подтянут, удобство в ощущениях спины, плеч, головы.
III. Работа над звуком.
Важнейшей заботой и обязанностью педагога в работе с учеником является работа над звуком. Достаточно часто педагоги класса гитары недооценивают работу над звуком, не задумываются над особенностями динамического и звукового разнообразия гитары. Работа над звуком трудная и важная задача. Она неразрывно связана с душевными, физическими и слуховыми качествами ученика. От ощущения контакта пальцев правой руки со струнами зависит качество и плотность звука.
Прежде чем начать извлекать звуки, следует дать ученику следующие упражнения: кончиками пальцев подтягивать струны по очереди: 3 к 4, 2 к 3, 1 к 2. Здесь преследуется цель не только в ощущении контакта со струной, но и напряжения и расслабления в мышцах. Благодаря чередованию действий напряжения и расслабления, сохраняется эластичность мышц и их работоспособность.
- Значение педали.
Недостатком гитары можно считать относительно быстрое угасание звука. С первых уроков требую от учеников слухом контролировать протяженность звука. Первые упражнения на открытых струнах даю с конкретным заданием, например: играть mf или строго соблюдать длительность. Большое значение придаю педали. Начиная с начального этапа обучения и до выпуска из муз. школы, всегда уделяю внимание этому важному аспекту. Для того чтобы ясно и чисто звучал инструмент, необходимо вовремя снять звук, отрицательно влияющий на последующие звуки, мелодию и гармонию. Снятие в основном происходит пальцами правой руки, но не исключаем и левую руку, в зависимости от конкретной ситуации. Постоянный звуковой контроль за звучанием чистых звуков дает более ясное и чистое исполнение музыкальных произведений.
Строгое соблюдение пауз в голосах, аккордах и мелодии дисциплинирует, придает аккуратность, логику данному произведению.
- О моем методе преподавания чтения с листа.
И в заключении своей краткой обзорной работы, хотелось бы сказать несколько слов о методике преподавания чтения с листа. Хочу привести несколько примеров. Вот один из них. Важно научить ученика ориентироваться на струнах без помощи зрения. Воспитывать это умение необходимо как можно раньше. Занятия провожу в виде игры. Предлагаю не глядя на струны, найти нужную струну. Правой рукой предлагаю сыграть не глядя на руку. Необходимо напомнить о дисциплине работы пальцев правой руки: прежде чем сыграть, палец находит нужную струну, после чего извлекает звук. Продолжаю своеобразную игру, но уже с левой рукой: «Найди лад той или иной струны, например, 2 струна 3 лад, 3 струна 5 лад» и т.д.
Когда левая рука будет быстро находить заданную струну и лад, можно приступить к соединению с правой: найти струну лад и сыграть. Быстрота и точность действий рук играющего на гитаре при чтении нот с листа, зависит от многих компонентов. Расположение нот перед играющим должно быть рациональным.
Пюпитр перед учеником нужно ставить примерно на уровне грифа, ближе к головке и на определенную высоту. Определить такое расстояние до нот, чтобы в поле зрения ученика попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст. Приведу еще один пример из методики по чтению с листа: использование ансамблевой игры.
Ансамблевая игра развивает и дисциплинирует ритм, к тому же ученик на самом начальном этапе обучения имеет возможность слушать более сложное и объемное звучание произведений. Даже простая мелодия из трех нот, вместе с партией второй гитары, приобретет форму и логичность, что значительно повышает заинтересованность учащихся к обучению, к более совершенному владению инструментом.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
«Некоторые важные моменты в работе с учащимися в классе гитары, основанные на личном опыте»
Преподаватель
Анисимова Т.П.
г. Сафоново
2019
Содержание:
- Важность контакта учителя и ученика, начиная с первых уроков.
- Начальная подготовка.
- Работа над звуком.
- Значение педали.
- О моем методе преподавания чтения с листа.
I.Важность контакта учителя и ученика, начиная с первых уроков.
В своей педагогической практике, особенно в последние 15 лет, большое внимание уделяю психологическому контакту с учеником. Тот вопрос, который волновал меня раньше: «Смогу ли я научить ребенка играть на инструменте?» - отошел для меня на второй план.
С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика, расположить его к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху.
В обучении следует так ставить задачу перед собой, чтобы ученик с желанием рассказывал Вам о себе, о своих увлечениях и т.д. Увлечь ученика, чтобы он шел к Вам на урок с радостью и праздничным настроением. Ни в коем случае педагог не должен загружать ученика на первых же уроках своими знаниями, а очень последовательно и рационально подавать методический материал так, чтобы не подавить в ученике уверенность, радость, веру в себя. Научите детей любоваться окружающим миром, замечать «как прекрасно все в природе: небо, море, солнце, цветы. Но самое уникальное создание природы – это ты».
