Аннотация на произведение Ц. А. Кюи "Всюду снег"

Шемякина София Алишеровна

Аннотация на произведение a'capella для женского или старшего детского хора "Всюду снег" Ц. А. Кюи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kyui_annotatsiya_3.docx544.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Колледж\Безымянный.jpg

ГБПОУ РО

«Шахтинский музыкальный колледж»

Аннотация

На произведение Ц. А. Кюи

«Всюду снег»

Выполнила                                                                С. А. Парпиева                

                                подпись, дата                                 инициалы, фамилия

                                                                                ДХО

Руководитель                                                        И. П. Бачурина                

                        должность, ученая степень, звание                        инициалы, фамилия

ШАХТЫ 2016


Общий анализ произведения

«Всюду снег» ˗ произведение a capella для женского или старшего детского хора. Автором музыки является Цезарь Антонович Кюи, автор литературного текста – Иван Алексеевич Белоусов.

Цезарь Антонович Кюи

Родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Он был одним из членов группы русских музыкантов, известной в истории музыки под названием «Могучая кучка».

Кюи в раннем детстве учился игре на фортепиано и композиции. В 14-летнем возрасте он берет уроки у выдающегося польского композитора С. Монюшко, привившего своему ученику любовь к Шопену, сохранившуюся у русского композитора на всю жизнь. После окончания гимназии Кюи переезжает в Петербург, где поступает в Военно-инженерную Академию. После ее окончания Кюи был оставлен при Академии для дальнейшей научной и педагогической работы, а впоследствии получил звание профессора и стал одним из крупнейших специалистов в области фортификации.

Ни в студенческие годы, ни в годы профессорской работы Кюи не переставал серьезно заниматься музыкой. Но настоящая творческая работа Кюи как композитора началась в 1852 году, когда он впервые встретился с Балакиревым и Мусоргским. Общность не только музыкальных, но и культурных интересов, характерная для передовых русских людей того времени, сблизила будущих композиторов. В этот же период Цезарь Кюи встретился с Даргомыжским.

В 1859 году в Петербурге в концерте Русского музыкального общества было исполнено первое оркестровое произведение Кюи — Скерцо. За ним последовали его первые оперы: «Кавказский пленник» на сюжет поэмы Пушкина и «Сын мандарина».

Зрелым композитором Кюи выступает в конце 60-х годов 19 столетия. Лучшими его оперными произведениями справедливо считаются оперы «Вильям Ратклиф» (1869 — Петербург) и «Анджело» (1876 — Петербург). В основу либретто «Ратклифа» положена юношеская драматическая баллада Гейне, проникнутая романтическим настроением. Полный драматизма сюжет дал возможность композитору нарисовать яркие образы средневековых героев с их сильными неистовыми чувствами и мятежными порывами. Друзья Кюи по «Могучей кучке» высоко ценили эту оперу. Мусоргский, например, писал Кюи: «Ратклиф» Гейне — ходуля, Ратклиф ваш до того живой, что из вашей музыки ходули не видишь... это первый подобный тип в музыке».

По силе и выразительности музыки рядом с «Вильямом Ратклифом» можно поставить оперу Кюи «Анджело», написанную на сюжет одноименой драмы В. Гюго. Жестокий, кровавый тиран Анджело, самоотверженная и любящая актриса Тизба, подлый шпион Галеофа получили в этой опере выразительную музыкальную обрисовку.

Другие оперы Кюи — «Флибустьер» (1894 — Париж), «Сарацин» по драме А. Дюма (1899 — Петербург), «Пир во время чумы» по Пушкину (1901 — Москва), «Мадмуазель Фифи» (1903 — Москва), «Маттео Фальконе» по Мериме (1907 — Москва) и «Капитанская дочка» по Пушкину (1911 — Петербург). Из них наиболее интересным и самобытным произведением является одноактная опера «Мадмуазель Фифи», написанная по сюжету рассказа Мопассана.

Кюи был первым русским композитором, писавшим детские оперы. Это — «Снежный богатырь», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Иванушка-дурачок».

Мелодический речитатив, идущий от вокальных сочинений Даргомыжского, характерен и для музыкального стиля романсов Кюи, полных тонкой поэтичности и мягкого лиризма. Среди его камерных вокальных произведений выделяются романсы, написанные на слова Пушкина.

«Главные черты творчества Кюи — поэтичность и страстность, соединенные с необычайной сердечностью и задушевностью, идущими до глубочайших тайников сердца...» — так охарактеризовал Кюи известный музыкальный критик В. Стасов.

Цезарь Антонович Кюи умер в Петрограде 24 марта 1918 года.

Белоусов Иван Алексеевич (9 декабря (27 ноября) 1863, Москва — 7 января 1930), русский писатель, поэт. Один из руководителей «Суриковского литературно-музыкального кружка».

