В.С.Калинников "нам звезды кростике сияют"

Соболева Екатерина Сергеевна

 

Введение.

Анализируемое нами произведение «Нам звёзды кроткие сияли»  является одним из вершин хорового творчества Виктора Калинникова. Оно написано в характерном для Калинникова жанре – хоровой романс. Нами будет произведен музыкально теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ данного произведения a capella, написанного для смешанного хора с divizi во всех партиях.

Виктор Сергеевич Калинников(1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и композиции. В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище. В 1922-26 г.г. - в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах.

Виктор Калинников  является представителем культуры «Серебряного века». Он занимал особое место в музыкальной культуре XIX – начала XX веков.

Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства вообще и русского хорового стиля конца XIX -- начала XX века в частности. Черты стиля отчетливо прослеживаются в хоровом творчестве С. Танеева, А. Кастальского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова. Все они - приверженцы реалистического направления в музыке. В тоже время, огромную роль в формировании творческого стиля композиторов оказала предшествующая эпоха романтизма.

Наиболее характерные черты романтизма - преувеличенная насыщенность чувств, поэтичность, лиризм, прозрачная картинность, гармоническая и тембровая яркость, красочность – свойственны хоровому стилю всех композиторов. Но одни хоровые произведения отличаются светлым, созерцательным характером, искренностью и непосредственностью чувства. В противоположность им, другим хорам свойственна большая сдержанность, спокойствие и ясность духа, некоторая рационалистичность.

Сохранилась статья Калинникова о хоровом пении, помещённая им в «Вестнике искусств» за 1922 год. Она чрезвычайно интересна потому, что отчетливо характеризует Калинникова как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыклаьной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительсий» (участие в исполнении). Наиболее демократичным видом исполнительства Калинников считает хоровое пение, прежде всего потому, что оно пользуется всенародной любовью. Поэтому он горячо выступает за развитие хоровой самодеятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле, необходимость вырвать хоровое пение a capella из-под влияния церкви, где оно почти исключительно до тех пор культивировалось. В заключение Калинников призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества. Некоторые тезисы его статьи, как видно, не утратили актуальность и по сей день.

Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. Cочинения: 15 хоров  a capella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е.Баратынского, "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина, "Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных ворот"-сл.А.Толстого, "Лес"-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина ; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра.

Хоры Виктора Калинникова весьма разнообразны. Большинство хоров – небольшие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Виктора Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции.

В музыкальном стиле хоров Калинникова проступает 2 основных тенденции. Одна идёт от Чайковского, другая – от Бородина. Музыкальный язык хоров первого типа в общем базируется на гармонических ресурсах романсов Чайковского, но особенно отчётливо проступает направление Чайковского в их фактуре, представляющей собой образец характерной русской поющей гармонии. Бородинская линия проявляется в хорах Калинников при обращении его к эпическим образам или к бытовым русским национальным картинам. В этих хорах у Калинникова нередко встречаются ладовые модуляции, развёрнутые органные пункты с характерными переливами на их фоне минора и параллельного минора. Иногда в хорах этого типа возникают прямые ассоциации с музыкой Бородина и Римского-Корсакова.

Тончайшая лирика («Элегия» на сл. Пушкина), драматизм («Кондор» на сл. Бунина), акварельность и изобразительность («Жаворонок» на сл. Жуковского), эпическая мощь («Лес» на сл. Кольцова) - все это передано средствами лишь хора.

Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников весьма разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.

Всё чаще Калинников в поисках подходящего сюжета для нового произведения стал обращаться к русской литературе, которую он раньше избегал, опасаясь, что ему не удастся в сценическом произведении раскрыть своеобразие мироощущения русского человека и особенно бытовую сторону народной жизни. Думается, что эти опасения, если даже и не были полностью лишёнными определённых оснований, всё же являлись преувеличением. Калинников великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в музыке самые тонкие образные сферы русской поэзии – об этом свидетельствуют его многочисленные романсы, написанные на стихи русских поэтов.

В анализируемом нами произведении отчётливо прослеживается связь литературно-поэтического текста и музыкального языка. Они представляют собой единое целое. Калинников в своей музыке отчётливо передал содержание стихотворения Алексея Плещеева «Нам звезды кроткие сияли».