Стараюсь отыскать в каждом ребенке неповторимую красоту, человечность, вселить в ученика гордость, уверенность в себе.
Огромное значение следует придать отношению к инструменту, рассказать как Вы сами любите гитару.
Гитара не просто «кусок дерева», обработанный столяром, гитара - душа всех лесов мира, старательно сделанная музыкальным мастером. Ялюблю своих учеников и горжусь их успехами в образовательной школе, их искренним отношением к инструменту. К каждому ученику следует подходить индивидуально и уроки строить в какой-то мере на импровизации.
II. Начальная подготовка.
Начальную подготовительную работу я провожу без инструмента. Необходимо научить детей правильно и выразительно произносить короткие стихотворения, считалки, поговорки. Главное здесь сосредоточить ученика на правильном произношении и выразительности.
Научить говорить громко, тихо, весело, печально, быстро, медленно, бодро, вопросительно, тревожно, ласково и т.д. Игра на гитаре требует определенных мышечных навыков. С первых уроков следует учить детей отличать легкость, свободу и собранность от скованности, зажатости, излишней напряженности. Даю упражнение на напряжение и расслабление. Без инструмента учу ребенка правильной посадке на стуле.
Общее состояние должно быть бодрым, корпус подтянут, удобство в ощущениях спины, плеч, головы.
III. Работа над звуком.
Важнейшей заботой и обязанностью педагога в работе с учеником является работа над звуком. Достаточно часто педагоги класса гитары недооценивают работу над звуком, не задумываются над особенностями динамического и звукового разнообразия гитары. Работа над звуком трудная и важная задача. Она неразрывно связана с душевными, физическими и слуховыми качествами ученика. От ощущения контакта пальцев правой руки со струнами зависит качество и плотность звука.
Прежде чем начать извлекать звуки, следует дать ученику следующие упражнения: кончиками пальцев подтягивать струны по очереди: 3 к 4, 2 к 3, 1 к 2. Здесь преследуется цель не только в ощущении контакта со струной, но и напряжения и расслабления в мышцах. Благодаря чередованию действий напряжения и расслабления, сохраняется эластичность мышц и их работоспособность.
- Значение педали.
Недостатком гитары можно считать относительно быстрое угасание звука. С первых уроков требую от учеников слухом контролировать протяженность звука. Первые упражнения на открытых струнах даю с конкретным заданием, например: играть mf или строго соблюдать длительность. Большое значение придаю педали. Начиная с начального этапа обучения и до выпуска из муз. школы, всегда уделяю внимание этому важному аспекту. Для того чтобы ясно и чисто звучал инструмент, необходимо вовремя снять звук, отрицательно влияющий на последующие звуки, мелодию и гармонию. Снятие в основном происходит пальцами правой руки, но не исключаем и левую руку, в зависимости от конкретной ситуации. Постоянный звуковой контроль за звучанием чистых звуков дает более ясное и чистое исполнение музыкальных произведений.
Строгое соблюдение пауз в голосах, аккордах и мелодии дисциплинирует, придает аккуратность, логику данному произведению.
- О моем методе преподавания чтения с листа.
И в заключении своей краткой обзорной работы, хотелось бы сказать несколько слов о методике преподавания чтения с листа. Хочу привести несколько примеров. Вот один из них. Важно научить ученика ориентироваться на струнах без помощи зрения. Воспитывать это умение необходимо как можно раньше. Занятия провожу в виде игры. Предлагаю не глядя на струны, найти нужную струну. Правой рукой предлагаю сыграть не глядя на руку. Необходимо напомнить о дисциплине работы пальцев правой руки: прежде чем сыграть, палец находит нужную струну, после чего извлекает звук. Продолжаю своеобразную игру, но уже с левой рукой: «Найди лад той или иной струны, например, 2 струна 3 лад, 3 струна 5 лад» и т.д.
Когда левая рука будет быстро находить заданную струну и лад, можно приступить к соединению с правой: найти струну лад и сыграть. Быстрота и точность действий рук играющего на гитаре при чтении нот с листа, зависит от многих компонентов. Расположение нот перед играющим должно быть рациональным.
Пюпитр перед учеником нужно ставить примерно на уровне грифа, ближе к головке и на определенную высоту. Определить такое расстояние до нот, чтобы в поле зрения ученика попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст. Приведу еще один пример из методики по чтению с листа: использование ансамблевой игры.
Ансамблевая игра развивает и дисциплинирует ритм, к тому же ученик на самом начальном этапе обучения имеет возможность слушать более сложное и объемное звучание произведений. Даже простая мелодия из трех нот, вместе с партией второй гитары, приобретет форму и логичность, что значительно повышает заинтересованность учащихся к обучению, к более совершенному владению инструментом.
