Аннотация на произведение Т. А. Попатенко "Облака"

Шемякина София Алишеровна

Анализ произведения для детского хора  acapella Т. А. Попатенко "Облака" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popatenko_annotatsiya.docx360.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ростовской области «Шахтинский музыкальный колледж»

Аннотация

на произведение Т. А. Попатенко «Облака»

Выполнила: студентка

отделения «Хоровое Дирижирование»

Парпиева София

Преподаватель:

Бачурина Ирина Петровна

ШАХТЫ 2016


Общий анализ произведения

«Облака» ˗ произведение a capella для детского хора. Автором музыки является Тамара Александровна Попатенко, автор литературного текста – Н. Беренгоф.

Попатенко Тамара Александровна (р. 9(22) апреля 1912 г., Москва) – советский композитор. В 1938 окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Главная область творчества Тамары Попатенко – музыка для детей и юношества.

Среди сочинений: детские оперы – «На лесной опушке» (1961, исп. на Радио), «Зимняя сказка» (1966, исп. 1967, на Радио), «Пряничный человечек» (1971); музыкальные сказки для исполнения детьми в сопровождении фортепиано – «Теремок» (1957), «Лиса, заяц и петух» (1957), «Зайкин праздник» (1971), «Лягушата и цапля» (1972); музыкально-хореографическое произведение в сопровождении фортепиано – «Дружба» (танцевальная сюита, 1961), «Репка» (одноактный балет, 1964); кантата «Горный ветер» для детского хора, чтеца и оркестра (сл. Ю. А. Островского, 1967); для оркестра - симфоническая сюита (1938), детские сюиты «Игрушки» (с пением, сл. С. В. Погореловского, 1947) и «Гуси-лебеди» (1951); камерно-инструментальные ансамбли - соната для альта и фортепиано (1945), 2 струнных квартета (1938, 1945); хоры а cappella, в т.ч. циклы «Леса шумят» (сл. M. E. Лапирова и П. С. Комарова, 1966), «Времена года» (сл. Е. П. Авдиенко, 1963-1966), «Лирический триптих» (сл. Н. А. Некрасова, 1972); «Акварели» (сл. Л. К. Татьяничевой, 1972); романсы - на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Р. Бёрнса; детские песни и хоры (св. 700); обработки народных детских песен; музыка к драматическому спектаклю «Снегурочка» Островского (1940, Московский театр им. Ленинского Комсомола), мультфильму «Чудо-мельница» (1950) и радиопостановкам.

Тематикой данного произведения является природа. В основе сюжета лежит такое природное явление, как облака, выступающие здесь в роли предвестников грозы и дождя.

В тексте произведения повествуется о том, что отряд детей на заре отправляется в поход. Однако, вскоре они начинают замечать ухудшение погодных условий. Об этом свидетельствует появление таких природных явлений, как ветер и облака. Появляются признаки приближающейся грозы: ветер усиливается, раздаются раскаты грома. Начинается дождь. Автор красочно передаёт происходящее во время него с помощью определённых стилистических приёмов и выразительных средств.

На протяжении всего текста неоднократно встречаются такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. Например, «светлый ливень» ˗ эпитет; «полусвет изумрудный» и «заворчал сердито первый гром» ˗ метафоры; «ветер веет», «облака бегут», «гром заворчал», «облака перегнали», «деревья шепчут», «дождь зазвенел», «лес запел» ˗ олицетворения; «дождь, как гусли-самогуды» ˗ сравнение.

Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Всем отрядом мы шагаем на заре,

Всем отрядом замечаем: быть грозе!

Музыка и текст произведения неразрывно связаны между собой идейным замыслом композитора и автора литературного текста и прекрасно дополняют друг друга. Это подтверждает неторопливый темп произведения, четырёхдольный метроритм, ритм с применением пунктира в некоторых местах, который придаёт мелодии некое подобие марша, характеризует собой движение (т.к ребята идут в поход), разнообразная динамика – смена динамических оттенков с mf на mp и до p.

