«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

Ватагина Наталья Николаевна

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся

в учреждении дополнительного образования детей»

(обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей,

 возраст участников-7-14 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dshi_no6.docx773.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №6»

города Казани Республики Татарстан

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся

в учреждении дополнительного образования детей»

(обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей,

 возраст участников-7-14 лет)

                                  Подготовили:

Ватагина Наталья Николаевна

Преподаватель теоретических дисциплин, фольклора

МБОУДОД «ДШИ №6»

г. Казань, Республика Татарстан

Казань, 2013г.

     В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.   Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский  неоднократно касается проблем музыкального воспитания в своих высказываниях о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

      Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство». Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей, особенно через исполнительскую деятельность.

Цель проекта:      

  Формирование творческой личности обучающихся, повышение уровня публичного выступления

Задачи проекта:

1. Способствовать становлению разносторонне развитой личности обучающихся;

2. Сформировать компетенции восприятия явлений музыкальной культуры;

3. Развивать психо-эмоциональную устойчивость в условиях публичного выступления

Целевая группа проекта : обучающиеся ДШИ №6

Срок реализации проекта : сентябрь- май 2012-2013

Место реализации проекта: ДШИ №6

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Пополнение знаний о различных музыкально-культурных явлениях;
  2. Повышение уровня исполнительских навыков;
  3. Участие в различного уровня фестивалях и конкурсах;
  4. Выработка устойчивых психо-эмоциональных реакций в условиях исполнительской деятельности.

Цель учреждения дополнительного образования - реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации, мотивация к продолжению музыкального творчества в любительских формах.

Исполнительская деятельность успешно сочетает две важные функции. Во-первых,  дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на лучших концертных площадках города и в великолепном концертном зале собственной музыкальной школы. А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к классической музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в классической музыке.

В  ДШИ  реализуется уникальная  возможность – развиваются все уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой, в) коллективный, г) предпрофессиональный.

Индивидуальный уровень - "сфера развития личности" (Слободчиков В. И.) Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - личность, индивидуальность).
Групповой уровень
 - воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т.п.). Это реализуется через вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий, тематических концертов и т.п.); общение детей разного возраста (от 6 до 17 лет), разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.

Коллективный уровень - "создание пространства совместной жизнедеятельности" (В. И. Слободчиков). Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Предпрофессиональный уровень - выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование. В процессе событий, проектов в которых участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.

Воспитательные возможности  исполнительской деятельности ДШИ заключаются в том, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Особое внимание уделяется профессиональному росту юных и молодых исполнителей, объединению их в единое творческое пространство, созданию положительного имиджа образовательного учреждения, как уникального и привлекательного объединения детей, прикоснувшихся к музыкальной культуре.

Каждый концерт становится настоящим событием в культурной и общественной жизни воспитанников, содействуя повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся, увеличению эмоциональной активности, что оказывает огромное влияние на их интеллектуальные способности и развитие творческих возможностей.

В распоряжении юных артистов все кабинеты детской музыкальной школы, а главное – концертный зал с прекрасной акустикой, отвечающий самым современным акустическим и техническим требованиям, оснащенный музыкальными инструментами высокого качества, что позволяет успешно проводить концерты, лекции и встречи с детскими коллективами и  профессиональными музыкантами.

Занятия в школе мобилизуют ребят, заставляют правильно распорядиться свободным временем, позволяют развивать свои творческие способности.

Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.

ДШИ- благоприятная культурно-образовательная среда, в которой царит атмосфера взаимопонимания и дружбы, где младшие школьники и подростки, занимающиеся в классах разных педагогов-специалистов, в тех или иных творческих коллективах школы, получают уникальную возможность приобщиться к миру прекрасного, подлинной духовности, культуры, творчеству и гармонии.

Многие участники проектов - лауреаты городских, областных, межрегиональных и международных конкурсов. К претендентам на сценические выступления предъявляются довольно высокие требования.

Иванова Дарья, лауреат международных конкурсов

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок4.jpg

Радует то, что после концертов одаренных ребят у большинства юных зрителей возникает желание посетить следующие концерты. Юные артисты благодарны зрителям за их желание прикоснуться к миру музыки.