Алексей Николаевич Плещеев (22.11.1825 г., г.Кострома – 26.09.1893, Париж)

поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик.

В 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета.

 Плещеев юный современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя.  Почти ровесник Тургенева, Островского, Некрасова, Достоевского.

 Алексей Николаевич Плещеев прожил трудную жизнь, полную надежд и катастроф. Плещеев был сослан на каторгу  в солдатчину -  «медвежьи» углы России за антигосударственную деятельность. Поэт мужественно перенес заточение в «русской Бастилии» – Петропавловской крепости и смертный приговор, замененный солдатчиной в Уральских линейных батальонах. Пережитое не сломало поэта, не убило в нем стремления честно служить своей музой обществу. Стихи, родившиеся в «краю печального изгнания», составили первый после ссылки сборник стихов, эпиграфом к которому Плещеев ставит строки любимого Гейне – «Я долго был в тисках и не в силах был петь». Добролюбов, сравнивая плещеевскую поэзию с творчеством Пушкина, Лермонтова и Кольцова видел в ней «вопль энергической, действительно сильной натуры, подавляемой гнетом враждебных обстоятельств.

  Неизвестные до конца ХХ века архивные документы и письма Плещеева проливают свет на то, в каких трудных условиях он жил и писал. Несмотря на «всемилостивейшее прощение», бдительное око правительственных чиновников пристально следило за поэтом, на которого было заведено множество «дел» с грифом «секретно», «совершенно секретно». Тесные связи с «Современником», встречи с Чернышевским, Добролюбовым, Майковым – достаточно красноречивое свидетельство его «неблагонадежности» для властей.

 И все же первые годы жизни в Москве были для Плещеева лучшими. Удачно сложилась семейная жизнь поэта. У него растут два сына и дочь. Хотя цензура и теснит, но поэт печатает стихи, прозу, пьесы, которые ставит Малый театр. В его доме – литературные и музыкальные вечера, на которых бывают Лев Толстой, Тургенев, Писемский, Островский, Чайковский, Рубинштейн.

Ранняя лирика Алексея Плещеева окрашена идеями социалистического утопизма. Традиционные романтические мотивы разочарования, одиночества, тоски осмыслены как реакция на социальное неблагополучие и неотделимы от темы "святого страдания" лирического героя. Тревога и мрачный дух сомненья  мотивированы  бедствиями страны, муками братьев, конфликт с толпой,  живущей мыслями отцов. Гуманистический пафос лирики Плещеева сочетался с характерным для настроений утопистов пророческим тоном, питавшимся надеждой «увидеть вечный идеал».

 В центре его зрелой лирики, как и во многих стихотворениях Некрасова (с которым у Плещеева встречается немало тематических перекличек), образ прогрессивно мыслящего интеллигента, уже не способного к борьбе, сломленного жизнью, но все же не отрекшегося от прежних «святых грез».  Мотивы усталости, "тоски гнетущей", "угасшего пламени", как правило, приглушаются, а иногда и преодолеваются "светлыми думами", верой в "вестников правды, бойцов благородных" ("Честные люди, дорогой тернистою...", 1863).

 Стихи Плещеева необычайно музыкальны. Прекрасный знаток музыки, обладавший исключительной восприимчивостью к мелодии, Плещеев придавал стихам форму песни или романса, они полны напевности – «Дездемоне», «Бал», «Песня», «Напев», «Знакомые звуки, чудесные звуки», «Ноктюрн».

 Содержание, образность поэтической речи, музыкальность стиха лирики Плещеева привлекли внимание Аренского, Мусоргского, Гречанинова, Варламова, Кюи, Глиэра, Ипполитова-Иванова. Чаще других обращался к плещеевской лирике Петр Ильич Чайковский, находя в ней родственные своему творчеству мотивы. Чайковский написал романс «Нам звезды кроткие сияли» на стихотворение Плещеева с символическим названием «Слова для музыки» , к которому так же обратился Калинников.

