ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Сольный концерт как эффективная форма развития творческих способностей и совершенствования исполнительского мастерства обучающегося"

Петрова Ирина Николаевна

Данный проект представляет собой сценарий выступления обучающегося 5 класса фортепианного отделения ДШИ с сольной программой, предназначен для педагогов, занятых в сфере музыкального образования и развития детей и молодежи, и направлен на формирование позитивного отношения к классической музыке и обучению игре на инструменте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt_petrovoy.docx41.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования город Нягань

«Детская школа искусств»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Сольный концерт как эффективная форма развития творческих способностей и совершенствования исполнительского мастерства обучающегося.

                        Автор проекта:

                                            Петрова Ирина Николаевна

                                                                   преподаватель

                                                    высшей квалификационной категории

                                                         

г. Нягань

                                                     2019 год

Краткая аннотация проекта

Данный проект представляет собой сценарий выступления обучающегося 5 класса фортепианного отделения ДШИ с сольной программой, предназначен для педагогов, занятых в сфере музыкального образования и развития детей и молодежи, и направлен на формирование позитивного отношения к классической музыке и обучению игре на инструменте.

Обоснование необходимости проекта

В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. Установка на воспитание инициативной и успешной личности становится актуальной проблемой современного обучения, и этом плане дополнительное образование детей имеет значительный потенциал и выступает как мощное средство развития личности.

Развитию творческой и инициативной личности как нельзя лучше соответствует обучение игре на любом инструменте, так как занятия в классе по специальности проходят в форме индивидуального обучения. Здесь преподаватель ДШИ оказывается в более выгодных условиях, чем учитель общеобразовательной школы, так как имеет больше возможностей для непосредственного и постоянного контакта со своим воспитанником.
Конечно, традиционной формой обучения в классе фортепиано является урок по специальности, но концертно-исполнительская деятельность юного музыканта может стать областью, в которой успешно внедряются новые формы и методы обучения, ориентированные на развитие их творческих способностей. В течение учебного года все учащиеся выступают в академических концертах, в которых исполняют обязательную программу. Наиболее способные, обладающие необходимыми качествами для исполнителя, например, музыкальной одаренностью, сценической выдержкой выступают в тематических или отчетных концертах отделения или школы. И лишь немногие способны выступить с сольной программой, подготовленной для публичного выступления.

Музыкально одаренные дети требуют особого педагогического внимания и мастерства. Перед ними ставят профессиональные задачи, их готовят к участию в фортепианных конкурсах, иначе их способности не раскроются в полной мере. Перспективные ученики обучаются по программе повышенной сложности, участвуют в мастер-классах, готовят сольные программы, но нельзя ограничивать ученика и ставить перед ним только задачи профессионального роста. Обучаясь игре на фортепиано, наряду с профессиональными навыками ученик развивает в себе качества творца, поэтому в процессе музыкально-творческой деятельности обучающиеся в ДШИ развиваются не только как музыканты, но и как личности.
Выступление с сольной программой призвано создать условия для формирования ключевых компетенций обучающегося:

  • Формирование и развитие музыкально-исполнительских компетенций.
  • Творческая компетенция предполагает способность к саморазвитию, осознание своих потребностей и стремление к их реализации.
  • Познавательные компетенции ведут к развитию мышления, обогащению запаса музыкальных впечатлений путем овладения новыми знаниями в области музыкального искусства.
  •  Овладение информационными технологиями – умение находить, анализировать и оценивать информацию в разных формах и различными способами, например, поиском видеозаписей исполнения известными исполнителями произведений, которые играет учащийся.
  • Коммуникативные качества – владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации слушателям, умение сопереживать, уважать различные мнения в интерпретации произведений.
  • Социальные навыки общения – умение этично себя вести в профессиональном и социальном контекстах через публичные выступления на сцене с концертными программами, обладание опытом сценического поведения.