В составе ДШИ №6  большое число творческих коллективов:

  • хор учащихся младших классов;
  • хор учащихся средних классов;
  • ансамбль русских народных инструментов младших классов «Шалунишки»
  • оркестр татарских народных инструментов старших классов  «Дуслык»
  • трио саксофонов
  • квартет кларнетов
  • фортепианные ансамбли
  • ансамбль ложкарей «Ватага»
  • эстрадный ансамбль

Все эти коллективы – прекрасная возможность для детей развиваться, получить новые умения и  знания. Ещё важнее то, что исполнительская деятельность дает детям возможность с раннего возраста жить интересно и насыщенно. ДШИ является инициатором многих художественно-просветительских музыкальных программ, проводимых в формате музыкально-литературного лектория.

Ансамбль ложкарей «Ватага»

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок14.jpg

Концертные мероприятия ориентированы на популяризацию музыкального искусства, классической и современной музыки, среди детской аудитории, способствующей обогащению ее нравственно-эстетического мира, приобщению к музыкальному наследству, воспитание уважения к культуре различных народов.

Инструментальный ансамбль «Шалунишки»

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок2.jpg

Концертная деятельность отвечает реальным запросам образовательных учреждений, детских садов и школ и направлена на  повышение уровня культуры учащихся, на формирование интереса современных детей к музыкальному наследию, предоставление возможности прикоснуться к мировой музыкальной культуре.

Таблица. План концертных  мероприятий на 2012-2013 учебный год

№№

Сроки

Тема

Форма реализации

1

Сентябрь

Здравствуй, Осень!

Лекция – концерт для дошкольных учреждений

2

Октябрь

День музыки

Концерт-игра

3

Ноябрь

Посвящение в юные музыканты

Дебют юных исполнителей

4

Декабрь

Святки

Обрядовое действо

5

Январь

Новый год

Театрализованное представление

6

Февраль

Масленица

Обрядовое действо

7

Март

8 марта

Вечер романтической музыки 19 века

8

Апрель

Весенняя фантазия

Вечер инструментальной музыки

9

Май

Отчетный концерт

Главной целью лекций-концертов является становление музыкально-эстетического сознания учащихся, приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам  музыкального искусства, развитие музыкального кругозора, воспитание в каждом ребёнке таких качеств личности как: художественное мышление, творческая активность и интеллект. Важной задачей считаем  научить их слушать, понимать музыку, наслаждаться ею.

Важно отметить, что концептуально наш подход  к приобщению детей к музыкальной культуре базируется на  трех основных принципах новой педагогики в музыкальном обучении.

Принцип первый. Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение,  не собственные заботы педагога о своем авторитете или значении музыкальной культуры. В данном случае подчеркивается еще и то, что, говоря о личности ученика как центральном моменте художественно-педагогического процесса  во  внеурочной деятельности, мы имеем в виду не столько то, что его выделяет, индивидуализирует, обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет на значительной высоте.

Второй принцип новой педагогики можно сформулировать так: личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога. Другие позиции педагога — наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, режиссер-постановщик репертуара и т.д.— оказывают оперативную и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкальным произведением.

Третий принцип, связанный с двумя первыми, в общем плане может быть выражен так: содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

 Каждый концерт-лекция по-своему интересен и неповторим. Они позволяют вернуть богатейшую отечественную музыкальную традицию нашему народу, сделать ее доступной даже ребенку, начиная от элементарных народных песен, до сложного творчества современных композиторов. Такие встречи с музыкой позволяют маленьким слушателям прикоснуться к  богатейшей отечественной музыкальной культуре. А значит главной целью этого проекта можно считать – воспитание культурной и гармоничной личности.

Совместно с другими учреждениями культуры создаются проекты, в рамках которых организуются концертные мероприятия и фестивали детского творчества, большинство которых проходят на открытых площадках города. Это значительно расширяет деятельность ДШИ и круг зрительской аудитории, а главное, что потенциальные возможности совместной творческой деятельности в данном направлении не ограничены.

Участники  мероприятий  из года в год демонстрируют зрителям самобытность детского творчества, где гармонично сочетаются классическое и современное искусство. Каждый концерт, каждая творческая встреча – настоящий праздник музыкального искусства, встречи с шедеврами мировой классики, инструментальной и вокальной музыки русских и зарубежных композиторов.