Алексей Николаевич Плещеев умер 8 октября 1893 года. Но русский народ не забывает лирику Плещеева: его прекрасные стихи звучат в песнях и романсах до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

Художественный образ произведения

 « Нам звезды кроткие сияли»

Произведение В. Каллиникова на слова А. Плещеева « Нам звезды кроткие сияли» вмещает в себе одновременно мечтательный, нежный, светлый и немного трагический, печальный характер. Тонким пером поэта нарисован образ юности, счастья, света и любви. Тем не менее, этот образ, живущий в сердцах влюбленных,  занимает невечное место в непостоянном хрупком мире любви. Увы, радость всегда живет рядом с печалью и  их отделяет совершенно тонкая нить.

 Жизнь коротка…. и каждый ее миг прекрасен, однако то волшебство, которое царит в юности, увы, не может в себе отобразить ни одна пора жизни.

 В стихотворении А. Плещеева сокрыта глубина того волшебства,  которое царит лишь в молодости. Сердца влюблённых, преисполненные  стремления, надежд, мечтаний и весь трагизм одинокого сердца, потрясенного от утраты любви. Тоска по навсегда ушедшему счастью и, неумение погубить и сжечь это все в своей памяти и крови.

  Хочется отметить, что композитор внес огромную лепту в окраску художественного образа  произведения. Яркая динамика, смена темпа, волнующая кульминация, и контрастная последняя строфа произведения, свидетельствующие о смене настроения, которое умело смог передать композитор. Музыка потрясающе дополняет текст и придает произведению целостности, в яркой гамме красок сочетания музыки и текста. Интонации проведения тем пронизаны вопросами и неразрешенными ответами.

 

 

 

 

 

 

 

«СЛОВА ДЛЯ МУЗЫКИ» (название произведения по А. Плещееву)
 

 

Нам звезды кроткие сияли,

Чуть веял тихий ветерок,

Кругом цветы благоухали,

И волны ласково журчали

      У наших ног.

 

Мы были юны, мы любили,

И с верой вдаль смотрели мы;

В нас грезы радужные жили,

И нам не страшны вьюги были

      Седой зимы.

 

Где ж эти ночи с их сияньем,

С благоухающей красой

И волн таинственным роптаньем?

Надежд, восторженных мечтаний

      Где светлый рой?

 

Померкли звезды, и уныло

Поникли блеклые цветы...

Когда ж, о сердце, всё, что было,

Что нам весна с тобой дарила,

      Забудешь ты?

 

 

   Стихотворение «Нам звёзды кроткие сияли» весьма контрастно по настроению. Поэтому форма, в которой написано это произведение – строфическая. Каждая строфа как отдельный раздел, которому свойственно своё настроение (всего четыре строфы. Соответственно четырём четверостишиям). Само название нам говорит о некой ностальгии, которой пронизано всё произведение. Уже в первом четверостишии прослеживается тоска по прошлому.  Как говорилось ранее, музыка и текст здесь неразделимы, как единое целое. Музыкальный текст передаёт состояние лирического героя. Здесь – еще спокойного, воспоминания только начинаются.

  Хор открывается темпом Moderato con moto (умеренно с движением,     90-100), что уже настраивает нас на ностальгический характер первой строфы. На слова «Чуть веял тихий ветерок» Калинников передаёт колыхание свежего и прохладного ночного ветра, вокруг благоухающие цветы, на небе яркие и далёкие звёзды. Изменения темпа (Poco meno mosso – постепенно менее подвижно) помогают передать задумчивую интонацию речи, выделяя слова «И волны ласково шептали у наших ног».

 

  Лирический герой произведения погружается в рой воспоминаний и ощущений юности, которую уже не вернуть. Автор стихотворения устанавливает здесь параллель человеческих чувств и природы. (Эта черта характерна многим русским поэтам, таким как Есенин и Лермонтов).

 Плещеев описывает именно то время человеческой жизни, когда всё вокруг прекрасно, мир для человека не имеет границ, когда человек еще не знает разочарований и страданий. Одним словом – молодость.

Полноценно ощутить смысл первого четверостишия помогает музыкальный язык: динамика  (crescendo-diminuendo), гармоничейский язык, тесситура хоровых партий.