Родился в Москве, в Зарядье, в семье портного, Алексея Фёдоровича Белоусова. Близкий друг Белоусова Н. Д. Телешов вспоминал, что в семье Белоусовых «никогда не было ни одной книги, иметь которые считалось более чем излишним, а сочинять их — крайне предосудительным и неприличным», — сын портного мог стать только портным. Среди его клиентов были и некоторые писатели, в том числе и А. П. Чехов. Семья жила на Ирининской улице.

Втайне от отца Иван Белоусов писал стихи и под псевдонимом публиковал их в разных газетах и журналах, начиная с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др.

В 1899 году Белоусов принял активное участие в создании литературного объединения «Среда».

Издавал журналы «Путь» и «Наш журнал».

После смерти отца, 18 августа 1906 года, семья переехала на Соколиную улицу: в 1910—1911 годах жили в доме № 18; затем, по сведениям справочников «Вся Москва», И. А. Белоусов — владелец домов № 22 и № 24.

Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко (во второе издание, вышедшее в 1919, были включены и запрещённые ранее стихотворения). В 1927 году, на праздновании 45-летия литературной деятельности Белоусова, Т. И. Шеповалов отметил, что И. А. Белоусов «будучи на сто процентов москвичом, сделал для популяризации Т. Г. Шевченко больше, чем многие т.н. щирые украинцы». Белоусов переводил также произведения итальянской поэтессы Ады Негри, польской — Марии Конопницкой, целого ряда украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей.

Главным итогом его творчества стали две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где он рассказал о многих своих современниках и друзьях — Толстом, Чехове, Короленко, Златовратском, Горьком, Дрожжине, Глаголе, Грузинском и др.

Был похоронен на Семёновском кладбище, после ликвидации которого могила его была утеряна.

Огромное собрание документов и книг из архива И. А. Белоусова перешло в основанный в 1941 году Центральный государственный литературный архив.

Кроме хоровой миниатюры «Всюду снег» у Ц. А. Кюи написаны на стихи И. А. Белоусова следующие произведения: «Весеннее утро», «Гроза», «Затихают песни», «Ласточка».

Тематикой данного произведения выступает природа. В основе сюжета лежит такое природное явление, как зима, демонстрирующая собой полную власть над всем вокруг. В тексте произведения повествуется о том, что вся земля вокруг покрыта снегом, природа пребывает в состоянии зимнего сна. Небо окутано седыми, хмурыми тучами, сквозь которые изредка пробивается солнышко. Но вдруг посреди всего этого мрачного зимнего антуража автор обнаруживает птичье гнёздышко. Несмотря на то, что это гнездо оказывается пустым, поэт видит в нём предвестие приближающейся весны, которая несёт за собой цветение растений, много солнца, тепла и света.

На протяжении всего текста автор неоднократно использует такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. Например, «зимний сон», «седые, хмурые тучи» ˗ эпитеты; «тускло солнышко глядит» ˗ метафора; «природа спит», «солнышко глядит», «гнёздышко напомнило» ˗ олицетворения.

Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

«Всюду снег; кругом всё тихо;

Зимним сном природа спит…»

Музыка и текст произведения неразрывно связаны между собой идейным замыслом композитора и автора литературного текста и прекрасно дополняют друг друга. Это подтверждает неторопливый темп произведения, трёхдольный метр, несложный ритм с применением пунктира в некоторых местах, частое использование динамического оттенка p, символизирующего зимний сон природы, тишину и покой.

Всюду снег

Всюду снег; кругом всё тихо;

Зимним сном природа спит,

И сквозь туч седых и хмурых

Тускло солнышко глядит.

Под моим окном пустое

Птички гнездышко одно, -

Но весну, цветы и солнце

Мне напомнило оно!..

Музыкально-теоретический анализ

Жанр произведения «Всюду снег» – хоровая миниатюра. Форма произведения – простая двухчастная, представляет собой 2 периода, каждый из которых состоит из двух предложений по 4 такта. В произведении ᴨᴩᴎсутствуют две каденции: одна полная несовершенная, вторая полная совершенная (тт. 7-8 и 15-16). Постоянный размер: , метр – простой трёхдольный, ритмический рисунок составляют половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые длительности. Темп – умеренно (moderato). Размер  вносит в музыку спокойствие, а умеренный темп усиливает это выразительное средство. Преобладающая динамика – р, переходящая в f только в кульминациях. Встречаются подвижные нюансы cresc. (<) и dim. (>). Робкая нисходящая мелодия (у альтов), статичность двух верхних голосов, узкий диапазон звучания (as1 – c2) создают застылое, прозрачное впечатление зимнего пейзажа («Всюду снег, кругом всё тихо, зимним сном природа спит…»).