Эти моменты являются почвой для актуальности проекта, так как основной задачей любого образовательного учреждения является воспитание творческой личности, способной решать задачи в любом виде деятельности, которая будет избрана обучающимся в дальнейшем.

Тем не менее, в реальной практике существуют противоречия:

  • между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием творческой и успешной личности, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
  • между потребностью в теоретически обоснованных педагогических технологиях и недостаточной разработанностью таких технологий;
  • между потребностями одаренных детей в реализации своего потенциала личности и традиционными формами преподавания. Обучаясь игре на инструменте, дети зачастую не видят смысла в обучении, так как разучивают то, что положено по программе, нередко чувствуют себя непонятыми среди сверстников.

Таким образом, указанные противоречия очерчивают проблему проекта, заключающуюся в обосновании педагогических технологий и поиска новых форм и методов в обучении учащихся игре на инструменте. Выявляется основная проблема, объединяющая пианистические навыки и умения, полученные в ходе повседневного обучения, и реальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке. Следовательно, необходимо создать условия для реализации творческого потенциала учащихся, используя нетрадиционные формы и методы обучения, предоставить им возможность почувствовать свою значимость и успешность, помочь им занять определенную нишу в социуме, соответствующую их способностям.

Новизна проекта: использование инновационных технологий в работе с перспективными детьми является наиболее эффективным методом по развитию творческих способностей. Проект представлен как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с обучающимися как школы искусств, так и других учреждений дополнительного образования детей. Новые формы и методы обучения способствуют:

  • развитию ключевых компетенций обучающихся;
  • оптимизации учебного процесса;
  • повышению мотивации к обучению;
  • совершенствованию эффективность обучения.

Объект исследования: самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе подготовки к сольным выступлениям.

Предмет исследования: развитие творческих и исполнительских способностей обучающихся в ДШИ в выступлении с сольной программой.

Гипотеза: развитие творческих способностей обучающихся в ДШИ будет эффективным, если создать педагогические условия для поддержки и сопровождения одаренных учащихся, что позволит реализовать в нетрадиционных формах практической деятельности творческий потенциал личности, направленный на формирование ключевых компетенций.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: проведение сольного концерта как эффективной формы развития творческих способностей и совершенствования исполнительского мастерства обучающегося.

Педагогические задачи:

  1. Представить достижения учащегося за время обучения на фортепианном отделении.
  2. Научить применять полученные навыки в исполнительской деятельности.
  3. Воспитание навыков ансамблевого музицирования и культуры сценического поведения.
  4. Развитие музыкального мышления и памяти путем умения выдержать определенный объем программы.
  5. Воспитание художественно-эстетического вкуса учащегося через знакомство с лучшими образцами художественного творчества композиторов разных стран и народов.
  6. Формирование устойчивого интереса у обучающегося к музыкальному искусству и концертному исполнительству.

Задачи для обучающегося:

  1. Проявление творческих и исполнительских навыков, сценической выдержки при исполнении программы.
  2. Развитие навыков убедительно предлагать свою концепцию исполнения программного содержания произведений.
  3. Умение анализировать многообразие связей музыки и различных видов искусства.
  4. Совершенствование исполнительского уровня через исполнение произведений повышенной сложности.
  5. Гармоничное развитие личностных качеств обучающегося при использовании личностно-ориентированного подхода.

Задачи для слушателей:

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса аудитории.
  2. Расширение музыкального кругозора слушателей путем знакомства с музыкальными произведениями различных стилей и эпох.
  3. Воспитание эмоционально-ценностного восприятия музыкальных произведений.

Основное содержание проекта

Последовательность формирования навыков совместной творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и концертмейстера для достижения поставленной цели можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной (этап реализации) и заключительный.

Начальный этап:

  1. Составление плана работы. Подготовка к концерту.
  2. Подбор и составление программы.
  3. Подготовка сценария для проведения сольного концерта.
  4. Организационная работа по приглашению слушателей.
  5. Подготовка и украшение зала.
  6. Подготовка аппаратуры для демонстрации презентации и видеозаписи.
  7. Составление текста для афиш.
  8. Распространение буклетов в общеобразовательной школе с приглашением на концерт.
  9. Поддержка родителей по организации концерта.

