В.А.Моцарт аннотация

Соболева Екатерина Сергеевна

Историко-эстетический анализ.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

 - великий австрийский композитор. Его творчество уникально и многогранно. Он синтезировал в своем творчестве многообразие европейской музыкальной культуры XVIII века и оказал большое влияние на развитие почти всех жанров музыкального искусства: обновил и обогатил жанры симфонии и квартета, утвердил классическую форму инструментального концерта, поднял на недосягаемую высоту хоровую музыку (Реквием). Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее, она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет),классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Также ему свойственно обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.) Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность дополняется поиском различных тембровых комбинаций персонифицированной трактовкой тембров.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворенностью, поэтичностью, изяществом.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем, представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Хоровое творчество

Хоровое, кантатно-ораториальное творчество Моцарта принадлежит к вершинным достижениям в этой области. На протяжении многих лет Моцарт работал над крупными формами церковной музыки. Среди хоровых жанров в его творчестве присутствуют мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории. Среди выдающихся хоровых сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

 Многие из его хоровых сочинений. Несмотря на то. Что написаны на духовные тексты, по своим образам нередко мало отличаются от светских (инструментальных и оперных) произведений Моцарта. Такой характер его духовных сочинений обусловлен общим мировоззрением композитора – его религиозность носила скорее не церковно-догматический, а нравственно-философский характер.

 В отдельных письмах он высказывался против церковных порядков, выражая веру в Разум ради совершенствования человечества – в духе утопий века Просвещения. В 1784 году Моцарт вступил в масонскую ложу, что также нашло отражение в его творчестве - в последующие 7 лет им были написаны 5 масонских кантат.

 С 1768 по 1780г. Композитор написал 17 месс различного масштаба, в 1782-1783 годы работал над новой мессой, которую не закончил. В венские годы его творческие интересы не касались музыки для церкви, однако и в оперном и симфоническом творчестве Моцарта ощущается его тяготение к синтетическому вокально-инструментальному стилю. В 1791 году он вернулся к крупной форме, в которой объединялся хор, соло и оркестр. Создав свое бессмертное творение -  Реквием.

В апреле 1791 года, Леопольд Хофманн, который был капельмейстером в соборе Святого Стефана в Вене, тяжело заболел. Моцарт, который никогда не был почитателем  духовной музыки, тем не менее, увидел возможность для повышения своего дохода. С этой целью, он обратил свое внимание еще ​​раз к духовной музыке. Он написал гимн Ave Verum  в июне 1791 года. 

Это сочинение было посвящено его другу, Anton Stoll, который был хормейстером в приходской церкви в Бадене, и он был впервые исполнен в Баден на праздник Тела Христова.

Вполне возможно, что Моцарт сочиняя этот гимн, помнил императорский запрет на сложные гармонизации музыки. Так или иначе, его гимн отличаются своей компактной простоте. 

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как католическими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria),   месса (в том числе заупокойная - Реквием),  секвенция и  страсти.

Мотет - вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде. В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в это время, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. 

Ave verum corpus (Радуйся, истинное Тело) — в Католической церкви причастный кант, служивший текстом музыкальных сочинений в форме небольшого мотета, на несколько голосов.

Ave, ave verum corpus natum 
De Maria virgine 
Vere passum immolatum 
In cruce pro homine 
Cujus latus perforatum 
Fluxit aqua et sanguine 
Esto nobis praegustatum 
In mortis examine 
In mortis examine.

В переводе на русский язык текст выглядит следующим образом:

Радуйся, истинное Тело,

Рожденное от Марии Девы:
Невинное, страдавшее и убиенное

На Кресте за человеков.
  С Твоей пронзенной груди
Волной струилась кровь.
Будь нам примером

В смертном испытании.

В полной версии молитве присутствуют еще две строки:

- O Jesu dulcis, o Jesu pie

O Jesu Fili Mariae Miserere mei. Amen.

