Михаил Иванович Глинка. Биографические сведения. Хронологическая таблица.

Шемякина София Алишеровна

Глинка. Биографические сведения. Хронологическая таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinka.docx22.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Год

Город

Страна

Событие

Сочинение

20 мая (1 июня) 1804 года

Село Новоспасское, Смоленской губернии

Родился Михаил Иванович Глинка. До шести лет воспитывался бабушкой.   Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

1817

Санкт-Петербург

Начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

1822-1823

Пишет свои первые произведения.

Ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске.

Знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет

1824-1829

Работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

1830

Италия, Милан

Композитор отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы.

В Италии он познакомился с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочинял в «итальянском духе».

В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

1833-1835

Германия, Берлин

Отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Обширные планы создания русской национальной оперы.

Работа над национальной оперой «Иван Сусанин».

1836

С большим трудом удалось добиться принятия первой оперы к постановке на сцене Петербургского Большого театра.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом.

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы.

Опера «Жизнь за царя»

1837

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1839

Отношения Глинки с Катенькой Керн.

Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены Екатерине Керн, в частности романс «Если встречусь с тобой», «Я помню чудное мгновенье».

1844

Франция,
Испания

Тяжело переживая критику своей новой оперы совершает новое длительное заграничное путешествие.

В Париже ознакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции.

Две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 год -  увертюра «Арагонская хота», а в 1848 (по возвращении в Россию) — «Ночь в Мадриде».

1848

Варшава

Так как ему отказали в заграничном паспорте, останавливается в Варшаве.

Симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой.

1851

Возвращается в Санкт-Петербург

Давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

1852

Вновь отправился в путешествие.

Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет.

Начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена.

Май 1854

 Приехал в Россию из-за начала крымской войны. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург.

Начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

1856

Берлин

Уезжает в Берлин. Занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

15 февраля 1857 года

Берлин

Умер и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Оперы

Симфонические произведения

Камерно-инструментальные сочинения

Романсы и песни