Каждая детская музыкальная школа ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе с детьми, который бы способствовал решению не только важнейшей педагогической задачи - формированию творческой, гармонично-развитой, но и социально активной и зрелой личности. Не является исключением и детская школа искусств №6, в которой активно осуществляется и развивается одно из направлений воспитательной работы -  благотворительная деятельность.

Старший хор

C:\Users\RAY\Desktop\z_e31e2c7c.jpg

Главная цель благотворительных проектов - оказание помощи людям с ограниченными возможностями, испытывающим потребность в общении с другими людьми, с музыкой.  Благотворительность не только почетна, но и привлекательна, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу всем участникам этой деятельности, а не только тем, на кого она ориентирована.

Традиционными стали благотворительные концерты для ветеранов ВОВ, где люди старшего поколения имеют возможность прикоснуться к миру исполнительского искусства, услышать в исполнении детей  вокальные и инструментальные произведения, а так же поделиться с молодым поколением своим жизненным опытом.

Для стимулирования развития детского таланта и роста профессионализма юных музыкантов существует необходимость посещения творческих лабораторий и мастер-классов лучших педагогов России, проведение которых стало традицией для воспитанников и преподавателей детской музыкальной школы. Такие возможности предоставлены всем обучающимся в  ДШИ.

Основные задачи концертной деятельности - пропаганда музыкального исполнительства, расширение общего кругозора подрастающего поколения, приобщение широких масс слушателей к лучшим образцам музыкального культурного наследия, а также предоставление юным музыкантам возможность творческого самовыражения на большой сцене.

 Габдрахманова Лейсан лауреат международных конкурсов

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок7.jpg

Детское и юношеское творчество находится в сфере интересов городской и региональной власти, ведь внимание к культуре, музыкальному творчеству юных дарований– это забота о социальной стабильности общества. Школа творчества, которую проходят дети, завоевывая сцену и зрителя, несравнима ни с какой другой деятельностью. И публика, которая год за годом воспитывается и взрослеет на этих концертах, - лучшее тому подтверждение.

Публичное выступление вызывает у детей особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью.

Дуэт саксофонов, лауреаты международных конкурсов

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок3.jpg

Дети испытывают радость от соприкосновения с миром образов музыкальных произведений, исполнителями которых они являются, и от ощущения себя настоящими артистами, способными делиться частичками своей души с каждым из слушателей.

Но «концертное состояние» детей во время проведения мероприятий имеет массу «подводных камней», о которых педагог должен не только знать, но и уметь управлять ими и ориентировать ребенка в нужном направлении.

В практике работы, как правило, приходится сталкиваться с тремя основными видами концертной деятельности:

  • Отчетные мероприятия коллектива
  • Конкурсы
  • Выступления на открытых площадках

Все вышеперечисленные виды имеют общие черты:

  • Дети выступают публично (в зале присутствуют их родители, руководители, педагоги)
  • Дети исполняют известный им и отрепетированный материал
  • Для полного погружения в состоянии концерта дети одеты в костюмы

Также, у вышеперечисленных видов концертной деятельности есть ряд отличий:

Таблица отличий концертной деятельности

Отчетные мероприятия

Конкурсы

Выступления на открытых площадках

Количество номеров

18-20 номеров

1-2 номера

1-3 номеров

 (в среднем)

Порядок номеров

Заранее известен и определен сценарием

Жеребьевка, известен только после регистрации в месте проведения конкурса

Определен общим сценарием проводимого мероприятия, известен непосредственно на месте проведения мероприятия

Особенности репертуара

Соответствует тематике проводимого отчетного мероприятия, известен детям в соответствии со сценарием

Определяется тематикой конкурса, либо педагогами лично

Определяется тематикой проводимого мероприятия

Количество зрителей

В среднем 60-70 человек (в соответствии с размерами помещения)

В среднем 30-200 человек, в зависимости от уровня конкурса

Неограниченно, так как выступления проводятся на открытых площадках

Окружающая обстановка (декорации, костюмы)

Декорации направлены на то, чтобы способствовать погружению детей в атмосферу, определенную тематикой  проводимого мероприятия

Декорирование осуществляется организаторами конкурса в соответствии со сценарием

Декорирование осуществляется организаторами мероприятия в соответствии с особенностями площадки, сценария и т.д.

Все вышеперечисленные факторы оказывают определенное влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей.