 

Во второй строфе автор подчёркивает так называемый юношеский максимализм: когда не знаешь границ, думаешь, что весь мир для тебя открыт, ничего не страшно – ни зима, ни вьюги. Но самые главные слова здесь это «Мы любили». Плещеев описывает именно тот возраст, когда появляется первая любовь (16-20 лет). Порой большей любви, чем в этом возрасте у человека больше в жизни не возникает. Лирический герой сберёг эти чувства, то есть он до сих пор помнит каково это - любить. В словосочетаниях «Мы были юны, мы любили» Калинников делает цезуру, чтобы подчеркнуть слова «мы любили», так же это выражается в длительности нот аккорда (половинные) и в гармонии звучит тонический септаккорд , по структуре это минорное трезвучие + мажорное, что даёт нам ощущение некой светлой грусти по тем воспоминаниям. Изменения темпа ( Poco meno mosso – постепенно менее подвижно) на слова «Мы любили» подчёркивает смысл этих слов.

 

 

 Здесь Калинников использует хоровую инструментовку (разделение на солирующие партии), что тоже является средством музыкальной выразительности.

  На слова «И смело вдаль смотрели мы» Калинников отдаёт соло партии сопрано, далее следует имитационное проведение темы в теноровой партии. Таким способом Калинников подчеркнул особое значение этой фразы, которая передаёт состояние юности, юношеский максимализм. Тембры голоса для Калинникова как средство выразительности характера слов. Стоит отметить утвердительный скачок в партии сопрано на малую сексту и тональность Ges-dur, как средство выразительности. Скачок приходится на слова «И смело вдаль смотрели мы» и,  исходя из смысла, Калинников подчеркнул «и смело» интервалом малой сексты.

На слова «В нас грёзы радужные жили» Калинников использует изменение темпа (Poco meno mosso), уже встречающееся ранее. Здесь нужно исходить из смысла слов, если до этого речь шла о юношеских порывах, и музыкальное изложение было соответствующим, то в этих строках уже другой смысл. Герой вспоминает о радужных грёзах, мечтах, которые в то время были в его жизни и , чтобы передать этот более мягкий и сокровенный характер Калинников применил изменение темпа.

В заключительных тактах этого раздела используется замедление Poco ritenuto (немного замедляя). Это подводит нас к следующему разделу, который начинается новым темпом (Andante con moto – не спеша с движением,   72-80).

Характер этой строфы – сожаление о прошедшем времени. Можно сказать, что тоска героя то утихает, то растёт с большей силой. Это передано за счёт музыки, солирующих партий, динамики, широкого расположения аккордов. Так же всё это описывает внутреннее психоэмоциональное состояние лирического героя: когда уже ничего не вернуть, наш герой восклицает на словах «где светлый рой?!» (это кульминация музыкального изложения), задаёт риторический вопрос, ответа на который мы так и не услышим.

Вернёмся к началу этого раздела. Он начинается с кульминации фразы, «с вершины источника», что свойственно вокальному творчеству Чайковскому. Строфа начинается под авторским указанием espessivo (выразительно), т.к. в этом кульминационном разделе описываются внутренние переживания героя, его воспоминания.

 Здесь есть черты имитационный полифонии. Сначала тему проводит сопрано и тенора на слова «Где ж эти ночи с их сияньем?» , потом  солирует теноровая партия на те же слова как имитация. Позже басы и сопрано проводят мелодию, остальные партии являются музыкальным фоном. Имитации хоровых партий как ниточки переплетаются между собой. У каждой имитации есть фразировка за счёт crescendo и diminuendo.  Имитация говорит о важности этих слов «Где ж эти ночи с их сияньем, с благоухающей красой и волн таинственным шептаньем?». Калинников таким образом подчёркивает смысл четверостишия – сожаление. Это главная мысль.

На слова «Таинственным шептаньем» Калинников использует повторение аккордов как состояние оцепенения, остинатный бас так же передаёт это состояние оцепенения и чувство неразрешённости вопроса.

На слова «Надежд восторженных мечтаний где светлый рой?» Калинников использует в начале фразы скачки у сопрано, потом в басовой партии, чтобы подчеркнуть смысл этих слов и привести нас к кульминации, где в музыке слышна интонация вопроса «Где светлый рой?». Калинников проводит эту фразу три раза, чтобы подчеркнуть смысл слов этого безнадёжного и безответного вопроса, в музыкальном изложении слышны интонации отчаянности.

 Третья строфа заканчивается многоголосием на динамике forte, в басовой партии повторение октавы, используется замедление ritenuto (замедляя),что приводит нас к новому темпу Andante (не спеша   60) заключительной четвёртой строфы, которая является полным контрастом по отношению к предыдущей строфе. И в конце фермата, как смысловая остановка для переключения на следующую строфу.