Лад – мажорный, натуральный. Основная тональность – As-dur, имеется ряд отклонений.

Фактура произведения – аккордовая. Приём хорового изложения – tutti.

Тональный план

Тональности

As

c

As

Des

As

Такты

1-4

5-6

7-12

13-14

15-16

Первая часть произведения

Пример №1 

Состоит из двух предложений по 4 такта, начинается с совместного вступления всех партий. Мелодия партии альтов является ведущей, а партии I, II сопрано выступают в качестве подголоска. Динамика p помогает создать образ зимы, сна природы, тишины, спокойствия. В 5 такте в динамике наблюдается crescendo ˗ постепенное увеличение силы звука, стремящееся ко 6 такту. Затем происходит постепенное возвращение к исходной динамике p. Слова первого и второго предложения: «Всюду снег; кругом всё тихо; зимним сном природа спит, и сквозь туч седых и хмурых тускло солнышко глядит.»

Первая предложение периода оканчивается полной совершенной каденцией. Второе предложение оканчивается полной несовершенной каденцией.

Ритмический рисунок всех партий одинаков и выглядит следующим образом:

https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|·https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif| |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif | Триольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif |·https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif | |·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif|

Мелодия в партии альтов изначально имеет нисходящее поступенное движение, затем переходит в поступенное, волнообразное движение.

В партии I, II сопрано мелодия движется статично в большую терцию до 3-го такта. С 3 –го такта мелодия переходит из партии альтов к I сопрано. У них появляется скачок вниз на чистую кварту, а в 4-ом такте мелодия переходит в поступенную волнообразную. У II сопрано мелодия продолжает звучать статично до 5-го такта, там она также переходит в волнообразную.

Кульминация в первой части произведения находится в 5-6 тактах.

Вторая часть произведения

Пример № 2

Вторая часть также состоит из двух предложений по 4 такта. Первые его четыре такта представляют собой повтор первых четырёх тактов первой части. Ведущей изначально также является партия альтов, но с 4-го такта мелодия снова переходит к партии I сопрано.

Начинается вторая часть в динамике p. В 5 такте появляется crescendo, стремящееся к 6 такту. С 7 такта сила звука ослабевает (на это указывает появление dim.) и происходит постепенное возвращение к исходной динамике p. Слова второго предложения: «Под моим окном пустое птички гнездышко одно, - но весну, цветы и солнце мне напомнило оно!...»

Первое и второе предложения второй части оканчиваются полной совершенной каденцией.

Мелодия в партии альтов с 1-го по 4-ый такты имеет нисходящее поступенное движение, затем с 5 такта переходит в поступенное, волнообразное движение.

В партии сопрано мелодия снова, как и в первом предложении, движется статично на одной ноте до 3-го такта. С 4 такта мелодия переходит в эту партию. В 3 такте совершается скачок вниз на чистую кварту, а затем мелодия переходит в поступенную волнообразную. У партии II сопрано мелодия звучит на одной ноте до 6-го такта, там она также переходит в волнообразную.

Ритмический рисунок всех партий:

https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif|·https://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gifhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif| |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif | Триольhttps://www.music-theory.ru/images/note_8.gif |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif | |https://www.music-theory.ru/images/note_8.gif ·https://www.music-theory.ru/images/note_16.gif |https://www.music-theory.ru/images/note_2.gif

Кульминация второй части произведения находится в 4-7 тактах.

Вокально-хоровой анализ

Хоровая миниатюра «Всюду снег» написана для трёхголосного женского или старшего детского хора.

Диапазон I сопрано:

C:\Users\User\Desktop\сопрано.jpg

Диапазон II сопрано:

C:\Users\User\Desktop\сопрано 2.gif

Диапазон альтов:

C:\Users\User\Desktop\альты.gif

Общий диапазон:

C:\Users\User\Desktop\общий.jpg

Общий диапазон: от си малой октавы до соль второй октавы – диапазон рабочий. Тесситура средняя, но не везде удобная. Соль II октавы в партии I сопрано может вызвать затруднение, но т.к. она звучит в динамике forte, её исполнение облегчено.

Ансамбль – естественный. От исполнителей в звуковедении требуется выдерживать очень мягкое legato. Атака звука мягкая. Дыхание спокойное, глубокое, его необходимо брать на паузах и в конце каждой фразы.

Вокально-хоровые трудности:

Интонационные трудности: 

Хоровая миниатюра «Всюду снег» исполняется a capella, что создаёт необходимость точного звучания встречающихся скачков на различные интервалы, чистых переходов на секунды вверх и вниз, а также исполнения окончания произведения в исходной тональности.