- О, Иисус сладчайший, Иисус благой

 О, Иисус, сыне Марии, помилуй нас. Аминь.

Существуют различные версии этого гимна, созданные разными композиторами. Среди них:

  • Уильям Бёрд (1605)
  • В. А. Моцарт (1791)
  • Александр Гильман (1856)
  • Эдвард Элгар (1887)
  • Ференц Лист
  • Камиль Сен-Санс

Кроме того, Ave verum corpus звучит в опере Пуленка «Диалоги кармелиток» (1957).

Мотет «Ave verum corpus » Моцарта в наши дни

Творчество Моцарта очень любимо исполнителями и слушателями. Поэтому его произведения не сходит с ведущих сцен мира. «Ave verum corpus»  вдохновило многих людей на исполнение этого замечательного произведения.

Последнее исполнение было 3 февраля 2012 года, мотет «Ave verum corpus» был исполнен в Большом зале консерватории в исполнении Московского Государственного Академического Камерного хора. Дирижер – Владимир Минин.

Сейчас можно услышать классическое исполнение мотета «Ave verum corpus» и в столице, и в провинциальных городах, и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-теоретический анализ.

Жанр произведения – мотет -  вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Форма произведения – простая двухчастная с дополнением. В оригинальном тексте предполагается инструментальное сопровождение.

Первая часть – экспозиция музыкального материала – открывается аккордовым складом письма в основной тональности произведения D-dur:

 

По форме первая часть представляет собой классический большой квадратный период, состоящий из двух предложений неповторного строения. Границы предложений подчеркнуты серединной каденцией, основанной на автентической гармонии:

 

В развитии музыкального материала второго предложения появляется кратковременное отклонение в тональность fis-moll, которое является параллелью доминантовой тональности A-Dur.

Подобное гармоническое развитие свидетельствует об особенностях построения – период является одновременно модуляционным (имеет отклонения в процессе развития) и модулирующим (имеет модуляцию в завершении музыкального материала):

 

Заключительная каденция представлена модуляцией в тональность доминанты:

 

Вторая часть по аналогии с первой представляет собой большой квадратный период, состоящий их двух предложений неповторного строения. Во второй части, основная тональность которой A-Dur, мы встречаемся с отклонением в тональность второй степени родства – F-Dur:

 

При возвращении в основную тональность вместо D-Dur появляется одноименный ему d-moll:

 

Границы предложений подчеркнуты серединной каденцией, основанной на автентической гармонии:

 

В секвенции второго предложения мы встречаемся с эллипсисом – длительным переходом одного диссонирующего аккорда в другой диссонирующий без его разрешения. В гармонии эллипсиса благодаря появлению побочных доминантовых функций появляются кратковременные отклонения в тональности e-moll, fis-moll. Тем не менее, указанные тональности не имеют гармонического закрепления:

 

Второе предложение в своем окончании имеет прерванный каденционный оборот особого вида:

 

Прерванный оборот является причиной появления дополнения к основному музыкальному материалу мотета. Дополнение в данном случае выполняет функцию Coda – оно бифункционально – продолжает развитие основного музыкального материала и кадансирует его.

Открывается дополнение элементом подголосочной полифонии:

 

В музыкальном материале дополнения снова появляется эллипсис, еще более сложный с гармонической точки зрения:

 

Завершается мотет полной совершенной гармонической каденцией в основную тональность в мелодическом положении основного тона:

 

Музыкальный материал произведения излагается в двух основных видах хоровой фактуры:

- гомофонно-гармоническая – аккордовая с мелодической линией в верхнем (характерная фактура для хорала) – основной вид музыкальной фактуры мотета:

 

Особенностью гомофонно-гармонической фактуры в данном произведении является большая подвижность женских партий по отношению к мужским:

 

- полифоническая – подголосочная полифония, музыкальный материал которой развивается с помощью секвенции:

 

Данный вид хоровой фактуры встречается в кульминационных эпизодах и в дополнении, где расположена главная кульминация всего музыкального произведения:

 

Вокально-хоровой анализ.