 В заключительной строфе происходит смена настроения. Здесь наш герой обращается уже к собственному сердцу, его рой воспоминаний настолько велик, что он он не в силах забыть всё, что было. Герой описывает своё нынешнее состояние: прошла молодость, прошла любовь вместе с теми яркими чувствами, которые мучают его всю оставшуюся жизнь. И звёзды уже померкли, и поблекли цветы.

  Здесь Калинников использовал гомофонно-гармоническое изложение (мелодия+аккомпанимент), что тоже является своеобразным средством выразительности. Мелодию исполняет партия сопрано, а роль аккомпанемента у партии басов, теноров и альтов.

 Гармонии в партии альтов, теноров и басов на тихой динамике передают нам своеобразное состояние оцепенения, а нисходящая мелодия передаёт настроение этого раздела – грусть и тоска по прошлому.

Огромное значение здесь имеет последняя фраза «Когда ж о, сердце, всё, что было, что нам весна с тобой дарила, забудешь ты?». Весну автор тут сравнивает с молодостью. На слова «Что нам весна с тобой дарила» постепенно вплетаются в аккордовый склад всё партии поочерёдно: сначала альты присоединяются к сопрано, потом тенора. Так же на эти слова Калинников делает динамику crescendo – diminuendo. То есть, как волной воспоминаний проносятся эти слова с взволнованным характером.

И сердце не может забыть этого. Калинников несколько раз и в разных партиях проводит словосочетание «Забудешь ты». Ведь вопрос остаётся без ответа, и композитор  подчеркнул это. Сначала проведение «Забудешь ты» звучит у сопрано вторых, потом у альтов, теноров и у первых басов. Позже присоединяются сопрано первые на тихой динамике piano, а басы вторые присоединяются самые последние. В конце у них звучит квинта на фоне всего хора, некоторые музыканты называют этот интервал пустым, т.к. в нём нет эмоциональной окраски. Так же Калинников здесь изменяет темп Poco meno mosso (постепенно менее подвижно) на первое вступление сопрано вторых для подготовки ферматы и смысловой аспект тоже играет
весомую роль.


Данная строфа отличается смысловой наполненностью как литературно-поэтического текста, так и музыкального материала.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  Жанр произведения – хоровой романс, миниатюра.

   Тип и вид хора: Произведение написано для смешенного четырехголосного хора a' cappella с divizi во всех партиях.

    Форма произведения – строфическая. Четыре строфы соответственно четырём четверостишиям. Калинников оформил каждую новую строфу текста новым музыкальным материалом. Хотя по смыслу стихотворение «Нам звёзды кроткие сияли» двухчастно: сопоставление счастливого прошлого и грустного настоящего.

                                         

 

 

Диапазон партий и общехоровой диапазон:

Общехоровой диапазон: f большой октавы – g второй октавы.

Сопрано: f первой октавы – g второй октавы. Есть примеры  низкой и средней тесситур.

 

Исполнение в неудобной, низкой тесситуре в данном случае не вызывает трудностей, потому что исполняется на динамике «р».

 

В подобных эпизодах исполнение требует хорошей, крепкой опоры:

Хорошему исполнению  способствует природная динамика, потому что звук должен  быть полным, уверенным, красивым, свободным.

 Партии сопрано следует также работать над выравниванием регистрового звучания и следить, чтобы не возникало « крикливости » на высоких нотах и «пестроты» на низких.

Альты: b малой октавы –c первой октавы.

Тесситура для альтовой партии в рамках ее рабочего диапазона удобна для исполнения. Главное для хористов – проявить свой тембр и красочность звучания.

Тенора: g первой октавы – f малой октавы.

 Тесситура удобная для данной партии. Мелодическая линия очень ярко выражена. Преобладает средняя тесситура, то есть зона примарного звучания.

Басы вторые: f большой октавы – d первой октавы. (Басы первые a большой октавы - d первой октавы)

Что касается тесситурных условий, то есть высотного положения звуков мелодии по отношению к диапазону голоса, то встречается высокая и средняя тесситура. Она удобная для исполнения. Трудности могут возникнуть в данном проведении:

 

Мы видим пример высокой тесситуры, к тому же неудобную динамику «р» для исполнения. В этом случае для хорошего звука нужно  воспользоваться фальцетом.