Основной этап (этап реализации):

  1. Репетиции к концерту в зале.
  2. Подготовка текста сценария для проведения сольного концерта.
  3. Подготовка презентации к сценарию.
  4. Выступление учащегося с сольной программой.

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов и выводы.
  2. Представление опыта работы в электронных изданиях, на конференциях и конкурсах.

Заключительный этап так же направлен на работу над психологической синхронностью. Это единство передачи состояний и единство сценического исполнения, которые позволят ученику пережить ситуацию успеха.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

Для представления в открытом выступлении я продумала порядок исполнения пьес в программе, чтобы выгодно представить произведения различных жанров, стилей и направлений. С учащейся мы беседовали о характерных особенностях творческого почерка каждого из композиторов, оригинальности их музыкального мышления и гармонического языка, принципах формообразования и о мелодической интонационной основе.

Более того, мы решили дополнить программу не только сольными произведениями, но и ансамблевыми пьесами.

Сольный концерт мы решили провести в виде открытого публичного выступления с комментариями педагога и презентацией, которая сделала выступление учащегося ярким и запоминающимся. Таким образом, наш концерт явился результатом совместной творческой деятельности учащегося и преподавателя, в которой были учтены все аспекты взаимодействия и сотрудничества в триаде: дети-родители-школа.

Ресурсы

Временные ресурсы. 

Для реализации проекта необходимы занятия в классе по специальности из расчета 2 часа в неделю, репетиционные часы в зале непосредственно при подготовке к концерту.

Информационные ресурсы. 

Афиши к концерту, подготовка презентации для демонстрации во время концерта.

Человеческие ресурсы. 

В реализации данного проекта принимают участие преподаватель фортепиано и обучающийся.

Организационные ресурсы.

Проект реализуется в условиях Детской школы искусств, сроки проведения согласованы с заведующим фортепианного отделения, заместителем директора по учебно-воспитательной работе ДШИ.

Материально-технические ресурсы.

Класс для занятий, концертный зал для репетиций и выступления, два рояля, технические средства: проектор, экран, ноутбук, видеокамера.

Партнеры

В реализации данного проекта партнерами выступают преподаватели теоретического отделения «ДШИ» г.Нягани музыковед Радионова Виктория Александровна, иллюстратор-вокалист Минеева Елена Павловна, родители-единомышленники, решающие определенную проблему.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией, на которую ориентирован проект, являются преподаватели и учащиеся фортепианного отделения ДШИ, родители фортепианного класса, учащиеся общеобразовательной школы класса, где обучается исполнитель.

План реализации проекта

Сроки реализации проекта: 12-22 марта 2019 года.

Принципы реализации проекта:

  • личностно-ориентированный подход с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучающегося
  • принцип комплексного подхода
  • принцип интеграции знаний, полученных на уроках по специальности и музыкально-теоретическим дисциплинам
  • принцип опережающего и развивающего обучения
  • принцип открытости

Педагогические технологии:

  • проектно-исследовательские
  • интегрированные
  • информационно-коммуникативные
  • здоровьесберегающие.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Проектный продукт:

  • сольный концерт
  • презентация к концерту
  • видеозапись концерта.

Результаты-эффекты, которые произойдут вследствие реализации проекта, имеют явно выраженную социальную, культурно-образовательную и психологическую окраску. Для самого участника проект будет способствовать повышению исполнительского уровня, росту мотивации к обучению игре на инструменте, его познавательной активности, сформирует навыки самостоятельной работы и творческой деятельности, осознанию собственной значимости и успешности в достижении цели.

Для слушателей общеобразовательной школы присутствие на концерте станет наглядной демонстрацией того, что их одноклассник достиг значительных результатов, обучаясь в учреждении дополнительного образования, что в итоге будет способствовать росту престижности детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве города.