Тип и вид хора – произведение написано для смешанного четырехголосного хора a'capella. (В оригинале в сопровождении стунных и органа).

 

 

Тесситурные условия, в основном, благоприятны во всех партиях. Исключение составляет лишь кульминационный эпизод – высокая тесситура партии сопрано:

 

Тем не менее, им на помощь приходят громкая звучность и достаточные удобные слоги литературного текста.

Благоприятные тесситурные условия будут способствовать появлению естественного динамического ансамбля. Однако специфика музыкального языка произведения диктует порой использование искусственного динамического ансамбля:

- во второй части мелодическая линия проходит попеременно в женской и мужской группах хора. Она должна четко прослушиваться на фоне остальных голосов:

 

Динамику не ведущей мелодию партии не стоит увеличивать. Динамического баланса лучше всего добиваться путем снижения звучности сопровождающих голосов.

Необходимо также подчеркнуть мелодические ходы партии альта и  распевы:

 

 

Музыкальный язык сочинений Моцарта базируется, как правило, на прочной тональной основе. Ему не свойственны хроматизированная мелодика и остродиссонантные гармонии. Тем не менее, он не чуждается использовать определенный гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов.

К основным трудностям горизонтального строя стоит отнести следующие:

- достаточно широкие скачки, как в мелодической линии:

 

Так и в партиях сопровождающих голосов:

 

При работе над скачками полезно пропевать их вне ритма. Хористам необходимо предслышать верхний звук, а если скачек нисходящий, важно не потерять высокую позицию звука.

- Особой горизонтальной сложностью являются пение альтерированных ступеней:

 

При интонировании скачков важно не потерять ощущение ладовых тяготений.

К горизонтальным трудностям стоит также отнести повторение одного и того же звука, в первую очередь это органный пункт в партии басов:

 

Каждый последующий звук необходимо исполнять с тенденцией к завышению, с целью удержать реальную его высоту и не спровоцировать потерю тональности.

К основным вертикальным трудностям следует отнести в первую очередь альтерированные аккорды и созвучия:

 

Хористы должны четко представлять себе ладовые тяготения как диатонических, так и хроматических ступеней.

Композитором поставлена ремарка «Sotto voce» - вполголоса.  Исходя из этого можно правильно определить тип звуковедения.

 Основной тип звуковедения в данном произведении legato – непрерывное связное пение. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным.

Исполнительский анализ.

При исполнении следует обратить внимание на нетрадиционное обозначение музыкального размера и знаков, определяющих тональности:

 

 И если во втором случае «фа-диез» просто выставлен октавой ниже, то размер «2» является старинным обозначением размера аналогичному 4/4.

Стоит заметить, что большая часть произведения исполняется на очень тихих нюансах «p», «рр», что в свою очередь может приводить к динамическим провалам. Во избежание этого исполнять произведение стоит, независимо от нюанса, на достаточно твердой опоре и с предельно четкой дикцией.

Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это:

 - ауфтакты, направленные на подготовку звучания:

 

- ауфтакты, подготавливающие снятие звучания:

 

Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны:

 

Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора музыкальный материал при этом отличается сплошным, не разделенным ими звучанием. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора  никогда не должен становиться простым отсчетом пустых долей, но активным, обращенным к мелодическим и фактурным особенностям жестом.

В целом анализируемое нами произведение является прекрасным концертным номером и может войти в репертуар профессионального хорового коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart_ave_verum_corpus.docx928.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Историко-эстетический анализ.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

 - великий австрийский композитор. Его творчество уникально и многогранно. Он синтезировал в своем творчестве многообразие европейской музыкальной культуры XVIII века и оказал большое влияние на развитие почти всех жанров музыкального искусства: обновил и обогатил жанры симфонии и квартета, утвердил классическую форму инструментального концерта, поднял на недосягаемую высоту хоровую музыку (Реквием). Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее, она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет),классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Также ему свойственно обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.) Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность дополняется поиском различных тембровых комбинаций персонифицированной трактовкой тембров.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворенностью, поэтичностью, изяществом.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем, представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Хоровое творчество

