Классный час на тему: "Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева"
Данный материал можно использовать в качестве рассказа на классном часе , а также для доклада или сообщения учащимися на уроках. Материал содержит краткий обзор творчества , составленный и написанный для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_sergeevich_prokofev.docx | 76.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, дирижер и пианист.
Один из самых значимых музыкантов двадцатого века.
Родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины)
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. Ее записала нотами мать юного композитора Мария Григорьевна, а все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже самостоятельно.
Сначала учительницей его была мать, потом ему давал уроки композитор Р. М. Глиэр. В 13 лет он был готов уже к поступлению в консерваторию на композиторский факультет.
Будучи студентом консерватории он написал свою «Первую симфонию», которую показал на выпускном экзамене по композиторству. За творческую деятельность им было написано 7 симфоний, хотя прославили его пьесы и оперы. Учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене по специальности «Фортепиано». Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели.
В 1938 году он написал произведения: балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».
В это же время Прокофьев пишет для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк». Своим произведением он хотел донести до маленьких зрителей значимость музыки, а также знакомство с музыкальными инструментами.
Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам».
Много произведений Прокофьев написал для детей и о детях. Это «Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни пионеров на стихи С. Маршака, и на его же стихи написанная большая оратория «На страже мира», где дети являются важнейшим, центральным «действующим лицом» сочинения. Это и полная юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья»; и наконец, альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».
Двенадцать пьес, составивших сборник «Детская музыка», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам.
«Утро». Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. В глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.
Но вот исчезли последние тени. «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Так и слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника.
А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!
«Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес.
Дальше прелестный «Вальс». А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное «Шествие кузнечиков».
Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
Дальше - безудержная беготня - «Пятнашки», веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. «Вечер» - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
А в заключение - «Ходит месяц над лугами» - миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца.
В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.