Облака

Всем отрядом мы шагаем на заре,

Всем отрядом замечаем: быть грозе!

Ветер веет над лугами,

Облака бегут над нами,

Вдаль бегут.

Заворчал сердито первый гром вдали.

Облака нас перегнали, обошли.

Мы быстры, они быстрее…

Что-то шепчут нам деревья,

Шепчут нам.

Дождь, как гусли-самогуды, зазвенел.

В полусвете изумрудном лес запел.

То упали светлым ливнем,

Лист зелёный напоили

Облака.

Музыкально-теоретический анализ

Жанр произведения «Облака» – хоровая миниатюра. Форма произведения – период, состоящий из двух предложений по 4 такта. Постоянный размер , метроритм – сложный, четырёхдольный, ритмический рисунок составляют половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые длительности. Характер мелодии – выразительный (espressivo). Темп – неторопливо (andante). Динамика в произведении меняется, развивается от p до mf, каждая фраза, в зависимости от литературного текста, требует соответствующего динамического развития. Четырёхдольный размер вносит в музыку спокойствие, а неторопливый темп усиливает это выразительное средство.

Лад – минорный, натуральный. Основная тональность – e-moll.

Фактура произведения имитационно-подголосочная. Подголосочный склад – это тип фактуры, в котором основная мелодия сопровождается дополнительными голосами – подголосками, нередко как бы варьирующими основной голос.

Кульминация произведения находится в 4-ом такте и исполняется на mf.

Первое предложение

Пример №1

Состоит из 4-х тактов и начинается со вступления альтов. Мелодия партии является ведущей, а партия сопрано вступает во 2 такте и выступает в качестве подголоска. Динамика mf помогает создать образ движения, похода, также этому способствует выразительная мелодия. В 1 такте в динамике наблюдается crescendo ˗ постепенное увеличение силы звука, стремящееся ко 2 такту. В этом такте появляется diminuendo ˗ постепенное уменьшение силы звука, стремящееся к 3 такту, в котором автор снова обращается к усилению звука. Слова первого предложения: «Всем отрядом мы шагаем на заре, всем отрядом замечаем: быть грозе!» В конце данного предложения в партии сопрано появляется мелодический минор, так как при ноте «до» появляется случайный знак «#», обозначающий повышение седьмой ступени.

Первое предложение периода оканчивается половинной каденцией, выражающей незавершённость мысли.

Изначально мелодия в партии альтов движется скачкообразно по квартам, затем переходит в поступенное, волнообразное движение.

Ритмический рисунок партии альтов:

https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_2.gifТриоль |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриоль |

В партии сопрано мелодия движется скачками: в 2-ом такте скачок совершается вверх и вниз на чистую кварту, в 4-ом такте у I сопрано происходит скачок на октаву вверх и вниз, у II сопрано – на большую сексту вниз и на октаву вверх.

Ритмический рисунок партии I, II сопрано:

|http://www.studio.starport.ru/main/statyi/sample/sample11_8_2.gif|Триоль https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_2.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_4.gifТриольhttp://rudocs.exdat.com/data/386/385969/385969_html_mbd4185e.png|Триольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриоль |

Второе предложение

Пример № 2

Состоит также из 4-х тактов, начинается с одновременного вступления партий альтов и сопрано (с момента кульминации произведения). Два раза повторяется схожий мотив (на словах «Ветер веет над лугами, облака бегут над нами), что являет собой приём секвенции, так как во второй раз мелодия повторяется ниже на интервал большая секунда. Динамика mf и секвенционное развитие мелодии помогают создать образ ухудшающейся погоды и приближения грозы и дождя. На слова «Облака бегут над нами» приходится самый пик развития кульминации, она приобретает устойчивый и целенаправленный характер. В третьем такте второго предложения периода сила звука ослабевает (на это указывает появление dim.). В конце предложения используется динамический оттенок p. Второе предложение заканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершённость мысли.