Хоровое, кантатно-ораториальное творчество Моцарта принадлежит к вершинным достижениям в этой области. На протяжении многих лет Моцарт работал над крупными формами церковной музыки. Среди хоровых жанров в его творчестве присутствуют мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории. Среди выдающихся хоровых сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

 Многие из его хоровых сочинений. Несмотря на то. Что написаны на духовные тексты, по своим образам нередко мало отличаются от светских (инструментальных и оперных) произведений Моцарта. Такой характер его духовных сочинений обусловлен общим мировоззрением композитора – его религиозность носила скорее не церковно-догматический, а нравственно-философский характер.

 В отдельных письмах он высказывался против церковных порядков, выражая веру в Разум ради совершенствования человечества – в духе утопий века Просвещения. В 1784 году Моцарт вступил в масонскую ложу, что также нашло отражение в его творчестве - в последующие 7 лет им были написаны 5 масонских кантат.

 С 1768 по 1780г. Композитор написал 17 месс различного масштаба, в 1782-1783 годы работал над новой мессой, которую не закончил. В венские годы его творческие интересы не касались музыки для церкви, однако и в оперном и симфоническом творчестве Моцарта ощущается его тяготение к синтетическому вокально-инструментальному стилю. В 1791 году он вернулся к крупной форме, в которой объединялся хор, соло и оркестр. Создав свое бессмертное творение -  Реквием.

В апреле 1791 года, Леопольд Хофманн, который был капельмейстером в соборе Святого Стефана в Вене, тяжело заболел. Моцарт, который никогда не был почитателем  духовной музыки, тем не менее, увидел возможность для повышения своего дохода. С этой целью, он обратил свое внимание еще ​​раз к духовной музыке. Он написал гимн Ave Verum  в июне 1791 года. 

Это сочинение было посвящено его другу, Anton Stoll, который был хормейстером в приходской церкви в Бадене, и он был впервые исполнен в Баден на праздник Тела Христова.

Вполне возможно, что Моцарт сочиняя этот гимн, помнил императорский запрет на сложные гармонизации музыки. Так или иначе, его гимн отличаются своей компактной простоте. 

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как католическими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria),   месса (в том числе заупокойная - Реквием),  секвенция и  страсти.

Мотет - вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде. В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в это время, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. 

Ave verum corpus (Радуйся, истинное Тело) — в Католической церкви причастный кант, служивший текстом музыкальных сочинений в форме небольшого мотета, на несколько голосов.

Ave, ave verum corpus natum 
De Maria virgine 
Vere passum immolatum 
In cruce pro homine 
Cujus latus perforatum 
Fluxit aqua et sanguine 
Esto nobis praegustatum 
In mortis examine 
In mortis examine.

В переводе на русский язык текст выглядит следующим образом:

Радуйся, истинное Тело,

Рожденное от Марии Девы:
Невинное, страдавшее и убиенное

На Кресте за человеков.
 С Твоей пронзенной груди
Волной струилась кровь.
Будь нам примером

В смертном испытании.

В полной версии молитве присутствуют еще две строки:

- O Jesu dulcis, o Jesu pie

O Jesu Fili Mariae Miserere mei. Amen.

- О, Иисус сладчайший, Иисус благой

 О, Иисус, сыне Марии, помилуй нас. Аминь.

Существуют различные версии этого гимна, созданные разными композиторами. Среди них:

  • Уильям Бёрд (1605)
  • В. А. Моцарт (1791)
  • Александр Гильман (1856)
  • Эдвард Элгар (1887)
  • Ференц Лист
  • Камиль Сен-Санс

Кроме того, Ave verum corpus звучит в опере Пуленка «Диалоги кармелиток» (1957).

