методическая разработка«Работа над вокальным мастерством»

Емушинцева Марина Валентиновна

методическая разработка«Работа над вокальным мастерством»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                              Дом детского творчества «Контакт»

                                

                                         

                                   Методическая   разработка

                        Тема: «Работа над вокальным мастерством»

                                в МБУ ДО ДДТ «Контакт»

                  (возраст детей 10-18 лет)

Составил:

педагог дополнительного образования

Емушинцева  Марина Валентиновна

г. о. Подольск 2017

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..  3-5

2. Теоретическая  часть…………………………………………………..   6

        2.1. Вокальные навыки……………………………………………….  6-8

        2.2. Певческое дыхание………………………………………………  8-10

        2.3. Развитие дикции………………………………………………….  10-11

        2.4. Звуковысотное  интонирование…………………………………  12-13

3.  Практическая  часть……………………………………………………  14-16

4.  Заключение……………………………………………………………..  17-18

5.  Список  литературы  и  источников…………………………………..  19-20

   

                                                                                                        

                                        

                                                                                                        2

                                         Введение

        Искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды: живопись, музыку, театр, кино и т.д.

        Музыка в жизни человека играет исключительно большую роль и пользуется всеобщей любовью. Любовь к песням закладывается с детства и является неразлучным спутником всю жизнь. Ее слушают в операх, концертных залах, она звучит на праздниках, в парках и детских садах. Есть музыка балетная и оперная, симфоническая и камерная, военная и культовая, музыка для детей и танцевально-эстрадная. Нужно подчеркнуть, что музыка во многом отличается от других искусств. Ее выразительные средства и образы не столь наглядны как образы живописи, театра. Музыка оперирует средствами эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Еще одно особое свойство музыкального искусства: пробуждение в человеке стремления к красоте, воспитание в нем художника и 

соучастника творческого процесса.

                        Вокальная музыка- это богатая и многообразная область музыкального творчества. Существуют разные виды вокальной музыки. Чаще всего она сочетает пение с аккомпанементом, где последний выступает на равных правах с вокальной партией. 

                        Проблемы  вокальной работы в  детском коллективе далеко ещё не изучены и решены. Ведь одна из сложнейших задач, стоящих перед вокальным педагогом  научить детей петь, всех без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной

                                                                                                        3

сущности. Далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос.

                        В конечном итоге всё зависит от педагога, его таланта, образованности. Педагог должен достаточно владеть голосом и художественным талантом для раскрытия содержания вокального  произведения, чтобы в конечном результате такое творчество стало достоянием слушателей.

   Цель:  формирование  певческих  способностей  ребенка.

Задачи: определить  факторы, влияющие  на  формирование  певческих  способностей  ребенка;  развитие  голоса, интонации, дикции, дыхания.

        Специфика  певческой  деятельности для  учащихся  разных возрастов  на  музыкальных занятиях различна (зависимость от голосовых данных, диапазона, возможностей и т.д.)                                                                На формирование вокальных  умений и навыков  учащихся  влияют  различные  факторы:

1. Правильное  использование  возможностей  детского  голоса.

2. Правильный  подбор  вокального  материала (песен, распевок  и  т.д.)

3. Использование  нотной  грамоты.

4. Применение  компьютерных  технологий  в вокально-хоровой  работе.

5. Интерес  к  музыкальному  произведению.

Работа  над  вокальным  мастерством  включает в  себя  развитие  голоса,  интонации, дикции, дыхания. В развитии  голоса  ребенка  на  первом  этапе  необходим  правильный  подбор  распеваний, вокальных  упражнений (упражнения  на  гласные  звуки, на  продолжительность  звучания  гласных звуков), которые  вырабатывают  интонацию  у  ребенка и дыхание. Очень  важны  упражнения  на развитие пения  легато, стаккато, которые  также  вырабатывают  дыхание.   Есть ряд  вокальных  упражнений, помогающих  развить дикцию (использование  упражнений  с  согласными  звуками, пение  скороговорок).                                                                                        4        Все эти распевания  помогают  «разогреть» певческий  аппарат  и  подготовить ребенка  к  пению песен. Диапазон  у  каждого  ребенка  разный, поэтому  песню  нужно  играть  в  той  тональности, которая  удобна  ему, если необходимо – транспонировать  в нужную тональность.

Основные задачи обучения и воспитания вокальных  навыков:

1. Освоение навыков пения.

2.Овладением дыханием при пении.

3.Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.

4.Устойчивое интонирование  песен.

5.Развитие навыков a cappella.

6.Подготовка учащихся для концертных выступлений и профессиональных         показов (открытые уроки, мероприятия и т.д.)

Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

                                                                                                                        

                                                        

                                                                                                                                                                                                                                        5

                                                       Теоретическая часть

Начальный период работы:  

                        Не менее важным вопросом в работе является подбор репертуара. Перед руководителем стоит главная задача- научить детей петь, и для этого он должен найти средства, посильные для выполнения, полезные для развития голоса и слуха, а также способствующие воспитанию и развитию музыкального вкуса. Правильный подбор репертуара - важное условие для успешной деятельности. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении, т. е. способствующим художественному росту ребенка, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей.

                        Учащиеся должны усвоить три важных вокально-хоровых навыка: певческое дыхание, дикция и интонация. Данная цепочка является основным звеном в работе на начальном этапе.

                                                2.1. Вокальные навыки: 

1. Певческая установка.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.

2. Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.

Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на                        музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами,   задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

                Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).                                                                 6

 Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).

                3. Работа над звуком.

В меру открытый рот, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака.

Ровное звуковедение, протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, округление гласных.

                Пение различными штрихами: legato, staccato, non legato. Изучение различных нюансов, постепенное расширение общего диапазона.

4. Работа над дикцией.

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

5. Вокальные упражнения.

Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время-наилучшему усвоению репертуара. Например:

  • нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.
  • смена гласных на повторяющемся звуке;
  • гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);                                                                         7
  • трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;                                 

-   небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые).

Перечисленные упражнения и другие необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке.

                6. Упражнения на развитие ладового чувства.

  • пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.
  • мелодические и гармонические секвенции из интервалов.
  • сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.

Большое значение для успешной работы с учащимися является анализ музыкального произведения. Это общая характеристика содержания произведения. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению. Анализ средств выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.                                                                         

                                                2.2. Певческое дыхание:

На первом этапе работы с учащимися нередко выполняются дыхательные упражнения вне пения. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений. Большинство педагогов всё же считают их необходимыми. С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики (например: методика Стрельниковой А.Н.) Можно использовать и другие дыхательные упражнения.        

                                                                                                                                                                                                                                        8

Упражнение первое. 

Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох со счётом. При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.

Упражнение второе. 

Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащихся. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение третье. 

Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь учащимся впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.                                                 

Упражнение четвёртое. 

Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке педагога мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Время звучания потом постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учащихся за сохранением положения вдоха во время пения.

Основные правила цепного дыхания:  

Не делать вдох одновременно  с рядом сидящим; на стыке музыкальных фраз. Дыхание брать незаметно и быстро.                                                         9

Вливаться в общее звучание без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без “подъезда”, и в соответствии с нюансом данного места партитуры.                                                                                                 

Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания.

Для выработки навыка цепного дыхания, прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью можно рекомендовать петь упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур.

                                                        2.3.Развитие дикции:

         Вокальная дикция имеет свои специфические особенности:

Во-первых, она певческая, что отличает её от речи, во-вторых, она индивидуальная или коллективная. Нужно не только научить чётко произносить согласные, но и правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных). Редукция- ослабление артикуляции звука; редуцированный гласный – ослабленный, неясно произносимый.

                        Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной  ровности  и достижения хорошего унисона.

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и, э, а, о, у, ы, четыре сложные – я, ё, ю, е (йотированные) При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.                                                                                                 

                Произношение звуков: 

Ё – округло, с добавлением О.                                                                 10

А – округлённо, с добавлением О.

И – как французкое U.

Е – как Э, собранно.

О – не узко, округлённо, широко, У – полётно.

Поём А – думаем об О, и наоборот.

Поём И – думаем об Ю, У, и наоборот. Поём Е – думаем об Э, и наоборот.

Поём Ё – думаем об О, и наоборот.

 Гласные – это те звуки, на которых раскрываются певческие возможности голоса.  Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: но остался; ни огня. “Й” - относится к согласным и с ними объединяется. Например: “Да-лё-киймо-йдру-гтво-йра-до-стны-йсвет”.

                В отличии от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

                Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в вокальной практике к так называемым “подъездам”, а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных.

                                                                                                                                                                                                                                        11

                                        2.4. Звуковысотное интонирование:

                        Проблема интонирования всегда была одной из самых острых и болезненных.  Голосовой аппарат и ухо – это две неразделимые части единой системы звуковой передачи. Слух является органом чувств, который доводит до мозга звуковые явления, происходящие в окружающей организм среде. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или что возникло в мозгу на основе этих слуховых впечатлений.         

                        Немаловажную роль в интонации играет внимание ребёнка. При внимании любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, всё хорошо запоминается. “Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно” - говорила известная певица и педагог Полина Виардо. Ещё замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика – это наука о заинтересовывании. Сделав занятие интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание учащегося, а всё, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается.

