Классный час на тему: "Образы богатырей в музыке"

Преображенская Евгения Анатольевна

Красткий рассказ для детей об образах богатырей в творчестве русских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_obrazy_bogatyrey_v_muzyke.docx192.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образы богатырей в музыке

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино.  Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Образы богатырей и витязей воплотили в своем творчестве многие русские композиторы: Александр Порфирьевич Бородин, Анатолий Константинович Лядов, Модест Петрович Мусоргский, Михаил Иванович Глинка, Николай Андреевич Римский-Корсаков, наш современный композитор Сергей Владимирович Сенин.

Вторая симфония Александра Бородина, названная друзьями композитора «Богатырской», явилась могучим воплощением идеи величия и непобедимости русского народа.

Симфония начинается мужественным сурово-решительным звучанием всех инструментов струнной группы. Кажется, будто раздался громогласный, на дальние просторы разнёсшийся клич, сзывающий богатырей со всей земли русской.

В героико-эпической опере «Князь Игорь» Александр Бородин воплотил образ новгородского князя Игоря, славившегося своей храбростью и воинской доблестью. Идеей для создания оперы послужила летопись «Слово о полку Игореве».князь Игорь.jpg

Былинная богатырская тема присутствует и в цикле Модеста  Мусоргского «Картинки с выставки» - в пьесе «Богатырские ворота».

Музыка этой пьесы передаёт торжественность, мощный облик киевских  «Богатырских ворот» и одновременно – силу, величие и душевную  красоту  

                                  русского народа.

Анатолий Лядов создал фортепианный цикл  «Бирюльки», состоящий из 14-ти пьес. Бирюлька №6 выделяется из всего цикла величественностью и строгостью образа. Она словно родилась из былин и преданий о подвигах русских богатырей.

Образ молодого,  храброго и  отважного богатыря Руслана воплотил в своей опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка. Храбрость Руслана показана в неравном бою с Головой, в суровых сражениях со злобным Рогдаем, с коварным Черномором. Эта опера написана композитором на сюжет одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». руслан.jpg

Образ  33-х богатырей мы можем услышать в опере Николая Андреевича  Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая тоже написана на сюжет сказки А.С.Пушкина. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.33 богат.jpg

Наш современник,  композитор Сергей Сенин известен как автор произведений на тульскую тематику. Он написал сюиту для фортепиано «Пьесы с ладошку». 16-я пьеса из этой сюиты называется «Женщина-богатырь».  «По преданиям мужиков березового края, одна женщина-богатырь с давних пор и по сей день в своём колчане носит вместо стрел целый город с мастеровыми людьми. Женщину зовут Россией, а город – Тулой…»