Перспективы дальнейшего развития проекта

По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы:

1. Развитие творческих способностей обучающихся в ДШИ будет эффективным, если создать педагогические условия для поддержки и сопровождения одаренных учащихся.

2. Сольный концерт явился нетрадиционной и эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала личности и формирование ключевых компетенций.

3. Работа над реализацией проекта активизировала творческие возможности учащегося, способствовала проявлению самостоятельности, инициативности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и умений.

4. Для учащегося сольный концерт стал стартовой площадкой для успешного участия в конкурсах различного уровня.  Подобным образом мы воспитываем личность, способную к самостоятельной инновационно-творческой деятельности в любой сфере будущей профессии. Я считаю, что подобную работу по организации сольных концертов можно проводить в классе преподавателя исполнительского отделения на любой ступени обучения учащихся, имеющих для этого необходимые качества личности, которые воспитываются и совершенствуются педагогом на всех этапах обучения в ДШИ.

Литература

  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко. – М., 1980.
  3. Гофман Й.К. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007.
  4. Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 2004.
  5. Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов / Сост. и ред. Л.Л. Зенина. – Новосибирск, 1990.
  6. Мильштейн Я.И. Уникальный ансамбль. Вопросы теории и истории исполнительства. – М., 1983.
  7. Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. – М., 1998.
  8. Музыкальная энциклопедия / Сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб., 1996.
  9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  11. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003.
  13. Федорович Е. Н. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004.
  14. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. – М., 1999.
  15. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. – М., 1988.

Приложение

Сценарий сольного концерта

Добрый день, уважаемые слушатели. Сегодня у нас замечательная возможность познакомиться с еще одной звездочкой нашей школы. Совсем недавно юные пианисты уже радовали нас своим творчеством и мастерством, и очень приятно, что у нас сегодня новая встреча с юным, но одаренным и очень трудолюбивым исполнителем. Лада Мингазова, ученица класса Петровой Ирины Николаевны, неоднократный лауреат Региональных конкурсов «Юный пианист» город Нягань, Всероссийских – «Роза ветров», «Вершина творчества», Международных – «Юный Моцарт», «В мире таланта», «Посвящение И.С.Баху», «Венский бал», «Престо». География ее побед разнообразна: город Тюмень, Ханты-Мансийск, Екатеринбург, Пермь. Лада призер теоретических олимпиад и участница Творческой школы «Новые имена Югры» в 2018 году в городе Нягань с участием профессоров ведущих образовательных организаций высшего образования. И сегодня она играет для нас на этой сцене.

Концертную программу откроет традиционно образец старинной музыки – «Трехголосная инвенция». В переводе слово «Инвенция» обозначает оригинальность, изобретение. Несколько голосов следуют друг за другом причудливо переплетаясь словно мысли человека, обдумывающего какую либо идею. И как работа интеллекта не прекращается ни на один миг, точно также непрерывна и музыка инвенции.

- Иоганн Себастьян Бах «Трехголосная инвенция Ре мажор» исполняет Мингазова Лада.

Концертную программу продолжает музыка одного из самых жизнерадостных композиторов. Музыка Йозефа Гайдна отражает светлые моменты жизни человека, связанные с состоянием радости, счастья, юмора и оптимизма. На протяжении 27 лет этот гениальный композитор писал музыку исключительно для одного единственного человека, своего хозяина, князя Эстергази и находился у него на придворной службе. Но это никак не омрачило творчество маэстро. Принадлежа более одного человека, он был оторван от мира и как он сам утверждал, вынужден был стать оригинальным. В своих концертах он использовал мелодии настоящих часов и звучание детских игрушек, свистулек, погремушек, смешных пищалок. Он устраивал концерты в кромешной темноте и при свете фейерверка, но в его произведениях всегда жила мелодия, воплощение живой человеческой души. Это и было целью его творчества.

- Йозеф Гайдн «Соната Фа мажор» 1 часть.