Мелодия партии альтов начинается со скачка на чистую кварту (пример №2), а дальше, как и в первом предложении, движется поступенно, волнообразно.

Ритмический рисунок мелодии альтов:

|https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриоль |Триольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif··https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif··https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif  |https://www.music-theory.ru/images/note_2.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриоль  |

Мелодия в партии сопрано начинается точно так же, как и в партии альтов, затем в середине 5-го такта появляется скачок на квинту вверх, а после движение переходит в поступенное, волнообразное (см. пример №2). В конце предложения у обоих сопрано снова появляются скачки на сексту вниз и на кварту вверх. В восьмом такте мелодия партий расходится следующим образом: в I сопрано происходят скачки вверх на малую септиму, затем на кварту; во II сопрано – скачок на кварту вверх, затем мелодия плавно движется к тонике.

Ритмический рисунок мелодии I, II сопрано:

|https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_2.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifТриольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_4.gifТриоль |

Динамика: mf | > p | > |. Начало предложения звучит в нюансе mf. Этот нюанс остаётся на протяжении практически всего предложения и лишь в конце его появляется dim, которое чуть позже сменяется на нюанс p, на котором и заканчивается второе предложение.

Вокально-хоровой анализ

Хоровая миниатюра «Облака» написана для трёхголосного детского или женского хора.

Диапазон I сопрано:

C:\Users\User\Desktop\Безымянный.png

Диапазон II сопрано:

C:\Users\User\Desktop\Безымянный 2.png

Диапазон альтов:

C:\Users\User\Desktop\Безымянный 3.png

Общий диапазон:

C:\Users\User\Desktop\Безымянный 4.png

Общий диапазон: от ля малой октавы до ми второй октавы – диапазон рабочий. Тесситура средняя, удобная.

При исполнении затруднение у партии сопрано может вызвать нота «си» малой октавы, так как рабочий диапазон сопрано обычно включает в себя ноты от «до» первой октавы и до «до» третьей октавы. Исполнение в партии альтов может затруднить нота «ля» малой октавы, но здесь присутствует динамический оттенок piano, что облегчает звучание этой низкой ноты.

Ансамбль – естественный. Звуковедение – плавное, непрерывное, связное. Атака звука мягкая. Дыхание спокойное, его необходимо брать на паузах и в конце каждой фразы. От исполнителей в звуковедении требуется выдерживать очень мягкое legato.

Вокально-хоровые трудности:

Интонационные трудности: 

Хоровая миниатюра «Облака» исполняется a capella, что создаёт необходимость точного звучания встречающихся скачков на различные интервалы, а также исполнения окончания произведения в исходной тональности.

На протяжении всего произведения встречаются следующие интервальные скачки: в первом такте в партии альтов – ч4 ↑и ч4↓, во втором в партии сопрано – ч5 ↓и ч5 ↑, в начале третьего такта в партии альтов – м6↑ и ч4 ↑, в четвёртом такте в партии первых сопрано – ч8↓, вторых сопрано – б6 ↓и у обоих сопрано – ч8 ↑, в пятом такте в партии сопрано – ч4↑ и ч5 ↑, в шестом – и у альтов, и у сопрано – ч4↓, затем только у сопрано – ч5 ↑, в седьмом такте у альтов – ч5 ↓, у сопрано – м6↓, в восьмом такте у первых сопрано м6↑ и ч4↑. (См. пример № 3)

Такие скачки трудны для исполнения. Чтобы преодолеть эти трудности, скачки на ч4 нужно спеть призывно, решительно, а ч5 ˗ объёмно, в единой позиции. Скачки в ч8 следует петь активно, также в одной позиции. Б6 – нужно спеть широко. Интервал М6 должен звучать также широко, но уже более лирично, мягко и нежно.