На протяжении всего произведения встречаются следующие интервальные скачки: в третьем и в одиннадцатом тактах в партии сопрано – ч4↓, во пятнадцатом такте в партии сопрано – ч5 ↓и ч4 ↑. (См. пример № 3)

Такие скачки трудны для исполнения. Чтобы преодолеть эти трудности, скачки на ч4 нужно спеть призывно, решительно, а ч5 ˗ объёмно, в единой позиции. Пение на одной ноте в партии I и II сопрано должно осуществляться с тенденцией к повышению.

Дыхание должно быть спокойным, глубоким. Основная задача – брать дыхание после окончания фразы или во время пауз, а не в середине слова.

Пример № 3

Ритмические трудности

В произведении «Всюду снег» ритмический рисунок разнообразный, часто встречаются шестнадцатые ноты и пунктирный ритм. Это затрудняет исполнение.

Пример № 4

Для правильного исполнения пунктирного ритма следует немного оттянуть восьмую ноту, а шестнадцатую сделать чуть короче, чтобы не получилась триоль. Важно также точно выдерживать все паузы и половинные ноты.

Темповые трудности:

Произведение написано в умеренном темпе moderato. Данный темп сохраняется на протяжении всего произведения. Сохранять единый темп во время всего произведения довольно сложно: из-за присутствия разнообразного ритмического рисунка есть риск появления тенденции ускорения. В 14 такте появляется ritardanto – постепенное замедление темпа, его также необходимо аккуратно выдержать.

Ладово-тональные трудности:

Основная тональность произведения As-dur. Произведение тонально неустойчиво. В 5-6 тактах наблюдается отклонение к тональности c-moll, с 7 по 12 такты возвращение к исходной тональности, с 13 по 14 такты наблюдается появление Des-dur, и завершается произведение тоническим секстаккордом основной тональности.

Ансамблевые трудности:

Во избежание ансамблевых трудностей нужно внимательно и ответственно подойти к чистоте звучания каждой партии в отдельности, а также уделить значимое внимание динамическим нюансам, дикционным и ритмическим трудностям для создания естественного гармоничного ансамбля. Кроме того, важно правильно выстроить унисоны, проработать качественное исполнение скачков в партии сопрано и переходов по секундам в партии альтов.

Необходимо прослушать тему альтов в начале произведения, затем с 4 такта прослушать тему в партии сопрано, а после должным образом выстроить звучание всех голосов. В седьмом и четырнадцатом тактах у партии сопрано довольно высокая тесситура, что также затрудняет исполнение и создает искусственный ансамбль (См. пример № 3)

Дикционные трудности:

Артикуляция должна быть чёткой и внятной, необходимо проговаривать все окончания слов: снег, кругом, зимним сном, спит, туч седых и хмурых, глядит, под моим окном. Также нужно коротко произносить все шипящие звуки в словах: туч, солнышко, птички, гнёздышко. Чтобы хорошо были слышны окончания, их необходимо переносить к следующему слову, например, «зи|мним сно|м приро|да спи|т, и скво|зь ту|ч се|ды|х и хму|рых ту|скло со|лны|шко гля|дит». Кроме того, необходимо утрировать букву «р» в словах: кругом, природа, хмурых. Все гласные должны быть округлены в единой академической манере.

Динамические трудности:

При исполнении хоровой миниатюры «Всюду снег» необходимо выдерживать динамику – р, переходящуя в f только в кульминациях. Также в произведении встречаются подвижные нюансы cresc. (<) и dim. (>), они придают произведению выразительность и свой собственный, особый красочный колорит. Переход из одного нюанса в другой довольно часто вызывает трудности при исполнении, поэтому на этом необходимо сосредоточить особое внимание при работе с хором.

Кульминация произведения осуществляется в динамике f, что позволяет наиболее точно передать волнение и трепет в смысловой окраске текста.

Исполнительский анализ

При работе с хором над произведением Ц. А. Кюи «Всюду снег» дирижёру необходимо учесть все вышеперечисленные вокально-хоровые трудности. Он должен чётко показать все ауфтакты и снятия. Ещё ему следует обратить особое внимание на пунктирный ритм и сохранить единый темп. Кроме того, ему необходимо показывать развитие, кульминацию и развязку произведения, связанные с содержанием текста и динамическими нюансами, при помощи использования контрастных жестов.

Важно проработать с хором все ритмические трудности: прохлопать длительности, показать дробление или связность длительностей, чётко подчеркнуть сильную долю.

Для работы над интонацией хора дирижёру следует продемонстрировать должное исполнение на примере собственного голоса.

Дирижёрские жесты должны быть строго подчинены спокойному характеру и стилю произведения – плавные на legato, в соответствии с музыкальным и поэтическим замыслами, символами которых здесь выступают тишина, спокойствие, сон природы. Дирижёру необходимо уметь замечать и исправлять все недочёты и неточности, допущенные хором.