Отчетные мероприятия – это мероприятия, проводимые с периодичностью  раз в полугодие, направленные на то, чтобы продемонстрировать уровень полученных детьми знаний, умений и навыков. Как правило, зрителями на отчетных мероприятиях являются родители выступающих детей, а также руководители учреждения, где работает коллектив.

Подготовка к выступлению ведется на протяжении полугодия, за это время дети успевают овладеть материалом, подготовить костюмы, запомнить порядок номеров и особенности сценария.

Младший хор

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок12.jpg

Концерт включает в себя 18-20 номеров, соответствующих тематике проводимого мероприятия. Как правило, концерт проводится в порядке «нон-стоп» (одно произведение  сменяется другим без перерыва). В концерте принимают участие обучающиеся, которые достигли высоких результатов на конкурсах и фестивалях разных уровней и прошли отбор на прослушивании. Обращается внимание на артистичность, умение держаться на сцене. В связи с этим возникает здоровая конкуренция среди желающих выступить.

Природа в каждого из нас заложила желание превосходить окружающих, так мы можем выделиться среди своих соплеменников. Желание превосходить стимулирует на более усидчивые занятия.

Конкуренция - это движущая сила в начале пути, именно конкуренция не дает расслабиться во время занятий и двигаться к новым знаниям. Юному артисту всегда хочется быть лучше других.

       Выступления на отчетных мероприятиях является для детей настоящим праздником. Дети чувствуют себя свободно, настоящими артистами, так как выступают на сцене, с которой успели познакомиться на репетициях. Дети четко знают порядок и особенности сценария. Действия детей четко определены, что позволяется детям расслабиться и полностью погрузиться в мир музыкальных образов исполняемых произведений.

Выступление на отчетных мероприятиях способствуют поднятию эмоционального уровня детей, вызывает у них массу положительных эмоций, а также желание к продолжению обучения и совершенствованию ранее полученных навыков. Дети раскрепощаются еще больше, чем на репетициях, свободнее держатся на сцене, общаются со зрительным залом, полностью «вживаются в образ». Таким образом, проводимые отчетные мероприятия помогают педагогам увидеть детей с новой стороны и определить пути дальнейшего развития ребенка.

   Конкурсы – это соревнования исполнителей, проводящиеся на заранее объявленных условиях. Лучшим участникам конкурса жюри конкурса присуждает премии и звания лауреатов. Музыкальные конкурсы бывают международные, всероссийские, республиканские, региональные, городские.

Фортепианный ансамбль

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок6.jpg

Для детей конкурс – это своеобразный стресс. Ученик погружается в состояние повышенной нервной возбудимости и эмоциональности. Нередко у детей появляется страх перед выступлением, перед оценкой жюри; неуверенность в собственном уровне. Конкурсанту  может показаться, что выступления других участников конкурса сильнее и лучше их. В эти моменты очень важна роль педагога и его умение настроить ребенка, избавить его от страхов и сомнений.

 Даминдаров Руслан, лауреат международных конкурсов

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок8.jpg

Самое главное – психологическая подготовка ребенка к конкурсу и объяснение ему, что результат конкурса в его собственных руках. На репетициях перед конкурсом необходимо давать детям четкие указания, что и как необходимо выполнять. По возможности, нужно объяснить детям обстановку, в которой будет проводиться конкурс, особенности помещения, сцены и т.д., чтобы приход в место проведения конкурса не повлек появление неожиданностей. Дети должны быть полностью уверены в своих силах и в том, что у них все получится. Таким образом, на каждой репетиции и перед выступлением необходимо указывать детям на их плюсы и говорить о том, что приложенные ими  усилия будут соответствовать результату конкурса. В таком случае дети будут чувствовать себя увереннее и свободнее,  а также смогут перенести ощущения от выступлений на отчетных мероприятиях коллектива на конкурсные выступления.

Объявление результата – самый волнительный момент для ребенка, ведь ему не терпится узнать, насколько оценили его работу. Во время оглашения результатов выступления на конкурсе очень важно указать детям как на «минусы», так и на «плюсы» их выступления. Дети должны понимать, что они сделали правильно, а что неправильно, чтобы в дальнейшем суметь исправить недостатки. Лучше всего, если во время оглашения результатов конкурса и проведения беседы, дети смогут увидеть видеозапись своего выступления и самостоятельно оценить его. Таким образом, конкурс требует усиленной работы педагога не только в плане усвоения учебного материала и работы над ним, но и в умении правильно настроить обучающегося и урегулировать его психологическое и эмоциональное состояние.