                        В литературе по вокалу вокальный строй обычно разделяют на два вида: мелодический и гармонический. На начальном этапе обучения детей пению нужно вести  работу над мелодическим строем, который представляет совокупность интонирования ступеней лада и мелодических интервалов. В кратком изложении они выглядят так: в мажорном ладу I ступень интонируется устойчиво. II ступень в восходящем секундном движении следует интонировать высоко. А в нисходящем – низко. III ступень интонируется всегда высоко, вне зависимости от интервала, какой она образует с предыдущим звуком,        поскольку является терцией тонического трезвучия. IV ступень при движении вверх требует некоторого повышения, а при движении вниз – понижения. V ступень интонируется устойчиво, с некоторой тенденцией к повышению, так как является квинтой лада и тонического трезвучия. VI ступень в восходящем

                                                                                                                        12

секундном движении (т. е. от пятой ступени) нужно интонировать высоко, а в нисходящем – (от седьмой ступени) – низко. VII ступень, как вводный тон, интонируется весьма высоко. VI ступень гармонического мажора, будучи пониженной по отношению к той же ступени натурального мажора, должна интонироваться с тенденцией к понижению. В минорном ладу I ступень, хотя она и является основным звуком тоники, следует интонировать высоко. III ступень – низко. IV ступень при движении к ней с низу (от третьей ступени) интонируется высоко, а при движении сверху (от пятой ступени) – низко. V ступень являющуюся третьей ступенью параллельного мажора, нужно интонировать высоко. VI ступень мелодического – высоко. VII ступень натурального минора следует интонировать низко, а ту же ступень мелодического и гармонического минора – высоко.

                                                                                                                        

                                                

                                                 

                                                        

                                                                                                                        13

                                                   Практическая часть

                        В качестве вокального   материала   берется самый    разнообразный   репертуар: это и  современные  песни,  песни  бардов, русские  народные  песни, романсы.  Используются разнообразные стили  и  жанры:  рок-музыка,  джазовая   музыка, поп-музыка.

Примерный  репертуар:

        Джаз:

1. «Ja-da» B.Carlton.

2. «Девушка  из  Ипанемы» А.Жобим.

3.  «All of me» Simons and Marks.

4.  «Autumn  leaves»  J.Kosma , J.Merser.

5.  «On the sunny side  of  the  street» Jimmy  Mc Hugh.

6.  «Блюз №3» (Now  Hear This).

        Рок-музыка:

1.  «Закат» В.Кипелов («Ария»).

2. «Герои  асфальта» В.Кипелов («Ария»).

3. «Штиль» В.Кипелов («Ария»).

4.  «Остыньте» - гр.  «Зона».

                Поп- музыка:

1. «Что  такое осень» гр. «ДДТ».

2. «Конь» муз.И.Матвиенко, сл.А.Шаганова.

3. «Осени  не  будет  никогда» муз.Е.Скрипкина, сл.Д.Мигдаля.

4. «Будем жить  старина» Д.Майданова.

5. «Героям России» С.Михайлова.

6. «День  победы» муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова

                                                                                                                        14

Песни  современных  бардов:

1. «Разыгралась  буря» О.Емушинцев.                                                        

2. «Обелиски» О.Емушинцев.

3. «Финансовый кризис» Е.Романовой.

4. «В  моем воображении» О.Емушинцев.

Дети  могут сами  выбрать  репертуар, а  педагог  рассматривает  и  предлагает.

Пример1:

Дети  слушают  произведение «Go down, Moses» в обр.К.Уайта.

        Вначале ребятам необходимо рассказать  о том, что спиричуэл – это духовная песня американских негров, возникшая в 1 четверти 19 века  на  юге  США, вследствие  обращения  выходцев  из  Африки  в христианство. Источником  негритянских  спиричуэл  являются  духовные  гимны, завезенные  в Новую Англию  белыми  переселенцами. Тематику  спиричуэл составили библейские  сюжеты. Спиричуэл  является  одной  из  самых  распространенных  форм  музыкального  фольклора  североамериканских  негров. Спиричуэл  имеет  вопросо – ответную  структуру, выражающуюся  в  диалоге  проповедника  с  прихожанами. Спиричуэл  значительно  повлиял  на  развитие  джаза. Следующий  этап – разучивание  песни со  словами  на  английском языке. Слова проговариваются  в  ритме с  одновременным  прохлопыванием. Далее  песня разучивается  интонационно  всей  группой  детей.  В запеве и припеве  происходит  перекличка  солиста со  всей  массой  певцов.  На следующем  этапе  разучивания  песни выбирается солист, который  ведет   свою  линию. Хор исполняет  свою  партию  в  унисон. В припеве остальные  повторяют  слова  за  солистом.  При  разучивании  песни  необходимо обратить внимание ребят  на  то, что  припев опирается на  пентатонный  звукоряд, но  встречается

                                                                                        15  

малохарактерный  для  негритянского мелоса  ход  к  тонике  через    повышенную 7 ступень. Относительно редкой  для  спиричуэл  является  и  минорная  тональность.   При  разучивании  песни  педагог исправляет  ошибки  ученика – «чистит»  интонацию, учит  правильно  петь  мелодию, правильно брать  дыхание. У ребенка  вырабатывается  музыкальный  слух, вокальные  умения  и  навыки. Также  педагог  работает  над  выразительностью  исполнения  песни.