Размер

Переменный размер, простой 3/4 и сложный 4/4:

 

Темп

В данном произведении темп является одним из важнейших средств выразительности. Он – душа исполнения, потому что является неотъемлемым аспектом в исполнении данного произведения. Строфы произведения « Нам звезды кроткие сияли» имеет свою ремарку композитора, что касается темпа. В первой строфе стоит темп- Moderato con moto, (что обозначает умеренно, но с движением    90-100). В 8-10 такте используется изменение темпа Poco meno mosso (постепенно менее подвижно). Вторая строфа начинается в первоначальном темпе (a tempo), позже опять же используется изменение темпа Poco meno mosso (13-14 такт). А потом опять же возвращается прежний тем. С 17 такта опять же Poco meno mosso, в 21 такте этой строфы poco ritenuto (постепенно замедляя). В следующей строфе используется темп - Andante con moto (не спеша с движением    75-80). Этот темп будет немного сдержаннее нежели в первой строфе, но быстрее, чем во второй. В последней строфе темп Andante (что обозначает «не спеша»    60). Эта часть самая спокойная по темпу, что соответствует художественному тексту и замыслу композитора. В этой части наступает умиротворение, покой, и вместе с ними грусть и печаль, которые также отображает в себе темп.

Изменения темпа непосредственно связаны со смысловыми аспектами данного произведения, исходя из литературно-поэтического текста.

Вокально-хоровой анализ

Работа над красивым, выразительным звучанием отдельных голосов и всего хора являет основную часть хорового воспитания. От нее зависит качество всех элементов хорового пения и в первую очередь хорового строя в целом.

Культура звука обозначается рядом факторов, таких как:

1) степень владения дыханием;

2) тембральная ясность каждой партии и хора в целом;

3) манера пения;

4) дикционная четкость;

5) способы звуковедения.

Рассмотрим эти факторы:

   Дыхание

Это один из важнейших моментов хорового пения. Необученность певцов дыханию отрицательно влияет на исполнение произведения.

В произведении используются следующие типы дыхания:

  1. Цепное дыхание (при исполнении звука или аккорда, который тянется, дыхание обновляется хористами в разное время, бесшумно, незаметно, создавая эффект беспрерывного звучания музыки).

 

  1. Общехоровое дыхание.

 

3) Дыхания по партиям.

 

Звуковедение

Способ звуковедения играет очень большую роль и является одним из средств выразительности в произведение «Нам звёзды кроткие сияли», влияет на характер произведения, отображает настроение и переживания.

В произведении В. Калинникова «Нам звезды кроткие сияли» используется способ звуковедения legato (связно, слитно), т.к. произведение певучее. Требуется кантиленное звучания, чему и способствует legato. Постоянное впечатление непрерывности звучания можно сравнить с человеческой жизнью: потому что она быстротечна, и беспрерывная и ее существование может остановить только смерть, а до того она движется, развивается. Поэтому роль звуковедения очень важна.

Динамика

В произведении, исходя из смыслового содержания текста, преобладает тихая динамика piano, mp (не очень тихо). Подвижная динамика (cresc.,dim.,) исходит от фразировки. В третьей строфе «Где ж эти ночи с их сияньем» используется динами mf (не очень громко), т.к. изложение литературно-поэтического текста и музыкальный материал требуют этой динамики.

Динамический план

1-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

2-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

3-ая строфа: mf на протяжении всей строфы и подвижная динамика, исходя из фразировок.

4-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

Фактура

В произведении «Нам Звезды кроткие сияли» встречаются в основном 2 типа изложения фактуры:

  1. гомофонно-гармоническая (мелодия + фон, аккомпанемент)

 

2)имитационная

 

Но есть и черты аккордовой фактуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНСТИ

Мелодический строй

  1. Повторение одного звука (часто встречается в этом произведении у разных голосов).

Как правило, такие эпизоды составляют одну из главнейших проблем интонирования, потому что появляется угроза постепенного интонационного понижения, потери высокой певческой позиции - форманты. Поэтому каждый следующий повторяющийся звук нужно интонировать остро, каждый раз как бы подтягивая.

  1. Диатонические тоны и полутоны вверх и вниз.