Мотет «Ave verum corpus » Моцарта в наши дни

Творчество Моцарта очень любимо исполнителями и слушателями. Поэтому его произведения не сходит с ведущих сцен мира. «Ave verum corpus»  вдохновило многих людей на исполнение этого замечательного произведения.

Последнее исполнение было 3 февраля 2012 года, мотет «Ave verum corpus» был исполнен в Большом зале консерватории в исполнении Московского Государственного Академического Камерного хора. Дирижер – Владимир Минин.

Сейчас можно услышать классическое исполнение мотета «Ave verum corpus» и в столице, и в провинциальных городах, и за рубежом.

Музыкально-теоретический анализ.

Жанр произведения – мотет -  вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Форма произведения – простая двухчастная с дополнением. В оригинальном тексте предполагается инструментальное сопровождение.

Первая часть – экспозиция музыкального материала – открывается аккордовым складом письма в основной тональности произведения D-dur:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия.png

По форме первая часть представляет собой классический большой квадратный период, состоящий из двух предложений неповторного строения. Границы предложений подчеркнуты серединной каденцией, основанной на автентической гармонии:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия (2).pngC:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 008 - копия.png

В развитии музыкального материала второго предложения появляется кратковременное отклонение в тональность fis-moll, которое является параллелью доминантовой тональности A-Dur.

Подобное гармоническое развитие свидетельствует об особенностях построения – период является одновременно модуляционным (имеет отклонения в процессе развития) и модулирующим (имеет модуляцию в завершении музыкального материала):

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 008 - копия (2).png

Заключительная каденция представлена модуляцией в тональность доминанты:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 008 - копия (3).png

Вторая часть по аналогии с первой представляет собой большой квадратный период, состоящий их двух предложений неповторного строения. Во второй части, основная тональность которой A-Dur, мы встречаемся с отклонением в тональность второй степени родства – F-Dur:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 003 - копия.png

При возвращении в основную тональность вместо D-Dur появляется одноименный ему d-moll:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 009 - копия.png

Границы предложений подчеркнуты серединной каденцией, основанной на автентической гармонии:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 010 - копия.png

В секвенции второго предложения мы встречаемся с эллипсисом – длительным переходом одного диссонирующего аккорда в другой диссонирующий без его разрешения. В гармонии эллипсиса благодаря появлению побочных доминантовых функций появляются кратковременные отклонения в тональности e-moll, fis-moll. Тем не менее, указанные тональности не имеют гармонического закрепления:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 010 - копия (2).png

Второе предложение в своем окончании имеет прерванный каденционный оборот особого вида:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 010 - копия (3).png

Прерванный оборот является причиной появления дополнения к основному музыкальному материалу мотета. Дополнение в данном случае выполняет функцию Coda – оно бифункционально – продолжает развитие основного музыкального материала и кадансирует его.

Открывается дополнение элементом подголосочной полифонии:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 011.png

В музыкальном материале дополнения снова появляется эллипсис, еще более сложный с гармонической точки зрения:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 001 - копия.png

Завершается мотет полной совершенной гармонической каденцией в основную тональность в мелодическом положении основного тона:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 001 - копия - копия.pngC:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 001 - копия (2).png

Музыкальный материал произведения излагается в двух основных видах хоровой фактуры:

- гомофонно-гармоническая – аккордовая с мелодической линией в верхнем (характерная фактура для хорала) – основной вид музыкальной фактуры мотета:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия.png

Особенностью гомофонно-гармонической фактуры в данном произведении является большая подвижность женских партий по отношению к мужским: 

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия (3).png

- полифоническая – подголосочная полифония, музыкальный материал которой развивается с помощью секвенции:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 010.png

Данный вид хоровой фактуры встречается в кульминационных эпизодах и в дополнении, где расположена главная кульминация всего музыкального произведения:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 001.png

Вокально-хоровой анализ.

Тип и вид хора – произведение написано для смешанного четырехголосного хора a'capella. (В оригинале в сопровождении стунных и органа).

Диапазон партий и общехоровой диапазон:

Сопрано

Общий

Альт

Тенор

Бас

Тесситурные условия, в основном, благоприятны во всех партиях. Исключение составляет лишь кульминационный эпизод – высокая тесситура партии сопрано:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 001.png

Тем не менее, им на помощь приходят громкая звучность и достаточные удобные слоги литературного текста.

Благоприятные тесситурные условия будут способствовать появлению естественного динамического ансамбля. Однако специфика музыкального языка произведения диктует порой использование искусственного динамического ансамбля:

- во второй части мелодическая линия проходит попеременно в женской и мужской группах хора. Она должна четко прослушиваться на фоне остальных голосов:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 002.png

Динамику не ведущей мелодию партии не стоит увеличивать. Динамического баланса лучше всего добиваться путем снижения звучности сопровождающих голосов.

Необходимо также подчеркнуть мелодические ходы партии альта и  распевы:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 003 - копия.png

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия (3).png

Музыкальный язык сочинений Моцарта базируется, как правило, на прочной тональной основе. Ему не свойственны хроматизированная мелодика и остродиссонантные гармонии. Тем не менее, он не чуждается использовать определенный гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов.

К основным трудностям горизонтального строя стоит отнести следующие:

- достаточно широкие скачки, как в мелодической линии:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия - копия.png

Так и в партиях сопровождающих голосов:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 010 - копия - копия (2).png

При работе над скачками полезно пропевать их вне ритма. Хористам необходимо предслышать верхний звук, а если скачек нисходящий, важно не потерять высокую позицию звука.

- Особой горизонтальной сложностью являются пение альтерированных ступеней:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-29 1\1 002 - копия.png

При интонировании скачков важно не потерять ощущение ладовых тяготений.

К горизонтальным трудностям стоит также отнести повторение одного и того же звука, в первую очередь это органный пункт в партии басов:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия.png

Каждый последующий звук необходимо исполнять с тенденцией к завышению, с целью удержать реальную его высоту и не спровоцировать потерю тональности.

К основным вертикальным трудностям следует отнести в первую очередь альтерированные аккорды и созвучия:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 008 - копия (3).png

Хористы должны четко представлять себе ладовые тяготения как диатонических, так и хроматических ступеней.

Композитором поставлена ремарка «Sotto voce» - вполголоса.  Исходя из этого можно правильно определить тип звуковедения.

 Основной тип звуковедения в данном произведении legato – непрерывное связное пение. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным.

Исполнительский анализ.

При исполнении следует обратить внимание на нетрадиционное обозначение музыкального размера и знаков, определяющих тональности:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия (4).png

 И если во втором случае «фа-диез» просто выставлен октавой ниже, то размер «2» является старинным обозначением размера аналогичному 4/4.

Стоит заметить, что большая часть произведения исполняется на очень тихих нюансах «p», «рр», что в свою очередь может приводить к динамическим провалам. Во избежание этого исполнять произведение стоит, независимо от нюанса, на достаточно твердой опоре и с предельно четкой дикцией.

Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это:

 - ауфтакты, направленные на подготовку звучания:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия.png

- ауфтакты, подготавливающие снятие звучания:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 008 - копия (3).png

Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны:

C:\Users\Лидочек\Pictures\2012-04-28 1\1 007 - копия (5).png

Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора музыкальный материал при этом отличается сплошным, не разделенным ими звучанием. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора  никогда не должен становиться простым отсчетом пустых долей, но активным, обращенным к мелодическим и фактурным особенностям жестом.

В целом анализируемое нами произведение является прекрасным концертным номером и может войти в репертуар профессионального хорового коллектива.

Список используемой литературы:

  1. Л. А. Мазель «Строение музыкальных произведений»; М., 1978;
  2. И. Дубовский «Учебник гармонии» М., 1985;
  3. И. Усова «Хоровая литература»; М., 1979;
  4. В. Стародубцева «Анализ хоровой партитуры»; М., 2007;