                                                                                                                                                          Пример2:

«Обелиски» Емушинцева О.

                Вначале педагог подготавливает учащихся к разучиванию песни. Он говорит

том,  что эта песня  посвящена  событиям  Великой Отечественной войны.

Затем  педагог  исполняет  песню «Обелиски»  и  обсуждает  с учащимися.

Следующий этап – это  разучивание  по  партиям. Отдельно разбирается партия

 сопрано  и  потом  партия  альтов.  Затем  педагог соединяет обе партии в 2-ух

голосие.  Каждый  певец  должен  внимательно слушать партию своего соседа-

2-ой  голос,  уметь выстраивать  интонационно чисто  интервалы, уметь  брать

цепное дыхание  на длинных  фразах.  

Следующий этап  разбора  песни – это  характер исполнения  произведения.

Уметь передать  эмоционально  и образно  характер песни, умело  использовать

музыкально-выразительные  средства:  темп,  динамику, ритм  и т.д.

Начинается  песня  с  р – тихо, затем  с  каждым  куплетом  динамика нарастает,

и в последнем  куплете  песня  должна звучать на f – громко.

Последним, завершающим этапом  работы  должно  стать  выступление

учащихся на  концерте,  конкурсе и т.д.

                                                                                                                        16

                                                        Заключение

                        Работа  над  вокалом  – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран.

В условиях музыкального образования и воспитания  пение  выполняет несколько функций:

                        Во-первых, разучивая и исполняя песни, учащиеся  получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов. Пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное  отношение  к  музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям.

                        Во-вторых, вокальное пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

                        В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности,  пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.

                        В-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие  у  ребёнка  позитивного отношения к окружающему миру через постижение их

                эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.                         17

За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают вокальный  репертуар  различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт коллективного  пения, концертных выступлений.

                        Цель  занятий  – привить детям любовь к музыке, пению, формировать навыки коллективного исполнительства.  Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокальной классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.

Создание в коллективе атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала.

                                                                                                                        

                                                                                                                        

                                                                                                                        18

                               Список  литературы  и источников:

 

1.         Алиев Ю.Б.  «Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар.                 Методика» - Издательство: Владос, 2005.

2.         Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса» - М.,1983.

3.         Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания» -  М.,1984.

4.        Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация» // Работа в хоре -

        М., 1977.

5.         Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» - М., 1980.

6.         Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре» -  М.. 1967.

7.        Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. «Воспитание музыкой» - М.: Просвещение,                 1991.

8.         Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение»: Секреты вокального мастерства -                        Ростов-на Дону: Феникс, 2007.

9.         Дмитриевский Г «Хороведение и управление хором» - М., 1948.

10.          Добрынина М. «Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой         интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика»         Вып. XXV. М., 1969.

11.        Дмитриев Л. Б.  «Основа вокальной методики» - М.: Музыка, 2000.

12.         Емельянов В.В. «        Развитие голоса. Координация и тренинг» -                                  Издательство: «Лань», 2003.

13.         Коллиерс Д. «Становление джаза» М., 1984.

14.         Конен В. «Пути американской музыки» М.,1965 - 2-е изд., 1977 - 3-е изд.

15.         Конен В. «Блюзы и XX век» М., 1980, 1982 гг.

16.         Конен В. «Рождение джаза» М.,1984.

                                                                                                        19

17.        Коробка В.И. Вокал в популярной  музыке. – М.: Студия «Рекорд», 1989.

18.         Морозов В. «Исследование дикции в пении у взрослых и детей» //         Развитие детского голоса М., 1968.

19.         Плужников К. «Механика пения» - «Композитор. Санкт-Петербург",                         2004.

20.         Руднева А.И. «Методическая разработка по учебному курсу «Вокальный                   ансамбль» - М.: Музыка, 2010.

21.     Романова Л.В. Школа  эстрадного вокала – СПб.: Издательство «Лань»,                 2007.

22.         Румер М.А. «Начальное обучение пению» - М.,1982.

23.        Суслова Н. «Дыхательная  гимнастика  Стрельниковой» - М., 2002.

24.        Стулова Г.П.  «Теория и практика работы с детским хором» -  М.: Владос,                 2002.

        25.         Самарин В.А. «Хороведение и хоровая аранжировка» - Издательство:                         Академия, 2002.

26.     Чесноков П.Г. « Хор  и управление  им» - Издательство: Лань, 2015.

 

         

                                                                                                        

                                                                                                        20