Часто трудности интонирования обусловливаются интонационной сложностью диатонических тонов и полутонов.

Диатонические тоны вниз интонируются по правилам интонирования большой секунды вниз, то есть оседая; диатонические полутоны вниз - по правилам интонирования малой секунды вниз-остро3) Хроматические тоны и полутоны.

  1. Альтерированные ступени.

Появление в партии хроматизмов и альтерированных ступеней всегда доставляют значительные трудности.

 

4)Скачки вверх и вниз.

В произведении «Нам звезды кроткие сияли» преобладает довольно-таки плавное голосоведение, потому что использован композитором линеарный способ изложения. Поэтому скачки бывают на не очень широкие интервалы- секунды, терции, кварты. И все ж таки встречаются скачки, на которые следует обратить внимание дирижеру,  при работе с хоровым коллективом. Тритон 27 такт.

5)Выдержанные звуки.

Пение на выдержанных звуках- одно из самого сложного в интонационном плане. Это связано с тем, что певцы часто «теряют» высоту ноты, происходит ее занижение. Этого естественно следует избегать, очень внимательно относится к таким длительным звукам: пропевать их, дослушивать до конца, внимательно интонировать.

Самой сложной является партия Баса .Она служит басом-остинато на протяжении 9 тактов.

Гармонический Строй

В произведении «Нам звезды кроткие сияли» есть очень неудобные для интонирования места, которые связаны прежде всего с ладовым тяготением. Хористу необходимо ощущать тональность и слышать не только свои ноты, но и весь аккорд вцелом. Стоит обратить внимание на отклонения в тональности:

 

 

 

 

Ритмические трудности

Наиболее часто в произведении « Нам звезды кроткие сияли» используются такие длительности        и       , реже      ,       ,    . Встречается крупный и мелкий пунктир (         ,        ) . Основной фигурацией являются восьмые длительности. В басовой партии есть межтактовая синкопа. Затакт придаёт пылкость высказываний.

      

Дикционные трудности

Дикция данного произведения не представляет собой особых сложностей, если соблюдать основные дикционные правила.

  1. Пение согласных должно быть «округлым», академичным.
  2. Чёткое проговаривание согласных. Присоединение последней согласной слога к предыдущему.
  3. Чёткое произношение букв и сочетаний: «р», «кр», «зв», «гр», «стр», «рж», «ж», «ш», «с», «з» (избегать шипения и свиста) «Звёзды кроткие», «кругом цветы благоухали», «В нас грёзы радужные жили и нам не страшны вьюги были», «Надежд восторженных мечтаний», «Когда ж о, сердце».

Динамические трудности: необходимо выдержать практически всё произведение на тихой динамике p и хорошо показать подвижную динамику (фразировку).

Звуковдение: Произведение нужно исполнять связано, певуче.

 

ТРУДНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКО – ДИРИЖЕРСКОЙ РАБОТЫ 


Решая все эстетические проблемы с точки зрения исполнительства, необходимо связывать их с усовершенствованием техники дирижирования. Хоть способ жестикулирования базируется на академической традиции. У дирижера – исполнителя должно быть что – то своеобразное, что характеризует его индивидуальность.

Дирижер должен обратить своё внимание на такие моменты, которые могут создать некоторые трудности для исполнения: ферматы, ритмически разное пение хоровых партий, тактовые динамические контрасты, синкопы, одновременное объединение ритмических штрихов в партиях. Отрабатывая указанные элементы, необходимо согласовать их с дирижерской схемой, исходя из размера произведения. Соответствие за правильный выбор полностью ложиться дирижера и находиться в зависимости от выбранной ним строгой или вольно – импровизированной манеры исполнения. В вопросах исполнения трактовки произведения важное значение имеет стиль того или композитора.

Основные трудности:

1) Показ поочередного вступления партий.

2) Показ правильного темпа.
3) Показ вступления на целую долю и дробленых вступлений на (восьмую) паузу.
4) Показ снятий на разные доли такта.
5) Показ гибкой фразировки в тихой динамике.
6) Показ темы на фоне выдержанных звуков.
7) Владение легким кистевым жестом и показ звучания legato.
8) Эмоционально передать два образа заложенных в произведении.
 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinnikov_quot_nam_zvyozdy_krotkie_siali_quot.docx2.51 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр: