Клавирная соната в творчестве И.Гайдна

Сухорукова Галина

Появление, развитие и становление сонатной формы в творчестве И.Гайдна.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Клавирная соната в творчестве Й. Гайдна.           

На протяжении XVIII века в Европе было написано множество музыкальных произведений. Но если бы не три гения – Гайдн, Моцарт и Бетховен, вряд ли все эти сочинения удостоились бы внимания потомков.

Судьба распорядилась так, что эти три гения как будто следуют друг за другом, принимая из рук предшественника «музыкальную эстафету». Йозеф Гайдн стал первым из знаменитых «венских классиков». И Моцарт, и Бетховен бесконечно уважали его и считали своим учителем.

Гайдн поднял музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него. Такой отзыв о Й. Гайдне относится ко всем жанрам его творчества и в самой большей степени к его клавирным сонатам. Та ступень, на которую Й. Гайдн поднял основные инструментальные жанры классицизма - симфонии, квартеты – позволила впоследствии называть его «отцом» этих жанров, рожденных вовсе не им. Следуя подобной аналогии, он в полной мере мог бы быть назван «отцом» клавирной сонаты.

К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. По характеру образов, близкие симфониям, которых Гайдн написал 104, фортепианные сонаты отличаются от них более скромными масштабами. В этом жанре композитор ищет себя,  пытается найти образ идеальной сонаты. Разнообразием отличаются и формы первых частей – сонатные allegro: есть полные сонатные формы, сонатные формы с эпизодом, без разработки, с зеркальной репризой, без репризы, с двойной экспозицией, рондо-сонатные формы. Этим объясняется то, что его сонаты бывают 2х, 3х, 4х и даже 5-ти частные. Многие свои сонаты Гайдн создавал для домашнего музицирования или с педагогическими целями.

Термин «соната» не всегда применялся Гайдном. Первые свои сочинения подобного жанра он называл «дивертисментами», «партитами». Лишь в 1771г. появляется заголовок «соната» по отношению к сонате № 20 до минор. Позднее стало принято называть сонатами все сочинения Гайдна, написанные в этой форме.

Сонаты для клавира И. Гайдн сочинял на протяжении всей своей жизни (последняя соната датируется 1798 годом). К этому времени написаны не только все сонаты Моцарта, но уже создавались и первые сонаты Бетховена.

Точное число сонат Гайдна неизвестно, что вполне объяснимо исторической дистанцией по отношению к его творчеству и отсутствием опусной нумерации у композиторов до бетховенского периода. В различных изданиях количество сонат колеблется от 52-х до 62-х. В своих истоках соната – это жанр, предназначенный для домашнего музицирования. Й. Гайдн сохранил за ним это назначение. Однако весь строй его музыки требует от исполнителя тонкой музыкальной культуры. Камерность стиля сонат проявляется в детализированности музыкального языка, в каждой роли выразительных подробностей, в тщательности фактуры. Развитие в сонате отличается большой сконцентрированностью, ведь музыкальные события разворачиваются в гораздо меньшем звуковом пространстве, чем в симфонии. Соответственно, каждый миг приобретает большую наполненность, весомость.

Работа Гайдна над сонатой тесно связана с обновлением и обогащением тематического материала. Именно содержательный, яркий тематизм помог Гайдну освободиться от общих мест движения, сделал каждое произведение своеобразным и непохожим одно на другое. Темы становятся более эмоциональными, в них присутствуют речевые интонации. Они, как правило, четки по структуре, легко членятся, что придает им ясность, делает их удобными для понимания содержания, но не всегда удобными для исполнения (из-за множественности элементов).

В структуре тем Гайдн любит неожиданные смещения, повороты, ассиметрию, нарушения периодичности и строгого регламента. Несомненно, это идет от некой театральности, присущей творчеству Гайдна. Отсюда капризность и прихотливость, заключенные в строгие рамки классического периода. А еще - удивительно здоровый юмор в тех смещениях, которые «нарочито» ломают эту форму, композицию. Нередко в темах сонатного allegro Гайдна  можно уловить те или иные жанровые истоки: марш, танец, истоки оперной арии и др. Именно поэтому Гайдновские темы производят впечатление «знакомых незнакомцев». Они, как правило, четки по структуре, легко членятся, что делает их удобными для развития, придает им ясность.

Облик медленных частей вызывает ассоциации с образами природы. Их темы основываются на плавных, певучих мелодиях, либо на более изощренном материале, насыщенном, как правило, тонкой орнаментикой.

Определились и темы финалов. Подвижные, моторные, часто народно-танцевального склада, они интонационно менее индивидуальны, зато ритмически выразительны, воплощают радость, воодушевление, подъем.

          Как бы ни были выразительны темы, для Гайдна важнее развитие, чем показ, преобразование материала. Внимание слушателя привлекается к мельчайшим подробностям интонационного, гармонического, ритмического содержания.    

Особую актуальность приобретает вопрос аутентичного исполнения и в связи с этим – выбор инструмента. Й. Гайдн работал над сонатой, когда клавесин был еще широко распространен, вместе с тем молодое фортепиано уже вытесняло его, начинало свое вторжение в область бытовой и концертной практики, соответственно усложнялась фактура изложения, расширялся диапазон звучания, появлялся концертный блеск, монументальность.

          Раскрывая динамику эволюции Гайдновского клавирного творчества, констатируется, что движение от клавесинного к фортепианному стилю определяется возрастанием и совершенствованием выразительных средств и технических приемов, связанных с модернизацией инструмента.        

          Клавирное творчество Й. Гайдна, как предмет исследования, еще не фигурировало в отечественной литературе. В зарубежной литературе самое полновесное и всестороннее развитие представляет монография К.Брауна, охватывающая все клавирное творчество, включая вариации и пьесы.

          Полный обзор сонат содержится также в книге Д.Байли, но он представляет собой исполнительские аннотации. Разумеется, много ценных и разносторонних вопросов освещают работы, представляющие собой краткие обзоры всего творчества.

          Это предисловие к полному и нотографически выверенному изданию сонат под редакцией Р.Лэндона, где содержится подробное описание источников, весомые комментарии. Именно это издание взято за основу при изучении сонатного творчества Й. Гайдна и по всем критериям являющееся академическим.

Гайдн был в высшей степени наделен прекрасными качествами своего поколения – тонким чувством юмора и мудростью. Оглядываясь на свой путь, он говорил: «На земле так мало веселых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе. Быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обремененный делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых!» 

Таким образом, клавирную сонату Гайдна можно рассматривать как творческую лабораторию композитора.

Вот как сказал о музыке Гайдна знаменитый виолончелист Пабло Казальс: «Многие не понимают Гайдна. У него все построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки. Его необъятное творчество изобилует новшествами и неожиданностями. Непредвиденные повороты музыкальной мысли то и дело встречаются у маэстро из Рорау. Осмелюсь сказать, что он способен удивлять больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна — никогда. Он ускользает, у него наготове уже что-то новое, и он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы». (Егоров П. Вступительная статья к изданию Гайдн. Клавирные сонаты. – Санкт-Петербург, Планета музыки, 2011).