За свою творческую жизнь Карл Черни создал более восьмисот произведений, направленных только на развитие беглости пальцев пианиста. Будучи сам виртуозом, прекрасным концертирующим музыкантом он имел огромное количество учеников и для каждого создавал отдельное уникальное произведение. Так он отдавал дань своему гениальному учителю Людвигу Бетховену. Благодаря его творчеству традиции бетховенского пианизма распространились через его учеников по всему миру.

- Карл Черни «Этюд до минор» ор.299 № 21

Фортепиано инструмент универсальный, прекрасный солист, великолепный компаньон, аккомпаниатор. И концерт продолжит образец вокальной музыки, произведение для голоса в сопровождении фортепиано. Вертоград – устаревшее, вышедшее из обихода слово, название виноградника. Именно о нем следующий романс русского композитора Александра Даргомыжского на слова А.С.Пушкина. Создавая это стихотворение, поэт взял строки Библии и положил в основу своего стиха, воспевая тем самым райские сады, куда всегда стремится душа.

- Александр Даргомыжский, слова Пушкина «Вертоград (восточный романс)», исполняет Елена Минеева, партия фортепиано Лада Мингазова.

В эти дни пьесы Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» словно иллюстрация к нашей погоде. С жаворонком на Руси связано много обрядов. Буквально вчера, в день весеннего равноденствия, жаворонков встречали в поле. У птицы особенный полет, она взмывает под небеса и камнем падает почти до земли. О таком говорили «Жаворонок небо пашет». Считалось, что жаворонок несет с собой из дальних стран семь ключей, запирает зиму на семь замков, отпирает ручьи, травы, теплое время. Жаворонок по верованию православных сопровождал повсюду Иисуса Христа, вечерами прилетал к его матери Богородице и воспевал деяния сына. В пьесе Чайковского мелодия подражает голосу этой символической птицы, а общее настроение светлой печали словно нарисует несбыточную мечту человека, тяжело ступающего по земле, мечтающего о полете.

- Петр Ильич Чайковский «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года».

Пьесы цикла «Времена года» Петр Ильич писал каждый месяц для публикации в журнале «Календарь». К каждой пьесе он сам выбирал стихотворный эпиграф. Следующие строки послужили программой для фортепианной пьесы «Подснежник»:

Голубенький, чистый подснежник-цветок,

А подле сквозистый последний снежок,

Последние слезы о горе былом

И первые грезы о счастье ином.

- «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Концерт продолжит образец ансамблевой музыки. Антон Степанович Аренский, русский композитор, ученик Николая Римского-Корсакого, сам прекрасный педагог, пианист-виртуоз, не мыслил своей жизни без музыки. Следующие строки собственного сочинения он посвятил именно этому искусству:

«Как дорожу я прекрасным мгновеньем,

 Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь.

В эти минуты растаять быть можно,

Сердцем гореть, сердцем гореть».

- Антон Степанович Аренский «Вальс». Исполняют Лада Мингазова и Ирина Петрова.

Всегда радостно, когда педагог делит сцену со своим учеником. Это момент творческой преемственности, единого творческого стремления. Петрова Ирина Николаевна поддерживает свою ученицу и в конкурсной деятельности. Вместе они стали лауреатами конкурсов «Юный Моцарт» в номинации Учитель-ученик, «Венский бал», «Престо».

- В исполнении Елены Минеевой прозвучит романс Сергея Рахманинова на слова Бекетова «Сирень», партия фортепиано Ирина Петрова.

- Продолжает программу музыка Сергея Прокофьева «Тарантелла».

Наш концерт подходит к концу. Программу завершает музыка И.Берковича «Скерцо». Исполняет фортепианный дуэт: Лада Мингазова и Ирина Петрова.

Я приглашаю на сцену директора ДШИ Бережную И.А.

Выступают с поздравительным словом родители класса Петровой И.Н.

В заключение концерта выступила с ответным словом Петрова И.Н.