    Выступление на открытых площадках – участие в мероприятиях и празднествах, организуемых на окружном, районном и городском уровнях. Как правило, на мероприятиях подобного рода  участники имеют возможность исполнить 1-3 произведения, соответствующих тематике проводимого мероприятия. Самая главная «опасность» на мероприятиях подобного рода – неизвестная детям площадка, на которой они не имели возможности отрепетировать номер, а также количество зрителей, которое на мероприятиях подобного рода является неограниченным. Эти условия могут привести к тому, что ребенок растеряется и не сможет выполнить в полной мере то, что так хорошо удавалось ему на репетициях. В этом случае на помощь обязан прийти главный наставник и помощник ребенка – педагог. Роль педагога в эмоциональном и психологическом настрое ребенка на выступление велика. За то короткое время до выхода на сцену необходимо максимально успокоить детей и настроить их на успешное выступление. Нужно объяснить детям, что их выступление – часть праздника, что они должны на сцене просто погрузиться в атмосферу праздника и получать удовольствие от исполнения. Дети должны четко понимать, какому празднику посвящено мероприятия, в котором они принимают участие, какова его тематика и как соответствуют исполняемые ими произведения тематике проводимого мероприятия. Детей нужно постараться максимально освободить и раскрепостить, а также отвлечь их внимание от количества зрителей.

Педагог должен постараться объяснить детям особенности площадки, на которой проводится мероприятие, и помочь им сориентироваться во время выступления. Нужно также объяснить детям, что их ошибка во время выступления не страшна, что они не должны теряться и привлекать внимание к тому, что сделали что-то не так.

Во время выступления детей педагог обязательно должен быть на виду, чтобы суметь вовремя направить и скорректировать растерявшегося ребенка. Нужно дать детям почувствовать собственную уверенность и знание дела, а также то, что, чтобы ни случилось,- педагог будет в зале и всегда поможет.

Исхаков Тимур, лауреат республиканских конкурсов

C:\Users\ханюшка\Desktop\Рисунок9.jpg

Роль педагога во время исполнительской деятельности воспитанников.

Помимо обязательного эмоционального и психологического настроя перед выступлением, педагог должен тщательно подбирать репертуар для выступлений, обдумывать костюмы, следить за техническим оснащением и быстро ориентироваться.

Во время проведения отчетных мероприятий подбор репертуара полностью находится во власти педагога и должен соответствовать идее мероприятия, тематике. Во время репетиций педагог должен следить за тем, как дети усвоили сценарий, порядок номеров. Действия детей должны быть четко скоординированы. Во время выступления важно отдавать особое внимание техническим аспектам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнительская деятельность - важнейшая часть работы  в ДШИ, которая должна быть тщательно подготовлена и выстроена педагогом.

Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности.

Список использованной литературы:

  1. Волконский С. Человек на сцене. – СПб., 1912.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003
  3. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981;
  4.  Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.1, 1978;
  5.  Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;
  6. Л.А.Баренбойм и др. Из истории Советского музыкального образования //Сб. материалов и документов (1917-1927).- Л.: Москва, 1969;
    Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,1987;
  7. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;
  8.  Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984; Советская музыка, № 2 – 1975 // В.Мясищев, А.Готсдинер
  9.  Что есть музыкальность – В.Н.Минин. Ближе к практике. – И.Жуков. Творческий подход. – С.Гаджибеков. проблемы вуза, стр.81-92.;
  10.  Советская музыка, № 6 – 1966 // ст.И.Сигети. Композитор – исполнитель – слушатель., стр.108-1164.
  11. Я.С.Турбовской. Средства и методы педагогического действия. – М.:Знание, 1980.
  12. П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, М. :-«Музыка», 1990 г. ст.»Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.7.
  13. П Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. «Методика музыкального воспитания», М.:-«Музыка», 1990 г. ст. «Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.5.
  14. Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов,
  15. Н.Добровольская. « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г., стр.52- 53.
  16. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  17. Бондаревский В.Б. Воспитание интересов к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1989.
  18. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль. Академия развития, 2006.