Дыхание должно быть спокойным, глубоким. Основная задача – брать дыхание после окончания фразы или во время пауз, а не в середине слова.

Пример № 3

Ритмические трудности

В произведении «Облака» ритмический рисунок разнообразный, часто встречаются шестнадцатые ноты и пунктирный ритм. Это затрудняет исполнение.

Пример № 4

Для правильного исполнения пунктирного ритма следует немного оттянуть восьмую ноту, а шестнадцатую сделать чуть короче, чтобы не получилась триоль. Важно также точно выдерживать все паузы и половинные ноты.

Темповые трудности:

Произведение написано в неторопливом темпе andante. Данный темп сохраняется на протяжении всего произведения. В конце произведения необходимо выдержать фермату. Сохранять единый темп во время всего произведения довольно сложно: из-за присутствия разнообразного ритмического рисунка есть риск появления тенденции ускорения.

Ладовые трудности:

Основная тональность произведения e-moll. В целом произведение тонально устойчиво. Только в 4 такте в партии сопрано появляется e-moll гармонический.

Ансамблевые трудности:

Во избежание ансамблевых трудностей нужно внимательно и ответственно подойти к чистоте звучания каждой партии в отдельности, а также уделить значимое внимание динамическим нюансам, дикционным и ритмическим трудностям для создания единого гармоничного ансамбля. Кроме того, важно правильно выстроить унисоны, проработать качественное исполнение скачков в каждой партии.

Необходимо прослушать тему альтов в начале произведения, затем во втором такте прослушать мелодию сопрано, а после должным образом выстроить звучание всех голосов при совместном вступлении в четвёртом, пятом и шестом тактах.

В четвёртом и восьмом тактах у партии сопрано довольно высокая тесситура, что также затрудняет исполнение и создает искусственный ансамбль (См. пример № 3)

Дикционные трудности:

Артикуляция должна быть чёткой и внятной, необходимо проговаривать все окончания слов: всем отрядом, шагаем, замечаем, ветер веет, бегут. Также нужно коротко произносить все шипящие звуки в словах шагаем, замечаем, всем. Чтобы хорошо были слышны окончания, их можно переносить к следующему слову, например, шагае|м на за|ре, замечае|м бы|ть грозе. Кроме того, необходимо утрировать букву «р» в словах: отрядом, заре, грозе, ветер. Все гласные должны быть округлены в единой академической манере.

Динамические трудности:

При исполнении хоровой миниатюры «Облака» используются динамические оттенки, находящиеся в рамках от p до mf. Также нередко встречаются подвижные нюансы cresc. (<) и dim. (>), они придают произведению выразительность и свой собственный, особый красочный колорит. Переход из одного нюанса в другой довольно часто вызывает трудности при исполнении, поэтому на этом необходимо сосредоточить особое внимание при работе с хором.

Кульминация произведения осуществляется в динамике mf, что позволяет наиболее точно передать напряжение и смысловую окраску текста.

Исполнительский анализ

При работе с хором над произведением Т. Попатенко «Облака» дирижёру необходимо учесть все вышеперечисленные вокально-хоровые трудности. Он должен чётко показать все ауфтакты и снятия. Ещё ему следует обратить особое внимание на пунктирный ритм и сохранить единый темп. Кроме того, ему необходимо показывать развитие, кульминацию и развязку произведения, связанные с содержанием текста и динамическими нюансами, при помощи использования контрастных жестов.

Важно проработать с хором все ритмические трудности: прохлопать длительности, показать дробление или связность длительностей.

Для работы над интонацией хора дирижёру следует продемонстрировать должное исполнение на примере собственного голоса.

Дирижёрские жесты должны быть строго подчинены характеру и стилю произведения, в соответствии с музыкальным и поэтическим замыслами. Дирижёру необходимо уметь замечать и исправлять все недочёты и неточности, допущенные хором.