Классный час на тему: "Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева"

Преображенская Евгения Анатольевна

Данный материал можно использовать в качестве рассказа на классном часе , а также для доклада или сообщения учащимися на уроках. Материал содержит краткий обзор творчества , составленный и написанный  для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergey_sergeevich_prokofev.docx76.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, дирижер и пианист. Без названия.jpg

Один из самых значимых музыкантов двадцатого века.

Родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины)

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. Ее записала нотами мать юного композитора Мария Григорьевна, а все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже самостоятельно.

Сначала учительницей его была мать, потом ему давал уроки композитор                Р. М. Глиэр. В 13 лет он был готов уже к поступлению в консерваторию на композиторский факультет.images.jpg

Будучи студентом консерватории он написал свою «Первую симфонию», которую показал на выпускном экзамене по композиторству. За творческую деятельность им было написано 7 симфоний, хотя прославили его пьесы и оперы. Учась в консерватории, Прокофьев написал свой  Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене по специальности «Фортепиано». Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели.

В 1938 году он написал произведения: балет  «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

В это же время Прокофьев пишет для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк». Своим произведением он хотел донести до маленьких зрителей значимость музыки, а также знакомство с музыкальными инструментами.

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам».

Много произведений Прокофьев написал для детей и о детях. Это «Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни пионеров на стихи С. Маршака, и на его же стихи написанная большая оратория «На страже мира», где дети являются важнейшим, центральным «действующим лицом» сочинения. Это и полная юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья»; и наконец, альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».Sergei_Prokofiev_04.jpg

  Двенадцать пьес, составивших сборник  «Детская музыка», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам.

«Утро». Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. В глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.

     Но вот исчезли последние тени.  «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Так и слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

     Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника.

     А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!

     «Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес.

     Дальше прелестный «Вальс».  А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное «Шествие кузнечиков».

     Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.

     Дальше - безудержная беготня - «Пятнашки», веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. «Вечер» - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.

     А в заключение - «Ходит месяц над лугами» - миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца.

В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.Sergei_Sergeyevich_Prokofiev-2.jpg

В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.